комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль пинуса (варианты)
Классы МПК: | F16C21/00 Комбинации из подшипников скольжения с подшипниками качения F16C23/08 самоустанавливающиеся F16C35/073 между валом и внутренним кольцом подшипника F16C35/077 между корпусом и наружным кольцом подшипника |
Патентообладатель(и): | Пинус Иосиф Яковлевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-09-17 публикация патента:
10.04.2011 |
Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов. Комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль содержит подшипник качения, включающий наружное и внутреннее кольца, сепаратор и элементы трения качения, а также шарнирно-сферический, радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения, выполненные из антифрикционного самосмазывающегося композита. При этом внутренняя поверхность внутреннего кольца подшипника качения выполнена сферической, на которой закреплен сферический подшипник скольжения, который находится в кинематическом соединении с внутренним кольцом шарнирно-сферического подшипника скольжения, наружная поверхность которого выполнена сферической. Внутреннее кольцо подшипника качения является одновременно наружным кольцом шарнирно-сферического подшипника скольжения. На внутренней цилиндрической и на торцевых поверхностях внутреннего кольца шарнирно-сферического подшипника скольжения закреплены радиальный цилиндрический и торцевые опорные или упорные подшипники скольжения. По второму варианту на сферической поверхности наружного кольца шарнирно-сферического подшипника скольжения закреплен сферический подшипник скольжения, который находится в кинематическом соединении с наружным кольцом подшипника качения, наружная поверхность которого выполнена сферической, а на цилиндрической и торцевых поверхностях внутреннего кольца подшипника качения закреплены радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения. Технический результат: увеличение надежности и значительное повышение ресурса опор трения при работе в нештатных, экстремальных условиях. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль, содержащий подшипник качения, включающий наружное и внутреннее кольца, между которыми расположены сепаратор и элементы трения качения, например шарики или ролики, а также шарнирно-сферический, радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения, выполненные из антифрикционного самосмазывающегося композита, отличающийся тем, что внутренняя поверхность внутреннего кольца подшипника качения выполнена сферической, на которой закреплен сферический подшипник скольжения, который находится в кинематическом соединении с внутренним кольцом шарнирно-сферического подшипника скольжения, наружная поверхность которого выполнена сферической, при этом внутреннее кольцо подшипника качения является, одновременно, наружным кольцом шарнирно-сферического подшипника скольжения, а на внутренней цилиндрической и на торцевых поверхностях внутреннего кольца шарнирно-сферического подшипника скольжения закреплены радиальный цилиндрический и торцевые опорные или упорные подшипники скольжения.
2. Комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль, содержащий подшипник качения, включающий наружное и внутреннее кольца, между которыми расположены сепаратор и элементы трения качения, например шарики или ролики, а также шарнирно-сферический, радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения, выполненные из антифрикционного самосмазывающегося композита, отличающийся тем, что на сферической поверхности наружного кольца шарнирно-сферического подшипника скольжения закреплен сферический подшипник скольжения, который находится в кинематическом соединении с наружным кольцом подшипника качения, наружная поверхность которого выполнена сферической, а на цилиндрической и торцевых поверхностях внутреннего кольца подшипника качения закреплены радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов.
Известен двухрядный сферический подшипник качения (каталог-справочник «Подшипники качения», М., 1972 г., Министерство автомобильной промышленности СССР, УДК 621822).
К недостаткам этого подшипника относится наличие при его работе кромочного эффекта в паре трения «ролик-кольцо», приводящего к механическому разрушению элементов пар трения. Ускоряет разрушительный механический процесс наличие разности скоростей роликов при их движении по сферической поверхности колец, что приводит к тому, что часть роликов работает в режиме трений качения и скольжения. Указанные обстоятельства приводят к ускоренному износу пар трения, что, в свою очередь, приводит к снижению их ресурса.
Известен шарнирный подшипник скольжения, содержащий внутреннее металлическое кольцо со сферической наружной поверхностью, наружное кольцо из литейного материала со сферической внутренней поверхностью и установленную между ними антифрикционную прокладку, при этом подшипник снабжен тонкостенной металлической обоймой с монтажными наружными размерами для размещения в ней наружного кольца, антифрикционная прокладка выполнена из эластичного износостойкого материала типа ткани технической ПТТ-45-75, а в качестве литейного материала для наружного кольца использован или полиамид, или алюминий, или бронза, или чугун (патент РФ № 2087763, публ. 1994 г.).
Недостатком известного подшипника является сложность изготовления кольца с внутренней поверхностью сферической формы, а также относительно невысокий срок эксплуатации при повышенных нагрузках, что связано с текучестью материала антифрикционной прокладки при повышенных нагрузках.
Известен также шарнирный подшипник, содержащий внутреннюю обойму со сферической наружной поверхностью, наружную обойму и установленную между ними антифрикционную прокладку, при этом внутренняя поверхность наружной обоймы оборудована не менее чем двумя пазами и расточкой типа "ласточкин хвост", служащими для закрепления эластичной антифрикционной прокладки на внутренней поверхности наружного кольца, а антифрикционная прокладка выполнена из угленаполненного полиамида типа УПА 6/30 (патент РФ № 2186267, публ. 2000 г.). Подшипник оснащен расположенным во внутренней обойме вкладышем из полимерного материала.
Известен также подшипник комбинированный, содержащий подшипник качения с наружным и внутренним кольцами, между которыми установлены тела качения, при этом подшипник снабжен радиально-торцевым подшипником скольжения, закрепленным неподвижно на радиальной и торцевых поверхностях внутреннего или наружного кольца подшипника качения (патент РФ № 2334138, публ. 2008 г.).
Задачей изобретения является создание подшипниковой опоры, обеспечивающей возможность реализации двух видов трения, первоначально при вращении - в радиальном роликоподшипнике, а при его отказе - в радиально-цилиндрическом подшипнике скольжения, а также возможность компенсации прогиба вала и несоосности.
Техническим результатом изобретения является значительное повышение ресурса опор.
Технический результат изобретения достигается признаками п.1 формулы изобретения, в соответствии с которыми комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль содержит подшипник качения, включающий наружное и внутреннее кольца, между которыми расположены сепаратор и элементы трения качения, например шарики или ролики, а также шарнирно-сферический, радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения, выполненные из антифрикционного самосмазывающегося композита. Внутренняя поверхность внутреннего кольца подшипника качения выполнена сферической, на которой закреплен сферический подшипник скольжения, который находится в кинематическом соединении с внутренним кольцом шарнирно-сферического подшипника скольжения, наружная поверхность которого выполнена сферической, при этом внутреннее кольцо подшипника качения является одновременно наружным кольцом шарнирно-сферического подшипника скольжения, а на внутренней цилиндрической и на торцевых поверхностях внутреннего кольца шарнирно-сферического подшипника скольжения закреплены радиальный цилиндрический и торцевые опорные или упорные подшипники скольжения.
В другом варианте исполнения, сформулированном в п.2 формулы, комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль содержит подшипник качения, включающий наружное и внутреннее кольца, между которыми расположены сепаратор и элементы трения качения, например шарики или ролики, а также шарнирно-сферический, радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения, выполненные из антифрикционного самосмазывающегося композита. На сферической поверхности наружного кольца шарнирно-сферического подшипника скольжения закреплен сферический подшипник скольжения, который находится в кинематическом соединении с наружным кольцом подшипника качения, наружная поверхность которого выполнена сферической, а на цилиндрической и торцевых поверхностях внутреннего кольца подшипника качения закреплены радиальный цилиндрический и торцевые подшипники скольжения.
На фиг.1 и 2 схематично представлены варианты исполнения комбинированного по виду трения радиального шарнирно-сферического модуля.
Модуль содержит роликоподшипник, состоящий из наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2, между которыми размещен сепаратор с роликами 3.
На внутренней сферической поверхности R внутреннего кольца 2 закреплен сферический подшипник 4 скольжения, находящийся в кинематическом соединении со сферической поверхностью R внутреннего кольца 5.
На цилиндрической и торцевых поверхностях внутреннего кольца 5 закреплены радиальный цилиндрический подшипник 6 и опорные (упорные) 7 и 8 подшипники скольжения.
Подшипники скольжения 4, 6, 7, 8 выполнены из самосмазывающегося антифрикционного композиционного материала, например, типа «препрега» толщиной 0,45-0,75 мм.
В другом варианте исполнения модуль включает роликоподшипник, содержащий наружное 9 и внутреннее 10 кольца, между которыми размещены ролики 11 с сепаратором.
Наружная поверхность наружного кольца 9 роликоподшипника выполнена сферической R1, находящейся в кинематическом соединении со сферическим подшипником скольжения 12, закрепленным на сферической поверхности наружного кольца 13.
На цилиндрической и торцевых поверхностях внутреннего кольца 10 роликоподшипника закреплены радиальный подшипник 14 и торцевые подшипники 15 и 16 скольжения.
Допуски посадочных размеров внутренних и сферических поверхностей колец 2 и 5 (фиг.1) и 10 и 13 (фиг.2) выполняются по посадкам движения.
Комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль работает следующим образом.
В начале, в режим пуска и в рабочем режиме работает подшипник, например радиальный роликовый подшипник качения, реализуя вид трения качения.
При этом исключается в парах трения «ролик - кольцо» трение скольжения, что снижает износ трущихся поверхностей этой пары. Все ролики подшипника работают в одном скоростном режиме, а прогиб вала опоры и несоосность компенсируются шарнирным сферическим подшипником 4, закрепленным на сферической поверхности внутреннего кольца 2 роликоподшипника (фиг.1), а по второму варианту (фиг.2) закрепленным на внутренней сферической поверхности наружного кольца 13 внутренним сферическим подшипником 12.
По мере повышения коэффициента трения качения по различным причинам (отсутствие смазки, износ, обледенение) периодически включаются в работу подшипники трения скольжения 6, 7, 8 (вариант 1) или 14, 15, 16 (вариант 2). При этом происходит процесс приработки пар трения скольжения.
Постепенно наступает момент, когда происходит отказ подшипника качения, включаются в работу пары трения скольжения цилиндрические и торцевые, которые работают в режиме безызносности (избирательного переноса) без смазки.
В случае, когда отказ произошел по причине замерзания смазки, включение в работу подшипников скольжения способствует разогреву смазки и включению в работу ролика подшипника качения.
Предложенный комбинированный по виду трения радиальный шарнирно-сферический модуль позволяет увеличить надежность, значительно повысить ресурс опор трения при работе в нештатных, экстремальных условиях.
Класс F16C21/00 Комбинации из подшипников скольжения с подшипниками качения
комбинированная опора - патент 2525497 (20.08.2014) | |
комбинированная опора - патент 2522746 (20.07.2014) | |
комбинированная опора - патент 2509928 (20.03.2014) | |
комбайн проходческий - патент 2498063 (10.11.2013) | |
реверсивная комбинированная опора - патент 2490523 (20.08.2013) | |
ось машины - патент 2428593 (10.09.2011) | |
подшипниковый узел - патент 2423627 (10.07.2011) | |
адаптивная комбинированная опора - патент 2395733 (27.07.2010) | |
комбинированная гибридная опора - патент 2346192 (10.02.2009) | |
конический подшипник скольжения - патент 2336441 (20.10.2008) |
Класс F16C23/08 самоустанавливающиеся
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
двухрядный шариковый подшипник качения - патент 2488721 (27.07.2013) | |
сферический подшипник качения - патент 2486381 (27.06.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения (варианты) - патент 2484320 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения - патент 2483230 (27.05.2013) | |
двухрядный шариковый подшипник качения - патент 2479763 (20.04.2013) | |
сферический двухрядный подшипник качения - патент 2475654 (20.02.2013) | |
шариковый сферический двухрядный подшипник качения - патент 2410581 (27.01.2011) | |
шариковый сферический однорядный подшипник качения - патент 2405984 (10.12.2010) |
Класс F16C35/073 между валом и внутренним кольцом подшипника
способ соединения детали с кольцом подшипника - патент 2445524 (20.03.2012) | |
узел подшипника вращающегося вала и турбореактивный двигатель, оборудованный указанным узлом - патент 2418208 (10.05.2011) |
Класс F16C35/077 между корпусом и наружным кольцом подшипника
модуль подшипника с сенсорным устройством - патент 2526319 (20.08.2014) | |
способ соединения детали с кольцом подшипника - патент 2445524 (20.03.2012) | |
зерновой метатель - патент 2306249 (20.09.2007) | |
подшипниковый узел - патент 2272188 (20.03.2006) | |
колесо транспортного средства - патент 2184887 (10.07.2002) | |
подшипниковый узел - патент 2087767 (20.08.1997) |