комфортное пассажирское кресло повышенной надежности
Классы МПК: | B64D11/06 конструктивные особенности сидений |
Патентообладатель(и): | Нафиков Ильгиз Юрисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-10-02 публикация патента:
27.05.2011 |
Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, а именно к креслам пассажирских самолетов. Комфортное пассажирское кресло повышенной надежности содержит раму, опорное устройство, сиденье, привязную систему и отклоняемую спинку. Спинка включает каркас, связанный с устройством фиксации спинки в любом ее положении, в том числе и вертикальном. Пассажирское кресло дополнительно снабжено механизмом фиксации спинки в вертикальном положении для обеспечения восприятия нагрузок, действующих в аварийных ситуациях. Достигается повышение надежности при обеспечении комфортности за счет управляемого перемещения спинки кресла и надежной фиксации ее в вертикальном положении для восприятия нормированных нагрузок. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Комфортное пассажирское кресло повышенной надежности, преимущественно для салона пассажирского самолета, содержащее раму, опорное устройство, сиденье, привязную систему, отклоняемую спинку, включающую каркас, связанный с устройством фиксации спинки в любом ее положении, в том числе и вертикальном, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено механизмом фиксации спинки в вертикальном положении для обеспечения восприятия нагрузок, действующих в аварийных ситуациях.
2. Комфортное пассажирское кресло повышенной надежности по п.1, отличающееся тем, что каркас спинки выполнен в своей нижней части с цапфами, а механизм фиксации спинки в вертикальном положении состоит из подпружиненных шарнирных стопоров, взаимодействующих с цапфами каркаса спинки кресла, и снабженных тросовым приводом расфиксации.
3. Комфортное пассажирское кресло повышенной надежности по п.1 или 2, отличающееся тем, что стопоры выполнены с пазами для цапф каркаса и закреплены на валу, установленном в опорах рамы и снабженном рычагом, одним концом с помощью пружины связанным с рамой кресла, а другим концом соединенным с тросом привода расфиксации, выполненным в виде шарнирного рычага, установленного в подлокотнике кресла.
Описание изобретения к патенту
Область техники
Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, в частности к креслам пассажирских самолетов, и может быть использовано в конструкции кресел повышенной комфортности для повышения их надежности при обеспечении комфортности за счет управляемого перемещения спинки кресла и надежной фиксации ее в вертикальном положении для восприятия нормированных нагрузок.
Уровень техники
Известны конструкции кресел класса «Люкс» для пассажирских самолетов Ил-18, содержащие каркас, подушку для сидения, спинку, подлокотники и выдвижную подножку. При этом спинка закреплена шарнирно на каркасе и может отклоняться на угол до 65°. (См. С.М.Егер. Проектирование пассажирских реактивных самолетов. М.: Машиностроение, 1964 г., стр.52, фиг.18.)
Известны устройства для плавного и бесступенчатого регулирования положения спинки кресла из вертикальной позиции до наклоненной, содержащие гидроцилиндр с подпружиненным штоком (или поршнем), снабженные управляемым гидрозамком. Примерами таких устройств могут служить устройства по а.с. СССР № № 247791 - 1967 г., 238356 - 1967 г., патент US № 3533658 - 1970 г. Обычно такие гидроцилиндры шарнирно закреплены одним концом на конструкции кресла, а другим - на спинке кресла.
Недостатком такой конструкции кресла является то, что гидроцилиндры не могут воспринимать большие нагрузки, действующие на кресло в полете и при движении самолета по земле, особенно в аварийных ситуациях, что не обеспечивает безопасность пассажира.
Известно пассажирское кресло повышенной комфортности для транспортного средства, в частности для самолета, содержащее спинку, закрепленную шарнирно на сидении кресла. При этом сидение перемещается в направляющих, а спинка удерживается раздвигаемым стержнем, снабженным электрическим приводом. (См. патент US № 6412870, МПК B60N 2/20, 2002 г.).
Такая конструкция позволяет трансформировать кресло для лежания пассажира. Однако такое кресло сложно в конструкции и не обеспечивает безопасности пассажира в аварийных ситуациях, так как не в состоянии воспринимать нормируемые экстремальные нагрузки.
Известно Пассажирское кресло по патенту РФ № 2224689, МПК B64D 11/06, 2004 г., обладающее повышенной комфортностью за счет того, что обеспечивает перемещение в горизонтальной плоскости по двум перпендикулярным направлениям и вращение вокруг горизонтальной оси.
Пассажирское кресло содержит раму, на которой размещены сиденье и подлокотники. Спинка закреплена на раме посредством шарниров и снабжена устройством для плавного регулирования его положения, которое размещено в полости подлокотника и включает шарнирно закрепленный на раме цилиндр с подпружиненным поршнем, который снабжен полым штоком, выступающим за пределы цилиндра, конец которого шарнирно соединен со спинкой.
Устройство для плавного регулирования положения спинки содержит цилиндр, в полости которого расположен подпружиненный поршень, разделяющий внутренний объем цилиндра на две полости. Внутри полого штока, жестко соединенного с поршнем, установлен толкатель, связанный, во-первых, с размещенным в поршне перепускным управляемым клапаном, а во-вторых, посредством рычажка и гибкой связи (троса) - с кнопкой, установленной на одном из подоконников. В поршне выполнены перепускные каналы для рабочей жидкости. В пассажирском кресле использованы известные устройства для плавного регулирования положения спинки со средствами регулирования скорости перетекания рабочей жидкости при прямом и обратном ходе подпружиненного поршня.
Аналогичная конструкция представлена в патенте РФ на полезную модель (см. RU № 245989, В64D 11/06, 2002 г.).
Недостатком известных конструкций кресел является их низкая надежность, в частности, из-за низкой надежности механизма стопорения спинки кресла, так как гидроцилиндры плохо воспринимают большие нагрузки, действующие на кресло в аварийных ситуациях.
Так, известные конструкции кресел не обеспечивают восприятия нормируемых перегрузок при расположении кресел спинкой против полета.
Сущность изобретения
Задачей изобретения является разработка такой конструкции комфортного пассажирского кресла, преимущественно для салонов пассажирских самолетов, которая имела бы повышенную надежность при восприятии всех нормативных нагрузок, в частности перегрузок, действующих на кресло при расположении его как спинкой по полету, так и спинкой против полета, в течение установленного срока эксплуатации кресла при обеспечении максимальной комфортности для пассажира.
Кроме того, конструкция должна иметь минимальную массу и быть простой и технологичной в производстве.
Согласно изобретению поставленная задача достигается тем, что комфортное пассажирское кресло, содержащее раму, опорное устройство, сиденье, привязную систему, отклоняемую спинку, включающую каркас, связанный с устройством фиксации спинки в любом ее положении, дополнительно снабжено механизмом фиксации спинки в вертикальном положении.
Более того, каркас спинки выполнен в своей нижней части с цапфами, а механизм фиксации спинки в вертикальном положении состоит из подпружиненных шарнирных стопоров, взаимодействующих с цапфами каркаса спинки кресла и снабженных тросовым приводом расфиксации.
Кроме того, стопоры выполнены с пазами для цапф каркаса и закреплены на валу, установленном в опорах рамы и снабженном рычагом, одним концом с помощью пружины связанным с рамой кресла, а другим концом соединенным с тросом привода расфиксации, выполненным в виде шарнирного рычага, установленного в подлокотнике кресла.
Такое выполнение кресла позволяет повысить надежность конструкции при действующих нормативных нагрузках, в частности обеспечить восприятие нагрузок, действующих в аварийных ситуациях, и обеспечить безопасность пассажира.
Перечень фигур на чертежах
Изобретение поясняется чертежами, на которых:
Фиг.1 показывает общий вид кресла, вид сбоку;
Фиг.2 - общий вид кресла, вид спереди;
Фиг.3 - общий вид каркаса кресла, вид сбоку при снятых подлокотниках, подушки и подголовника спинки и подушки сиденья;
Фиг.4 - узел А фиг.3 с частичным вырезом (механизм фиксации спинки в вертикальном положении выделен жирными линиями);
Фиг.5 - вид сзади и снизу на механизм фиксации спинки в вертикальном положении (в аксонометрии);
Сведения, подтверждающие осуществление изобретения
В соответствии с изобретением пассажирское кресло содержит раму 5, опорное устройство 6, сиденье 1, спинку 4, подлокотники 3, привязную систему 12 (см. фиг.1, 2).
Рама 5 представляет собой плоскосварную конструкцию из труб прямоугольного сечения, имеющую узлы, на которые закреплены каркас спинки кресла, подлокотники, механизм перемещения спинки, механизм фиксации спинки.
Опорное устройство 6 выполнено с механизмами бесступенчатого продольного, поперечного перемещения кресла и поворота его вокруг вертикальной оси, обеспечивающими комфортное расположение пассажира в кабине самолета.
Спинка 4 выполнена отклоняющейся до положения 4а. Управление всеми механизмами, предназначенными для отклонения спинки, выдвижения подножки, перемещения сиденья, выполняется вручную при помощи тросовой проводки от рычагов управления, расположенных в подлокотнике кресла.
Спинка 4 кресла содержит подушку, подголовник 15 и каркас 17, установленный шарнирно на раме 5.
Каркас спинки 17 (фиг.3) выполнен в нижней своей части с ушами Г, снабженными посадочными отверстиями для установки на ось В (см. фиг.3, 4, 5), установленную в опорные отверстия кронштейнов 21 и 22 рамы 5. Каркас спинки 17 может занимать вертикальное положение, когда ее опорная плоскость составляет угол ~90° с полом кабины самолета, и поворачиваться на оси В в диапазоне от 0 до 85° от вертикали, занимая отклоненное положение.
Фиксация спинки в любых промежуточных положениях осуществляется с помощью гидравлических цилиндров 11 (2 шт.), расположенных внутри рамы 5, закрепленных шарнирно на раме 5 и штоком подсоединенных к шарниру З уха Г спинки.
Гидроцилиндры 11 выполнены с подпружиненным штоком и управляемым гидрозамком.
Кресло дополнительно снабжено механизмом фиксации спинки в вертикальном положении 20. Механизм фиксации спинки в вертикальном положении 20 состоит из подпружиненных шарнирных стопоров, взаимодействующих с цапфами каркаса спинки кресла и снабженных тросовым приводом расфиксации.
В предпочтительном варианте реализации изобретения кронштейны 21 рамы 5 выполнены с опорами Д, выходящими за заднюю балку рамы и имеющими отверстия Е для установки вала 7 механизма фиксации 20 спинки в вертикальном положении. Вал 7 несет по своим концам стопори (стопоры) 9 (2 шт.), взаимодействующие своими пазами с цапфами 10 ушей Г каркаса спинки 17. Вал 7 снабжен также рычагом 23, одним концом с помощью пружины 8 связанным с рамой 5 кресла, а другим концом, снабженным упором-ограничителем, взаимодействующим с опорной поверхностью рамы 5 и соединенным с тросом привода расфиксации (на чертеже не показано). Привод расфиксации спинки кресла выполнен в виде шарнирного рычага 14, установленного в подлокотнике кресла и связанного одним тросом с рычагом 23, а двумя другими - с гидрозамками гидроцилиндров 11. Стопори 9 в вертикальном положении спинки кресла своими пазами удерживают цапфы 10 и вместе с кронштейнами рамы 21 и ухом Г воспринимают всю нагрузку на спинку кресла от массы пассажира с учетом ее увеличения от перегрузок при аварийных посадках лицом или спиной к направлению полета. При этом полностью разгружаются гидравлические цилиндры 11, которые фиксирует спинку в промежуточных положениях.
Управление положением спинки осуществляется пассажиром следующим образом.
При нажатии на рычаг 14 (фиг.1) при помощи тросовой проводки гидроцилиндры 11 снимаются с гидрозамков и одновременно поворачивается рычаг 23 с валом 7, преодолевая усилие пружины 8 и освобождая цапфы 10 спинки.
После чего пассажир может отклонить спинку назад на любой угол.
При снятии нагрузки с рычага 14 гидравлические цилиндры 11 фиксируются гидрозамками, фиксируя спинку в отклоненном положении, а стопори 9 поджимаются вверх до упора в раму кресла.
Перемещение спинки вперед до упора осуществляется пружинами гидравлических цилиндров при повторном нажатии на рычаг 14 и снятии нагрузки со спинки кресла. При этом стопори 9 отжимаются цапфами 10, преодолевая сопротивление пружины 8. В конечном положении спинки стопори 9 поворачиваются валом 7 и своими пазами фиксируют цапфы 10 под действием пружины 8, обеспечивая надежное положение спинки в вертикальном положении (при взлете и посадке).
Перемещение спинки назад осуществляется пассажиром, прикладывающим усилие к подушке спинки. При этом происходит сжатие пружин гидравлических цилиндров 11.
Фиксация спинки в поднятом положении осуществляется стопором 9. Стопори 9 под действием пружин 8 постоянно поджаты вверх и своим пазом удерживает цапфу 10 каркаса спинки.
При приложении нагрузки от тросового привода в направлении С к рычагу 23, соединенному с валом 7, последний поворачивается и стопори 9 освобождают цапфы 10.
Управление рычагом 23 выполняется вручную при помощи тросовой проводки от рычага управления 14.
При нажатии на рычаг 14 (фиг.1) усилие при помощи тросовой проводки передается на гидравлические цилиндры 11 (2 шт.), которые расфиксируются, и одновременно поворачивается вал 7, освобождая цапфы 10 спинки.
После чего пассажир может отклонить спинку назад на любой угол. При этом происходит аккумулирование энергии гидроцилиндром за счет сжатия пружины.
При снятии нагрузки с рычага 14 гидравлические цилиндры фиксируют спинку в отклоненном положении, а стопори 9 поджимаются вверх до упора в раму кресла.
Перемещение спинки вперед до упора осуществляется пружинами гидравлических цилиндров при повторном нажатии на рычаг 14 и снятии нагрузки со спинки кресла. При этом штоки гидроцилиндров перемещаются назад до упора, перемещая спинку в вертикальное положение, а ее цапфы 10 отжимают стопори до их срабатывания. В этом положении стопори 9 поворачиваются под действием пружин 8 и своими пазами фиксируют цапфы 10, обеспечивая надежное положение спинки при взлете и посадке.
Такое выполнение кресла позволяет обеспечить четкую фиксацию спинки кресла с пассажиром и надежную работу кресла при всех действующих в эксплуатации нагрузках.
Проведенные испытания подтвердили его высокую надежность при воздействии нормативных нагрузок, соответствующих аварийной посадке при расположении кресла против полета.
Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений