маховик с инерционным рекуператором
Классы МПК: | F16F15/31 отличающиеся средствами изменения момента инерции F16F15/173 помещенным внутри закрытого корпуса |
Автор(ы): | Несмиянов Иван Алексеевич (RU), Хавронин Виктор Петрович (RU), Хавронина Вера Николаевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-04-02 публикация патента:
27.06.2011 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к гасителям крутильных колебаний жидкостного трения. Маховик выполнен в виде расположенного на валу корпуса, содержащего маховое кольцо и жидкость с высокой вязкостью. В корпусе маховика выполнена полость с лопастями на внутренней стороне, разделенными демпфирующей жидкостью с лопастями махового кольца. Внутри полости выполнен направляющий буртик, сопряженный с пазом, выполненным на маховом кольце. Достигается повышение плавности вращения в неустановившихся режимах и стабилизация работы привода при кратковременных динамических нагрузках. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Маховик с инерционным рекуператором, содержащий корпус, жидкость с высокой вязкостью, отличающийся тем, что в корпусе, расположенном на валу и содержащем маховое кольцо, выполнена полость с лопастями на внутренней стороне, разделенными демпфирующей жидкостью с лопастями махового кольца, причем внутри полости выполнен направляющий буртик, сопряженный с пазом, выполненным на маховом кольце.
2. Маховик по п.1, отличающийся тем, что на ступице корпуса размещен рычажный механизм, позволяющий контактировать корпусу с маховым кольцом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к гасителям крутильных колебаний жидкостного трения, устанавливаемым в силовом приводе транспортного средства.
Известен гаситель крутильных колебаний жидкостного трения, содержащий корпус, крышку, маховик, пробку заливного отверстия, жидкость с высокой вязкостью, фланец крепления гасителя, центрирующий элемент, выполненный в виде отдельной пластины, которая крепится в крышке, диаметр поверхности центрирования превышает диаметр расположения наружной периферии крепежных отверстий (пат. № 2225955, Российская Федерация, МПК7 F16F 15/173, опубл. 20.03.2004), принятый нами за прототип.
Причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, является то, что гаситель колебаний жидкостного трения предназначен только для гашения крутильных колебаний и не позволяет рекуперировать энергию.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - рекуперация кинетической энергии в механических приводах одновременно с гашением крутильных колебаний.
Технический результат - повышение плавности вращения в неустановившихся режимах и стабилизация работы привода при кратковременных динамических нагрузках.
Указанный технический результат достигается тем, что в корпусе маховика с инерционным рекуператором, расположенном на валу и содержащем маховое кольцо, выполнена полость с лопастями на внутренней стороне, разделенными демпфирующей жидкостью с лопастями махового кольца, причем внутри полости выполнен направляющий буртик, сопряженный с пазом, выполненным на маховом кольце.
На ступице корпуса размещен рычажный механизм с грузами, позволяющий контактировать нажимному рычагу с маховым кольцом через упругую мембрану.
Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существующим признакам заявленного объекта.
Следовательно, заявленное предлагаемое изобретение соответствует требованию «новизна» по действующему законодательству.
На чертеже изображен маховик с инерционным рекуператором. На валу 1 установлен корпус маховика 2, в котором выполнена полость 3 с лопастями на внутренней поверхности 4, в полости 3 размещено маховое кольцо 5 с лопастями 6, разделенными демпфирующей жидкостью. Внутри полости 3 выполнен направляющий буртик 7, сопряженный с пазом 8, выполненным на маховом кольце 5. Полость 3 герметично закрыта упругой мембраной 9 из фрикционного материала, например резины. На корпусе маховика 2 шарнирно установлен нажимной рычаг 10, на одном конце рычага закреплены грузы 11, а на другом конце выполнена сферическая поверхность 12.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
При разгоне маховика и последующем установившемся движении грузы 11 под действием центробежных сил смещаются от оси вала 1, и посредством рычага 10 сферическая поверхность 12 прижимается к упругой мембране 9, деформируя ее, тем самым контактируя с маховым кольцом 5. В результате корпус маховика 2 и маховое кольцо 5 начинают двигаться как единое целое.
При резком повышении момента сопротивления на валу 1 угловая скорость падает, корпус маховика 2 уменьшает скорость вращения, грузы 11 смещаются к оси вала и освобождают от контакта с мембраной 9 маховое кольцо 5, которое, обладая запасенной кинетической энергией, будет продолжать вращение по инерции, в то время как скорость корпуса маховика 2 будет меньше. Маховое кольцо 5 посредством лопастей 6 за счет эффекта гидротрансформации будет увлекать за собой корпус маховика 2 до тех пор, пока скорости вращения махового кольца 5 и корпуса маховика 2 не выравняются.
При колебательных динамических нагрузках на вал 1 маховое кольцо 5 будет выполнять роль гасителя колебаний, в результате чего уменьшается неравномерность движения приводимого механизма или машины.
Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:
- средство предназначено для рекуперации кинетической энергии в механических приводах одновременно с гашением крутильных колебаний;
- средство, воплощающее заявленный объект, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию «промышленная применимость» по действующему законодательству.
Класс F16F15/31 отличающиеся средствами изменения момента инерции
Класс F16F15/173 помещенным внутри закрытого корпуса