присадка к малосернистому дизельному топливу

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/22 содержащие азот 
C10L10/08 для улучшения смазывающей способности; для уменьшения износа
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU),
Федеральное казенное предприятие "Завод имени Я.М. Свердлова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии. Изобретение относится к присадке, улучшающей противоизносные свойства малосернистых дизельных топлив, содержащей дистиллированное талловое масло или фракцию жирных кислот таллового масла в смеси с четвертичными аммониевыми производными на основе аминов талловых масел при соотношении от 0,66:1 до 4:1. Технический результат - присадка обладает повышенной противоизносной эффективностью в дизельных топливах. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения

1. Присадка, улучшающая противоизносные свойства малосернистых дизельных топлив на основе таллового масла, отличающаяся тем, что содержит дистиллированное талловое масло или фракцию жирных кислот таллового масла в смеси с четвертичными аммониевыми производными на основе аминов талловых масел при соотношении от 0,66:1 до 4:1.

2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит углеводородный растворитель и деэмульгирующую добавку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к присадкам, улучшающим противоизносные свойства малосернистых дизельных топлив. Экологически улучшенные малосернистые дизельные топлива, вырабатываемые по ГОСТ 52368-2005 «Топливо дизельное Евро», характеризуются низкими смазочными свойствами, вследствие чего ресурс работы топливной аппаратуры снижается. С целью обеспечения необходимого уровня смазочных свойств в топливо вводят противоизносные присадки.

Известны противоизносные присадки к топливам, содержащие в качестве активных компонентов нафтеновые кислоты (А.М.Данилов. Применение присадок в топливах. М.: Мир, 2005, 288 с.).

Недостатком этих присадок является плохая совместимость содержащих их топлив с моторными маслами и водой. Такое требование в обязательном порядке предъявляется к дизельным топливам.

Известны также присадки на базе продуктов реакции моно - или поликарбоновых кислот С24 65 и многоатомных (С210) спиртов (Пат. Норвегии № 169660, 1992, C10L 1/18), моноэфиров дикарбоновых кислот (А.с. СССР 458252, 1984, C10L 1/18), солей щелочного или щелочноземельного металла и многоосновной кислоты (Пат. США 4804389, 1989 C10L 1/10; 1/29; НКИ 44/70).

Наиболее близкой к заявляемой присадке по составу и назначению является присадка, представляющая собой кислоты таллового масла (Бернаскот К., Жермано Л., Лопи Ж.-М., Мальдонадо П. Заявка России 99107667/04, 2001).

Недостатком указанной присадки является ее сравнительно низкая противоизносная эффективность, вследствие чего она рекомендуется в сравнительно высокой концентрации: более 0,06% на топливо.

Задачей настоящего изобретения является создание присадки с повышенной противоизносной эффективностью в дизельных топливах.

Для решения поставленной задачи предлагается композиция таллового масла и добавки алифатических аминов и/или их производных при массовом соотношении (1-4).

Новизной предлагаемого технического решения является применение смеси таллового масла и алифатических аминов и/или их производных, компоненты которой проявляют синергический эффект. Ранее подобная композиция в топливах не использовалась и не предлагалась. Ее высокая противоизносная эффективность не вытекает явным образом из известных теоретических положений.

Дополнительно для улучшения физико-химических свойств и облегчения применения композиция может содержать углеводородный растворитель и деэмульгирующую добавку, использующиеся по своему прямому назначению. При этом заявленное соотношение таллового масла и алифатических аминов и/или их производных сохраняется.

Присадку получают, последовательно смешивая расчетные количества указанных выше компонентов при 20-50°С.

Для иллюстрации предлагаемого технического решения были приготовлены образцы присадки путем смешения указанных выше компонентов со следующими характеристиками.

1. Талловое масло использовано следующих марок:

1.1. Дистиллированное талловое масло, ТУ 13-00281074-26-95.

ПоказателиНорма по ТУ 13-00281074-26-95 Фактически
Внешний видОднородная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета Соотв.
Плотность при 20°С, кг/м3 850-900875
Массовая доля основного вещества, % Не менее 9597
Температура вспышки, °С Не ниже 200207
Температура застывания, °С -Минус 7
Кислотное число, мг КОН/гНе ниже 140164

1.2. Фракция жирных кислот таллового масла, ГОСТ 14845-79.

ПоказателиНорма по ГОСТ 14845-79 Фактически
Кислотное число, мг КОН/г Не ниже 192202
Температура вспышки, °С Не ниже 194199
Массовая доля смоляных кислот, % Не более 21,4

2. Четвертичные аммониевые производные на основе аминов талловых масел выпускают по ТУ 0257-007-35475596-98 с изменением № 1.

Внешний вид Вязкая жидкость или аморфная масса темно-коричневого цвета
Кислотное число, мг КОН/г продукта, не более 25
Температура каплепадения, °С, не выше 40
Аминное число, г HCl на 100 г продукта, не менее; 22

Для иллюстрации предлагаемого изобретения приготовлены образцы присадок (табл.1):

Таблица 1
Образцы композиций присадки
Компонент1 2 34 56 78 9
Дистиллированное талловое масло, % мас. 10080 6050 40- -- -
Кислоты жирные талловые, % мас. -- -- -80 6050 40
Четвертичные аммониевые производные на основе аминов талловых масел 020 4050 6020 4050 60
Соотношение компонентов:Прототип 4:1 1:0,661:1 0,66:14:1 1:0,661:1 0,66:1

Эффективность присадок проверяли в дизельном топливе, содержащем от 0,005 до 0,05% предлагаемой присадки по методу американского стандарта ASTM D 6079, включенному в ТУ 38.401-58-296-2001 "Топливо дизельное автомобильное". Согласно этому методу стальной шарик под нагрузкой 20 кПа (0,2 кг/см2) посредством вибратора совершает возвратно-поступательные движения с амплитудой 1 мм и частотой 50 Гц по пластине, помещенной в испытуемую среду. Испытания проходят при температурах 60 и 25°С (учитывается, что в двигателе топливо находится в нагретом состоянии). Образующееся пятно износа замеряют по двум диаметрам (по направлению движения и поперек) и вычисляют среднее. Затем вносят поправку на температуру и влажность воздуха, и полученный конечный результат D является характеристикой данного образца. Точность метода при 60°С: повторяемость - 80 мкм, воспроизводимость - 130 мкм; при 25°С: повторяемость - 110 мкм, воспроизводимость - 170 мкм. Нормой противоизносных свойств дизельного топлива по EN-590 и ТУ 38.401-58-296-2001 является Dприсадка к малосернистому дизельному топливу, патент № 2422495 460 мкм.

Таблица 2
Диаметр пятен износа при испытаниях топлива с композициями присадок
Пример по табл.1 Концентрация в топливе, %Д, мкм
Без присадки - 562
1 (прототип) 0,01 512
2 0,01 418
3 0,01 362
4 0,01 333
5 0,01 458
6 0,01 411
7 0,01 358
8 0,01 322
9 0,01 460
1 (прототип) 0,005 500
4 0,005 398
8 0,005 405
1 (прототип) 0,025 480
4 0,025 321
8 0,025 315
1 (прототип) 0,05 452
4 0,05 348
8 0,05 345

Таким образом, достаточная эффективность присадки проявляется при соотношении таллового масла и четвертичных аммониевых производных на основе аминов талловых масел от 0,66:1 до 4:1 соответственно. При выходе за границы этих соотношений противоизносная эффективность присадки уменьшается до недопустимых значений. Предлагаемая присадка эффективна в топливе уже при концентрации 0,005% мас. При увеличении концентрации ее эффективность увеличивается, но эта зависимость не линейна: с каждой порцией присадки прирост эффекта уменьшается.

В табл.3 представлены физико-химические и эксплуатационные характеристики присадки по примеру 6, в которую добавлены растворитель (толуол) и деэмульгирующая добавка (оксиэтилированный спирт).

Таблица 3
ПоказателиФактически
Состав присадки, %:присадка к малосернистому дизельному топливу, патент № 2422495
Композиция таллового масла и четвертичных аммониевых производных на основе аминов талловых масел 74
Растворитель (толуол)25
Деэмульгирующая добавка1
Физико-химические характеристики:присадка к малосернистому дизельному топливу, патент № 2422495
Кислотное число, г КОН/г 101
Температура застывания, °С минус 27
Плотность, кг/м3 912
Эксплуатационные свойства топлива с 0,01% присадки: присадка к малосернистому дизельному топливу, патент № 2422495
Диаметр пятна износа топлива, мкм 410
Эмульгируемость Эмульсии с водой не образует

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Класс C10L10/08 для улучшения смазывающей способности; для уменьшения износа

Наверх