съемный модуль устройства для покрытия сидений транспортного средства
Классы МПК: | B60N2/56 нагревательные или вентиляционные устройства |
Автор(ы): | Макеев Борис Лаврович (RU), Ефимова Ангелина Юрьевна (RU), Панов Павел Борисович (RU), Пушкарёв Александр Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Макеев Борис Лаврович (RU), Ефимова Ангелина Юрьевна (RU), Панов Павел Борисович (RU), Пушкарев Александр Сергеевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-05-26 публикация патента:
27.09.2011 |
Изобретение относится к гигиене труда водителей автотранспорта. Съемный модуль устройства для покрытия сидений транспортного средства содержит элементы электроподогрева, связанные с источником питания и выполнен в виде вкладыша в чехол из эластичного материала. Верхняя часть чехла изготовлена из смесовых тканей или тканей из искусственных волокон с ячейками не менее 5 мм, боковые и нижняя части чехла изготовлены из воздухо- и влагонепроницаемой ткани. Вкладыш изготовлен из синтетического материала, на верхней стороне его выполнены параллельно размещенные ребра прямоугольного профиля. Пространства между ребрами, основанием и покрывающей тканью чехла образуют каналы. Один из концов каждого канала связан с впускным, другой - с выпускным коллекторами. Впускной коллектор через патрубок с впускным клапаном связан с системой вентиляции кузова транспортного средства, а выпускной коллектор через выпускной клапан связан с атмосферой. В каналах между ребрами на основании размещены элементы электроподогрева. Кроме этого в каналах размещены датчики температуры, влажности, скорости движения воздуха, связанные с блоком регистрации, связанным через усилитель сигнала с вычислительным блоком. Вычислительный блок связан с блоком управления, выходы которого связаны с исполнительными органами - впускным, выпускным клапанами, элементами электроподогрева, штатной системой подогрева и вентиляции кузова. Достигается повышение уровня комфорта условий труда водителя. 3 ил.
Формула изобретения
Съемный модуль устройства для покрытия сидений транспортного средства, содержащий элементы электроподогрева, связанные с источником питания, отличающийся тем, что он выполнен в виде вкладыша в чехол из эластичного материала, верхняя часть чехла изготовлена из смесовых тканей или тканей из искусственных волокон с ячейками не менее 5 мм; боковые и нижняя части чехла изготовлены из воздухо- и влагонепроницаемой ткани; вкладыш изготовлен из синтетического материала (например из изолона), на верхней стороне его выполнены параллельно размещенные ребра прямоугольного профиля, пространства между ребрами, основанием и покрывающей тканью чехла образуют каналы, один из концов каждого канала связан с впускным, другой - с выпускным коллекторами; впускной коллектор через патрубок с впускным клапаном связан с системой вентиляции кузова транспортного средства, выпускной коллектор через выпускной клапан связан с атмосферой; в каналах между ребрами на основании размещены элементы электроподогрева, в каналах размещены датчики температуры, влажности, скорости движения воздуха, связанные с блоком регистрации, связанным через усилитель сигнала с вычислительным блоком, который связан с блоком управления, выходы которого связаны с исполнительными органами - впускным, выпускным клапанами, элементами электроподогрева, штатной системой подогрева и вентиляции кузова.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гигиене труда, в частности к гигиене труда водителей автотранспорта, и может быть использовано для повышения уровня комфорта условий их труда.
Известно устройство - сидение для транспортного средства, например, сидение автомобиля, содержащее каркасы для подушки, спинки и подголовника со слоем поропласта, смежным с телом потребителя на каркасе подушки, на каркасе спинки, и/или на каркасе подголовника, соответственно, покрытые поверхностным слоем, отличающееся тем, что слой поропласта представляет собой слой в существенной степени энергопоглощающего поропласта, имеющего плотность 30-110 кг/м 3, нагрузка при деформации вдавливанием, при вдавливании, составляющем 65%, находится в пределах 100-500 Н, а отскок составляет максимум 10% при определении его в соответствии со стандартом ASTM-D-1564 (Заявка на изобретение № 2000124935 Американского общества по испытанию материалов).
Недостатком устройства является его техническая сложность и высокая стоимость.
Известно устройство, которое относится к автомобильным сиденьям с принудительной вентиляцией. Оно представляет собой накидку на кресло автомобиля и состоит из основы, лицевой части, выполненной с перфорированным покрытием, и полости с воздухопроводящими каналами, соединенной гофрированным воздуховодом с блоком нагнетания воздуха, размещенным под креслом автомобиля или на тыльной стороне спинки кресла автомобиля с возможностью подключения к электросети автомобиля для принудительной циркуляции воздуха между тазово-спинной областью тела человека и креслом автомобиля. Технический результат - упрощение конструкции (Патент США № 2297342).
Недостатком известных устройств является невозможность оптимизации теплового режима работы водителей транспортной техники.
Цель полезной модели - обеспечить оптимальный уровень комфорта деятельности водителей транспорта.
Цель достигается тем, что устройство представлено в виде модуля для покрытия сидений транспортного средства, содержащего элементы электроподогрева, связанные с источником питания, причем он выполнен в виде вкладыша в чехол из эластичного материала, верхняя часть чехла изготовлена из смесовых тканей или тканей из искусственных волокон с ячейками не менее 5 мм; боковые и нижняя части чехла изготовлены из воздухо- и влагонепроницаемой ткани; вкладыш изготовлен из синтетического материала (например, из изолона), на верхней стороне его выполнены параллельно размещенные ребра прямоугольного профиля, пространства между ребрами, основанием и покрывающей тканью чехла образуют каналы, один из концов каждого канала связан с впускным, другой - с выпускным коллекторами; впускной коллектор через патрубок с впускным клапаном связан с системой вентиляции кузова транспортного средства, выпускной коллектор через выпускной клапан связан с атмосферой; в каналах между ребрами на основании размещены элементы электроподогрева, в каналах размещены датчики температуры, влажности, скорости движения воздуха, связанные с блоком регистрации, связанным через усилитель сигнала с вычислительным блоком, который связан с блоком управления, выходы которого связаны с исполнительными органами - впускным, выпускным клапанами, элементами электроподогрева, штатной системой подогрева и вентиляции кузова.
На фиг.1 представлена схема устройства в разрезе;
на фиг.2 представлена схема устройства, вид сверху;
на фиг.3 представлена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство представляет собой модуль для покрытия сидений транспортного средства, содержащий элементы электроподогрева (1), связанные с источником питания (2), причем он выполнен в виде вкладыша (3) в чехол (4) из эластичного материала, верхняя часть чехла (5) изготовлена из смесовых тканей или тканей из искусственных волокон с ячейками не менее 5 мм; боковые и нижняя части чехла (6) изготовлены из воздухо- и влагонепроницаемой ткани; вкладыш (3) изготовлен из синтетического материала (например, из изолона), на верхней стороне его выполнены параллельно размещенные ребра (7) прямоугольного профиля, пространства между ребрами, основанием (8) и покрывающей тканью чехла (5) образуют каналы (9), один из концов каждого канала связан с впускным (10), другой - с выпускным (11) коллекторами; впускной коллектор через патрубок с впускным клапаном (12) связан с системой вентиляции кузова транспортного средства, выпускной коллектор (11) через выпускной (13) клапан связан с атмосферой; в каналах (9) между ребрами (7) на основании (8) размещены элементы электроподогрева (1), в каналах (9) размещены датчики (14) температуры, влажности, скорости движения воздуха, связанные с блоком регистрации (15), связанным через усилитель сигнала (16) с вычислительным блоком (17), который связан с блоком управления (18), выходы которого связаны с исполнительными органами - впускным (12), выпускным (13) клапанами, элементами электроподогрева (1), штатной системой подогрева и вентиляции кузова, при этом датчики (14), температуры, влажности, скорости движения воздуха, блок регистрации (15), усилитель сигнала (16), вычислительный блок (17), блок управления (18), впускной (12), выпускной (13) клапаны, как и элементы электроподогрева (1), связаны с источником питания (2).
Устройство работает следующим образом.
Предлагаемые модули, соединенные друг с другом, обеспечивают покрытие поверхности кресла и спинки сидения водителя, сидений пассажиров.
Наличие каналов (9), образованных параллельно размещенными ребрами (7), основанием (8), покрывающей тканью верхней части чехла (5) обеспечивает циркуляцию воздуха в каналах и удалению эндогенного тепла с поверхности тела человека, соприкасающегося с устройством. Датчики температуры, влажности, скорости движения воздуха в каналах (14) (фиг.3) направляют сигнал о гигиеническом состоянии воздуха в каналах (9) в блок регистрации (15), откуда сигнал поступает в блок усиления сигнала (16) и через вычислительный блок (17) поступает в блок управления (18). Команды из блока управления (18) поступают на исполнительные органы - впускной клапан (12), который через патрубок связывает впускной коллектор модуля (10) со штатной системой вентиляции и обогрева кузова автомобиля. Поступивший в каналы (9) воздух заполняет выпускной коллектор (11), а избыток его выводится через выпускной клапан (13). В условиях низких температур включаются элементы электроподогрева (1).
Постоянное соединение контролирующих и исполнительных органов устройства с источником питания (2) обеспечивает надежную работу системы.
В случае необходимости модули могут быть соединены между собой в виде коврика-подстилки для проведения ремонтных работ. Чехол (4), в котором размещен вкладыш (3), обеспечивает возможность проведения работ под автомобилем в непогоду, т.к. боковые и нижняя части чехла (6) изготовлены из воздухо- и влагонепроницаемой ткани. Чехол (4) - съемный и легко подвергается стирке и санитарной обработке.
В зависимости от климато-географических условий водители наземной подвижной техники в процессе профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию как высоких, так и низких температур внутри обитаемых отделений (кабин) и вне объекта при проведении каких-либо ремонтных работ. Особенно часто возникает чрезмерное охлаждение поверхности поясницы и ягодиц при вождении техники в сложных дорожных и климатических условиях, когда водитель, испытывая высокое психоэмоциональное напряжение, интенсивно потеет и пот из-за отсутствия эффективной вентиляции в области сидения и спинки кресла сильно увлажняет одежду. Это приводит к существенному увеличению теплоотдачи и охлаждению данных участков тела. Если в оптимальных климатических условиях температура кожи в области поясницы и ягодиц находится в пределах 33-34°С, то при охлаждении ее значения могут снижаться более чем на 5°С, а в супраоптимальных микроклиматических условиях могут достигать температуры окружающей среды. Столь значительные температурные перепады и являются ведущей причиной возникновения острых и обострения хронических воспалительных заболеваний. Наиболее выраженный градиент температур между передней и задней поверхностью тела может возникать при выполнении водителями ремонтных работ лежа на охлажденных (снег, бетон, сырая земля и др.) или нагретых поверхностях (асфальт, песок в летний период).
Класс B60N2/56 нагревательные или вентиляционные устройства