способ подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах
Классы МПК: | B65G5/00 Хранение жидкостей в естественных /природных/ или искусственных впадинах или скважинах в земле |
Автор(ы): | Гафаров Наиль Анатольевич (RU), Рябоконь Александр Александрович (RU), Савич Олег Игоревич (RU), Соркин Вячеслав Исаакович (RU), Хрулев Александр Сергеевич (RU), Цыбульский Павел Геннадьевич (RU), Чернухин Владимир Иванович (RU), Штоль Владимир Филиппович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Подземгазпром" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-12-25 публикация патента:
27.06.2011 |
Предлагаемое изобретение относится к горному делу и может быть использовано при эксплуатации подземных резервуаров-хранилищ, создаваемых в многолетнемерзлых породах через скважину для захоронения отходов бурения. Технический результат - повышение эффективности захоронения буровых отходов в созданном через буровую скважину в многолетнемерзлых осадочных породах подземном резервуаре. Способ подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах включает их доставку к месту захоронения и заполнение ими созданного через буровую скважину подземного резервуара. В процессе проведения буровых работ производят разделение буровых отходов с накоплением бурового шлама отдельно от жидких буровых отходов. Заполнение указанного подземного резервуара буровыми отходами ведут путем чередования загрузки бурового шлама и жидких буровых отходов. При этом в период накопления бурового шлама, и/или доставки его к месту захоронения, и/или непосредственно перед подачей в подземный резервуар буровой шлам переводят в подвижное состояние с введением в него жидкости или водяного пара до относительной влажности 30-40%. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Способ подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах, включающий их доставку к месту захоронения и заполнение ими созданного через буровую скважину подземного резервуара, отличающийся тем, что в процессе проведения буровых работ производят разделение буровых отходов с накоплением бурового шлама отдельно от жидких буровых отходов, заполнение указанного подземного резервуара буровыми отходами ведут путем чередования загрузки бурового шлама и жидких буровых отходов, при этом в период накопления бурового шлама, и/или доставки его к месту захоронения, и/или непосредственно перед подачей в подземный резервуар буровой шлам переводят в подвижное состояние с введением в него жидкости или водяного пара до влажности 30-40%.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе подземного захоронения буровых отходов при низких температурах окружающей среды вводимую в буровой шлам жидкость предварительно подогревают до температуры, превышающей +30°С.
3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве вводимой в буровой шлам жидкости используют воду или жидкие буровые отходы.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое техническое решение относится к горному делу и может быть использовано при эксплуатации подземных резервуаров-хранилищ, создаваемых в многолетнемерзлых породах для захоронения отходов бурения.
Известен способ захоронения буровых отходов в амбарах, включающий их гидротранспорт от буровой установки, загрузку отходов в амбар, осаждение бурового шлама в амбаре, откачку отделенного от шлама бурового раствора в создаваемую скважину и ликвидацию заполненного буровым шламом амбара [1].
Недостаток данного способа заключается в отрицательном экологическом воздействии на природу, связанном с размещением на поверхности буровых отходов.
Наиболее близким к заявленному техническому решению является способ захоронения буровых отходов в подземном резервуаре, созданном через скважину в многолетнемерзлых породах, включающий доставку буровых отходов по трубопроводу от буровой установки к подземному резервуару, заполнение ими подземного резервуара, отделение бурового раствора от бурового шлама путем отстаивания буровых отходов в подземном резервуаре и откачку осветленной части отделившегося бурового раствора на поверхность для повторного использования, переведение в подземном резервуаре остаточного бурового раствора и бурового шлама в твердомерзлое состояние за счет поглощения их тепла вмещающими породами, имеющими отрицательную температуру, и повторную закачку буровых отходов [2].
Недостаток данного способа заключается в его низкой эффективности, связанной с необходимостью извлечения из подземного резервуара большого количества бурового раствора, закачиваемого в подземный резервуар вместе с буровым шламом.
Решаемая задача заключается в повышении эффективности захоронения буровых отходов в созданном через скважину в многолетнемерзлых осадочных породах подземном резервуаре путем чередующегося размещения в нем подвижного бурового шлама и жидких буровых отходов.
В результате решения этой задачи обеспечиваются:
- снижение объема бурового раствора, необходимого для бурения скважины;
- уменьшение теплового воздействия на многолетнемерзлые породы вокруг подземного резервуара при регулировании температуры отходов бурения, что повышает устойчивость подземного резервуара и тем самым надежность подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах.
Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что в способе подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах, включающем доставку буровых отходов к месту захоронения и заполнение ими созданного через буровую скважину подземного резервуара, согласно предлагаемому способу в процессе проведения буровых работ производят разделение буровых отходов с накоплением бурового шлама отдельно от жидких буровых отходов, заполнение указанного подземного резервуара буровыми отходами ведут путем чередования загрузки бурового шлама и жидких буровых отходов, при этом в период накопления бурового шлама, и/или доставки его к месту захоронения, и/или непосредственно перед подачей в подземный резервуар буровой шлам переводят в подвижное состояние с введением в него жидкости или водяного пара до влажности 30-40%.
Отличием данного способа является также то, что в процессе подземного захоронения буровых отходов при низких температурах окружающей среды вводимую в буровой шлам жидкость предварительно подогревают до температуры, превышающей +30°С.
Другим отличием данного способа является то, что в качестве вводимой в буровой шлам жидкости используют воду или жидкие буровые отходы.
Раздельное накопление бурового шлама и жидких буровых отходов с их чередующейся загрузкой в указанный подземный резервуар позволяет использовать при доставке буровых отходов от буровой установки к подземному резервуару специализированные транспортирующие средства большой грузоподъемности, обеспечивающие снижение транспортных расходов и повышающие эффективность подземного захоронения. Кроме этого, раздельное накопление и чередующаяся загрузка жидких и твердых буровых отходов позволяет минимизировать потери бурового раствора при захоронении отходов и уменьшить общие объемы образующихся отходов благодаря очистке бурового раствора от шлама на буровой установке. При накоплении бурового шлама в центральной части подземного резервуара раздельная подача жидких и твердых отходов в скважину подземного резервуара способствует размыву бурового шлама с выносом его к боковым стенкам, что обеспечивает равномерное заполнение подземного резервуара отходами. Кроме этого, появляется возможность механизировать доставку и захоронение буровых отходов с использованием автосамосвалов, автомиксеров и других транспортных средств, в зависимости от существующих горно-технологических условий.
Перевод бурового шлама в подвижное состояние с добавлением жидкости или водяного пара до влажности 30-40% в период накопления и/или транспортирования и/или непосредственно перед заполнением подземного резервуара буровыми отходами обеспечивает необходимую подвижность бурового шлама при движении по скважине и равномерное размещение его в объеме подземного резервуара, что повышает эффективность захоронения буровых отходов.
При переводе бурового шлама в подвижное состояние предварительный подогрев жидкости, вводимой в буровой шлам, до температуры, превышающей +30°С, повышает эффективность захоронения буровых отходов в условиях низких температур окружающей среды в зимний период и способствует сокращению потребляемого расхода этой жидкости.
Таким образом, совокупность вышеперечисленных признаков обеспечивает решение задачи повышения эффективности захоронения буровых отходов в подземном резервуаре, созданном в многолетнемерзлых осадочных породах через скважину.
Предлагаемый способ поясняется схемами, представленными на фиг.1, 2 и 3.
На фиг.1 изображена схема подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах с использованием установки приема и подачи буровых отходов в подземный резервуар.
На фиг.2 представлена схема подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах с применением автомиксера (автобетоносмесителя).
На фиг.3 показана схема захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах посредством передвижного бункера.
В соответствии со схемой, показанной на фиг.1, буровой шлам, содержащийся в буровых отходах, загружается в транспортное средство и транспортируется от буровой установки (на фиг.1 не показана) к подземному резервуару 1, созданному в многолетнемерзлых породах через скважину 2. Над скважиной 2 установлен бункер 3 со шнеком 4. В бункер 3 насосом 5 из бака 6, снабженного электронагревателем 7, подается необходимое количество жидкости для увлажнения загружаемого в подземный резервуар 1 бурового шлама.
По схеме подземного захоронения буровых отходов, изображенной на фиг.2, буровой шлам предварительно загружается во вращающийся бункер 8 автомиксера с баком 9 для технической воды, установленным на автомобиле 10.
В соответствии со схемой захоронения буровых отходов, приведенной на фиг.3, предусмотрена их предварительная загрузка в бункер 11, перемещаемый бульдозером 12 на санях 13. Создание подвижной смеси из бурового шлама и жидкости производится вращением шнека 14, размещенного в бункере 11.
Способ подземного захоронения буровых отходов в многолетнемерзлых породах осуществляется следующим образом.
В процессе проведения буровых работ производят разделение буровых отходов на твердую и жидкую фазы с накоплением в специально отведенных резервуарах жидких буровых отходов в виде отработанного бурового раствора, содержащего большое количество взвешенных твердых частиц, которые не могут быть механически выделены из бурового раствора механическим способом. Жидкие буровые отходы могут содержать также химические вещества, добавляемые в буровой раствор для изменения его реологических свойств. Отдельно от жидких буровых отходов накапливают буровой шлам. По мере поступления жидких буровых отходов от буровой установки в бункеры их периодически вывозят автоцистернами к подземному резервуару 1. Заполнение подземного резервуара 1 буровыми отходами ведут путем чередования загрузки бурового шлама и сливаемых через скважину 2 жидких буровых отходов, производя таким образом послойную загрузку всей резервуарной полости буровым шламом и жидкими буровыми отходами. В период накопления бурового шлама, и/или доставки его к подземному резервуару 1, и/или непосредственно перед подачей в подземный резервуар 1 буровой шлам переводят в подвижное состояние с введением в него жидкости или водяного пара до влажности 30-40%. В качестве вводимой в буровой шлам жидкости используют воду или жидкие буровые отходы. При низких температурах окружающей среды вводимую в буровой шлам жидкость предварительно подогревают до температуры, превышающей +30°С.
В соответствии со схемой, показанной на фиг.1, буровой шлам, содержащийся в буровых отходах, отделяют от жидкой фазы и с влажностью 20-25% загружают в транспортное средство, в частности в кузов автосамосвала. По мере накопления в автосамосвале бурового шлама его транспортируют от буровой установки (на фиг.1 не показана) к подземному резервуару 1, созданному в многолетнемерзлых породах через скважину 2, а затем выгружают из автосамосвала в установленный над скважиной 2 бункер 3. В качестве самосвала целесообразно использовать систему типа «мультилифт» со съемным кузовом. Буровой шлам накапливают в съемном кузове и по мере наполнения вывозят автомобилем к подземному резервуару 1. При этом один автомобиль обслуживает несколько буровых установок. В бункере 3 буровой шлам переводят в подвижное состояние путем постоянного перемешивания шнеком 4 с добавлением жидкости насосом 5 из бака 6 до влажности смеси 30-40%. В качестве добавляемой жидкости используют воду (в том числе техническую воду) или жидкие буровые отходы. В случае смерзания бурового шлама при низких отрицательных температурах окружающей среды в период его накопления и транспортирования от буровой установки к подземному резервуару 1 подаваемую в бункер 3 жидкость для приготовления смеси предварительно нагревают электронагревателем 7 до температуры +30 +80°С. Таким образом, буровой шлам переводят в подвижное состояние в бункере 3 непосредственно перед заполнением им подземного резервуара 1. Выгрузку подвижной смеси бурового шлама из бункера 3 в подземный резервуар 1 через скважину 2 производят изменением направления вращения шнека 4. Загрузку подземного резервуара 1 ведут путем послойного чередования приготовленной в бункере 3 смеси и сливаемых через скважину 2 жидких буровых отходов. Жидкие буровые отходы доставляют от буровой установки к подземному резервуару 1 с помощью автоцистерн.
В соответствии со схемой, представленной на фиг.2, выделенный из буровых отходов буровой шлам загружают во вращающийся бункер 8 автомиксера, в который также добавляют техническую воду, отбираемую из бака 9, установленного на автомобиле 10. При этом количество отбираемой технической воды до влажности подвижной смеси 30-40% определяют в соответствии с исходной влажностью бурового шлама, загружаемого во вращающийся бункер автомиксера 8. Добавление воды в бункер 8 автомиксера производят или в процессе загрузки в него бурового шлама, или по окончании загрузки перед началом транспортирования автомобилем 10 к подземному резервуару 1. При этом во время движения транспортного средства, оборудованного вращающимся бункером 8 автомиксера, также образуется подвижная смесь, выгружаемая затем через скважину 2 в подземный резервуар 1 в виде очередного заполняющего его слоя, содержащего буровой шлам.
Схема осуществления способа, приведенная на фиг.3, применима при транспортировании бурового шлама от буровой установки к месту захоронения буровых отходов в подземном резервуаре 1 в условиях плохих дорог. В этом случае используют передвижной бункер 11, перемещаемый бульдозером 12. В соответствии со схемой фиг.3 предварительно обезвоженный буровой шлам из буровой установки выгружают в передвижной бункер 11, установленный на санях 13. Техническую воду или жидкие буровые отходы добавляют к буровому шламу в период его накопления в передвижном бункере 11. Создание подвижной смеси из добавляемой жидкости и бурового шлама производят вращением шнека 14 передвижного бункера 11, после чего осуществляют указанную послойную загрузку подземного резервуара 1 через скважину 2.
Примером конкретной реализации предлагаемого способа является захоронение буровых отходов при бурении газовых скважин на газовом месторождении Крайнего Севера. В соответствии со схемой, представленной на фиг.1, в процессе бурения эксплуатационной скважины буровой установкой (на фиг.1 не показана) образуется около 600 м3 буровых отходов, в том числе около 180 м3 твердых буровых отходов в виде бурового шлама и 420 м3 жидких буровых отходов. Буровой шлам отделяют от жидких буровых отходов с накоплением его в течение одной смены проведения буровых работ. После этого буровой шлам загружают в автосамосвал в объеме около 5 м 3 и транспортируют на расстояние 15 км от буровой установки к подземному резервуару 1, созданному в многолетнемерзлых породах через скважину 2. Доставленный буровой шлам с исходной влажностью 25% выгружают затем автосамосвалом в бункер 3, установленный над скважиной 2. Перед началом заполнения подземного резервуара 1 буровыми отходами создают подвижную смесь в виде бурового шлама с жидкостью. С этой целью из бака 6 насосом 5 в бункер 3 перекачивают около 500 л воды, подогретой в зимний период до температуры +50°С электронагревателем 7 и оттаивают смерзшиеся куски бурового шлама. В результате перемешивания шнеком 4 бурового шлама с подогретой водой создают подвижную смесь с влажностью 32% и температурой около +4°С. Затем изменяют направление вращения шнека 4 и выгружают эту смесь из бункера 3 в скважину 2 подземного резервуара 1. В подвижном состоянии буровой шлам равномерно заполняет подземный резервуар 1 с образованием горизонтальной поверхности, на которую затем через скважину 2 выливают порцию жидких буровых отходов.
Жидкие буровые отходы в виде отработанного бурового раствора предварительно складируют в резервуарном парке (на фиг.1 не показан) объемом 200 м3, размещенном на буровой установке. По мере их накопления жидкие буровые отходы транспортируют 2 раза в месяц к подземному резервуару 1 с помощью автоцистерны объемом 7 м3, из которой производят слив жидких буровых отходов через скважину 2 в подземный резервуар 1.
Чередуя загрузку бурового шлама и жидких буровых отходов, постепенно заполняют буровыми отходами полость подземного резервуара 1. Введение минимально необходимой добавки технической воды в бункер 3, заполненный буровым шламом, и перемешивание содержимого бункера 3 шнеком 4 обеспечивают требуемую подвижность бурового шлама при его загрузке в подземный резервуар 1. Оттаивание смерзшихся частиц бурового шлама с добавлением в шлам подогретой воды при перемешивании шнеком 4 способствует достижению минимально необходимой температуры смеси бурового шлама с водой, загружаемой в подземный резервуар 1, которая при этом не оказывает теплового воздействия на вмещающие многолетнемерзлые породы, обеспечивая в целом устойчивость подземного резервуара 1 и эффективность подземного захоронения в нем буровых отходов.
Источники информации
1. В.Н.Воронцов. Открытые горные выработки в подготовительных работах при обустройстве нефтегазовых месторождений Среднего Приобья. Сургут, 1999.
2. А.с. СССР № 1620391 А1, МПК B65G 5/00, «Способ эксплуатации подземного резервуара в вечномерзлых породах», 1988 г.
Класс B65G5/00 Хранение жидкостей в естественных /природных/ или искусственных впадинах или скважинах в земле