привод двухскоростной ручной для запорно-регулирующей арматуры
Классы МПК: | F16K31/53 зубчатой передачей |
Автор(ы): | Чернов Анатолий Васильевич (RU), Чернов Павел Анатольевич (RU), Ротермель Павел Викторович (RU), Лукьянченко Николай Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Корвет" (ОАО "АК "Корвет") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-08-14 публикация патента:
27.02.2011 |
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве привода запорно-регулирующей арматуры. Двухскоростной ручной привод содержит планетарный механизм, центральный переключающий вал, фиксатор положения центрального переключающего вала и переходник. Планетарный механизм размещен в корпусе. Центральный вал жестко соединен с маховиком. Переходник передает крутящий момент от привода на исполнительный механизм запорно-регулирующей арматуры. Центральный переключающий вал имеет возможность осевого перемещения до двух конечных положений с ограничением перемещения посредством фиксаторов. Центральный переключающий вал передает крутящий момент непосредственно на исполнительный механизм запорно-регулирующей арматуры или через планетарный механизм. Изобретение направлено на повышение быстродействия переключения скоростей и повышение надежности привода. 1 ил.
Формула изобретения
Двухскоростной ручной привод запорно-регулирующей арматуры, включающий размещенный в корпусе планетарный механизм, центральный переключающий вал с жестко соединенным маховиком, фиксатор положения центрального переключающего вала и переходник, передающий крутящий момент от привода на исполнительный механизм запорно-регулирующей арматуры (шпиндель), отличающийся тем, что центральный переключающий вал имеет возможность осевого перемещения до двух конечных положений с ограничением перемещения посредством фиксаторов, а также передающий крутящий момент непосредственно на исполнительный механизм запорно-регулирующей арматуры или через планетарный механизм, установленный в корпусе привода.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве привода запорно-регулирующей арматуры.
Известен двухскоростной привод, включающий размещенный в корпусе планетарный механизм. Крышка корпуса планетарного механизма установлена в корпусе с возможностью вращения, маховик жестко на ней закреплен, а переключатель размещен на крышке. Переключатель выполнен в виде поворотного рычага, а вал солнечного колеса имеет фланец с незамкнутыми пазами, также водило имеет незамкнутые пазы, которые взаимодействуют с переключателем в соответствующем положении, обеспечивая возможность переключения скоростей (патент RU 2343329 С2, F16R 31/53, опубликован 10.01.2009 г.)
Недостатком вышеуказанного привода является наличие дополнительного органа управления приводом рычага переключения скоростей, что вызывает необходимость дополнительного манипулирования при работе с приводом, снижает быстродействие.
Задачей изобретения является создание двухскоростного ручного привода с повышением быстродействия переключения скоростей, уменьшением габаритов, массы, повышением надежности, сокращением количества деталей.
Поставленная задача решается за счет использования центрального переключающего вала, на котором жестко закреплен маховик, имеющего возможность осевого перемещения и передающего крутящий момент непосредственно на исполнительный механизм запорно-регулирующей арматуры или через планетарный механизм, установленный в корпусе привода, что делает привод конструктивно более простым и удобным в эксплуатации. Таким образом, переключение скоростей происходит за счет вертикального перемещения маховика и не требует дополнительного переключателя скоростей. Из-за отсутствия необходимости вращения крышки вместе с маховиком значительно сокращается количество деталей и уменьшаются габариты и масса привода.
Конструкция привода позволяет уменьшить усилие, прилагаемое к маховику в наиболее нагруженные моменты - «страгивания с места при открытии» и «запирания», и обеспечивает его быстродействие в менее нагруженные моменты.
В дальнейшем изобретение поясняется описанием, конкретным примером, чертежом, на котором изображен разрез двухскоростного привода.
Предлагаемый привод, изображенный на чертеже, содержит размещенный в корпусе 5 с крышкой 7 планетарный механизм, включающий центральный переключающий вал 4, выполненный совместно с солнечной шестерней и жестко соединенный с маховиком 14, коронное колесо 2, водило 1, связанное с исполнительным механизмом (не показан), сателлиты 3. Водило 1 установлено в корпусе 5 с возможностью вращения в бронзовой втулке 13, имеющей фторопластовый слой и выполняющей функцию подшипника скольжения. В водиле 1 жестко закреплены переходники 6 и 9, передающие крутящий момент от центрального переключающего вала 4 на исполнительный механизм. В крышке 7 размещены три фиксатора положения центрального переключающего вала 4, состоящие из шарика 12, проставки 8, пружины и пробки 10. В корпусе 5 установлена масленка 11 через которую в процессе эксплуатации привода подают консистентную смазку внутрь привода для уменьшения трения в зубчатых зацеплениях и при вращении водила 1.
Привод работает следующим образом. При открытии (например, шиберной задвижки) для страгивания запорного органа (шибера) маховик 14, и следовательно, центральный переключающий вал 4 перемещают вверх до фиксации шариками 12 в нижней круговой канавке, солнечная шестерня вступает в зацепление с сателлитами 3, которые, вращая вал, передают крутящий момент через планетарный механизм с увеличением крутящего момента. После страгивания запорного органа маховик 14 перемещают вниз до фиксации шариками 12 в верхней круговой канавке, при этом центральный переключающий вал 4 соединяется с переходниками 9 и 6, передавая крутящий момент непосредственно на исполнительный механизм с передаточным числом 1:1, минуя планетарный механизм, что увеличивает скорость перемещения запорного органа, при этом водило 1 и сателлиты 3 свободно вращаются.
При закрытии маховик 14 сначала перемещают вниз до фиксации шариками 12 в верхней круговой канавке, соединяя центральный переключающий вал 4 с переходниками 9 и 6, и производят непосредственно перемещение запорного органа с увеличенной скоростью (передаточное число 1:1) до соприкосновения уплотнительных полей запорного органа с ответными полями седел корпуса. После этого маховик 14 перемещают вверх до фиксации шариками 12 в нижней круговой канавке и усилие от маховика передают через планетарный механизм и переходник 6 на запорный орган до полного закрытия.
При использовании привода для регулирующей арматуры возможность изменения скорости перемещения регулирующего органа позволяет производить более точную настройку.
Таким образом, применение в предлагаемом приводе переключения скоростей за счет вертикального перемещения маховика без дополнительного переключателя повышает его удобство в эксплуатации, а возможность дополнения смазки во внутреннюю полость корпуса повышает его надежность. При этом работа привода с передаточным числом 1:1 позволяет значительно снизить время управления арматурой.
Класс F16K31/53 зубчатой передачей