зубчатая передача

Классы МПК:F16H1/20 с более чем двумя зацепляющимися колесами 
F16H55/17 зубчатые колеса
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)" (ГОУ ВПО ЮРГТУ) (НПИ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-19
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам и деталям зубчатых передач. Зубчатая передача содержит составные колеса, образованные соединенными между собой дисками (2, 3), зубья которых смещены относительно друг друга в плоскости вращения. Модули различных пар сопряженных дисков разные. Числа зубьев определяются из соотношения зубчатая передача, патент № 2427744 . Угол относительного смещения зубьев соседних дисков произвольный. Изобретение позволяет упростить конструкцию и облегчить сборку передачи. 1 ил. зубчатая передача, патент № 2427744

зубчатая передача, патент № 2427744

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая составные колеса, образованные соединенными между собой дисками, зубья которых смещены относительно друг друга в плоскости вращения, отличающаяся тем, что модули различных пар сопряженных дисков разные, числа их зубьев определяются из соотношения зубчатая передача, патент № 2427744 а угол относительного смещения зубьев соседних дисков произвольный.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно узлам и деталям зубчатых передач с повышенной нагрузочной способностью, плавностью, бесшумностью и безударностью работы.

Аналогом является: Зубчатая передача. Кожевников С.Н. Механизмы. М.: Машиностроение, 1965, с.184.

Устройство представляет собой зубчатую передачу, содержащую составные колеса, образованные соединенными между собой дисками с одинаковыми зубчатыми венцами, зубья которых смещены относительно друг друга в плоскости вращения.

Основными недостатками такой передачи являются сложность установки относительного положения отдельных зубчатых венцов ее колес и элементов их скрепления, а рекомендуемое авторами относительное смещение зубчатых венцов не исключает вероятности совпадения точек смены режимов двухпарного зацепления на однопарное с двукратным увеличением нагрузки на зубья, а также точек начала активной линии зацепления на различных венцах, сопровождающегося ударными явлениями.

Прототипом является: Зубчатая передача. Авторское свидетельство SU 911069 (Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности), 07.03.82, бюл. № 9.

Устройство представляет собой зубчатую передачу, содержащую составные колеса, образованные соединенными между собой дисками, зубья которых смещены относительно друг друга в плоскости вращения, причем толщина зубьев каждого диска прямо пропорциональна числу дисков, составляющих каждое из колес зубчатой передачи, число зубьев каждого диска обратно пропорционально числу дисков каждого колеса, а шаг смещения зубьев соседних дисков определен как произведение постоянного числа зубчатая передача, патент № 2427744 на модуль зацепления.

Основными недостатками такой передачи являются сложные соотношения между числом дисков, составляющих каждое из колес передачи, числом их зубьев, шагом смещения зубьев соседних дисков и толщинами зубьев.

Кроме того, зубчатые колеса не являются стандартными и могут быть изготовлены только методом копирования, характеризующимся низкой точностью и производительностью. Увеличение толщины зубьев (а значит, и ширины впадин) ведет к увеличению углового шага в разы и, следовательно, резкому уменьшению коэффициента перекрытия на каждой паре сопряженных дисков, что отрицательно скажется на плавности работы передачи в целом.

Задачей данного изобретения является упрощение конструкции и облегчение сборки передачи, а также исключение возможности совпадения точек смены режимов двухпарного зацепления на однопарное и точек начала активной линии зацепления на различных дисках за счет использования разномодульных и только стандартных зубчатых колес, чем предотвращается возможность возникновения ударных нагрузок, повышается плавность работы и нагрузочная способность.

Задача решается за счет того, что зубчатая передача, содержащая составные колеса, образованные соединенными между собой дисками, зубья которых смещены относительно друг друга в плоскости вращения, причем модули различных пар сопряженных дисков выбираются разными, числа их зубьев определяются из соотношения зубчатая передача, патент № 2427744 , а угол относительно смещения зубьев соседних дисков принимается произвольным.

Механизм, являясь по своему назначению передаточным, содержит введенные в зацепление шестерню и колесо, выполненные составными из дисков с зубчатыми венцами, скрепленных между собой торцами. На чертеже изображено одно из колес передачи. Каждый диск колеса состоит из тела 1 и зубчатого венца, образованного чередующимися зубьями и впадинами. Модули зубчатых венцов первого диска 2 и каждого последующего 3 выбираются разными. Для обеспечения равенства межосевых расстояний числа зубьев определяется из соотношения зубчатая передача, патент № 2427744 , где i и j - номера соседних пар сопряженных дисков. Применение разномодульных пар соседних дисков исключает необходимость какого-либо упорядочения их относительного положения, а значит, проведения предварительных расчетов, изготовления специальных приспособлений для сборки (оправок, насадок и т.п.). При этом обеспечивается режим многопарного зацепления, автоматически исключается вероятность совпадения точки смены режима двухпарного зацепления на однопарное и точки начала активной линии зацепления на различных парах сопряженных дисков независимо от угла их относительного смещения, за счет чего повышается плавность работы и нагрузочная способность, снижается виброактивность.

Механизм работает следующим образом. Каждое колесо передачи собирают жестким соединением торцами зубчатых дисков по площади их тел 1 в зацеплении с сопряженным колесом под нагрузкой. Входное колесо передает движение выходному взаимодействующими парами зубьев. Поскольку модули различных пар сопряженных дисков разные, задолго до выхода из зацепления пары зубьев каждого предыдущего диска 2 войдут в зацепление зубья последующих дисков 3. Этим обеспечивается высокое значение коэффициента перекрытия, т.е. режим многопарного зацепления.

Класс F16H1/20 с более чем двумя зацепляющимися колесами 

зубчатый редуктор -  патент 2410586 (27.01.2011)
зубчатый цилиндрический редуктор -  патент 2362923 (27.07.2009)
зубчатая передача -  патент 2068515 (27.10.1996)
коробка передач -  патент 2057976 (10.04.1996)
механизм изменения скорости -  патент 2029173 (20.02.1995)

Класс F16H55/17 зубчатые колеса

Наверх