способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными параллельно к одному инвертору

Классы МПК:B60L3/10 указывающие на пробуксовку или юз колес 
B60L15/20 для управления транспортными средствами или их двигателями с целью получения требуемых параметров, например скорости, крутящего момента, запрограммированного изменения скорости 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Брянский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-18
публикация патента:

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано на подвижном составе с асинхронными тяговыми двигателями. Способ включает вычисление текущих значений электромагнитного момента и потокосцепления статора в блоке DTC (Direct Torque Control) по первому двигателю. Вычисление задания на момент ведется регулятором скорости с использованием сигналов максимальной или минимальной частоты вращения параллельно включенных асинхронных двигателей. В режиме тяги управление ведется по максимальной скорости вращения. В режиме торможения управление ведется по минимальной скорости вращения. Задание на потокосцепление статора способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 sз определяется в системе управления верхнего уровня по зависимости способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 sз=f(способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 ср), где способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 ср - средняя скорость вращения двигателей или скорость локомотива, приведенная к валу двигателя. Технический результат заключается в обеспечении высокодинамичного управления моментом двигателей и предупреждении боксования и юза. 2 ил. способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

Формула изобретения

Способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными параллельно к одному инвертору, использующий прямое управление моментом (Direct Torque Control - сокращенно DTC), отличающийся тем, что в данном способе вычисление текущих значений электромагнитного момента и потокосцепления статора ведется в блоке DTC всегда только по первому двигателю (двигателю первой оси тележки при потележечном регулировании) в соответствии с выражениями:

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

где способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - потокосцепления первого двигателя по оси способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 соответственно;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - напряжения статора параллельно включенных двигателей по оси способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 соответственно;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - токи статора первого двигателя по оси способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 соответственно;

RS1 - сопротивление фазы обмотки статора первого двигателя, корректируемое с учетом изменения температуры обмотки;

М - электромагнитный момент первого двигателя;

p - число пар полюсов;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - модуль вектора потокосцепления статора первого двигателя;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 s - фаза вектора потокосцепления статора первого двигателя;

а вычисление задания на момент, подаваемого в блок DTC, ведется регулятором скорости с использованием сигналов максимальной или минимальной частоты (угловой скорости) вращения параллельно включенных асинхронных двигателей, а в режиме тяги управление ведется по максимальной, в режиме торможения - по минимальной скорости вращения, при использовании пропорционально-интегрального регулятора скорости задание на момент Мз, поступающее в блок DTC, вычисляется по формулам:

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - в режиме тяги

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - в режиме торможения

и ограничивается на величине Могр, в случае ее превышения,

где kспособ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - коэффициент усиления пропорционального звена регулятора скорости;

Тспособ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - постоянная времени интегрального звена регулятора скорости;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 з - задание угловой скорости, поступающее из системы управления верхнего уровня и определяемое с учетом обеспечения оптимального проскальзывания колес;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 max - максимальная скорость вращения параллельно включенных двигателей;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 min - минимальная скорость вращения параллельно включенных двигателей;

Могр - ограничение по моменту, вырабатываемое в системе управления верхнего уровня;

причем задание на потокосцепление статора способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 sз, подаваемое в блок DTC, определяется в системе управления верхнего уровня по заданной зависимости способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 sз=f(способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 cp), где способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 ср - средняя скорость вращения двигателей или скорость локомотива, приведенная к валу двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано на подвижном составе с асинхронными тяговыми двигателями (АТД), подключенными параллельно к одному автономному инвертору напряжения (АИН). На локомотивах такое параллельное подключение к одному инвертору и совместное управление (регулирование) АТД осуществляется обычно в пределах каждой тележки, поэтому его часто называют «потележечным» регулированием АТД.

Известен способ управления двумя АТД при питании от одного инвертора (Известия вузов. Электромеханика, № 2, 2006, С.45-51 - прототип [1]) с использованием векторного управления АТД при постоянстве потокосцепления ротора. В данном способе параметры состояния двигателей определяются с использованием датчиков фазных токов и частоты вращения каждого АТД, затем по информации о частоте вращения двигателей принимается решение, по какому двигателю вести управление, и в качестве сигналов обратной связи системой управления (СУ) используется информация о токе статора, потокосцеплении и частоте вращения ротора этого двигателя.

Недостатком этого способа является наличие большого числа датчиков тока и переключение всех обратных связей в зависимости от того, по какому двигателю ведется управление, что может приводить к значительным электромеханическим колебаниям и повышенным динамическим нагрузкам в элементах тяговой передачи. Недостатком является также управление в режиме тяги по двигателю с меньшей скоростью вращения, так как при этом не отрабатывается необходимое снижение момента двигателя с большей скоростью вращения при резком изменении условий сцепления (например, наезд на масляное пятно). Кроме того, к недостаткам этого способа можно отнести само векторное управление АТД, требующее прямых и обратных координатных преобразований и компенсации перекрестных обратных связей объекта, увеличивающих ошибку и уменьшающих надежность системы.

Известна также система прямого управления моментом (Direct Torque Control, - сокращенно DTC) (Козярук А.Е., Рудаков В.В. Системы прямого управления моментом в частотно-регулируемых электроприводах переменного тока / под ред. Народицкого А.Г. - СПб.: Санкт-Петербургская электротехническая компания, 2005. - 100 с. [2]), которую можно использовать для управления АТД (Электроника и электрооборудование транспорта. - 2008. - № 5. - С.12-19 [3]).

Недостатком способов управления с использованием системы DTC, представленных в [2] и аналогичных [3, 4], является то, что они рассчитаны на индивидуальное регулирование двигателей (в частности, индивидуальное регулирование АТД каждой оси локомотива) и не предусматривают возможности совместного регулирования нескольких АТД, подключенных параллельно к одному АИН.

Целью изобретения является управление асинхронными тяговыми двигателями, подключенными параллельно к одному инвертору, обеспечивающее высокодинамичное регулирование момента двигателей и предупреждение боксования и юза.

Технический результат достигается тем (фиг.1), что в данном способе, использующем прямое управление моментом, вычисление текущих значений электромагнитного момента и потокосцепления статора ведется в блоке DTC всегда только по первому двигателю (двигателю первой оси тележки при потележечном регулировании) в соответствии с выражениями:

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326

где способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 потокосцепления первого двигателя по оси способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 соответственно;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - напряжения статора параллельно включенных двигателей по оси способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 соответственно;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - токи статора первого двигателя по оси способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 и способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 соответственно;

RS1 - сопротивление фазы обмотки статора первого двигателя, корректируемое с учетом изменения температуры обмотки;

М - электромагнитный момент первого двигателя;

р - число пар полюсов;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - модуль вектора потокосцепления статора первого двигателя;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 s - фаза вектора потокосцепления статора первого двигателя,

а вычисление задания на момент, подаваемого в блок DTC, ведется регулятором скорости с использованием сигналов максимальной или минимальной частоты (угловой скорости) вращения параллельно включенных асинхронных двигателей: в режиме тяги управление ведется по максимальной, а в режиме торможения - по минимальной скорости вращения, например, при использовании пропорционально-интегрального регулятора скорости (возможны и другие типы регуляторов), задание на момент Мз, поступающее в блок DTC, вычисляется по формулам:

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - в режиме тяги

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - в режиме торможения

и ограничивается на величине Могр в случае ее превышения,

где kспособ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - коэффициент усиления пропорционального звена регулятора скорости;

Tспособ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 - постоянная времени интегрального звена регулятора скорости;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 з - задание угловой скорости, поступающее из системы управления верхнего уровня и определяемое с учетом обеспечения оптимального проскальзывания колес;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 max - максимальная скорость вращения параллельно включенных двигателей;

способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 min - минимальная скорость вращения параллельно включенных двигателей;

Могр - ограничение по моменту, вырабатываемое в системе управления верхнего уровня;

причем задание на потокосцепление статора способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 подаваемое в блок DTC, определяется в системе управления верхнего уровня по заданной зависимости способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 где способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 cp - средняя скорость вращения двигателей или скорость локомотива, приведенная к валу двигателя. На фиг.1 показана система управления тяговым электроприводом с использованием предлагаемого способа, на фиг.2 в качестве примера приведены результаты моделирования поочередного наезда колес 1-й и 2-й оси тележки на масляное пятно длиной 2,5 м в процессе разгона локомотива.

К отличительным особенностям DTC можно отнести наличие в системе (фиг.1):

- гистерезисных релейных регуляторов потокосцепления статора (РРп) и момента (РРм) асинхронного двигателя;

- электронной адаптивной модели двигателя (АМД) для вычисления текущих управляемых координат асинхронного двигателя (потокосцепления статора и электромагнитного момента) по значению фазных токов, напряжения в звене постоянного тока и коммутационной функции АИН;

- блока вычисления фазового сектора (БВФС), в котором в текущий момент времени находится вектор потокосцепления статора двигателя;

- табличного (матричного) вычислителя оптимального вектора напряжения двигателя, выполняемого в виде блока логического автомата (БЛА) и определяющего функцию переключения вентилей АИН.

Система DTC обладает высоким быстродействием и в то же время в ней не требуются необходимые при реализации векторного управления преобразователи координат, регуляторы составляющих тока статора, блоки компенсации перекрестных обратных связей АТД. Кроме того, система более устойчива к возмущениям и неточности информации о переменных состояния объекта управления, чем обычная векторная система, что очень важно в тяговом электроприводе. Использование для вычисления фактических значений потокосцепления и момента только датчиков первого двигателя АТД_1, а не двигателя с минимальной или максимальной скоростью вращения, по которой в данный момент ведется управление, позволяет избежать электромеханических колебаний, возникающих при переключении обратных связей из-за разброса параметров обмоток двигателей. При этом двигатель АТД_1 первой оси, имеющей наименьшую вертикальную нагрузку, наиболее склонен к боксованию и юзу, поэтому он наиболее часто имеет максимальную и минимальную скорость в режимах тяги и торможения соответственно, и именно его скорость используется для управления. Переключения на управление по скорости других двигателей, например двигателя второй оси АТД_2, происходят, например, при поочередном проезде осями масляного пятна (фиг.2), когда вторая ось наезжает на пятно, а первая уже выехала на чистые рельсы, в этом случае боксование и юз соответствующих осей также эффективно подавляются.

Чтобы проанализировать предложенный способ, выполнено компьютерное моделирование тягового электропривода двухосной тележки с опорно-осевым подвешиванием асинхронных тяговых двигателей ДАТ305, подключенных параллельно к одному АИН, разброс параметров обмоток параллельно включенных двигателей (второго двигателя по отношению к первому) варьировался в диапазоне ±(10способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными   параллельно к одному инвертору, патент № 2428326 20%). В модель механической части подставлены параметры механической передачи тепловоза ТЭМ21. На приведенных графиках фиг.2 Мд1 и Мд2 - электромагнитные моменты двигателей первой и второй оси тележки соответственно, М з - задание на электромагнитный момент; VK_ 1 и VK_2 - скорости колес первой и второй оси тележки соответственно.

Моделирование наглядно показывает эффективность подавления боксования колес и высокие динамические свойства электропривода, использующего описанный способ управления. Предлагаемый способ управления асинхронными тяговыми двигателями, подключенными параллельно к одному инвертору, обеспечивает высокодинамичное управление моментом двигателей и предупреждение боксования и юза при разбросе параметров обмоток параллельно включенных двигателей до 20% по отношению к первому двигателю.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Колпахчьян П.Г. Управление двумя асинхронными тяговыми двигателями при питании от одного инвертора // Изв. вузов. Электромеханика. - 2006, - № 2. - С.45-51.

2. Козярук А.Е., Рудаков В.В. Системы прямого управления моментом в частотно-регулируемых электроприводах переменного тока / под ред. Народицкого А.Г. - СПб.: Санкт-Петербургская электротехническая компания, 2005. - 100 с.

3. Бабков Ю.В., Чудаков П.Л., Романов И.В., Федяева Г.А. Совершенствование систем и алгоритмов управления тяговым электроприводом тепловозов с асинхронными двигателями // Электроника и электрооборудование транспорта. - 2008. - № 5. - С.12-19.

4. Иньков Ю.М., Феоктистов В.П., Федяева Г.А. Система экстремального регулирования тягового электропривода с асинхронными двигателями // Электроника и электрооборудование транспорта. - 2008. - № 4. - С.10-18.

Класс B60L3/10 указывающие на пробуксовку или юз колес 

способ управления тяговым электроприводом многоколесного транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2483950 (10.06.2013)
способ управления тяговым электроприводом локомотива на пределе по сцеплению колес с рельсами -  патент 2446063 (27.03.2012)
устройство для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков тягового подвижного состава -  патент 2443577 (27.02.2012)
микропроцессорная система защиты от боксования для электровозов постоянного тока -  патент 2440898 (27.01.2012)
определение скорости локомотива -  патент 2426659 (20.08.2011)
способ защиты от боксования и юза колесных пар электроподвижного состава с вентильно-индукторным электроприводом -  патент 2382707 (27.02.2010)
устройство для автоматической ликвидации боксования и юза колесно-моторных блоков электроподвижного состава -  патент 2364525 (20.08.2009)
устройство для измерения скорости и обнаружения боксования и юза транспортного средства -  патент 2360805 (10.07.2009)
противобоксовочное устройство локомотивов -  патент 2350486 (27.03.2009)
противобоксовочное устройство -  патент 2342259 (27.12.2008)

Класс B60L15/20 для управления транспортными средствами или их двигателями с целью получения требуемых параметров, например скорости, крутящего момента, запрограммированного изменения скорости 

система управления подавлением вибрации для электроприводного транспортного средства и способ подавления вибрации для него -  патент 2527916 (10.09.2014)
устройство управления прекращением медленного передвижения для электромобиля -  патент 2526322 (20.08.2014)
устройство управления прекращением медленного передвижения для транспортного средства с электроприводом -  патент 2524322 (27.07.2014)
установка для бурения по коренным породам, способ транспортировки указанной установки и регулятор скорости транспортировки установки -  патент 2523880 (27.07.2014)
установка бурения по породе и способ ее позиционирования -  патент 2521448 (27.06.2014)
транспортное средство с приводом на передние и задние колеса -  патент 2500550 (10.12.2013)
устройство управления амортизацией колебаний -  патент 2498913 (20.11.2013)
устройство управления электродвигателем для электрического транспортного средства -  патент 2484986 (20.06.2013)
устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей -  патент 2481202 (10.05.2013)
устройство управления для транспортного средства с электрическим двигателем переменного тока -  патент 2479447 (20.04.2013)
Наверх