рельсовая сталь
Классы МПК: | C22C38/48 с ниобием или танталом |
Автор(ы): | Юрьев Алексей Борисович (RU), Мухатдинов Насибулла Хадиатович (RU), Степашин Андрей Михайлович (RU), Козырев Николай Анатольевич (RU), Корнева Лариса Викторовна (RU), Никулина Алевтина Леонидовна (RU), Бойков Дмитрий Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-08-03 публикация патента:
27.01.2011 |
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к производству стали для железнодорожных рельсов. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, ванадий, хром, никель, медь, кальций, алюминий, ниобий, азот, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,75-0,90, марганец 0,75-1,25, кремний 0,25-0,65, ванадий 0,03-0,15, хром 0,20-0,60, никель не более 0,30, медь не более 0,30, кальций 0,0004-0,003, ниобий 0,001-0,12, алюминий не более 0,005, азот 0,007-0,020, железо и примеси остальное. В качестве примесей сталь содержит серу - не более 0,020% и фосфор - не более 0,025%. Повышается комплекс физико-механических свойств и эксплуатационная стойкость рельсов. 2 табл.
Формула изобретения
Сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, ванадий, хром, никель, медь, железо и примеси, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит кальций, алюминий, ниобий и азот при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод | 0,75-0,90 |
марганец | 0,75-1,25 |
кремний | 0,25-0,65 |
ванадий | 0,03-0,15 |
хром | 0,20-0,60 |
никель | не более 0,30 |
медь | не более 0,30 |
кальций | 0,0004-0,003 |
ниобий | 0,001-0,12 |
алюминий | не более 0,005 |
азот | 0,007-0,020 |
железо и примеси | остальное, |
при этом в качестве примесей она содержит серу не более 0,020%, фосфор не более 0,025%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству стали для железнодорожных рельсов повышенной износостойкости и с высоким сопротивлением усталостному разрушению.
Известна сталь, имеющая следующий химический состав (мас.%):
1. 0,69-0,82 С; 0,45-0,65 Si; 0,6-0,9 Mn; 0,004-0,011 N; 0,005-0,009 Ti; 0,005-0,009 Al; 0,02-0,10 V; 0,0005-0,004 Са; 0,0005-0,005 Mg; 0,15-0,4 Cr; Fe - ост. [1].
Существенным недостатком данной стали является недостаточное сопротивление рельсовой стали хрупкому разрушению, обусловленное наличием сложных оксидных неметаллических включений, содержащих кальций, магний, титан, алюминий.
Также известна сталь, имеющая следующий химический состав (мас.%):
2. 0,65-0,89 С; 0,18-0,65 Si; 0,6-1,2 Mn; 0,01-0,10 V; 0,001-0,03 Ti; 0,005-0,02 Al; 0,004-0,03 N; 0,0004-0,005 Са; 0,05-0,4 Cr; 0,003-0,1 Mo; Fe - ост. [2].
Существенным недостатком данной стали является недостаточная ударная вязкость, полученная на рельсах, термически упрочненных с температуры прокатного нагрева, за счет образования избыточного количества карбонитридов титана, а также повышенной загрязненности стали оксидными включениями, содержащими алюминий и кальций.
Известна также сталь, имеющая следующий химический состав (мас.%):
3. 0,65-0,8 С; 0,18-0,40 Si; 0,6-1,2 Mn; 0,001-0,01 Zr; 0,005-0,04 Al; 0,004-0,011 N, один элемент из группы, содержащей Са и Mg 0,0005-0,015; 0,004-0,040 Nb; 0,05-0,3 Cu; Fe - ост. [3].
Недостатком данной стали является повышенное количество алюминия и циркония, которые приводят к загрязнению рельсовой стали сложными глинозем - и цирконийсодержащими включениями, снижающими уровень ударной вязкости, стойкость против хрупких разрушений.
Известна также рельсовая сталь марки Э76Ф [4], содержащая (мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,15 |
кремний | 0,25-0,60 |
ванадий | 0,03-0,15 |
хром | не более 0,20 |
никель | не более 0,20 |
медь | не более 0,20 |
железо | остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая ударная вязкость рельсов, подвергнутых дифференцированной закалке с температуры прокатного нагрева.
Желаемым техническим результатом изобретения является повышение комплекса физико-механических свойств и эксплуатационной стойкости рельсов.
Для достижения этого сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, ванадий, хром, никель, медь, железо, отличается тем, что она дополнительно содержит кальций, алюминий, ниобий и азот при следующем соотношении компонентов (мас.%):
углерод | 0,75-0,90 |
марганец | 0,75-1,25 |
кремний | 0,25-0,65 |
ванадий | 0,03-0,15 |
хром | 0,20-0,60 |
никель | не более 0,30 |
медь | не более 0,30 |
кальций | 0,0004-0,003 |
ниобий | 0,001-0,12 |
алюминий | не более 0,005 |
азот | 0,007-0,020 |
железо | остальное |
при этом в качестве примесей сталь может содержать серу не более 0,020%, фосфора не более 0,025%.
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих условий. Выбранное содержание углерода обеспечивает повышение предела текучести, временного сопротивления разрыву, твердости и износостойкости стали.
При содержании углерода менее 0,75% твердость на поверхности катания дифференцированно упрочненных рельсов сравнительно низкая и не превышает 363 НВ, на глубине 10 мм от поверхности катания -352 НВ.
При содержании углерода более 0,90% в осевой зоне шейки возрастает вероятность образования недопустимой цементитной сетки.
Повышение содержания кремния до 0,65% связано с необходимостью увеличения раскисленности стали при уменьшении содержания алюминия в ней, обеспечивающей повышение чистоты стали по включениям пластичных силикатов, которые являются причиной снижения ударной вязкости.
Выбранное соотношение марганца и кремния обеспечивает необходимую прокаливаемость головки рельса при дифференцированной закалке. Выбранная концентрация марганца также способствует значительному измельчению зерна аустенита особенно в хромомарганцевой стали, уменьшает критическую скорость охлаждения.
При повышении содержания кремния более 0,65% и марганца более 1,25% возрастает вероятность образования недопустимых игольчатых структур с поверхности головки рельса при закалке.
Заявляемые концентрации никеля и хрома обеспечивают необходимую прокаливаемость и закаливаемость головки рельсов. При увеличении содержания никеля более 0,30% и хрома более 0,60% в структуре головки рельса наблюдаются участки бейнита и мартенсита.
Введение ниобия в заявляемых пределах обеспечивает наряду с алюминием и ванадием получение гарантированной ударной вязкости стали. Его содержание до 0,001% не оказывает положительного влияния на ударную вязкость, а при концентрации более 0,12% структура рельсов имеет неоднородное строение.
Снижение содержания алюминия до 0,005% и модифицирование стали кальцием при концентрации 0,0004-0,003% обеспечивает получение высокочистого металла по включениям алюминатов, приводит к образованию глобулярных неметаллических включений, к уменьшению их размеров и количества. Однако введение кальция более 0,003% приводит к загрязнению ее глобулями больших размеров и увеличивает стоимость стали. Кальций при концентрации менее 0,0004% практически не оказывает влияние на модифицирование включений.
Применение ванадия в стали обусловлено тем, что он, как ниобий, увеличивает растворимость азота в металле, связывая его в прочные химические соединения (нитриды, карбонитриды ванадия), которые способствуют карбонитридному упрочнению стали. Ванадий повышает предел выносливости, способствует улучшению свариваемости. Однако без использования азота ванадий при концентрации более 0,15% снижает ударную вязкость стали. При концентрации менее 0,03% не сказывается положительного влияния ванадия на свойства стали.
Концентрация азота менее 0,007% в стали, содержащей менее 0,03% ванадия и менее 0,001% ниобия, не обеспечивает требуемый уровень прочностных свойств, ударной вязкости и измельчение зерна аустенита. При увеличении содержания ванадия, ниобия и азота в стали до заявляемых пределов возрастает количество карбонитридов в ней, обеспечивающих повышение прочностных свойств и ударной вязкости. Однако при повышении азота более 0,02% возможны случаи пятнистой ликвации и "азотного кипения" (пузыри в стали).
Установленные ограничения по концентрации алюминия обусловлены необходимостью уменьшения загрязненности стали включениями корунда, снижающими контактно-усталостную прочность рельсов.
Ограничение содержания меди, серы и фосфора выбрано с целью улучшения качества поверхности и повышения пластичности и вязкости стали. Кроме того, концентрация серы определяет красноломкость, фосфора - хладноломкость стали.
Заявляемый химический состав рельсовой стали обеспечивает получение высокопрочных, износостойких рельсов повышенной контактно-усталостной выносливости.
Сталь заявляемого состава (таблица 1) выплавляли в 100-тонной дуговой электросталеплавильной печи ДСП-100 И7 и разливали на МНЛЗ. Полученные заготовки нагревали и прокатывали на рельсы типа Р65, которые подвергали дифференцированной воздухоструйной закалке. Приведенные в таблице 2 данные показывают, что механические свойства, твердость дифференцированно упрочненных рельсов из заявляемой стали значительно выше, чем рельсовой стали Э76Ф, выбранной в качестве прототипа. Повышение твердости, прочностных, пластических и вязкостных свойств рельсов увеличивает их износостойкость, контактно-усталостную прочность и надежность против хрупких разрушений.
Источники информации
1. А.с. СССР № 1239164, М.кл. С22С 38/16, 1984 г.
2. А.с. СССР № 1633008 А1, М.кл. С22С 38/28, 1991 г.
3. А.с. СССР № 1435650, М.кл. С22С 38/16, 1987 г.
4. ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».
Таблица 1 | |||||||||||
Химический состав стали | |||||||||||
Состав | Массовая доля элементов, % | ||||||||||
С | Mn | Si | V | Al | N | Cr | Ni | Cu | Nb | Са | |
1 | 0,75 | 0,75 | 0,31 | 0,03 | 0,005 | 0,007 | 0,20 | 0,05 | 0,20 | 0,001 | 0,0004 |
2 | 0,87 | 0,76 | 0,25 | 0,09 | 0,006 | 0,014 | 0,36 | 0,10 | 0,08 | 0,10 | 0,0008 |
3 | 0,85 | 0,85 | 0,30 | 0,12 | 0,004 | 0,017 | 0,60 | 0,22 | 0,06 | 0,009 | 0,0020 |
4 | 0,88 | 1,00 | 0,60 | 0,14 | 0,005 | 0,015 | 0,50 | 0,15 | 0,28 | 0,010 | 0,001 |
5 | 0,87 | 0,95 | 0,50 | 0,11 | 0,005 | 0,020 | 0,35 | 0,25 | 0,18 | 0,007 | 0,003 |
6 | 0,90 | 1,25 | 0,65 | 0,15 | 0,005 | 0,018 | 0,25 | 0,30 | 0,30 | 0,12 | 0,001 |
Сталь Э76Ф | 0,71-0,82 | 0,75-1,15 | 0,25-0,60 | 0,03-0,15 | - | - | 0,20 | 0,20 | 0,20 | - | - |
Таблица 2 | ||||||||||
Механические свойства дифференцированно упрочненных рельсов | ||||||||||
Вариант | т | в | 5 | Твердость | KCU, Дж/см 2 | |||||
Н/мм2 | % | НВ10 | НВ22 | НВш | НВпод | НВпкг | +20°С | |||
1 | 960 | 1300 | 13 | 35 | 395 | 375 | 352 | 352 | 401 | 29; 27 |
2 | 990 | 1352 | 12 | 33 | 388 | 375 | 351 | 341 | 388 | 27; 23 |
3 | 980 | 1393 | 12 | 33 | 401 | 388 | 341 | 341 | 409 | 25; 25 |
4 | 1029 | 1391 | 11 | 32 | 388 | 375 | 352 | 341 | 388 | 24; 32 |
5 | 1009 | 1372 | 10 | 31 | 388 | 363 | 341 | 341 | 388 | 25; 29 |
6 | 1049 | 1392 | 10 | 31 | 401 | 375 | 352 | 341 | 401 | 24; 31 |
Сталь Э76Ф | 880 | 1180 | 8 | 25 | 341 | 321 | 388 | 341-401 | 25 | |
Примечание: НВпкг- твердость на поверхности катания головки рельса; | ||||||||||
НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм; | ||||||||||
НВш - твердость в шейке; | ||||||||||
НВпод - твердость в подошве. |
Класс C22C38/48 с ниобием или танталом