способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач

Классы МПК:G01S13/93 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для предотвращения столкновений
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Винокуров Владимир Иванович (RU),
Винокуров Дмитрий Владимирович (RU),
Зыков Владимир Николаевич (RU),
Зыков Андрей Владимирович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-02-24
публикация патента:

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для предупреждения столкновений вертолетов с высоковольтными линиями передач. Способ заключается в приеме электромагнитных колебаний, отраженных от опор линии передачи электроэнергии, в диапазоне радиоволн пеленгатором, размещенным на вертолете, причем центр зоны сканирования совпадает со строительной осью вертолета. С помощью пеленгатора сканируют пространство по направлению полета вертолета, определяют углы пеленга способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21 каждой из двух опор линии электропередач, находящихся на заданном расстоянии друг от друга, относительно строительной оси вертолета, пролетают заданное расстояние без изменения курса, вновь определяют углы пеленга способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22 каждой из двух опор линии электропередач пеленгатором относительно строительной оси вертолета, определяют дальность до проводов линии электропередач по направлению строительной оси вертолета из выражения: способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 где LB - заданное расстояние, µ - угол между линией электропередач и строительной осью вертолета, исходя из значения дальности принимают решение по корректировке направления полета вертолета. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение надежности при обеспечении предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач. 2 ил.

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Формула изобретения

Способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающийся в том, что осуществляют прием сигналов в диапазоне радиоволн, отличающийся тем, что осуществляют излучение и прием сигналов пеленгатором, установленном на вертолете, причем центр зоны сканирования совпадает со строительной осью вертолета, пеленгатор сканирует пространство по направлению полета вертолета, определяют углы пеленга способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21 каждой из двух опор линии электропередач, находящихся на заданном расстоянии друг от друга, пеленгатором относительно строительной оси вертолета, причем способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11 - угол пеленга первой опоры линии электропередач, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21 - угол пеленга второй опоры линии электропередач, пролетают заданное расстояние без изменения курса, вновь определяют углы пеленга способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22 каждой из двух опор линии электропередач пеленгатором относительно строительной оси вертолета, причем способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12 - угол пеленга первой опоры линии электропередач, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22 - угол пеленга второй опоры линии электропередач, определяют дальность DЛЭП до проводов линии электропередач по направлению строительной оси вертолета из выражения

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 где LB - заданное расстояние между первой и второй точками измерения пеленгов опор линии электропередачи, µ - угол между линией электропередачи и строительной осью вертолета, исходя из значения дальности DЛЭП принимают решение по корректировке направления полета вертолета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасных полетов вертолетов, а именно для предупреждения их столкновений с высоковольтными линиями электропередач.

Известен способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающийся в том, что принимают электромагнитные колебания с помощью приемного устройства, размещаемого на вертолете, прием электромагнитных колебаний осуществляют в диапазоне радиоволн, излучаемых высоковольтными линиями электропередач, при этом прием излучаемых высоковольтными линиями электропередач электромагнитных колебаний ведут с различных направлений с помощью нескольких приемных антенн, максимумы диаграмм направленности которых ориентированы в разных угловых секторах плоскости полета вертолета, и по наличию сигнала в одной из приемных антенн определяют угловое положение проводов высоковольтной линии электропередач относительно корпуса вертолета, сравнивают значения принятого сигнала с опорными напряжениями, соответствующими величинам напряженности электромагнитного поля, излучаемого высоковольтной линией электропередачи на известном расстоянии от нее, и по результатам сравнения принимают решение по корректировке направления полета вертолета. (Патент РФ на изобретение № 2156985, G01S 13/93, G08G 5/04, опубл. 27.09.2000).

Недостатками данного способа предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач является зависимость результатов измерения от погодных условий. Так, уровни напряженности электромагнитного поля, излучаемого линией электропередач, вызванные высокочастотными переходными процессами, могут быть на 10-20 дБ больше при высокой влажности, тумане или дожде, чем при сухой погоде (Дональд Р.Ж. Уайт Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и непреднамеренные помехи. Выпуск 1. Общие вопросы ЭМС. Межсистемные помехи. М., Советское радио. 1977), в результате чего при обработке сигнала растет ошибка определения кратчайшего расстояния до линии электропередач. Кроме того, способ неработоспособен при выключении напряжения в линии электропередач.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Осуществление измерения дальности до проводов за счет известного, заданного, расстояния между двумя опорами.

Технический результат изобретения достигается тем, что в способе предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающемся в том, что осуществляют прием сигналов в диапазоне радиоволн, дополнительно осуществляют излучение и прием сигналов пеленгатором, установленным на вертолете, причем центр зоны сканирования совпадает со строительной осью вертолета, пеленгатор сканирует пространство по направлению полета вертолета, определяют углы пеленга способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21 каждой из двух опор линии электропередач, находящихся на заданном расстоянии друг от друга, пеленгатором относительно строительной оси вертолета, причем способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11 - угол пеленга первой опоры линии электропередач, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21 - угол пеленга второй опоры линии электропередач, затем пролетают заданное расстояние LB без изменения курса, вновь определяют углы пеленга способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22 каждой из двух опор линии электропередач пеленгатором относительно строительной оси вертолета, причем способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12 - угол пеленга первой опоры линии электропередач, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22 - угол пеленга второй опоры линии электропередач, определяют дальность DЛЭП до проводов линии электропередач по направлению строительной оси вертолета из выражения:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

где LB - заданное расстояние между первой и второй точками измерения пеленгов опор линии электропередачи, µ - угол между направлением линии электропередач и направлением, перпендикулярным строительной оси вертолета, исходя из значения дальности DЛЭП принимают решение по корректировке направления полета вертолета.

На фиг.1 представлена схема дополнительных построений для вывода формулы определения расстояния до линии электропередач, где:

CD - высоковольтная линия электропередач;

С - точка размещения первой опоры линии электропередач;

D - точка размещения второй опоры линии электропередач.

Для пояснения заявляемого способа как процесса выполнения действий над материальным объектом с помощью материальных средств и подтверждения возможности осуществления заявляемого изобретения на фиг.2 представлена функциональная схема устройства для реализации способа предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, где:

1 - пеленгатор; 2 - вычислитель; 3 - индикатор.

Устройство для предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач содержит последовательно соединенные пеленгатор 1, вычислитель 2 и индикатор 3.

В качестве пеленгатора могут быть использованы радиолокационные сканирующие пеленгаторы, осуществляющие излучение и прием электромагнитной энергии и выдающие на выходе пеленг обнаруженного объекта.

Устройство работает следующим образом.

На фиг.1 в точках С и D расположены опоры линии электропередач (ЛЭП). Прямая, проходящая через указанные точки, это провода линии электропередач.

Вертолет находится в точке A1 и выполняет полет в направлении линии A1F. На вертолете размещен пеленгатор (радиолокационного типа либо оптико-электронного).

Пеленгатор 1 сканирует пространство, осуществляя сканирование по часовой стрелке. Пеленги объектов способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12, способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22, измеряемые пеленгатором, отсчитываются от линии, проходящей через пеленгатор, параллельной строительной оси вертолета.

При сканировании пространства пеленгатором при нахождении вертолета в точке А1 измеряются пеленги опор ЛЭП. Пеленги опоры С - способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 11, а опоры D - способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 21.

Измерив пеленги опор ЛЭП при нахождении вертолета в точке А1, вертолет пролетает заданное расстояние от точки A1 до точки А2 без изменения курса и вновь измеряет пеленги опор ЛЭП способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 12 и способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718 22.

Заданное расстояние от точки А1 до точки А2 обозначим LB и определим как:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

где t - время полета из точки A 1 в точку А2, VB - скорость вертолета.

Дальность до проводов ЛЭП согласно фиг.1 определим как:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Рассмотрим определение расстояний СМ и МА2 опоры С.

Используя теорему синусов, получим:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

где СА2 - расстояние от вертолета до первой опоры ЛЭП при втором измерении пеленгов опор ЛЭП.

Или

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Отрезок А2К, как видно из фиг.1, равен отрезку СМ и определится с учетом формулы (4):

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Отрезок МА2 определится:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Получим аналогичные формулы для отрезков DN и А2N второй опоры D:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

где DA2 - расстояние от вертолета до второй опоры ЛЭП при втором измерении пеленгов опор ЛЭП.

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Угол µ определяет направление ЛЭП по отношению к направлению, перпендикулярному строительной оси вертолета. Тангенс угла µ согласно фиг.1 определяется как:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Тогда дальность до проводов ЛЭП будет определяться формулой:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

После преобразований получим:

способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными   линиями электропередач, патент № 2410718

Значение дальности до линии передачи электроэнергии индицируется индикатором 3 и служит для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач.

Класс G01S13/93 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для предотвращения столкновений

запросный способ измерения радиальной скорости и местоположения спутника глобальной навигационной системы глонасс и система для его осуществления -  патент 2518174 (10.06.2014)
устройство для определения расстояния между воздушными судами -  патент 2510800 (10.04.2014)
радиолокационный автономный способ предупреждения столкновений летательного аппарата с препятствиями в вертикальной плоскости и устройство для его осуществления -  патент 2507539 (20.02.2014)
высотомер -  патент 2501036 (10.12.2013)
устройство управления транспортным средством, транспортное средство и способ управления транспортным средством -  патент 2484993 (20.06.2013)
способ обнаружения опоры линии электропередач -  патент 2472177 (10.01.2013)
радиолокационный измеритель малых высот -  патент 2449310 (27.04.2012)
система обеспечения безопасности вертолета в критических режимах пилотирования -  патент 2445234 (20.03.2012)
устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередачи -  патент 2441254 (27.01.2012)
устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием -  патент 2429506 (20.09.2011)
Наверх