способ получения вяжущего
Классы МПК: | C10C3/04 продувкой и(или) окислением C10G1/10 из каучука или каучуковых отходов |
Автор(ы): | Нефедов Борис Константинович (RU), Горлов Евгений Григорьевич (RU), Горлова Евгения Евгеньевна (RU), Олесик Федор Николаевич (RU), Андриенко Владимир Георгиевич (RU), Ольгин Артем Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Институт горючих ископаемых - научно-технический центр по комплексной переработке твердых горючих ископаемых" (ФГУП ИГИ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-10-02 публикация патента:
27.03.2011 |
Изобретение относится к способам получения вяжущего, который может быть использован в дорожном строительстве. Изобретение касается способа получения вяжущего, включающего нагрев и окисление кислородом воздуха тяжелых нефтяных остатков и резиновой крошки при заданной температуре, при этом нагрев ведут путем термолиза исходной смеси тяжелого нефтяного остатка, смешиваемого с резиновой крошкой в соотношении 1:0,1-1, при температуре 350-375°С и перемешивании в течение 10-60 минут, с использованием активирующей добавки, в качестве которой используют горючие сланцы и/или природные или синтетические цеолиты, для полученной смеси в количестве 5-30 мас.% на смесь, а окисление кислородом воздуха производят при 230-300°С в течение 1-6 часов. Технический результат - повышение качества вяжущего. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Способ получения вяжущего, включающий нагрев и окисление кислородом воздуха тяжелых нефтяных остатков и резиновой крошки при заданной температуре, отличающийся тем, что нагрев ведут путем термолиза исходной смеси тяжелого нефтяного остатка смешиваемого с резиновой крошкой в соотношении 1:0,1-1 при температуре 350-375°С и перемешивании в течение 10-60 мин, с использованием активирующей добавки, в качестве которой используют горючие сланцы, и/или природные, или синтетические цеолиты, для полученной смеси в количестве 5-30 мас.% на смесь, а окисление кислородом воздуха производят при 230-300°С в течение 1-6 ч.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве тяжелых нефтяных остатков используют мазут, гудрон, смолы пиролиза, асфальт деасфальтизации, крекинг-остатки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам получения вяжущего, который может быть использован в дорожном строительстве.
Из области техники известен способ получения вяжущего путем окисления тяжелого нефтяного остатка (гудрона) и резиновой крошки при 240°С («Повышение качества битумов, полученных из гудрона», реферативная информация «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». № 1, 1979, с.8). Однако качество полученного при этом вяжущего недостаточно вследствие низкого показателя сцепления вяжущего с минеральной частью, например с песком. Кроме того, технология процесса усложнена за счет применения специальных приспособлений для равномерного распределения резиновой крошки в массе гудрона.
Наиболее близким к изобретению техническим решением, принятым за прототип, является способ получения вяжущего путем окисления тяжелого нефтяного остатка в виде мазута (Авторское свидетельство СССР № 925982, опубл. 07.05.82). При этом процесс проводят в присутствии 5-20 мас.% кислого гудрона при 180-200°С.
Недостатком прототипа является недостаточно высокое качество вяжущего вследствие недостаточно равномерного растворения резиновой крошки в смеси тяжелых нефтяных остатков.
В основу изобретения положена задача разработать такой способ получения вяжущего, в котором за счет предварительного, перед окислением кислородом воздуха, нагрева смеси тяжелых нефтяных остатков с резиновой крошкой путем термолиза при заданных температуре и времени и использования активирующей добавки резиновую крошку в смеси распределяют равномерно химическим путем, что повышает качество вяжущего.
Задача решается тем, что предлагается способ получения вяжущего, включающий нагрев и окисление кислородом воздуха тяжелых нефтяных остатков и резиновой крошки при заданной температуре, в котором, согласно изобретению, нагрев ведут путем термолиза исходной смеси тяжелого нефтяного остатка, смешиваемого с резиновой крошкой в соотношении 1:0,1-1, при температуре 350-375°С и перемешивании в течение 10-60 минут с использованием активирующей добавки, в качестве которой используют горючие сланцы и/или природные или синтетические цеолиты для полученной смеси в количестве 5-30 мас.% на смесь, а окисление кислородом воздуха производят при 230-300°С в течение 1-6 часов.
В заявленном способе перед окислением смеси тяжелых нефтяных остатков, например мазута, гудрона, смолы пиролиза, асфальта деасфальтизации и крекинг-остатков, с резиновой крошкой в соотношении 1:0,1-1 кислородом воздуха осуществляют термолиз при заданных температуре и времени, полученных опытным путем. В результате происходит химическое взаимодействие резиновой крошки с остальными компонентами. Использование в качестве активирующей добавки горючих сланцев и/или природных или синтетических цеолитов ускоряет как процесс термолиза, так и процесс окисления кислородом воздуха.
Способ осуществляют следующим образом. Автомобильные покрышки измельчают в двухвалковой ножевой дробилке до кусков размером 60 мм. Затем в высокоскоростной молотковой дробилке проводят дробление резиновых кусков с одновременным вытягиванием металлического и текстильного корда до размера менее 5 мм с удалением остатков металлокорда и текстильного корда. Выделенную на вибросите фракцию с размером частиц менее 2 мм смешивают с тяжелым нефтяным остатком (мазут, гудрон, смолы пиролиза, асфальт деасфальтизации, крекинг-остатки) и нагревают в реакторе при температуре 350-375°С при перемешивании в течение 10-60 минут с использованием активирующей добавки (горючие сланцы и/или природные или синтетические цеолиты) в количестве 5-30 мас.% на смесь. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при температуре 230-300°С в течение 1-6 часов.
Заявленный способ можно продемонстрировать на примерах.
Пример 1. В реактор загружают 100 кг мазута, 10 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение мазут: резиновая крошка 1:0,1), 5,5 кг горючего сланца (5% от реакционной смеси) и нагревают при перемешивании 60 мин при температуре 350°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 300°С в течение 6 час и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 80,9%.
Пример 2. В реактор загружают 100 кг гудрона, 100 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение мазут: резиновая крошка 1:1), 60 кг горючего сланца (30% от реакционной смеси) и нагревают при перемешивании 60 мин при температуре 375°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 300°С в течение 6 час и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 75,5%.
Пример 3. В реактор загружают 100 кг мазута, 15 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение мазут: резиновая крошка 1:0,15), 11,5 кг горючего сланца (10% от реакционной смеси) и нагревают с перемешиванием 45 мин при температуре 350°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 230°С в течение 1 часа и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 76,3%.
Пример 4. В реактор загружают 100 кг мазута, 20 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение мазут: резиновая крошка 1:0,2), 15 кг цеолита NaX (12,5% от реакционной смеси) и нагревают с перемешиванием 10 мин при температуре 375°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 300°С в течение 6 час и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 60,1%.
Пример 5. В реактор загружают 50 кг мазута, 50 кг смолы пиролиза, 20 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение ТНО: резиновая крошка 1: 0,2), 12,0 кг горючего сланца (10% от реакционной смеси) и нагревают при перемешивании 45 мин при температуре 350°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 250°С в течение 6 час и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 77,5%.
Пример 6. В реактор загружают 100 кг асфальта деасфальтизации, 15 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение мазут: резиновая крошка 1:0,15), 23,0 кг природного цеолита типа клиноптилолита (20% от реакционной смеси) и нагревают при перемешивании 60 мин при температуре 375°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 300°С в течение 6 час и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 78,9%.
Пример 7. В реактор загружают 100 кг крекинг-остатка, 20 кг резиновой крошки (<2 мм) (соотношение ТНО: резиновая крошка 1:0,2), 24 кг горючего сланца (20% от реакционной смеси) и нагревают при перемешивании 45 мин при температуре 350°С. Затем проводят окисление продуктов термолиза воздухом при 230°С в течение 6 час и получают однородное битумное вяжущее без образования окатышей с температурой кипения более 360°С с выходом 76,3%.
В табл.1 приведены данные по условиям проведения опытов и качеству полученных при этом вяжущих материалов.
Из таблицы 1 следует, что полученное согласно настоящему изобретению вяжущее превосходит по всем показателям качества вяжущее битума марки БНД 90/130 по ГОСТ 9128-97.
В табл.2 приведены характеристики асфальтобетона для верхнего слоя покрытия.
Таблица 2 | |||
Показатель | Асфальтобетон на БНД 60/90 (5%) | Асфальтобетон на вяжущем по настоящему изобретению (5%) | Требования ГОСТ 9128-97 |
Прочность при сжатии, МПа, | |||
при 50°С | 1,3 | 2,2 | 1,3 |
при 20°С | 4,5 | 5,7 | 2,5 |
при 0°С | 13,7 | 10,0 | 9,0-11,0 |
Модуль упругости при | |||
сжатии, МПа, при 50°С | 120 | 200 | |
при 0°С | 2000 | 640 | |
Прочность на сдвиг (раскол) при 0°С, МПа | 3,6 | 3,7 | - |
Водостойкость | 0,8 | 1,00 | 0,85-0,95 |
Водостойкость при длительном водонасыщении | 0,65 | 0,98 | 0,75-0,9 |
Водонасыщение, % | 1,8 | 1,7 | 1,5-4,0 |
Из таблицы 2 следует, что асфальтобетонное дорожное покрытие, полученное с использованием вяжущего согласно заявленной технологии, по всем показателям превосходит асфальтобетон, полученный на БНД 60/90, а также требования ГОСТа 9128-97.
Анализ представленных результатов показывает, что заявленный способ позволяет получить вяжущее с повышенными физико-механическими свойствами, которые позволят использовать его для приготовления материалов, широко применяемых в дорожном строительстве.
Класс C10C3/04 продувкой и(или) окислением
Класс C10G1/10 из каучука или каучуковых отходов