упругодемпфирующая муфта

Классы МПК:F16D3/52 связанными бесконечными лентами, пружинами и тп элементами, сцепляющими полумуфты в нескольких местах 
F16H25/20 винтовые механизмы
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-05-07
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам. Упругодемпфирующая муфта включает в себя ведущий вал, ведомый вал и промежуточную втулку. Ведущий вал посредством винтовых шлицов соединен с промежуточной втулкой. На наружной поверхности промежуточной втулки нарезаны винтовые шлицы противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала. Между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент. Причем угол наклона винтовой линии шлицов составляет упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 трупругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 (90°-упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 тр), где упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 тр - угол трения. Решение направлено на увеличение угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышение энергоемкости муфты. 1 ил. упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630

упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630

Формула изобретения

Упругодемпфирующая муфта, соединяющая два вала, отличающаяся тем, что, с целью увеличения угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышения энергоемкости муфты на ведущем валу, нарезаны винтовые шлицы, посредствами которых вал соединен с промежуточной втулкой, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезаны винтовые шлицы с тем же шагом, но противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала, а между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент, причем для свободного осевого перемещения промежуточной втулки в обоих направлениях угол наклона винтовой линии шлицов (упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 ) должен быть в пределах упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 трупругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 (90°-упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 тр), где упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 тр - угол трения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упругого соединения валов, демпфирования крутильных колебаний и снижения динамических нагрузок на энергетическую установку привода.

Известны упругие муфты с цилиндрическими пружинами (Иванов М.Н. Детали машин. Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. - М.: Высш.шк., 1991).

Однако подобные муфты обладают малой энергоемкостью и допускают небольшой угол закручивания.

Известна упругая муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде резьбового стержня и расположенную концентрично ей ведомую полумуфту со шлицами на внутренней поверхности, соединенную между собой посредствам смонтированной на стержне с возможностью осевого перемещения гайки с выступами на наружной поверхности, входящими в зацепление с прямыми шлицами ведомой полумуфты, и пружин, расположенных на стержне по обе стороны гайки, отличающаяся тем, что, с целью повышения стабильности срабатывания, она снабжена двумя профильными шайбами, на внутренней поверхности ведомой полумуфты выполнен кольцевой выступ, расположенный в осевом направлении по обе стороны гайки, а каждая шайба установлена на стержне между гайкой и соответствующей пружиной с возможностью упора в торцовые поверхности гайки и кольцевого выступа (а.с. № 1388603, бюл. № 14, 1988, принято за прототип).

К недостаткам этой конструкции следует отнести малый угол закручивания ведущей полумуфты относительно ведомой.

Целью изобретения является увеличение угла закручивания ведущего вала относительно ведомого и повышение энергоемкости муфты.

Поставленная цель достигается тем, что на ведущем валу нарезаны винтовые шлицы, посредством которых вал соединен с промежуточной втулкой, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезаны винтовые шлицы с тем же шагом, но противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала, а между промежуточной втулкой и фланцем ведущего вала через антифрикционную шайбу установлен упругий элемент, причем для свободного осевого перемещения промежуточной втулки в обоих направлениях угол наклона винтовой линии шлицов (упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 ) должен быть в пределах упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 трупругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 (90°-упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 тр), где упругодемпфирующая муфта, патент № 2423630 тр - угол трения.

На чертеже изображен общий вид муфты.

Упругодемпфирующая муфта включает в себя ведущий вал 1, который посредствам винтовых шлицов соединен с промежуточной втулкой 2. На наружной поверхности промежуточной втулки 2 нарезаны винтовые шлицы противоположного направления, входящие в зацепление с внутренними винтовыми шлицами ведомого вала 3. Между промежуточной втулкой 2 и фланцем ведущего вала 1 через антифрикционную шайбу 4 установлен упругий элемент 5.

Муфта работает следующим образом.

При приложении крутящего момента к ведущему валу 1 вращательное движение вала с помощью винтовых шлицов преобразуется в поступательное движение промежуточной втулки 2 в осевом направлении. При этом втулка проворачивается относительно внутренних винтовых шлицов ведомого вала 3 в ту же сторону, что и ведущий вал 1. Упругий элемент 5 сжимается. Когда крутящий момент от действия окружной силы в винтовых соединениях превысит момент сопротивления ведомого вала 3, последний плавно трогается, и оба вала - ведущий 1 и ведомый 3 начинают вращаться синхронно, как одно целое.

Применение винтовых шлицов на внутренней и наружной поверхности промежуточной втулки 2 при соединении ее с ведущим 1 и ведомым 3 валами, выполненных в противоположных направлениях одинаковым шагом, позволяет в два раза увеличить угол поворота ведущего вала 1 относительно ведомого вала 3 при осевом перемещении промежуточной втулки 2 и, таким образом, увеличить энергоемкость муфты.

При уменьшении момента сопротивления на ведомом валу 3 промежуточная втулка 2 под действием упругого элемента 5 переместится в осевом направлении (влево) по шлицам ведущего 1 и ведомого вала 3.

Таким образом, при переменном крутящем моменте на ведомом валу 3 промежуточная втулка 2 будем постоянно перемещаться в осевом направлении, и упругий элемент 5 будет гасить динамические нагрузки.

Демпфирование крутильных колебаний осуществляется за счет момента трения в винтовых соединениях втулки 2 с валами 1 и 3.

Использование предлагаемой конструкции упругодемпфирующей муфты, установленной, например, между валом двигателя внутреннего сгорания и первичным валом коробки перемены передач, позволит снизить динамические нагрузки на двигатель и эффективно гасить крутильные колебания. Большой угол закручивания ведущего вала относительно ведомого позволит значительно снизить работу буксования муфты сцепления в момент ее включения и, следовательно, повысить срок ее службы.

Класс F16D3/52 связанными бесконечными лентами, пружинами и тп элементами, сцепляющими полумуфты в нескольких местах 

высокоэластичная муфта -  патент 2357129 (27.05.2009)
комплект пружинных муфт с уменьшенной радиальной несущей способностью -  патент 2098590 (10.12.1997)
упругая муфта -  патент 2095655 (10.11.1997)
компенсирующая муфта -  патент 2091620 (27.09.1997)
компенсирующая муфта -  патент 2068126 (20.10.1996)
компенсационная муфта -  патент 2057261 (27.03.1996)
компенсационная муфта -  патент 2035638 (20.05.1995)

Класс F16H25/20 винтовые механизмы

Наверх