способ и система управления газотурбинного двигателя
Классы МПК: | F02C9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках |
Автор(ы): | Черноморский Вадим Семенович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-09-21 публикация патента:
10.05.2011 |
Изобретение относится к области авиационной техники, а точнее касается автоматического управления самолета с газотурбинным двигателем с форсажной камерой. Предварительно для двигателя с нулевой наработкой формируют зависимость Tт=f(n), где температура газа за турбиной (Тт), частота вращения ротора компрессора (n). При управлении форсажным режимом сравнивают фактическое значение частоты вращения ротора (nфак ) со значением частоты вращения ротора двигателя с нулевой наработкой при фактической температуре. При наличии разности ( n) между ними выдают сигнал, пропорциональный разности, и по нему корректируют программу подачи топлива в форсажную камеру сгорания из условия обеспечения заданного коэффициента избытка воздуха ( ). Система управления газотурбинного двигателя содержит автомат подачи топлива в форсажную камеру (Gтф) по сигналам давления воздуха за компрессором (Рк) и температуры воздуха на входе ГТД (Твх), датчики температуры газа за турбиной (Тт), частоты вращения ротора компрессора (n) и перепада давления на турбине ( т) и регулятор створок реактивного сопла, включающий элемент сравнения заданного и фактического значений т. Система содержит дополнительно запоминающее устройство функциональной зависимости Тт=f(n) и элемент сравнения. Один вход устройства функциональной зависимости соединен с датчиком температуры газа за турбиной Тт, а выход - с элементом сравнения частот вращения. Другой вход элемента сравнения соединен с датчиком частоты вращения ротора компрессора, а выход, через узел коррекции по n программы подачи топлива Gтф связан с автоматом подачи топлива. Техническим результатом является оптимизация тяги газотурбинного двигателя с наработкой на форсажном режиме. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ управления газотурбинным двигателем, при котором измеряют параметры, характеризующие работу двигателя, в том числе температуру газа за турбиной (Тт), частоту вращения ротора компрессора (n), перепад давления на турбине ( т), и управляют форсажным режимом путем воздействия на реактивное сопло и подачу топлива в форсажную камеру сгорания по заданной программе, отличающийся тем, что предварительно для двигателя с нулевой наработкой формируют зависимость Tт =f(n), и при управлении форсажным режимом сравнивают фактическое значение частоты вращения ротора (nфак) со значением частоты вращения ротора двигателя с нулевой наработкой при фактической температуре и при наличии разности ( n) между ними выдают сигнал, пропорциональный разности, и по нему корректируют программу подачи топлива в форсажную камеру сгорания из условия обеспечения заданного значения коэффициента избытка воздуха
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно по сигналу разности ( n) корректируют управление площадью реактивного сопла из условия обеспечения максимально возможной тяги ГТД при заданном значении коэффициента избытка воздуха
3. Система управления газотурбинного двигателя, содержащая автомат подачи топлива в форсажную камеру (Gтф ) по сигналам давления воздуха за компрессором (Рк ) и температуры воздуха на входе ГТД (Твх), датчики температуры газа за турбиной (Тт), частоты вращения ротора компрессора (n) и перепада давления на турбине ( т), и регулятор створок реактивного сопла, включающий элемент сравнения заданного и фактического значений т, один вход которого соединен с датчиком перепада давлений на турбине, а другой - с узлом формирования заданного значения этого перепада, отличающаяся тем, что дополнительно содержит запоминающее устройство функциональной зависимости T т=f(n), вход которого соединен с датчиком температуры газа за турбиной Тт, и элемент сравнения частот вращения, связанный входом с устройством функциональной зависимости, при этом другой вход элемента сравнения соединен с датчиком частоты вращения ротора компрессора n, а выход связан через узел коррекции программы подачи топлива Gтф по n с автоматом подачи топлива.
4. Система по п.3, отличающаяся тем, что дополнительно установлен узел коррекции заданного перепада давлений по n, вход которого соединен с выходом элемента сравнения частот вращений, а выход - с узлом формирования заданного значения перепада давлений на турбине.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники, а точнее касается способа и системы автоматического управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой.
Известен способ управления газотурбинного двигателя с форсажной камерой воздействием на расход топлива в форсажную камеру ГТД из условия обеспечения заданного значения коэффициента избытка воздуха где B - расход воздуха, т0 и тф - расход топлива соответственно в основной и форсажной камерах, L0 - расход воздуха, необходимого для полного сгорания 1 кг топлива (Ю.Н.Нечаев, P.M.Федоров. Теория авиационных газотурбинных двигателей, М., Машиностроение, 1978, часть 2, стр.70).
Известный способ не позволяет достичь максимально возможного значения тяги на форсажном режиме при ухудшении с наработкой КПД газогенератора.
Наиболее близким техническим решением является способ управления форсажным режимом газотурбинного двигателя (ГТД) путем воздействия на подачу топлива в форсажную камеру сгорания (Gтф ) и площадь реактивного сопла (Fc). Воздействия формируют программными регуляторами (автоматом подачи топлива и автоматом управления реактивным соплом), исходя из условия оптимизации значений коэффициента избытка воздуха и перепада давлений газа на турбине ( т) для обеспечения максимально возможного значения тяги (R) ГТД по фактически измеренным значениям параметров, определяющих работу двигателя, таким как, например, температура и давление.
Известно управление форсажными режимами ГТД, реализующее зависимости Gтф=Pкf(Tвх) и т=f(Tвх), где Рк - фактическое значение давления воздуха за компрессором, Tвx - фактическое значение температуры воздуха на входе в ГТД, т - перепад давлений газа на турбине (Ю.Н.Нечаев, P.M.Федоров. Теория авиационных газотурбинных двигателей, М., Машиностроение, 1978, часть 2, стр.188).
Устройство, реализующее способ, включает датчики, измеряющие соответствующие параметры, автомат подачи топлива в форсажную камеру (Gтф ) по сигналам давления воздуха за компрессором (Рк ) и температуры воздуха на входе ГТД (Твх) и автомат управления реактивным соплом (Fc), a также датчики температуры газа за турбиной (Тт) и частоты вращения ротора компрессора (n) (там же).
Для обеспечения максимально возможного значения тяги (R) ГТД в качестве параметров, определяющих программы управления форсажным режимом, используют измеряемые значения Рк и Твх, а вид зависимости определяется, в частности, характеристиками газогенератора ГТД.
Однако, с наработкой при эксплуатации самолета происходит ухудшение характеристик газогенератора ГТД из-за падения КПД компрессора ( к) и турбины ( т). Это приводит к тому, что управление форсажным режимом становится менее эффективным в силу неоптимальности с точки зрения обеспечения тяги ГТД из-за того, что не учитываются эксплуатационные изменения характеристик газогенератора.
В основу изобретения положена задача повышения эффективности работы ГТД с наработкой на форсажном режиме.
Техническим результатом является оптимизация тяги ГТД с наработкой на форсажном режиме.
Поставленная задача решается тем, что в заявленном способе управления газотурбинным двигателем, при котором измеряют параметры, характеризующие работу двигателя, в том числе температуру газа за турбиной (Тт), частоту вращения ротора компрессора (n), перепад давления на турбине ( т), и управляют форсажным режимом путем воздействия на реактивное сопло и подачу топлива в форсажную камеру сгорания по заданной программе, предварительно для двигателя с нулевой наработкой формируют зависимость Tт=f(n), и при управлении форсажным режимом сравнивают фактическое значение частоты вращения ротора (nфак) со значением частоты вращения ротора двигателя с нулевой наработкой при фактической температуре и при наличии разности ( n) между ними выдают сигнал, пропорциональный разности, и по нему корректируют программу подачи топлива в форсажную камеру сгорания из условия обеспечения заданного значения коэффициента избытка воздуха
Целесообразно, чтобы дополнительно по сигналу разности ( n) корректировали бы управление площадью реактивного сопла из условия обеспечения максимально возможной тяги ГТД.
Поставленная задача решается также тем, что система управления газотурбинного двигателя, содержащая автомат подачи топлива в форсажную камеру (Gтф) по сигналам давления воздуха за компрессором (Рк) и температуры воздуха на входе ГТД (Твх), датчики температуры газа за турбиной (Т т), частоты вращения ротора компрессора (n) и перепада давления на турбине ( т), и регулятор створок реактивного сопла, включающий элемент сравнения заданного и фактического значений т, один вход которого соединен с датчиком перепада давлений на турбине, а другой - с узлом формирования заданного значения этого перепада, дополнительно содержит запоминающее устройство функциональной зависимости Tт=f(n), вход которого соединен с датчиком температуры газа за турбиной Т т, а выход - с элементом сравнения частот вращения, при этом другой вход элемента сравнения соединен с датчиком частоты вращения ротора компрессора n, a выход связан через узел коррекции по n программы подачи топлива Gтф по n с автоматом подачи топлива.
Целесообразно, чтобы в системе был дополнительно установлен узел коррекции заданного перепада давлений ( т) по n, вход которого соединен с выходом элемента сравнения частот вращений, а выход - с узлом формирования заданного значения перепада давлений на турбине.
Для получения информации об ухудшении характеристик газогенератора предлагается использовать функционально связанные параметры - температуру газа за турбиной (Тт) и частоту вращения ротора компрессора (n) в виде зависимости Тт=f(n), полученной для двигателя с нулевой наработкой техническими средствами, например, приборными замерами и/или компьютерным моделированием.
При падении к и т эта зависимость меняется таким образом, что при одном и том же значении Тт значение n уменьшается.
Поэтому сигнал разности nном-nфак при Тт - const может служить мерой ухудшения характеристики газогенератора с наработкой (где nном - номинальное значение частоты вращения для двигателя с нулевой наработкой, nфак - текущее значение n).
В дальнейшем предлагаемое изобретение поясняется описанием и чертежом, на котором представлена блок-схема устройства, реализующего данный способ.
Система включает: ГТД как объект управления - 1, датчик 2 давления за компрессором, датчик 3 температуры воздуха на входе в двигатель, датчик 4 перепада давлений на турбине, элемент сравнения 5 фактического и заданного значений перепада давлений ( т и т зад соответственно), узел 6 формирования заданного значения перепада давлений турбины, регулятор 7 створок реактивного сопла, узел 8 коррекции заданного значения перепада давлений, узел 9 сравнения номинального значения частоты вращения ротора и фактического, датчик 10 частоты вращения ротора, узел 11 формирования зависимости Tт=f(n) для двигателя с нулевой наработкой, датчик 12 температуры газа за турбиной, узел 13 коррекции программы подачи топлива в форсажную камеру сгорания, регулятор 14 подачи топлива в форсажную камеру сгорания.
Предлагаемая схема работает следующим образом.
В узле 11 предварительно формируют зависимость Тт=f(n) для двигателя с нулевой наработкой. При работе ГТД 1 на вход узла 11 с датчика 12 поступает сигнал Тт, и, используя зависимость Tт=f(n), определяют nном и подают этот сигнал на вход в узел 9 сравнения, где формируется разность сигнала с датчика 10 и узла 11 ( n=nфак-nном). Далее сигнал n поступает в узлы коррекции 13 и 8 для изменения программы управления Gтф и Fc.
Программа управления Gтф выполняется по сигналам с датчиков 2 и 3, подаваемым на вход регулятора 14, обеспечивая закон G тф=Ркf(Твх). Этот закон корректируется по сигналу n, поступающему с узла сравнения 9 на вход регулятора 14.
Управление реактивным соплом выполняется регулятором 7 по сигналу с элемента сравнения 5, на вход которого поступает сигнал с датчика 4 ( т) и сигнал с узла 6 формирования ( зад). Площадь сопла (Fc) меняется до тех пор, пока т не станет равным т зад ( т= т зад). Формирование т зад осуществляется в узле 6 по сигналу с датчика 3 (Твх) и корректируется узлом 8 по сигналу, поступающему с узла сравнения 9.
Законы коррекции т зад и Gтф определяются либо экспериментально, либо расчетным путем из условия обеспечения заявленных значений тяги ГТД при заданном значении коэффициента избытка воздуха
При небольшой наработке ГТД, когда КПД газогенератора практически не изменился, а значит и зависимость Тт=f(n) соответствует номинальной, коррекции программы не происходит, т.к. n=0.
По мере ухудшения характеристик газогенератора меняется зависимость Тт=f(n), что приводит к росту n пропорционально падению КПД генератора.
Таким образом, в зависимости от n меняется потребная величина коррекции основных программ управления Gтф и Fc.
Предлагаемый способ управления позволяет уменьшить потерю тяги ГТД при ухудшении характеристик газогенератора с наработкой за счет коррекции программ управления Gтф и Fc по параметру, в качестве которого применяют разность между фактическим и номинальным значением n при фактическом значении Тт.
Таким образом, программы формируются как Gтф=Рк f1(Tвх)+f2( n) и т зад=f3(Твх)+f4 ( n), где f1(Tвx) и f3(Т вх) - функциональные зависимости в программах подачи топлива в форсажную камеру и при формировании т зад соответственно, f2( n) и f4( n) - функции, корректирующие программы.
Класс F02C9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках