способ горячей прокатки стальных полос
Классы МПК: | B21B1/22 для прокатки полос или листов произвольной длины |
Автор(ы): | Мальцев Андрей Борисович (RU), Палигин Роман Борисович (RU), Огольцов Алексей Андреевич (RU), Чистяков Алексей Николаевич (RU), Мишнев Петр Александрович (RU), Долгих Ольга Вениаминовна (RU), Сушкова Светлана Андреевна (RU), Струнина Людмила Михайловна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Северсталь" (ОАО "Северсталь") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-09-14 публикация патента:
27.03.2011 |
Изобретение предназначено для снижения производственных издержек за счет повышения качества поверхности горячекатаного (в том числе травленого) и холоднокатаного (в том числе с покрытием) проката при прокатке стальных полос на непрерывных широкополосных станах. Способ включает нагрев сляба, его многопроходное чередующееся обжатие по ширине и толщине в черновой группе клетей и последующее многопроходное обжатие до конечной толщины в чистовой группе. Исключение образования дефектов типа «прокатная плена» обеспечивается оптимизацией деформации по ширине таким образом, что основное обжатие по ширине в черновой группе приходится на последние вертикальные клети, а на вертикальный окалиноломатель и вторую вертикальную клеть - не более 35% общего обжатия по ширине. 1 табл.
Формула изобретения
Способ горячей прокатки стальных полос в линии непрерывного широкополосного стана, включающий нагрев сляба, его многопроходное чередующееся обжатие по ширине в вертикальных клетях и толщине в горизонтальных клетях в черновой группе клетей и последующее многопроходное обжатие до конечной толщины в непрерывной чистовой группе, отличающийся тем, что в черновой группе клетей обжатие по ширине осуществляют в пяти вертикальных клетях, первая из которых -окалиноломатель, при этом обжатие в первых двух вертикальных клетях составляет не более 35%, в остальных вертикальных клетях 65-100% от общего обжатия по ширине.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области металлургии, конкретно к горячей прокатке стальных полос на непрерывных широкополосных станах, обеспечивающей получение качественной полосы без дефектов поверхности, таких как «прокатная плена». Дефект «прокатная плена» представляет собой отслоение металла языкообразной формы, соединенное с основным металлом одной стороной, образовавшееся вследствие раскатки рванин или следов глубокой зачистки на слябах. Рванины представляют собой раскрытые разрывы, расположенные перпендикулярно или под углом к направлению наибольшей вытяжки металла. Рванины образуются при горячей деформации металла, причем последующая деформация приводит к расширению изначально тонких рванин. Дефект «прокатная плена» располагается на расстоянии от кромки до 45 мм - на горячекатаной полосе и до 30 мм - на холоднокатаной полосе (с учетом подрезаемых кромок 10-15 мм).
Известен способ прокатки металлической полосы, включающий многопроходное чередующиеся обжатие раската по ширине в вертикальных валках и по толщине в горизонтальных валках черновой группы клетей, последующую прокатку в непрерывной чистовой группе клетей с межклетевыми натяжениями до конечной толщины. При этом для получения заданной ширины полосы в конечной толщине с помощью автоматизированной системы регулирования изменяют обжатие раската по ширине вертикальными валками черновой группы клетей [заявка № 19522494, ФРГ, МПК В21В 37/16, 1996 г.].
Недостаток известного способа состоит в том, что способ не обеспечивает качественную поверхность полосы, приводит к образованию дефектов «прокатная плена», а значит к увеличению расходного коэффициента.
Известен способ производства стальных широких полос, включающий прокатку слябов на непрерывном широкополосном стане горячей прокатки с обжатием боковых кромок в вертикальных валках черновой группы клетей стана, определяемым из соотношения АВ=0,01Вс , травление горячекатаных полос, прокатку на стане холодной прокатки и разделку полос на агрегате резки с обрезкой боковых кромок, где Bс - ширина сляба до прокатки, - относительное боковое обжатие, принимаемое в пределах =6,2-7,1% [патент РФ № 2274504, МПК В21В 1/22, 17.08.2004].
Недостаток известного способа состоит в том, что способ не обеспечивает качественную поверхность полосы, приводит к образованию дефектов «прокатная плена».
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ горячей прокатки, включающий нагрев сляба, его многопроходное чередующееся обжатие по ширине и толщине в черновой группе клетей и последующее обжатие до конечной толщины в чистовой группе клетей с регламентированным натяжением полосы в межклетевых промежутках. Обжатие по ширине завершают при снижении отношения толщины полосы к ширине до величины не менее 0,015, а в чистовой группе клетей удельное натяжение полосы поддерживают равным 0,05-0,45 от величины ее предела текучести в соответствующем межклетевом промежутке при относительной величине обжатия за проход не более 50% [патент РФ № 2273535, МПК В21В 1/22, 01.09.2004 - прототип].
Недостаток известного способа состоит в том, что способ не обеспечивает качественную поверхность полосы, приводит к снижению выхода годного из-за наличия дефектов «прокатная плена», а значит к увеличению расходного коэффициента.
Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в улучшении качества поверхности полосы за счет устранения поверхностных дефектов «прокатная плена», а следовательно, в снижении издержек.
Поставленная техническая задача решается тем, что в способе горячей прокатки стальных полос в линии непрерывного широкополосного стана, включающем нагрев сляба, его многопроходное чередующееся обжатие по ширине в вертикальных клетях (ВК) и толщине в горизонтальных клетях в черновой группе клетей и последующее многопроходное обжатие до конечной толщины в непрерывной чистовой группе, согласно изобретению, в черновой группе клетей обжатие по ширине осуществляют в пяти вертикальных клетях, первая из которых - окалиноломатель, при этом обжатие в первых двух вертикальных клетях составляет не более 35%, в остальных вертикальных клетях - 65-100% от общего обжатия по ширине.
Сущность изобретения состоит в следующем. В процессе прокатки в черновой группе клетей полосу последовательно обжимают в горизонтальных и вертикальных валках. При этом происходит непрерывное уменьшение ширины полосы за счет калибровки полосы по ширине в вертикальных валках. На раскате образуются внутренние трещины и разрывы от деформации вследствие высоких напряжений и малой пластичности металла, последующая деформация приводит к образованию прикромочных рванин, групповых дефектов, так называемых «прокатная плена». Основная причина образования дефектов «прокатная плена» заключается в неоптимальной схеме деформации по ширине в вертикальных валках черновой группы. Задача изобретения заключается в оптимизации деформации по ширине с целью исключения образования дефектов «прокатная плена».
Экспериментально установлено, что при обжатии сляба в вертикальном окалиноломателе и второй вертикальной клети с боковым обжатием не более 35% и задаче основных обжатий на последние вертикальные клети черновой группы - до 65-100% дефект «прокатная плена» на горячекатаном и холоднокатаном прокате не обнаружен.
Примеры реализации способа
Слябы сечением 250×1380-1540 мм нагревали в нагревательной печи и прокатывали на непрерывном широкополосном стане 2000 до ширины 1305-1455 мм. В черновой группе клетей нагретый сляб обжимают в вертикальных валках. В таблице приведены данные по боковым обжатиям (в мм и %), отсортировка по дефекту «прокатная плена», расположение дефекта от кромки.
Из таблицы видно, что при реализации предлагаемого способа (варианты № 4-7) дефект «прокатная плена» отсутствует. В этом случае основное обжатие по ширине приходилось на последние вертикальные клети ( № 3-5) - в пределах от 65 до 100%, а на вертикальный окалиноломатель (ВОЛ) и вторую вертикальную клеть - в пределах от 0 до 35%.
В случае запредельных значений заявленных параметров (варианты № 1-3) отсортировка по дефекту «прокатная плена» достигает 0,7-2,9% и дефекты располагаются на расстоянии от 10 до 30 мм от кромки полосы. В этом случае обжатие по ширине, приходящееся на вертикальный окалиноломатель и вторую вертикальную клеть, составляло 40-71% (что превышает 35% согласно предлагаемого способа), а на последние клети ( № 3-5) - 29-60%.
Технико-экономические преимущества предлагаемого способа состоят в том, что при его выполнении не образуются прикромочные дефекты на полосе «прокатная плена». Благодаря этому достигается снижение расходного коэффициента стали.
Таблица | ||||||
Боковое обжатие в черновой группе и отсортировка по дефекту «прокатная плена» | ||||||
№ варианта | Ширина сляба, мм | Требуемая ширина горячекатаной полосы, MM | Боковое обжатие, мм / % | Отсортировка по дефекту «прокатная плена» на холоднокатаном прокате, % | Расстояние расположения дефекта от кромки на холоднокатаном прокате, мм | |
ВОЛ+2ВК | (3+4+5)BK | |||||
1 | 1540 | 1455 | 60 мм /71% | 25 мм / 29% | 2,9 | До 30 |
2 | 1380 | 1305 | 45 мм / 60% | 30 мм / 40% | 2,5 | До 20 |
3 | 1450 | 1375 | 30 мм / 40% | 45 мм / 60% | 0,7 | До 10 |
4 | 1540 | 1455 | 30 мм / 35% | 55 мм / 65% | 0 | 0 |
5 | 1380 | 1305 | 25 мм / 33% | 50 мм / 67% | 0 | 0 |
6 | 1450 | 1370 | 20 мм / 25% | 60 мм / 75% | 0 | 0 |
7 | 1380 | 1305 | 0 мм / 0% | 75 мм/100% | 0 | 0 |
Примечание: В таблице не приведены данные по прототипу, так как в патенте-прототипе № 2273535 не регламентируются значения боковых обжатий в том варианте, как оговорено в предлагаемом способе |
Класс B21B1/22 для прокатки полос или листов произвольной длины