система бесконтактного включения двс транспортного средства
Классы МПК: | F02N15/00 Прочие пусковые устройства с силовым приводом; конструктивные элементы и принадлежности, не отнесенные к группам 5/00 |
Автор(ы): | Аджиманбетов Султанхан Багатович (RU), Есенов Ирбек Хаджимуратович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Горский государственный аграрный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-01-27 публикация патента:
20.05.2011 |
Изобретение относится к области автомобиле- и тракторостроения, а именно к устройствам включения электростартера двигателя внутреннего сгорания (ДВС) транспортного средства. Система бесконтактного включения электростартера ДВС транспортного средства содержит электростартер (1), сцепление (12), ключ замка зажигания (11), редуктор (7), электромагнитную муфту (8), аккумуляторную батарею (14), основной (2) и вспомогательный (4) тиристоры, конденсатор (3), резистор (5), переключатель (10) с пружиной (15), источник импульсов (9), обратный диод (6) и импульсные трансформаторы (16, 17). Включение электростартера (1) производят путем подачи на управляющий электрод основного тиристора (2) положительного импульса. При этом основной тиристор (2) отпирается и напряжение аккумуляторной батареи (14) подается к электростартеру (1) и электромагнитной муфте (8), конденсатор (3) заряжается через основной тиристор (2) и резистор (5). Для выключения электростартера (1) на управляющий электрод вспомогательного тиристора (4) через трансформатор (17) подается положительный импульс. При этом вспомогательный тиристор (4) отпирается и прикладывает напряжение заряженного конденсатора (3) на основной тиристор (2), который запирается, и ток в цепи электростартера (1) прерывается. После заряда конденсатора (3) вспомогательный тиристор (4) самопроизвольно запирается. Технический результат заключается в исключении механического контакта при включении электростартера. 1 ил.
Формула изобретения
Система бесконтактного включения электростартера двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая электростартер, сцепление, ключ замка зажигания, редуктор, электромагнитную муфту, аккумуляторную батарею, отличающаяся тем, что снабжена основным и вспомогательным тиристорами, конденсатором, резистором, переключателем с пружиной, источником импульсов, обратным диодом и импульсными трансформаторами, причем включение электростартера производят путем подачи на управляющий электрод основного тиристора положительного импульса, при этом основной тиристор отпирается и напряжение аккумуляторной батареи подается к электростартеру и электромагнитной муфте, конденсатор заряжается через основной тиристор и резистор, для выключения электростартера на управляющий электрод вспомогательного тиристора через трансформатор подается положительный импульс, при этом вспомогательный тиристор отпирается и прикладывает напряжение заряженного конденсатора на основной тиристор, который запирается, и ток в цепи электростартера прерывается, после заряда конденсатора вспомогательный тиристор самопроизвольно запирается.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области автомобиле- и тракторостроения, а именно к устройствам включения электростартера ДВС транспортного средства.
Известна система включения электростартера в виде тягового реле, которое зацепляет шестерню стартера с венцом маховика ДВС и своими контактами подключает стартер к аккумуляторной батарее (С.В.Акимов, Ю.П.Чижков. Электрооборудование автомобилей. - М.: За рулем, 2001 - с.145-146).
Указанная система включения электростартера характеризуется сложностью конструкции, низкой надежностью, повышенным переходным электрическим сопротивлением, расходом цветного металла и требует периодической очистки соприкасающихся поверхностей контактов.
Наиболее близким по сути к предлагаемому изобретению является система двухступенчатого электростартерного пуска ДВС транспортного средства (Патент России № 2280190, МПК F02N 15/00). Здесь вращение от вала электростартера к коленчатому валу ДВС передается через штатное сцепление транспортного средства, что исключает использование втягивающего реле, а включение электростартера к аккумуляторной батарее осуществляется через контактный выключатель.
Целью изобретения является исключение механического контакта из цветного металла при включении электростартера, повышение надежности и долговечности системы включения электростартера.
Указанная цель достигается использованием бесконтактного выключателя на базе управляемого полупроводникового прибора (тиристора).
На чертеже представлена схема системы бесконтактного включения электростартера ДВС транспортного средства.
Система пуска ДВС 13 состоит из электростартера 1, основного тиристора 2, конденсатора 3, вспомогательного тиристора 4, резистора 5, обратного диода 6, редуктора 7, электромагнитной муфты 8, источника импульсов 9, переключателя импульсов 10, ключа замка зажигания 11, сцепления 12 транспортного средства, аккумуляторной батареи 14, пружины 15 и импульсных трансформаторов 16, 17.
Перед включением электростартера необходимо выключить сцепление 12 (нажать на педаль сцепления), затем включить электростартер путем подачи на управляющий электрод тиристора 2 положительного импульса с помощью ключа 11 замка зажигания (переключатель 10 переводится в положение II) через трансформатор 16. При этом тиристор 2 отпирается и напряжение аккумуляторной батареи 14 подается к стартеру 1 и электромагнитной муфте 8, одновременно через открытый тиристор 2 и резистор 5 конденсатор 3 заряжается до напряжения аккумуляторной батареи 14. После разгона электростартера 1 и включения электромагнитной муфты 8 вращение от стартера подается к ДВС включением сцепления 12 (педаль сцепления отпускается). Когда ДВС транспортного средства запускается, для выключения электростартера 1 на управляющий электрод вспомогательного тиристора 4 (переводом переключателя 10 в положение I) через трансформатор 17 подается положительный импульс. Тиристор 4 отпирается и прикладывает напряжение заряженного конденсатора 3 на тиристор 2. Тиристор 2 запирается отрицательным напряжением конденсатора 3 и ток в цепи электростартера 1 прерывается. После заряда конденсатора 3 тиристор 4 самопроизвольно запирается и схема возвращается в исходное состояние.
Класс F02N15/00 Прочие пусковые устройства с силовым приводом; конструктивные элементы и принадлежности, не отнесенные к группам 5/00