парусное судно
Классы МПК: | B63H9/06 конструкция и типы парусов; их размещение на судне |
Патентообладатель(и): | Щепочкина Юлия Алексеевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-04-09 публикация патента:
27.05.2011 |
Изобретение относится к области строительства и эксплуатации парусных судов. Парусное судно содержит корпус (1), надстройку (2), мачту (3) с парусом (4), рулевое устройство (5). Парус выполнен жестким в виде прямоугольной рамы (6) с направляющими (7) для перемещения свертывающихся в рулон (10) жалюзи (8). Рама имеет возможность поворота вокруг мачты на 360°. Достигается упрощение управляемости парусным судном. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Парусное судно, содержащее корпус, надстройку, по меньшей мере, одну мачту с парусом, рулевое устройство, отличающееся тем, что парус выполнен жестким в виде прямоугольной рамы с направляющими для перемещения свертывающихся в рулон жалюзи, причем рама имеет возможность поворота вокруг мачты на 360°.
2. Парусное судно по п.1, отличающееся тем, что направляющие в раме расположены вертикально, а рулон с жалюзи расположен вверху/внизу рамы.
3. Парусное судно по п.1, отличающееся тем, что направляющие в раме расположены горизонтально, а рулон с жалюзи расположен сбоку рамы со стороны мачты.
4. Парусное судно по п.1, отличающееся тем, что направляющие в раме выполнены по дуге.
5. Парусное судно по п.1, отличающееся тем, что рама снабжена блоками и тросами для выдвижения/свертывания жалюзи.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства и эксплуатации парусных судов.
Известно парусное судно, содержащее корпус, надстройку, по меньшей мере, одну мачту с парусом, рулевое устройство [1].
Задачей изобретения является упрощение управляемости парусным судном.
Техническое решение поставленной задачи достигается тем, что в парусном судне, содержащем корпус, надстройку, по меньшей мере, одну мачту с парусом, рулевое устройство, парус выполнен жестким в виде прямоугольной рамы с направляющими для перемещения свертывающихся в рулон жалюзи, причем рама имеет возможность поворота вокруг мачты на 360°. Направляющие в раме расположены вертикально, а рулон с жалюзи расположен вверху/внизу рамы. Направляющие в раме расположены горизонтально, а рулон с жалюзи расположен сбоку рамы со стороны мачты. Направляющие в раме выполнены по дуге. Рама снабжена блоками и тросами дня развертывания/свертывания жалюзи.
На фиг.1 изображено судно с жестким парусом, вид сбоку; на фиг.2 и 3 - вид на мачту и раму по А на фиг.1 соответственно с прямыми направляющими и направляющими, выполненными по дуге; на фиг.4 показан вариант установки на мачте двух рам с горизонтальным расположением направляющих.
Парусное судно (фиг.1) содержит корпус 1, надстройку 2, мачту 3 с парусом 4, рулевое устройство 5. Корпус может быть изготовлен из металла, пластмассы, стеклопластика, дерева. На корпус нанесена ватерлиния W. Корпус может нести несколько, выстроенных в линию, мачт, изготовленных из стальных труб или оцилиндрованного дерева. Парус выполнен жестким в виде прямоугольной рамы 6 с направляющими 7 для возвратно-поступательного перемещения жалюзи 8, свертывающихся вокруг вала 9 в рулон 10. Вал размещен в защитном кожухе 11 с возможностью вращения от привода для развертывания и свертывания жалюзи. Ручной привод подпружиненного вала может включать тросы 12, прикрепленные к первому элементу 13 жалюзи, и блоки 14, прикрепленные к раме. Рама может содержать механизированный привод (не показан) вала в виде прикрепленного к кожуху электродвигателя с редуктором. Все детали рамы, жалюзи изготовлены из легких прочных, устойчивых к коррозии материалов (пластмассы, сплавы на основе алюминия, титана). Для повышения прочности рама может иметь укосины 15 (фиг 4). Рама имеет возможность поворота вокруг мачты на 360° с помощью закрепленных на ней и на мачте подшипников 16. На мачте рамы могут располагаться одна напротив другой и/или одна над другой. Прямолинейные направляющие (фиг.1 и 2) в раме могут быть расположены: а) вертикально, при этом рулон с жалюзи расположен вверху или внизу рамы; б) горизонтально, при этом рулон с жалюзи расположен сбоку рамы со стороны мачты. Направляющие в раме могут быть выполнены по дуге (фиг.1 и 3).
Парусное судно может иметь моторную установку (не показана), работающую при безветрии и маневрировании.
Изготавливают корпус 1, надстройку 2. Изготавливают мачту 3, устанавливают подшипники 16. Изготавливают жесткий парус 4 в виде прямоугольной рамы 6 с укосинами 15 и направляющими 7 для возвратно-поступательного перемещения свертывающихся в рулон 10 жалюзи 8. Рулон помещают в защитный кожух 11. Оснащают раму блоками 14, трос 12 прикрепляют к первому элементу 13 жалюзи. Парус устанавливают на мачту, с возможностью его поворота на 360° Мачту с парусом закрепляют в корпусе. На корпус наносят ватерлинию W.
Парусное судно выводят в акваторию реки, озера, моря. При наличии моторной установки судно выходит на просторы акватории самостоятельно. Используя энергию ветра и управляемый парус (паруса), судно начинает движение по заданному курсу, перевозя грузы и пассажиров. Для корректировки курса используют рулевое устройство 5. При угрозе шторма жалюзи свертывают в рулон.
Такое парусное судно несложно в управлении, отличается повышенным сроком службы парусов.
Источник информации
1. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В.Зубков, С.В.Чумаков. - М.: Педагогика, 1980. С.395-403.
Класс B63H9/06 конструкция и типы парусов; их размещение на судне