плуг для тракторов класса 14-20 кн
Классы МПК: | A01B13/14 для обработки почвы в двух или нескольких слоях A01B3/00 Плуги с жестко закрепленными лемехами |
Автор(ы): | Смирнов Петр Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-05-08 публикация патента:
20.06.2011 |
Плуг содержит раму с установленными на ней опорным колесом, навесным устройством и отвальными корпусами. Ширина захвата заднего корпуса плуга выполнена больше ширины захвата остальных корпусов и равна ширине заднего колеса трактора с обеспечением обратного свала почвы. Задний корпус смещен влево по ходу движения плуга на величину, равную разности между шириной захвата заднего корпуса и шириной захвата остальных корпусов. Все корпуса плуга, кроме заднего корпуса, имеют лемеха с уширенным носком. Такое конструктивное выполнение позволит снизить энергозатраты на обработку почвы за счет исключения уплотнения почвы колесом трактора и формирования выровненной поверхности поля. 3 ил.
Формула изобретения
Плуг для тракторов класса 14-20 кН, содержащий раму с установленными на ней опорным колесом, навесным устройством и отвальными корпусами, отличающийся тем, что ширина захвата заднего корпуса плуга выполнена больше ширины захвата остальных корпусов и равной ширине заднего колеса трактора с обеспечением обратного свала почвы, причем задний корпус смещен влево по ходу движения плуга на величину, равную разности между шириной захвата заднего корпуса и шириной захвата остальных корпусов, причем остальные корпуса плуга имеют лемеха с уширенным носком.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к почвообрабатывающим орудиям.
Известны плуги ПН 4-30, ПН 3-35 для колесных тракторов класса 14 кН, плуги ПН 4-35 - для колесных тракторов класса 20 кН [1]. Недостатком указанных плугов при агрегатировании современными тракторами класса 14-20 кН является несоответствие ширины заднего колеса трактора ширине борозды предыдущего прохода, по которой перекатываются правые колеса трактора. Например, ширина задней шины 15,5×38 трактора класса 14 кН составляет около 40 см, а ширина захвата корпуса агрегатируемого плуга ПН 3-35 - 35 см. Вследствие этого непроизводительно теряется часть тягового усилия трактора на смятие и выдавливание разрыхленной почвы вправо по ходу трактора; после каждого прохода остается уплотненная полоса почвы, которая оказывает негативное влияние на рабочие органы машин при последующих операциях и на биологическое развитие выращиваемой культуры [2]. На тяжелых по механическому составу и задернелых почвах у указанных плугов путь заглубления увеличивается из-за малого (в пределах з=3 4°) затылочного угла лемешно-отвальной поверхности, соответственно увеличиваются ширина поворотной полосы и затраты на обработку этой полосы.
Задачей настоящего изобретения является устранение приведенных недостатков.
Поставленная задача достигается тем, что для обеспечения ширины вскрытой борозды последний корпус плуга изготовлен шириной bз, равной ширине заднего колеса трактора с обеспечением обратного свала почвы, и установлен со смещением влево по ходу движения плуга на величину b, равную разности между шириной захвата заднего корпуса и шириной захвата остальных корпусов (фиг.1). Для создания выровненной слитной поверхности обработанного пласта на остальных корпусах лемеха выполнены с уширенным носком, обеспечивающим перемещение дополнительной массы почвы на поверхность. Применение лемехов с уширенным носком на передних корпусах плуга позволяет частично разрушить плужную подошву; создает ступенчатую границу подошвы и обработанного пласта, тем самым расширяется область применения плуга как противоэрозионного орудия для вспашки склонов (фиг.2). Уменьшение угла 0 на передних корпусах с уширенным лемехом способствует улучшению резания пласта со скольжением (фиг.1). Также увеличение затылочного угла з на передних корпусах патентуемого плуга способствует уменьшению пути заглубления до заданной глубины хода в целом плуга (фиг.3).
На фиг.1 изображена общая конструктивная схема плуга для колесных тракторов класса 14-20 кН; на фиг.2 - схема оборота пласта и создания выровненной поверхности; на фиг.3 - схема заглубления корпуса плуга с уширенным лемехом.
Плуг для колесных тракторов класса 14-20 кН содержит раму 1, установленные на ней регулируемое по глубине опорное колесо 2, задний корпус 3, передние корпуса 4, причем лемеха 5 передних корпусов 4 выполнены с уширенным носком (фиг.1). Задний корпус 3 имеет ширину bЗ=b+ b и установлен на раме со смещением влево по ходу плуга на b. Отвал заднего корпуса выполнен с уширением верхнего обреза на n и бороздного обреза на m по сравнению с размерами отвалов остальных корпусов (фиг.2). Лемех заднего корпуса 3 удлинен для обеспечения ширины захвата bЗ. Остальные детали корпусов унифицированы с аналогичными деталями серийных плугов. Для агрегатирования плуга с трактором служит навесное устройство 6.
Плуг для колесных тракторов класса 14-20 кН работает следующим образом (фиг.3 и 2). В начале рабочего процесса за счет увеличенного затылочного угла з на передних корпусах 4 происходит резкое и стабильное заглубление и уменьшение пути заглубления в целом плуга до заданной глубины хода. В связи с этим уменьшается ширина поворотных полос на краях поля и, соответственно, сокращается число проходов для заделки поворотной полосы. Передние корпуса плуга 4 отрезают пласт в поперечном сечении в виде трапеций A 1B1C1D1, А2 В2С2В2 с углублением плужной подошвы носком лемеха на a. Этим достигается вынос на поверхность дополнительной массы почвы для выравнивания. Задний корпус 3 отрезает уширенный пласт прямоугольной формы A3B3C3 D3 размером а×bЗ. Таким образом, при отваливании отрезанных пластов трапецевидного и прямоугольного сечения достигается их рациональное расположение и наиболее выровненная поверхность cd; остается уширенная вскрытая борозда, соответствующая ширине заднего колеса трактора.
Совокупность вышеуказанных существенных признаков патентуемого плуга для колесных тракторов класса 14-20 кН обеспечивает решение поставленной задачи, определяет его высокоэффективную работу за счет перераспределения непроизводительной затраты энергии, расходуемой на смятие почвы задним правым колесом трактора из-за несоответствия ширины вскрытой борозды при работе аналога, на частичное углубление и разрушение плужной подошвы уширенными лемехами передних корпусов и увеличение ширины захвата плуга на b.
Литература
1. Плуг навесной трехкорпусный / Паспорт, техническое описание и руководство по эксплуатации. Одесский з-д сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции. 1979. - 32 с.
2. Смирнов П.А., Григорьев В.В. К вопросу совершенствования вспашки колесными тракторами / Материалы научной конференции ЧГСХА. Т.20. - Чебоксары: ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2005. С.244-249.
Класс A01B13/14 для обработки почвы в двух или нескольких слоях
Класс A01B3/00 Плуги с жестко закрепленными лемехами