статор компрессора газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D29/52 для осевых насосов и вентиляторов 
F01D25/24 кожухи; конструктивные элементы кожухов, например диафрагмы, детали крепления
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-11-17
публикация патента:

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает наружный и внутренний корпуса, соединенные между собой упругими элементами, причем наружный корпус выполнен цельным. Между корпусами расположены передняя и задняя полости обдува, а между полостями обдува выполнена полость отбора с окнами отбора. Наружная стенка задней полости обдува совмещена с упругим элементом. В полости отбора выполнено кольцо цельным с упругим элементом и наружным корпусом. Изобретение позволяет повысить надежность, коэффициент полезного действия и ресурс двигателя, а также снизить его массу и стоимость изготовления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

статор компрессора газотурбинного двигателя, патент № 2420673 статор компрессора газотурбинного двигателя, патент № 2420673

Формула изобретения

1. Статор компрессора газотурбинного двигателя с наружным и внутренними корпусами, соединенными между собой упругими элементами, и с расположенными между корпусами передней и задней полостями обдува и полостью отбора с окнами отбора между полостями обдува, отличающийся тем, что наружный корпус выполнен цельным, а наружная стенка задней полости обдува совмещена с упругим элементом, при этом в полости отбора выполнено кольцо цельным с упругим элементом и наружным корпусом.

2. Статор компрессора по п.1, отличающийся тем, что число винтов в полости отбора кратно числу окон отбора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен статор компрессора газотурбинного двигателя, имеющий продольный разъем (патент RU № 2121082).

Недостатком известной конструкции является низкая изгибная жесткость заднего корпуса обдува компрессора в результате наличия продольного разъема.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является компрессор газотурбинного двигателя, статор которого выполнен с наружным и внутренними корпусами, соединенными между собой упругими элементами, и с расположенными между корпусами передней и задней полостями обдува и полостью отбора с окнами отбора между полостями обдува (патент RU № 2253046).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая изгибная жесткость наружного корпуса компрессора из-за наличия продольного и поперечного разъемов.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности, КПД и ресурса двигателя путем увеличения жесткости корпусов, а также в снижении массы и стоимости изготовления за счет исключения поперечного разъема и фланцевого соединения между полостью отбора и задней полостью обдува.

Сущность технического решения заключается в том, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя с наружным и внутренними корпусами, соединенными между собой упругими элементами, и с расположенными между корпусами передней и задней полостями обдува и полостью отбора с окнами отбора между полостями обдува, согласно изобретению наружный корпус выполнен цельным, а наружная стенка задней полости обдува совмещена с упругим элементом, при этом в полости отбора выполнено кольцо цельным с упругим элементом и с наружным корпусом. Число винтов в полости отбора кратно числу окон отбора.

Выполнение наружного корпуса цельным исключает поперечные и продольные разъемы, увеличивая тем самым поперечную жесткость корпуса двигателя и уменьшая его овальность, что повышает надежность, КПД и ресурс двигателя, а также упрощает конструкцию и снижает массу и стоимость изготовления.

Выполнение в полости отбора кольца цельным с упругим элементом и наружным корпусом позволяет уменьшить перекосы корпусов, несоосность опор, что также повышает надежность двигателя.

Совмещение наружной стенки задней полости с упругим элементом упрощает конструкцию и снижает массу и стоимость изготовления.

На фиг.1 изображен продольный разрез статора компрессора.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Статор 1 компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса 2 и внутренних корпусов 3 и 4. Наружный корпус 2 выполнен цельным без поперечного и продольного разъемов. Между наружным 2 и внутренними корпусами 3 и 4 расположена передняя 5 и задняя 6 полости обдува, а между полостями обдува размещена полость отбора 7. Кольцо 8, расположенное в полости отбора 7, выполнено цельным с упругим элементом 9 и с наружным корпусом 2. Наружная стенка 10 задней полости обдува 6 совмещена с упругим элементом 11. Упругий элемент 11 соединяет между собой наружный корпус 2 с внутренним корпусом 4. Винты 12 устанавливаются через окна 13 в полости отбора 7. Число винтов 12 кратно числу окон 13 в полости отбора.

При работе двигателя охлаждающий воздух попадает через отверстия 14 и 15 в цельном наружном корпусе 2, который обеспечивает равножесткость по окружности, в переднюю 5 и заднюю 6 полости обдува и через перфорированные обечайки 16 и 17 охлаждает внутренние корпуса 3 и 4, что уменьшает рабочие радиальные зазоры по концам лопаток 18 и 19 и повышает надежность двигателя. Наличие упругого элемента 11, совмещенного со стенкой задней полости обдува 6, обеспечивает концентричное перемещение внутреннего корпуса 4, в котором расположены лопатки 18, относительно наружного корпуса 2 при обдуве внутреннего корпуса 4. Наличие кольца 8 в полости отбора 7, выполненного цельным с упругим элементом 9 и наружным корпусом 2, обеспечивает жесткость при поперечных нагрузках, что уменьшает перекосы корпусов 2, 3 и 4 и в целом повышает надежность двигателя.

Класс F04D29/52 для осевых насосов и вентиляторов 

корпус компрессора, обладающий стойкостью к титановым пожарам, компрессор высокого давления, содержащий такой корпус, и двигатель летательного аппарата, оборудованный таким компрессором -  патент 2524782 (10.08.2014)
корпус ротора турбокомпрессора, содержащий периферийный бандаж -  патент 2511960 (10.04.2014)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
агрегат конденсатных насосов питательных систем энергоблоков -  патент 2488717 (27.07.2013)
диагональный вентилятор -  патент 2455528 (10.07.2012)
лопаточное устройство -  патент 2371589 (27.10.2009)
защитная оболочка корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя и способ ее изготовления -  патент 2366839 (10.09.2009)
устройство для осевой транспортировки жидкостей тела -  патент 2314835 (20.01.2008)
компрессор газотурбинного двигателя -  патент 2302558 (10.07.2007)
корпус вентилятора авиационного двигателя -  патент 2293885 (20.02.2007)

Класс F01D25/24 кожухи; конструктивные элементы кожухов, например диафрагмы, детали крепления

корпус компрессора, обладающий стойкостью к титановым пожарам, компрессор высокого давления, содержащий такой корпус, и двигатель летательного аппарата, оборудованный таким компрессором -  патент 2524782 (10.08.2014)
сборка обоймы турбины -  патент 2522264 (10.07.2014)
статор турбомашины -  патент 2519677 (20.06.2014)
турбомашина (варианты) -  патент 2516992 (27.05.2014)
радиальный кольцевой фланец, турбина низкого давления для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2514462 (27.04.2014)
корпус ротора турбокомпрессора, содержащий периферийный бандаж -  патент 2511960 (10.04.2014)
орган блокировки для устройства крепления секторов кольца на корпусе турбомашины летательного аппарата, устройство крепления секторов кольца, турбина турбомашины и турбомашина летательного аппарата -  патент 2511821 (10.04.2014)
кольцевой узел лопаток газотурбинного двигателя -  патент 2511770 (10.04.2014)
поворотная регулирующая диафрагма теплофикационной паровой турбины -  патент 2510464 (27.03.2014)
установочное устройство -  патент 2509898 (20.03.2014)
Наверх