способ получения щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с добавкой отсевов дробления известняков марки 400
Классы МПК: | C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек |
Автор(ы): | Салихов Мухаммет Габдулхаевич (RU), Ванштейн Виктор Мейлехович (RU), Ванштейн Евгений Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-02-04 публикация патента:
20.08.2011 |
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей для устройства верхнего слоя покрытия автомобильных дорог. Технический результат: повышение пределов прочности при сжатии при +20 и +50°С, коэффициента водостойкости и снижение водонасыщения. Способ получения щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с добавкой отсевов дробления известняков марки 400 включает приготовление щебеночно-мастичной смеси для устройства верхнего слоя покрытия, состоящей из, % масс.: щебня прочных пород - 72,5 73,5, битума вязкого или ПБВ - 5,5 7,5 (сверх 100%), причем в минеральную часть асфальтобетонной смеси вводят отсевы дробления известняков марки 400 в количестве 26,5 27,5% по массе. 3 табл.
Формула изобретения
Способ получения щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси с добавкой отсевов дробления известняков марки 400, включающий приготовление щебеночно-мастичной смеси для устройства верхнего слоя покрытия, состоящей из, мас.%: щебня прочных пород 72,5-73,5, битума вязкого или ПБВ 5,5-7,5 (сверх 100%), а в минеральную часть асфальтобетонной смеси вводят отсевы дробления известняков марки 400 в количестве 26,5-27,5% по массе.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей для устройства верхнего слоя покрытия автомобильных дорог.
В качестве прототипа выбрано техническое решение, описанное в ГОСТ 31015-2002, где раскрыто приготовление горячих щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей марок ЩМА-10, ЩМА-15 и ЩМА-20 для устройства верхнего слоя покрытия дорожных одежд автомобильных дорог. Состав смесей по известному решению следующий, % масс.:
щебень прочных пород фр. 5 10, или 5 15, или 5 20 мм - 55 95;
песок дробленый (отсевы дробления прочных пород) - 5 30;
минеральный порошок - 10 20;
стабилизирующая добавка (целлюлозное волокно длиной 0,1 2,0 мм (Topsel, Viatop-66 и т.д.)) - 0,2 0,5 (свыше 100%);
битум вязкий или ПБВ - 5,5 7,5 (свыше 100%).
Состав смесей по предлагаемому решению следующий, % масс.: щебень прочных пород фр. 5 10, или 5 15, или 5 20 мм - 72,5 73,5; отсевы дробления известняков марки 400 - 26,5 27,5 и битум вязкий или ПБВ - 5,5 7,5% (последнее свыше 100%).
Техническим результатом является повышение пределов прочности при сжатии при +20°С и +50°С и соответственно теплоустойчивости коэффициента водостойкости и снижение водонасыщения. Повышение теплоустойчивости ЩМА с ОДИ объясняется переводом вяжущего в структуре материала в связанное (ориентированное) состояние мелкими фракциями ОДИ. Одновременно достигается удешевление работ за счет замены дорогих - дробленого песка прочных пород, известнякового минерального порошка и стабилизирующей добавки не дорогостоящим материалом - отсевами дробления известняка марки 400 (ОДИ).
Способ осуществляется следующим образом.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь готовится в серийно выпускаемой стационарной асфальтобетонной установке, оборудованной устройством для разогрева, обезвоживания, подачи составляющих в смеситель и их перемешивания.
Составляющие смеси после нагрева до рабочих температур, обезвоживания и дозирования, в соответствии с рецептом, перемешиваются между собой при рабочих температурах и смесь выдается потребителю.
Примеры конкретного выполнения предлагаемого способа приведены в табл.1, зерновой состав ОДИ - в табл.2 и свойства получаемых ЩМАС и ЩМА - в табл.3. При этом стандартные цилиндрические образцы изготовляли и испытывали по стандартным методикам ГОСТ 12802-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».
Таблица 2 | ||||||||||
Зерновой состав ОДИ | ||||||||||
Размер сит, мм | 10 | 5 | 2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | 0,071 | менее 0,071 | сумма |
Частные остатки, % | 2,0 | 2,5 | 19,5 | 6,5 | 14,5 | 12,0 | 10,0 | 3,5 | 29,5 | 100,0 |
Источники, принятые во внимание
1. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия. - М.: МНТКС, 2003 (Введен в действие с 1 мая 2003 г. В качестве государственного стандарта РФ Постановлением Госстроя России от 5 апреля 2003 г. № 33).
2. Патент на изобретение РФ. Способ устройства защитного слоя дорожного покрытия: RU 2305726 C1, E01C 11/24, 10.09.2007.
3. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. - М.: СоюзДорНИИ, Транспорт, 1978. - С.35-36.
Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек