рельсовая сталь

Классы МПК:C22C38/48 с ниобием или танталом
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-08-03
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,65-0,75, марганец 0,85-1,20, кремний 0,30-0,55, алюминий не более 0,005, ванадий от более 0,07 до 0,15, хром 0,40-0,95, никель 0,03-0,30, ниобий от более 0,05 до 0,15, азот 0,007-0,020, сера не более 0,02, фосфор не более 0,025, медь не более 0,20, железо остальное. Повышается уровень механических свойств и надежность рельсов против хрупких разрушений. 2 табл.

Формула изобретения

Рельсовая сталь, содержащая углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо, отличающаяся тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

углерод0,65-0,75
марганец 0,85-1,20
кремний 0,30-0,55
алюминийне более 0,005
ванадий от более 0,07 до 0,15
хром 0,40-0,95
никель0,03-0,30
ниобий от более 0,05 до 0,15
азот0,007-0,020
сера не более 0,02
фосфорне более 0,025
медь не более 0,20
железоостальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения.

Известна рельсовая сталь [1], содержащая (в мас.%):

углерод0,71-0,82
марганец 0,75-1,05
кремний 0,30-0,60
алюминийне более 0,005
азот 0,005-0,015
ванадий 0,05-0,15
хром0,40-0,80
никель 0,03-0,30
кальций0,0001-0,005
барий 0,0001-0,005
железоостальное

Существенным недостатком данной стали является низкая эксплуатационная стойкость железнодорожных рельсов, обусловленная недостаточной чистотой стали по неметаллическим включениям.

Известна также рельсовая сталь [2], содержащая (мас.%):

углерод0,74-0,82
марганец 0,75-1,15
кремний 0,40-0,80
алюминийне более 0,005
ванадий 0,05-0,15
хром 0,40-0,80
никельне более 0,20
медь не более 0,20
железоостальное

Основным недостатком данной стали является недостаточный уровень механических свойств и соответственно повышенная хрупкость рельсов при эксплуатации.

В качестве прототипа выбрана сталь [3], содержащая (в мас.%):

углерод0,60-1,20
марганец 0,10-1,50
кремний 0,10-1,20
алюминийне более 0,1
ванадий 0,005-0,07
хром рельсовая сталь, патент № 2415195 1,0
никельрельсовая сталь, патент № 2415195 2,0
ниобийрельсовая сталь, патент № 2415195 0,05
азот0,005-0,025
сера рельсовая сталь, патент № 2415195 0,02
фосфоррельсовая сталь, патент № 2415195 0,015
медьрельсовая сталь, патент № 2415195 2,0
железоостальное

Недостатком указанной стали являются широкие концентрационные пределы по химическим элементам, которые не позволят получить на рельсах в горячекатаном состоянии требуемый уровень механических свойств.

Желаемым техническим результатом изобретения является достижение требуемого уровня механических свойств и надежности рельсов против хрупких разрушений.

Для достижения этого рельсовая сталь содержит углерод, марганец, кремний, алюминий, ванадий, хром, никель, ниобий, азот, серу, фосфор, медь и железо при следующем соотношении компонентов (в мас.%):

углерод0,65-0,75
марганец 0,85-1,20
кремний 0,30-0,55
алюминийне более 0,005
ванадий от более 0,07 до 0,15
хром 0,40-0,95
никель0,03-0,30
ниобий от более 0,05 до 0,15
азот0,007-0,020
сера не более 0,02
фосфорне более 0,025
медь не более 0,20
железоостальное

Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.

Выбранные пределы по содержанию углерода обеспечивают сбалансированное соотношение твердости, прочности и пластичности рельсов в горячекатаном состоянии. При содержании менее 0,65% снижается прочность и твердость рельсов, что неблагоприятно сказывается на их износостойкости при эксплуатации. При содержании более 0,75% снижаются пластические свойства рельсовой стали.

Установленные концентрационные пределы кремния обеспечивают упрочнение феррита, тем самым повышая пределы текучести и прочности рельсовой стали в горячекатаном состоянии. При снижении концентрации кремния менее 0,30% наблюдается снижение указанных показателей. При повышении концентрации кремния свыше 0,55% возрастает вероятность снижения пластических характеристик стали.

Концентрация марганца в выбранных пределах обеспечивает достаточную износостойкость рельсов. Марганец увеличивает устойчивость переохлажденного аустенита и обеспечивает образование дисперсного тонкопластинчатого перлита, имеющего хорошее сочетание прочности, пластичности и вязкости. Поскольку марганец смещает точку фазовых превращений к более низким температурам, дальнейшее увеличение его концентрации более 1,20% приводит к снижению пластичности стали.

Концентрация хрома выбрана исходя из обеспечения высокого сопротивления износу и высоких прочностных свойств, при этом снижение концентрации хрома менее 0,40% не позволяет обеспечить требуемую стойкость рельсов в пути, а при повышении концентрации более 0,95% снижаются пластические свойства горячекатаной рельсовой стали.

Введение азота в пределах 0,007-0,020% при наличии в стали ниобия в выбранных пределах позволяет получить измельченное зерно аустенита, что обеспечивает повышение прочностных свойств и увеличение сопротивляемости стали хрупкому разрушению. Наличие ванадия при этом позволяет добиваться необходимой растворимости азота в соединениях. При содержании азота менее 0,007% невозможно измельчения зерна и, соответственно, не обеспечивается необходимое улучшение свойств стали, а более 0,020% приводит к получению нерастворившегося азота и возможному образованию недопустимых пузырей в стали. Выбранное содержание и соотношение азота, ванадия и ниобия обеспечивают измельчение зерна (в том числе и при отрицательных температурах) за счет образования карбонитридов.

Введение ниобия в заявляемых пределах обеспечивает наряду с ванадием получение однородной мелкозернистой структуры. Его содержание до 0,05% включительно не оказывает положительного влияния на ударную вязкость, а при концентрации более 0,15% структура рельсов имеет неоднородное строение.

Повышение концентрации никеля до 0,30% связано с повышением пластических свойств стали, дальнейшее повышение концентрации никеля экономически нецелесообразно.

Ограничение концентрации фосфора, серы и меди обусловлено улучшением качества поверхности готовой продукции после прокатки.

Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100И7. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку железнодорожных рельсов типа Р65. После прокатки рельсов термообработка не проводилась. Результаты механических свойств рельсов в горячекатаном состоянии приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав приводит к измельчению зерна и повышению уровня механических свойств по сравнению с прототипом, что обеспечивает надежность рельсов против хрупких разрушений.

Таблица 1
Химический состав стали
СоставC SiMn CrV AlN NbNi SР CuFe
1 0,650,30 0,850,70 0,050,002 0,0070,001 0,03 0,0050,010 0,09 ост.
2 0,70 0,480,90 0,400,09 0,0050,010 0,002 0,140,008 0,0070,04 ост.
3 0,70 0,400,89 0,490,12 0,0050,012 0,004 0,300,006 0,0190,07 ост.
4 0,67 0,551,20 0,750,08 0,0010,020 0,005 0,280,005 0,0250,10 ост.
5 0,75 0,341,06 0,950,11 0,0030,016 0,12 0,300,014 0,0180,20 ост.
6 0,66 0,611,15 0,950,15 0,0040,016 0,006 0,200,020 0,0210,09 ост.
Э76ХСФ по ГОСТ Р 51685 2000 0,74-0,820,40-0,80 0,75-1,15 0,40-0,600,03-0,15 рельсовая сталь, патент № 2415195 0,005- - рельсовая сталь, патент № 2415195 0,15рельсовая сталь, патент № 2415195 0,025рельсовая сталь, патент № 2415195 0,025рельсовая сталь, патент № 2415195 0,15ост.

Таблица 2
Механические свойства горячекатаных рельсов
Вариантрельсовая сталь, патент № 2415195 т рельсовая сталь, патент № 2415195 в рельсовая сталь, патент № 2415195 5 рельсовая сталь, патент № 2415195 ТвердостьВеличина зерна
рельсовая сталь, патент № 2415195 Н/мм2 %НВ10 НВ22НВш НВпод НВпкг балл
1 7601000 1325 395375 352352 4016-7
2 7901010 1223 388375 351341 3887
3 9801093 1223 401388 341341 4097-8
4 9601091 1122 388375 352341 3887
5 8901072 1025 388363 341341 3886-7
6 8901092 1021 401375 352341 4018
Прототип Э76ХСФ по ГОСТ Р 51685 2000650 980 714 311302 321341 5-6
Примечание: НВпкг - твердость на поверхности катания головки рельса;
НВ10, НВ22 - твердость на расстоянии соответственно 10 и 22 мм;
НВш- твердость в шейке;
НВпод- твердость в подошве.

Список источников

1. Патент РФ № 2291221 С1.

2. ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

3. Патент JP 2005-146346 А.

Класс C22C38/48 с ниобием или танталом

сталь повышенной коррозионной стойкости и электросварные трубы, выполненные из нее -  патент 2520170 (20.06.2014)
стали со структурой пакетного мартенсита -  патент 2507297 (20.02.2014)
хладостойкая arc-сталь высокой прочности -  патент 2507296 (20.02.2014)
высокопрочная хладостойкая arc-сталь -  патент 2507295 (20.02.2014)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ производства листового проката -  патент 2490337 (20.08.2013)
трубная заготовка из легированной стали -  патент 2479663 (20.04.2013)
стальной лист для производства магистральной трубы с превосходной прочностью и пластичностью и способ изготовления стального листа -  патент 2478133 (27.03.2013)
способ производства толстолистового низколегированного проката -  патент 2477323 (10.03.2013)
нефтегазопромысловая бесшовная труба из мартенситной нержавеющей стали и способ ее изготовления -  патент 2468112 (27.11.2012)
Наверх