рельсовая сталь
Классы МПК: | C22C38/48 с ниобием или танталом |
Автор(ы): | Юрьев Алексей Борисович (RU), Мухатдинов Насибулла Хадиатович (RU), Степашин Андрей Михайлович (RU), Козырев Николай Анатольевич (RU), Корнева Лариса Викторовна (RU), Атконова Ольга Петровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-08-03 публикация патента:
27.03.2011 |
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,65-0,75, марганец 0,85-1,20, кремний 0,30-0,55, алюминий не более 0,005, ванадий от более 0,07 до 0,15, хром 0,40-0,95, никель 0,03-0,30, ниобий от более 0,05 до 0,15, азот 0,007-0,020, сера не более 0,02, фосфор не более 0,025, медь не более 0,20, железо остальное. Повышается уровень механических свойств и надежность рельсов против хрупких разрушений. 2 табл.
Формула изобретения
Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо, отличающаяся тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:
углерод | 0,65-0,75 |
марганец | 0,85-1,20 |
кремний | 0,30-0,55 |
алюминий | не более 0,005 |
ванадий | от более 0,07 до 0,15 |
хром | 0,40-0,95 |
никель | 0,03-0,30 |
ниобий | от более 0,05 до 0,15 |
азот | 0,007-0,020 |
сера | не более 0,02 |
фосфор | не более 0,025 |
медь | не более 0,20 |
железо | остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения.
Известна рельсовая сталь [1], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,71-0,82 |
марганец | 0,75-1,05 |
кремний | 0,30-0,60 |
алюминий | не более 0,005 |
азот | 0,005-0,015 |
ванадий | 0,05-0,15 |
хром | 0,40-0,80 |
никель | 0,03-0,30 |
кальций | 0,0001-0,005 |
барий | 0,0001-0,005 |
железо | остальное |
Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость железнодорожных рельсов, обусловленная недостаточной чистотой стали по неметаллическим включениям.
Известна также рельсовая сталь [2], содержащая (мас.%):
углерод | 0,74-0,82 |
марганец | 0,75-1,15 |
кремний | 0,40-0,80 |
алюминий | не более 0,005 |
ванадий | 0,05-0,15 |
хром | 0,40-0,80 |
никель | не более 0,20 |
медь | не более 0,20 |
железо | остальное |
Основным недостатком данной стали является недостаточный уровень механических свойств и соответственно повышенная хрупкость рельсов при эксплуатации.
В качестве прототипа выбрана сталь [3], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,60-1,20 |
марганец | 0,10-1,50 |
кремний | 0,10-1,20 |
алюминий | не более 0,1 |
ванадий | 0,005-0,07 |
хром | 1,0 |
никель | 2,0 |
ниобий | 0,05 |
азот | 0,005-0,025 |
сера | 0,02 |
фосфор | 0,015 |
медь | 2,0 |
железо | остальное |
Недостатком указанной стали являются широкие концентрационные пределы по химическим элементам, которые не позволят получить на рельсах в горячекатаном состоянии требуемый уровень механических свойств.
Желаемым техническим результатом изобретения является достижение требуемого уровня механических свойств и надежности рельсов против хрупких разрушений.
Для достижения этого рельсовая сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо при следующем соотношении компонентов (в мас.%):
углерод | 0,65-0,75 |
марганец | 0,85-1,20 |
кремний | 0,30-0,55 |
алюминий | не более 0,005 |
ванадий | от более 0,07 до 0,15 |
хром | 0,40-0,95 |
никель | 0,03-0,30 |
ниобий | от более 0,05 до 0,15 |
азот | 0,007-0,020 |
сера | не более 0,02 |
фосфор | не более 0,025 |
медь | не более 0,20 |
железо | остальное |
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.
Выбранные пределы по содержанию углерода обеспечивают сбалансированное соотношение твердости, прочности и пластичности рельсов в горячекатаном состоянии. При содержании менее 0,65% снижается прочность и твердость рельсов, что неблагоприятно сказывается на их износостойкости при эксплуатации. При содержании более 0,75% снижаются пластические свойства рельсовой стали.
Установленные концентрационные пределы кремния обеспечивают упрочнение феррита, тем самым повышая пределы текучести и прочности рельсовой стали в горячекатаном состоянии. При снижении концентрации кремния менее 0,30% наблюдается снижение указанных показателей. При повышении концентрации кремния свыше 0,55% возрастает вероятность снижения пластических характеристик стали.
Концентрация марганца в выбранных пределах обеспечивает достаточную износостойкость рельсов. Марганец увеличивает устойчивость переохлажденного аустенита и обеспечивает образование дисперсного тонкопластинчатого перлита, имеющего хорошее сочетание прочности, пластичности и вязкости. Поскольку марганец смещает точку фазовых превращений к более низким температурам, дальнейшее увеличение его концентрации более 1,20% приводит к снижению пластичности стали.
Концентрация хрома выбрана исходя из обеспечения высокого сопротивления износу и высоких прочностных свойств, при этом снижение концентрации хрома менее 0,40% не позволяет обеспечить требуемую стойкость рельсов в пути, а при повышении концентрации более 0,95% снижаются пластические свойства горячекатаной рельсовой стали.
Введение азота в пределах 0,007-0,020% при наличии в стали ниобия в выбранных пределах позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает повышение прочностных свойств и увеличение сопротивляемости стали хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При содержании азота менее 0,007% невозможно измельчения зерна и, соответственно, не обеспечивается необходимое улучшение свойств стали, а более 0,020% приводит к получению нерастворившегося азота и возможному образованию недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота, ванадия и ниобия обеспечивают измельчение зерна (в том числе и при отрицательных температурах) за счет образования карбонитридов.
Введение ниобия в заявляемых пределах обеспечивает наряду с ванадием получение однородной мелкозернистой структуры. Его содержание до 0,05% включительно не оказывает положительного влияния на ударную вязкость, а при концентрации более 0,15% структура рельсов имеет неоднородное строение.
Повышение концентрации никеля до 0,30% связано с повышением пластических свойств стали, дальнейшее повышение концентрации никеля экономически нецелесообразно.
Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности готовой продукции после прокатки.
Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты механических свойств рельсов в горячекатаном состоянии приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав приводит к измельчению зерна и повышению уровня механических свойств по сравнению с прототипом, что обеспечивает надежность рельсов против хрупких разрушений.
Таблица 1 | |||||||||||||
Химический состав стали | |||||||||||||
Состав | C | Si | Mn | Cr | V | Al | N | Nb | Ni | S | Р | Cu | Fe |
1 | 0,65 | 0,30 | 0,85 | 0,70 | 0,05 | 0,002 | 0,007 | 0,001 | 0,03 | 0,005 | 0,010 | 0,09 | ост. |
2 | 0,70 | 0,48 | 0,90 | 0,40 | 0,09 | 0,005 | 0,010 | 0,002 | 0,14 | 0,008 | 0,007 | 0,04 | ост. |
3 | 0,70 | 0,40 | 0,89 | 0,49 | 0,12 | 0,005 | 0,012 | 0,004 | 0,30 | 0,006 | 0,019 | 0,07 | ост. |
4 | 0,67 | 0,55 | 1,20 | 0,75 | 0,08 | 0,001 | 0,020 | 0,005 | 0,28 | 0,005 | 0,025 | 0,10 | ост. |
5 | 0,75 | 0,34 | 1,06 | 0,95 | 0,11 | 0,003 | 0,016 | 0,12 | 0,30 | 0,014 | 0,018 | 0,20 | ост. |
6 | 0,66 | 0,61 | 1,15 | 0,95 | 0,15 | 0,004 | 0,016 | 0,006 | 0,20 | 0,020 | 0,021 | 0,09 | ост. |
Э76ХСФ по ГОСТ Р 51685 2000 | 0,74-0,82 | 0,40-0,80 | 0,75-1,15 | 0,40-0,60 | 0,03-0,15 | 0,005 | - | - | 0,15 | 0,025 | 0,025 | 0,15 | ост. |
Таблица 2 | ||||||||||
Механические свойства горячекатаных рельсов | ||||||||||
Вариант | т | в | 5 | Твердость | Величина зерна | |||||
Н/мм2 | % | НВ10 | НВ22 | НВш | НВпод | НВпкг | балл | |||
1 | 760 | 1000 | 13 | 25 | 395 | 375 | 352 | 352 | 401 | 6-7 |
2 | 790 | 1010 | 12 | 23 | 388 | 375 | 351 | 341 | 388 | 7 |
3 | 980 | 1093 | 12 | 23 | 401 | 388 | 341 | 341 | 409 | 7-8 |
4 | 960 | 1091 | 11 | 22 | 388 | 375 | 352 | 341 | 388 | 7 |
5 | 890 | 1072 | 10 | 25 | 388 | 363 | 341 | 341 | 388 | 6-7 |
6 | 890 | 1092 | 10 | 21 | 401 | 375 | 352 | 341 | 401 | 8 |
Прототип Э76ХСФ по ГОСТ Р 51685 2000 | 650 | 980 | 7 | 14 | 311 | 302 | 321 | 341 | 5-6 | |
Примечание: НВпкг - твердость на поверхности катания головки рельса; | ||||||||||
НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм; | ||||||||||
НВш- твердость в шейке; | ||||||||||
НВпод- твердость в подошве. |
Список источников
1. Патент РФ № 2291221 С1.
2. ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».
3. Патент JP 2005-146346 А.
Класс C22C38/48 с ниобием или танталом