спортивные зубные шины

Классы МПК:A63B71/00 Принадлежности для различных игр, в том числе спортивных, не отнесенные к рубрикам  1/00
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-06-25
публикация патента:

Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии. Предлагаются спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, покрывающие зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, при этом шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А, прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс, толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм; фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору А. Технический результат заключается в повышении прочностных и эксплуатационных свойств спортивных зубных шин.

Формула изобретения

Спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, покрывающие зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, отличающиеся тем, что изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А, прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс, при этом толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм, а фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору А.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии.

В настоящее время для изготовления индивидуальных спортивных зубных шин используются эластические пластмассы, этиленвинилацетат, полиуретан.

Известны спортивные зубные шины, изготовленные из эластических пластмасс (Боксила, Эластопласта) (Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. - СПб.: ИКФ «Фолиант», 1998 - С.556). Они предназначены для предупреждения травмы зубов, слизистой оболочки верхней губы и височно-нижнечелюстного сустава у боксеров во время боя. Шина покрывает всю верхнюю челюсть до переходной складки (зубы, альвеолярный отросток, твердое небо). Для зубов нижней челюсти на свободной поверхности шины имеются отпечатки.

Известны зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора, и выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом (Пат. № 2306163 РФ. Опубл. 20.09.2007. Бюл. № 26). Эти спортивные шины позволяют предотвратить критическое давление на проблемный зуб.

Однако спортивные зубные шины, изготовленные из эластических пластмасс, имеют невысокие прочностные показатели, из-за чего часто прокусываются спортсменами при высоких нагрузках.

Известны спортивные зубные шины из этиленвинилацетата (Пат. № 2340378 РФ. Опубл. 10.12.2008 г.), которые содержат базовый элемент, имеющий U-образную форму, соответствующую контуру челюсти пользователя. Базовый элемент содержит верхний и нижний каналы для введения верхнего и нижнего рядов зубов пользователя. Элемент зацепления с зубами объединен с каждым каналом и изготовлен из материала, который может быть адаптирован или отформован пользователем в соответствии с формой его рта. Ударопоглощающее средство объединено с базовым элементом и служит для поглощения ударной нагрузки. Ударопоглощающее средство содержит открытые каналы в базовом элементе, которые действуют аналогично воздушным пружинам. Базовый элемент преимущественно изготовлен из полиэтилена, перемешанного с составляющим до 10% EVA (сополимер этилена и винилацетата). Добавка EVA делает защитное приспособление более гибким. Элемент зацепления с зубами сделан из EVA. Техническим результатом изобретения является повышение прочности и эффективности рассеивания энергии удара. Однако, как показывают исследования (Трегубов И.Д. Обоснование к применению современных полимерных материалов в клинике ортопедической стоматологии и ортодонтии: Дис. спортивные зубные шины, патент № 2424027 д-ра мед. наук. /Ставропольская государственная медицинская академия. - Ставрополь, 2007. - 230 с.; Огородников М.Ю. Новый класс конструкционных материалов на основе полиуретана для ортопедической стоматологии: дис. спортивные зубные шины, патент № 2424027 д-ра мед. наук./ Московский государственный медико-стоматологический университет. - 2004. - 265 с.) этиленвинилацетат уступает полиуретану по основным прочностным показателям (прочность на растяжение ГОСТ 270-75, прочность на раздир ГОСТ 23016).

Известны многослойные спортивные зубные шины, изготовленные из этиленвинилацетата (Bjorn Lang Mouthguard in Sport. - Endodontie, 2000; 12/1:39-51). Данные шины обладают хорошими защитными и эксплуатационными свойствами. Однако этиленвинилацетат по прочностным свойствам уступает полиуретану.

Известны спортивные зубные шины, изготовленные из полиуретана марки СКУ-ПФЛ (А.С. № № 935097 СССР. Опубл. 15.06.1982 г.). Они предназначены для предупреждения травмы зубов, альвеолярных отростков, мягких тканей губ и щек, височно-нижнечелюстного сустава у боксеров во время боев и тренировок. Шина покрывает зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - зубы до экватора, за счет наличия отпечатков зубного ряда нижней челюсти. Шина имеет толщину по всей поверхности в 2 мм, что является недостаточным, как показала практика, для поглощения ударного воздействия при контактных силовых видах спорта (Dorney В., Dreve V., Ricket Т. Signature mouthguard. - Quintessenz Zahntech, 1994; 20: 311-319). Эти спортивные зубные шины выбраны за прототип.

Задачей изобретения является повышение надежности защиты челюстей от ударной нагрузки у лиц, занимающихся различными контактными силовыми и экстремальными видами спорта.

Технический результат заключается в повышении прочностных и эксплуатационных свойств спортивных зубных шин.

Это достигается за счет того, что шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору A, прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс, при этом толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм, при этом фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору A.

Экспериментальные исследования, проведенные на кафедре факультетской ортопедической стоматологии ФПДО ГОУВПО МГМСУ показали, что полимерный конструкционный материал с прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс имеет наилучшие прочностные характеристики из всех материалов, используемых для изготовления индивидуальных зубных шин. В настоящее время такими характеристиками обладает полиуретан Денталур П (Огородников М.Ю., Альтер Ю.М. Разработка новых технологий и материалов на основе полиуретана для съемных зубных протезов. - Панорама ортопедической стоматологии. - М., 2003. - № 4. - С.16-20.; Огородников М.Ю. Результаты исследований физико-механических свойств нового эластичного подкладочного материала на основе полиуретана «Денталур П». - М., 2003, 5 с. - Деп. в ГЦНМБ 17.11.2003, № Д-27400).

Твердость полимерного конструкционного материала, равная 75 единицам по Шору A - наиболее оптимальная для обеспечения эластичности шины при отсутствии негативного влияния на пародонт зубов при смыкании (Bishop BM, Davies EH Materials for mouth protectors. - J Prosthet Dent 1985; 53: 256-261).

Толщина вестибулярной поверхности должна составлять 6 мм, а толщина окклюзионной и небной поверхности - 4 мм, так как по данным различных исследований данные параметры шины оптимизируют амортизирующие и защитные свойства при выраженном силовом воздействии (Park JB, Shaull KL, Overton В, Donly KJ Improving mouthguards. - J Prosthet Dent 1994; 72: 373-380; Hoffmann J, Alfter G, Rudolph NK, Goz G Experimental comparative study of various mouthguards. - Endod Dent traumatol 1999; 15: 157-163).

Наличие на фронтальном участке шины дополнительного слоя полимерного конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору А обеспечивает перераспределение нагрузки на фронтальную группу зубов, которая наиболее подвержена силовому воздействию.

Спортивные шины изготавливают следующим образом. Получают рабочий двуслойный оттиск с верхней челюсти силиконовым материалом и вспомогательным альгинатным, отливают из супергипса модели, на рабочей модели отмечают границы шины, модели гипсуют в артикулятор в положении центральной окклюзии, производят разобщение моделей на толщину 2 мм. Снимают с артикулятора модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой и осуществляют моделирование основной восковой композиции шины из воска: границы шины должны доходить до переходной складки преддверия полости рта, обходить уздечку верхней губы и слизистые тяжи, перекрывать первый моляр, перекрывать небную поверхность на расстоянии 1,5-2 см от клинических шеек зубов. При моделировании основной восковой композиции шины на всей вестибулярной поверхности фронтального участка формируют выемку толщиной 2 мм для создания дополнительного усиливающего слоя конструкционного материала. После этого модель с восковой композицией дублируется силиконовой дублирующей массой. Далее восковую композицию шины домоделируют, после чего толщина шины на вестибулярной поверхности фронтального участка составляет 6 мм, а на окклюзионной и небной поверхности - 4 мм. Далее модель вместе с разогретой композицией шины фиксируют в артикулятор и смыкают со вспомогательной моделью до касания резцового штифта с резцовой опорной площадкой. После этого шину обрабатывают финиш-лаком и вместе с рабочей моделью повторно дублируют. Затем выплавляют воск, создают литниковые ходы в формовочной форме, осуществляют литье основной формы шины полимерным конструкционным материалом (например, полиуретановой композицией Денталур П) с твердостью 75 единиц по Шору А и после остывания - дополнительного усиливающего слоя полиуретановой композицией Денталур П с твердостью 90 единиц по Shore А. Далее шину извлекают, обрабатывают и дезинфицируют.

Класс A63B71/00 Принадлежности для различных игр, в том числе спортивных, не отнесенные к рубрикам  1/00

гибкий деформирующийся стенд с закруглёнными углами для установки рекламы рядом с футбольными воротами -  патент 2527762 (10.09.2014)
тонкий аккумулятор -  патент 2524891 (10.08.2014)
способ защиты здоровья боксеров -  патент 2519985 (20.06.2014)
спортивная игра "репинг" и игровая система для ее осуществления -  патент 2519958 (20.06.2014)
индивидуальная спортивная зубная шина -  патент 2509589 (20.03.2014)
способ тренировки и оценки умения спортсмена видеть игровое поле -  патент 2509588 (20.03.2014)
способ измерения параметров вращательного и поступательного движения фигуристов в парном катании -  патент 2492898 (20.09.2013)
способ интерактивной тренировки -  патент 2492897 (20.09.2013)
способ тренировки технических действий в игровых видах спорта -  патент 2492896 (20.09.2013)
способ тренировки технических и двигательных действий в игровых видах спорта -  патент 2491975 (10.09.2013)
Наверх