способ очистки входного элемента видеокамеры, установленной на транспортном средстве
Классы МПК: | B60S1/56 специально приспособленные для чистки иных частей или устройств, чем передние окна или лобовые стекла |
Патентообладатель(и): | Мирза Осман Мирзаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-11-06 публикация патента:
27.07.2011 |
Изобретение относится к области технического обслуживания и оборудования транспортных средств, а именно к способу очистки входного элемента видеокамеры. Согласно способу в процессе эксплуатации транспортного средства визуально или посредством датчика загрязнения выявляют загрязнение входного элемента видеокамеры, затем активируют омывающее устройство и с помощью форсунки промывают входной элемент видеокамеры струей промывающей жидкости в течение заданного времени t1. Выявляют наличие или отсутствие на входном элементе видеокамеры капель воды посредством датчика скорости. При скорости транспортного средства, меньшей скорости Cсд, обеспечивающей естественное сдувание с входного элемента видеокамеры капель воды потоком набегающего воздуха, считают, что на входном элементе видеокамеры капли воды остались. При скорости транспортного средства, большей Vсд, - не остались. При наличии на входном элементе видеокамеры оставшихся капель воды включают компрессор и с помощью той же форсунки направляют на входной элемент видеокамеры поток сжатого воздуха в течение заданного времени t2 для принудительного сдувания с входного элемента видеокамеры капель воды. Достигается повышение эффективности очистки входного элемента видеокамеры и снижение расхода энергии. 5 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ очистки входного элемента видеокамеры, установленной на транспортном средстве, согласно которому
в процессе эксплуатации транспортного средства визуально или посредством датчика загрязнения выявляют загрязнение входного элемента видеокамеры,
активируют омывающее устройство и с помощью форсунки промывают входной элемент видеокамеры струей промывающей жидкости в течение заданного времени t1,
выявляют наличие или отсутствие на входном элементе видеокамеры капель воды, для чего посредством датчика скорости измеряют скорость транспортного средства и при скорости транспортного средства, меньшей скорости Vсд, обеспечивающей естественное сдувание с входного элемента видеокамеры капель воды потоком набегающего воздуха, считают, что на входном элементе видеокамеры капли воды остались, а при скорости транспортного средства, большей Vсд , - не остались,
при наличии на входном элементе видеокамеры оставшихся капель воды включают компрессор и с помощью той же форсунки направляют на входной элемент видеокамеры поток сжатого воздуха в течение заданного времени t2 для принудительного сдувания с входного элемента видеокамеры капель воды.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что включение и отключение омывающего устройства и компрессора осуществляют вручную или автоматически с использованием сигналов датчиков загрязнения и скорости.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что заданные значения времени t1 и t2, а также скорость V сд определяют априорно опытным путем с учетом условий эксплуатации, аэродинамических характеристик транспортного средства и расположения видеокамеры на транспортном средстве.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при принудительном сдувании оставшихся на входном элементе видеокамеры капель воды дополнительно к компрессору подключают ресивер.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что за входной элемент видеокамеры принимают ее объектив или прозрачный защитный элемент, выполненный, например, стеклянным или пластмассовым.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве датчика загрязнения входного элемента видеокамеры используют оптический или программно-параметрический датчики, а также датчик дождя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области технического обслуживания оборудования транспортных средств (ТС).
В настоящее время безопасность движения ТС, в частности автомобиля, обеспечивается, как правило, визуально водителем из расчета, что водитель самостоятельно обязан оценить ситуацию перед автомобилем и обеспечить такой выбор параметров движения (скорость, полосу движения и т.д.), при которых исключается столкновение с другим ТС или препятствием, или пешеходом. Однако ТС, имеющие сильно тонированные стекла, а также автомобили с кузовом "универсал" затрудняют или делают невозможным для водителей качественный передний или переднебоковой обзор. Кроме того, существует большое количество грузовиков, автофургонов и, в частности, полноприводных "домов на колесах", которые либо вообще не имеют окон, либо эти окна расположены слишком высоко для того, чтобы водитель мог видеть, что происходит за ними. В связи с этим на ТС все большее распространение получают внешние видеокамеры, обеспечивающие превентивное предупреждение водителя о препятствиях, возникающих с передней, задней и боковых сторон ТС в зонах, не поддающихся полноценному визуальному контролю со стороны водителя.
Следует однако отметить, что при использовании видеокамер возникает проблема сохранения чистоты входного элемента видеокамеры (ВЭВ), в частности ее объектива или прозрачного защитного элемента, при воздействии воды и загрязнений.
Для видеокамер, используемых на ТС, известны способы очистки ВЭВ, предусматривающие по сигналам датчика загрязнения воздействие на ВЭВ сжатой промывающей жидкостью или сжатым воздухом (DE 102005021671 A1, B60R 1/10, 16.11.2006; JP 2001171491 A, B60R 1/00, 26.06.2001; JP 2004182080 A, B60R 1/00, 02.07.2004; JP 11255018 A, B60R 1/00, 21.09.1999; RU 2320501 C2, B60R 1/10, 27.01.2006). Однако известные технические решения, базирующиеся на применении лишь одного чистящего компонента, т.е. только жидкости или только воздуха, не позволяют добиться качественной очистки ВЭВ.
Наиболее близким к заявленному из технических решений, относящихся к чистке оборудования ТС, является способ очистки ВЭВ, согласно которому предполагается поочередное воздействие на загрязненный ВЭВ промывающей жидкостью и сжатым воздухом с помощью одной общей или двух разных форсунок (DE 10302748 A1, B60S 1/46, 12.08.2004).
Недостаток известного способа проявляется в отсутствии указаний на длительности воздействий промывающей жидкостью и сжатым воздухом, а также четкого критерия для перехода от одного вида воздействия на ВЭВ к другому, что предопределяет необоснованный перерасход энергии и опять же невысокое качество очистки ВЭВ.
Задачей изобретения является повышение эффективности очистки ВЭВ с достижением технического результата, выражающегося в обоснованном выборе временных параметров составных операций и аргументированном их разграничении.
Поставленная задача решается заявленным способом очистки ВЭВ, установленной на ТС, согласно которому в процессе эксплуатации ТС визуально или посредством датчика загрязнения выявляют загрязнение ВЭВ, активируют омывающее устройство и с помощью форсунки промывают ВЭВ струей промывающей жидкости в течение заданного времени t1, выявляют наличие или отсутствие на ВЭВ капель воды, для чего посредством датчика скорости измеряют скорость ТС и при скорости ТС, меньшей скорости V сд, обеспечивающей естественное сдувание с ВЭВ капель воды потоком набегающего воздуха, считают, что на ВЭВ капли воды остались, а при скорости ТС, большей Vсд, - не остались, при наличии на ВЭВ капель воды включают компрессор и с помощью той же форсунки направляют на ВЭВ поток сжатого воздуха в течение заданного времени t2 для принудительного сдувания с ВЭВ капель воды.
Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения.
Включение и отключение омывающего устройства и компрессора осуществляют вручную или автоматически с использованием сигналов датчиков загрязнения и скорости.
Заданные значения времени t1 и t2, а также скорость V сд определяют априорно опытным путем с учетом условий эксплуатации, аэродинамических характеристик ТС и расположения видеокамеры на ТС.
При принудительном сдувании оставшихся на ВЭ капель воды дополнительно к компрессору подключают ресивер.
За ВЭВ принимают ее объектив или прозрачный защитный элемент, выполненный, например, стеклянным или пластмассовым.
В качестве датчика загрязнения ВЭВ используют оптический или программно-параметрический датчики, а также датчик дождя.
Предполагается, что в данном случае речь идет о видеокамере, установленной на ТС с возможностью переднего обзора, т.е. на передней или боковых сторонах ТС, и обдуваемой, в частности потоком встречного воздуха. Вместе с тем заявленный способ оказывается приемлемым и для очистки видеокамеры заднего вида, которая может обдуваться завихрениями воздуха из-под ТС.
При движении ТС или во время его остановок на ВЭВ попадают пыль, грязь и осадки из окружающей среды, а также брызги из-под колес впереди едущих ТС. Датчиком загрязнения выявляют загрязнение, образующееся на объективе или прозрачном защитном элементе ВЭВ. Как уже указывалось, такой датчик может быть оптическим, т.е. выполненным с использованием фотодиодов, или программно-параметрическим, т.е. программно реагирующим на технические характеристики объектива, например на резкость получаемого изображения, меняющуюся при загрязнении ВЭВ. В качестве датчика загрязнения может быть использован и традиционный датчик дождя.
При образовании загрязнения ВЭВ вручную или автоматически по сигналу датчика загрязнения активируют омывающее устройство и с помощью форсунки промывают ВЭВ струей промывающей жидкости в течение заданного времени t 1. В подаче жидкости на ВЭВ участвует насос, откачивающий ее из специального резервуара.
После промывки ВЭВ проверяют его на наличие или отсутствие оставшихся капель воды, которые могут существенно снизить качество получаемого изображения. Посредством датчика скорости (например, спидометра) измеряют скорость ТС. При скорости ТС, меньшей скорости V сд, обеспечивающей естественное сдувание с ВЭВ капель воды потоком набегающего воздуха, считают, что на ВЭВ капли воды остались, а при скорости ТС, большей Vсд, - не остались.
При наличии на ВЭВ капель воды вручную или автоматически по сигналу датчика скорости включают компрессор и с помощью той же форсунки направляют на ВЭВ поток сжатого воздуха в течение заданного времени t2 для принудительного сдувания с ВЭВ капель воды. Дополнительно к компрессору может быть подключен ресивер, обеспечивающий сглаживание колебаний давления.
Значения времени t1 и t2, а также скорость Vсд определяют априорно опытным путем. При этом учитывают условия эксплуатации - время года, температуру и влажность окружающей среды, особенности дороги и местности. Кроме того, в расчет принимают класс ТС, т.е. его аэродинамические характеристики, а также расположение видеокамеры на ТС - спереди, сбоку или сзади. В большинстве случаев значения времени t1 и t2 располагаются соответственно в диапазонах 3-10 и 5-8 секунд, а скорость V сд принимают равной 80-100 км/час.
Используемая в заявленном способе форсунка в нерабочем положении упрятана в специальную нишу, а при своем функционировании выдвигается к ВЭВ с помощью отдельного механического приспособления.
Таким образом, заявленный способ обеспечивает эффективную очистку ВЭВ, что в конечном счете способствует повышению безопасности движения ТС.
Класс B60S1/56 специально приспособленные для чистки иных частей или устройств, чем передние окна или лобовые стекла