транспортировочное устройство самолетов с кривошипным мотор-колесом

Классы МПК:B64F1/22 устройства для транспортировки и маневрирования летательными аппаратами 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-09
публикация патента:

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов. Транспортировочное устройство содержит тягач (подвижный электроагрегат) 1, водило 6 и буксировочную тележку, подсоединенную к передней стойке 5 самолета. Стационарный двигатель, приводящий в действие генераторы, установлен на грузовой платформе подвижного электроагрегата 1. Электрический ток, вырабатываемый генераторами, питает мотор-колеса 3, которые при помощи кривошипов 4 соединены с передней стойкой 5 самолета. За счет фиксации кривошипов 4 к передней стойке 5 самолета возникает крутящий момент на мотор-колесах 3, а в случае увеличения сопротивления качению кривошипы 4 автоматически догружают мотор-колеса 3 весом, приходящимся на переднюю стойку 5 самолета. Мотор-колеса 3 тележки представляют собой колеса, имеющие ступицу в виде электродвигателей, в которых статоры 13 через планетарные редукторы 9 связаны с колесами, а якоря 12 соединены с кривошипами 4, зафиксированными на передней стойке 5 самолета. Для удобства фиксации кривошипы 4 могут быть выполнены сочлененными, например, через соединительную муфту 10. Достигается повышение тяговых качеств агрегата тягач-самолет по сцеплению с опорной поверхностью, обеспечение возможности буксировки различных самолетов без переналадки оборудования. 2 ил. транспортировочное устройство самолетов с кривошипным мотор-колесом, патент № 2425782

транспортировочное устройство самолетов с кривошипным мотор-колесом, патент № 2425782 транспортировочное устройство самолетов с кривошипным мотор-колесом, патент № 2425782

Формула изобретения

Транспортировочное устройство самолетов с кривошипным мотор-колесом, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, и буксировочные тележки, отличающееся тем, что в приводе буксировочной тележки используются мотор-колеса, соединенные с передней стойкой самолета кривошипами.

Описание изобретения к патенту

Устройство относится к области наземного обслуживания самолетов.

Известно устройство для транспортировки и маневрирования самолета, содержащее транспортное средство, на раме которого устанавливается грузовая платформа с откидной рампой. Механизм подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом соединен с рампой и механизмом фиксации носовых колес шасси самолета на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового цилиндра [SU 1711665 A3, 08.02.1992 г.].

Данное устройство не позволяет регулировать сцепной вес агрегата тягач-самолет с использованием части веса, приходящейся на переднюю стойку самолета в зависимости от конкретных условий буксировки.

Известно другое устройство для буксировки самолетов, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, которое позволяет регулировать догрузку ведущих колес тягача в начальный период движения [RU 2139227 С1, 10.10.1999 г.].

Однако оно не позволяет автоматически регулировать величину сцепного веса агрегата тягач-самолет в зависимости от сопротивления качению самолета.

Также известно устройство для буксировки самолета при помощи тягача, присоединенного к самолету посредством водила, несущего на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси [DE 1481899, 12.07.1973 г.].

Рассмотренное устройство недостаточно эффективно при буксировке самолета из-за низких тяговых качеств тягача по сцеплению его колесных движителей с опорной поверхностью, поэтому при увеличении массы самолета приходится увеличивать и массу буксировщика, что ведет к увеличению эксплуатационных затрат.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для буксировки самолета, содержащее тягач (подвижный электроагрегат), водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, буксировочные тележки, подсоединенные к основным шасси самолета и преобразующие электрическую энергию, вырабатываемую спецоборудованием подвижного элетроагрегата, во вращательное движение колес самолета, что делает их ведущими на время буксировки [RU 2194652 С2, 20.12.2002 г.].

Данное устройство позволяет осуществить полный привод агрегата тягач-самолет, но не обеспечивает согласованность привода колес основных стоек воздушного судна при одновременной работе буксировочных тележек, что может привести к заносу при движении на повороте и при разных значениях коэффициента сцепления под колесами самолета.

Технический результат заключается в повышении тяговых качеств агрегата тягач-самолет по сцеплению с опорной поверхностью, обеспечении возможности буксировки различных самолетов без переналадки оборудования. Указанный технический результат достигается тем, что транспортировочное устройство самолетов содержит тягач, водило, взаимодействующее с буксировочной тележкой, в состав которой входят мотор-колеса, соединенные при помощи кривошипов с передней стойкой самолета, использование кривошипов обеспечивает автоматическую догрузку мотор-колес тележки весом, приходящимся на переднюю стойку самолета при увеличении сопротивления качению.

Предлагаемое транспортировочное устройство содержит тягач (подвижный электроагрегат), водило и буксировочную тележку, подсоединенную к передней стойке самолета. Стационарный двигатель, приводящий в действие генераторы, установлен на грузовой платформе подвижного электроагрегата. Мотор-колеса соединены посредством кривошипов с передней стойкой самолета и питаются электрическим током, вырабатываемым генераторами. За счет фиксации кривошипов к передней стойке самолета возникает крутящий момент на мотор-колесах, а в случае увеличения сопротивления качению автоматически догружает их весом, приходящимся на переднюю стойку. Мотор-колесо тележки представляет собой колесо, имеющее ступицу в виде электродвигателя, статор, который через планетарный редуктор связан с колесом, а якорь соединен с кривошипом, зафиксированным на передней стойке самолета, для удобства фиксации кривошип может быть выполнен сочлененным, например, через соединительную муфту.

Общим признаком прототипа и заявляемого устройства является использование для буксировки тягача, водила, несущего на конце захват, и буксировочной тележки.

Отличительным признаком является использование в приводе буксировочной тележки мотор-колес, соединенных с передней стойкой самолета кривошипами.

Данное устройство позволяет повысить суммарное тяговое усилие, создаваемое агрегатом тягач-самолет по сцеплению с опорной поверхностью в процессе буксировки, уменьшить пробуксовку колес, буксировать тяжелые самолеты легкими подвижными электроагрегатами, используемыми в качестве тягача, производить буксировку различных самолетов без переналадки оборудования.

Заявляемое транспортировочное устройство изображено на фиг.1 - вид сверху; на фиг.2 - буксировочная тележка.

На фиг.1 изображено устройство, обеспечивающее буксировку самолетов, включающее следующие элементы: тягач (подвижный электроагрегат) 1; кабели 2; мотор-колеса 3; кривошипы 4; шасси передней стойки самолета 5; водило 6; управляемое колесо тележки 7; корпус тележки 8; планетарный редуктор 9; соединительные муфты 10.

На фиг.2 изображена буксировочная тележка, включающая следующие элементы: мотор-колеса 3; кривошипы 4; шасси передней стойки самолета 5; управляемое колесо тележки 7; корпус тележки 8; планетарный редуктор 9; соединительные муфты 10; якорь 12; статор 13.

Процесс буксировки будет выглядеть следующим образом. Буксировочная тележка с помощью кривошипов 4 соединяется с передней стойкой самолета 5. Тягач (подвижный электроагрегат) 1 подъезжает к самолету и посредством водила взаимодействует с буксировочной тележкой. Генераторы подвижного электроагрегата 1 через кабели 2 питают электрическим током мотор-колеса 3 буксировочной тележки. Так как электродвигатели мотор-колес 3 не смогут прокрутить кривошипы 4 из-за большой массы самолета, то двигаться (вращаться) начнут мотор-колеса 3. Благодаря кривошипам 4 происходит автоматическая догрузка мотор-колес 3 буксировочной тележки весом самолета, приходящимся на переднюю стойку 5 пропорционально силе сопротивления качению самолета, что значительно повышает тяговые качества агрегата тягач-самолет по сцеплению с опорной поверхностью. Направление движения задается тягачом (подвижным электроагрегатом) 1, связанным с буксировочной тележкой водилом 6. Управляемое колесо 7 тележки самопроизвольно поворачивается в направлении движения тягача (подвижного электроагрегата) 1. Для удобства подстыковки буксировочной тележки кривошип может быть изготовлен сочлененным, а для повышения крутящего момента и снижения частоты вращения мотор-колес 3 связь статора 13 электродвигателя с колесом может осуществляться через планетарный редуктор 9.

Изготовление устройства возможно из узлов и агрегатов, выпускаемых промышленностью.

Класс B64F1/22 устройства для транспортировки и маневрирования летательными аппаратами 

способ буксировки самолетов -  патент 2511236 (10.04.2014)
конструкция шасси воздушного судна и узел передней опоры шасси -  патент 2509685 (20.03.2014)
способ буксировки воздушного судна -  патент 2505460 (27.01.2014)
летательный аппарат, способ оповещения о превышении углом поворота на летательном аппарате допустимого значения и тягач для буксировки летательного аппарата -  патент 2489317 (10.08.2013)
способ эвакуации самолетов -  патент 2487062 (10.07.2013)
устройство для транспортирования самолетов -  патент 2487061 (10.07.2013)
малогабаритное устройство для буксирования воздушных судов -  патент 2483988 (10.06.2013)
устройство для буксировки самолетов -  патент 2483007 (27.05.2013)
устройство для буксировки воздушного судна -  патент 2470841 (27.12.2012)
соединительный элемент, крановый крюк и крюковая подвеска -  патент 2458828 (20.08.2012)
Наверх