зубчатая передача
Классы МПК: | F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами |
Автор(ы): | Заселяев Игорь Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-12-28 публикация патента:
20.04.2011 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, выполненные в виде подвижных относительно друг друга ступицы (2) и зубчатого венца (1), с углублениями на вершинах зубьев и упругодеформируемыми толкателями (3, 4). Одни концы толкателей шарнирно установлены на ступицах (2) зубчатых колес по окружности, а другие размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса. Во впадинах зубьев установлены по два упругодеформируемых толкателя (3, 4), направленных по касательным к окружности с противоположных ее сторон. Концы толкателей на ступицах установлены подвижно посредством упругих элементов (5). Зубчатая передача может работать при разном направлении вращения колес (реверсировании) и передавать дополнительную нагрузку через упругодеформируемые толкатели. 1 ил.
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, выполненные в виде подвижных относительно друг друга ступицы и зубчатого венца с углублениями на вершинах зубьев и упругодеформируемыми толкателями, одни концы которых шарнирно установлены на ступицах зубчатых колес по окружности, а другие размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса, отличающаяся тем, что во впадинах зубьев установлены по два упругодеформируемых толкателя, направленных по касательным к окружности с противоположных ее сторон, а концы толкателей на ступицах установлены подвижно посредством упругих элементов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубчатым передачам.
Известна зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса с углублениями на вершинах зубьев и упругодеформируемыми толкателями, одни концы которых шарнирно установлены на зубчатых колесах по окружности, а другие размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса (см. А.С. СССР, № 1762049, кл. F16Н 1/20, 1992). Такая передача может передавать больший крутящий момент, чем обычная передача (без упругодеформируемых толкателей), только при вращении колес в одну сторону. При вращении колес передачи в противоположную сторону толкатели будут создавать крутящий момент, направленный в противоположную сторону вращению колес, что не целесообразно. Это определяет использование передачи как нереверсивную.
Наиболее близким по техническому решению, принятому за прототип, является зубчатая передача, содержащая колеса, выполненные в виде подвижных относительно друг друга ступицы и зубчатого венца с углублениями на вершинах зубьев, и упругодеформируемыми толкателями, одни концы которых шарнирно установлены на зубчатых колесах по окружности, а другие концы толкателей размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса (см. RU № 2068515, C1, 6F16H 1/20, 1996 - прототип).
Недостатком прототипа является то, что она проявляет свои положительные качества (повышение нагрузочной способности) от использования упругодеформируемых толкателей только при вращении колес в одну сторону.
Задачей изобретения является разработка устройства, позволяющего передаче работать одинаково при разном направлении вращения колес.
Для решения данной задачи предложена зубчатая передача, в которой во впадинах зубьев колес установлены по два упругодеформируемых толкателя, направленных по касательным с противоположных сторон к окружности, а концы толкателей на ступицах установлены подвижно посредством упругих элементов. Упругие элементы, воздействующие на одни концы упругодеформируемых толкателей, обеспечат устойчивое, прижатое ко дну впадин зубьев положение других концов толкателей при работе передачи без нагрузки. Таким образом, концы толкателей во впадинах зубьев не будут препятствовать движению вершин зубьев сопряженного колеса во впадинах.
Предлагаемое изобретение позволяет передаче передавать большую нагрузку от использования упругодеформируемых толкателей при разных направлениях вращения колес (реверсировании), при этом, работая на холостом ходу (без нагрузки), упругодеформируемые толкатели не будут препятствовать движению зубьев во впадинах колес.
Для пояснения предлагаемого изобретения предложен чертеж.
Передача состоит из зубчатых колес, каждое из которых содержит венец 1 и ступицу 2, а также упругодеформируемые толкатели 3 и 4 (на верхнем колесе не показаны). Толкатели установлены во впадинах зубьев по два и направлены по касательным к некоторой окружности с противоположных ее сторон. Одни концы толкателей лежат на дне впадин зубьев, другие установлены подвижно в пазах ступиц с поджатием к краям пазов упругими элементами 5. Упругие элементы обеспечивают передаче в ненагруженном ее состоянии расположение толкателей без возможности их взаимодействия с вершинами зубьев сопряженного колеса.
Зубчатая передача работает следующим образом. При вращении верхнего на чертеже колеса по часовой стрелке и приложении нагрузки к валу нижнего колеса венец 1 будет смещаться относительно ступицы 2 влево. При этом толкатели 3 выйдут из впадин зубьев до взаимодействия с выступами на вершинах зубьев верхнего (по чертежу) колеса и через них будет передаваться дополнительная нагрузка. Толкатели же 4 при этом одними концами будут оставаться на дне впадин зубьев, другими будут перемещаться в пазах ступиц, сжимая упругие элементы 5. При вращении верхнего (на чертеже) колеса против часовой стрелки и приложении нагрузки к валу нижнего колеса венец 1 будет смещаться относительно ступицы 2 вправо. При этом толкатели 3 под воздействием на их концы в пазах ступиц упругих элементов 5 окажутся другими концами на дне впадин колес. Толкатели же 4 выйдут из впадин зубьев до взаимодействия с выступами на вершинах зубьев верхнего (по чертежу) колеса и через них будет передаваться дополнительная нагрузка.
Таким образом, предлагаемая зубчатая передача может работать при разном направлении вращения колес (реверсировании) и передавать дополнительную нагрузку через упругодеформируемые толкатели.
Класс F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами