рулонный самоклеящийся битумсодержащий материал и способ его получения
Классы МПК: | C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара C09D195/00 Составы для нанесения покрытий на основе битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара D06N5/00 Кровельные материалы, например волокнистая основа с битумным покрытием |
Патентообладатель(и): | Богамедов Газимагомед Абулович (KZ) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-04-02 публикация патента:
27.09.2011 |
Изобретение относится к производству строительных материалов, конкретно - самоклеящихся кровельных и гидроизоляционных материалов. Способ получения рулонного битумсодержащего материала включает пропитку основы битуминозным составом, приготовленным путем расплава и обезвоживания смеси нефтяного дорожного вязкого битума с нефтяным строительным или изоляционным битумом, температура размягчения которого не ниже 70°С. Расплав выдерживают при температуре 120-170°С в течение 4-8 часов. В процессе приготовления состава осуществляют оценку его температуры размягчения, по результатам которой корректируют состав добавлением одного из компонентов, обеспечивая получение температуры размягчения состава, соответствующей интервалу от 50°С до 71°С. При этом битуминозный состав характеризуется следующим соотношением компонентов, мас.%: битум нефтяной дорожный вязкий - 5-88, битум нефтяной строительный или изоляционный - 9-80, масло пластифицирующее - 1-28, в качестве которого использовано масло индустриальное или масло льняное полимеризованное. Заявлен также рулонный материал. Технический результат - готовый самоклеящийся рулонный битумсодержащий материал характеризуется улучшенными физико-механическими показателями. 2 н. и 9 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Рулонный самоклеящийся битумсодержащий материал, содержащий основу, пропитанную составом, полученным путем расплава и длительной выдержки смеси нефтяного дорожного вязкого битума с нефтяным строительным или изоляционным битумом, температура размягчения которого не ниже 70°С, с добавлением масла пластифицирующего, причем упомянутый состав характеризуется температурой размягчения в пределах от 50°С до 71°С, пенетрацией 20-60 и следующим соотношением компонентов, мас.%:
Битум нефтяной дорожный вязкий | 5-88 |
Битум нефтяной строительный или изоляционный | 9-80 |
Масло пластифицирующее | 1-28, |
в качестве масла использовано масло индустриальное или масло льняное полимеризованное.
2. Материал по п.1, отличающийся тем, что его толщина составляет 1,5-2,5 мм.
3. Материал по п.1, отличающийся тем, что в качестве нефтяного дорожного вязкого битума использован битум марки БНД 60/90, в качестве нефтяного строительного битума - битум марки БН 90/10.
4. Материал по п.1, отличающийся тем, что в качестве нефтяного дорожного вязкого битума использован битум марки БНД 90/130, в качестве нефтяного строительного битума использован битум марки БН 90/10.
5. Материал по п.1, отличающийся тем, что в качестве нефтяного изоляционного битума использован битум марки БНИ-V.
6. Материал по п.1, отличающийся тем, что одна сторона материала покрыта фольгой, а другая - антиадгезионной бумагой или пленкой.
7. Способ получения рулонного самоклеящегося битумсодержащего материала по п.1, включающий пропитку основы битуминозным составом, приготовленным путем расплава и обезвоживания смеси нефтяного дорожного вязкого битума с нефтяным строительным или изоляционным битумом, температура размягчения которого не ниже 70°С, с добавлением масла пластифицирующего, а также охлаждение пропитанной основы с получением рулонного материала, причем состав готовят при температуре 120-170°С в течение 4-8 ч, периодически осуществляя оценку температуры размягчения, по результатам которой корректируют состав добавлением одного из упомянутых видов битумов и доводят температуру размягчения до величины, соответствующей интервалу 50°С-71°С.
8. Способ по п.7, отличающийся тем, что получают материал толщиной 1,5-2,5 мм.
9. Способ по п.7, отличающийся тем, что в качестве нефтяного дорожного вязкого битума использован битум марки БНД 60/90, в качестве нефтяного строительного битума - битум марки БН 90/10.
10. Способ по п.7, отличающийся тем, что в качестве нефтяного дорожного вязкого битума используют битум марки БНД 90/130, в качестве нефтяного строительного битума использован битум марки БН 90/10.
11. Способ по п.7, отличающийся тем, что в качестве нефтяного изоляционного битума используют битум марки БНИ-V.
Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к производству строительных материалов и может быть применено на предприятиях по производству кровельных и гидроизоляционных материалов.
Уровень техники
Битумы гидрофобны и водостойки, поэтому широко применяются при изготовлении гидроизоляционных и кровельных материалов. Однако известно, что материалы, изготовленные на основе чистого битума, например рубероид, имеют узкий интервал рабочих температур и низкие эксплуатационные характеристики. Так при понижении температур до 0 -10°С битумы становятся хрупкими, а при повышении до 40 60°С начинают течь. Для улучшения характеристик битума и повышения эксплуатационных свойств битумсодержащих материалов в состав битумного вяжущего обычно вводят различные модифицирующие добавки, минеральные наполнители и т.п.
Известен способ изготовления рулонного кровельного и гидроизоляционного материала (см. патент RU № 2314375, опубл. 2008.01.10), включающий приготовление битумного вяжущего путем смешения сплава нефтяных битумов при температуре 120-180°С, пластификатора и наполнителя, в качестве которого используют дробленую резину, дозируемую в смесь сплава нефтяных битумов и пластификатора, при этом состав подвергают интенсивному перемешиванию в течение 20-30 мин до получения однородной массы. Этой массой, представляющей собой битумно-резиновую горячую мастику, пропитывают тканевую основу с образованием из упомянутой мастики нижнего и среднего слоя многослойного рулонного кровельного и гидроизоляционного материала. При сворачивании материала в рулон между его витками прокладывают полиэтиленовую пленку в качестве временной антиадгезионной прокладки. Нижний слой готового материала является легкоплавким и при нагревании обеспечивает склеивание кровельного гидроизоляционного материала с покрываемой им поверхностью.
Известен способ получения рулонного кровельного и гидроизоляционного материала (см. патент RU № 2234577, опубл. 2004.04.10), включающий приготовление битумного вяжущего из битума, полимерной составляющей и наполнителя, при этом сначала смешивают битум с термоэластопластом при температуре не ниже 180°С в течение 30-60 мин, затем в состав вводят наполнитель и перемешивают еще в течение 15-20 мин. Осуществляют пропитку и двустороннее покрытие вышеописанным битумно-полимерным составом основы из стекловолокнистого или полиэфирного полотна с последующим нанесением на поверхность получаемого материала посыпки или пленки.
Оба вышеописанных способа относятся к производству рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов с битумно-полимерным вяжущим слоем, относящихся в соответствии с ГОСТом 30547-97 к наплавляемым материалам.
Известен битумсодержащий материал для кровельных и гидроизоляционных работ (см. патент на изобретение RU № 2075565, MПK: D06N 5/00, опубл. 1997.03.20), состоящий из волокнистой основы с нанесенным на нее битумным вяжущим, содержащим битум (43-80%), пластифицирующее масло (2-15%), полимерную добавку в виде измельченной резины или полиэтилена (0.5-25%) и минеральный наполнитель (10-24%). Введение полимерных добавок значительно повышает температуру размягчения битумного вяжущего и обуславливает возможность приклеивания вышеуказанного материала только методом наплавления.
Большинство современных рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, таких как Филизол, Изопласт, гидростеклоизол, Бикрост, Экофлекс, Люберит и т.д., относятся к наплавляемым материалам (см. книгу В.В.Белевич. Кровельные работы. - М.: Изд-во «ЭНАС», 2008 г., стр.31-54; патенты RU № 2115681, oп. 20.07.1998 г. и RU № 2235817, опубл. 10.08.1999).
Существенным недостатком наплавляемых материалов являются ограниченность применения, трудоемкость работ по укладке материала при устройстве гидроизоляции и повышенная травмоопасность этих работ, обусловленные необходимостью использования газовых горелок или других нагревателей для расплавления нижнего битуминозного слоя с целью приклеивания материала к изолируемой поверхности. Кровельные или изоляционные работы с использованием нагревательных приборов недопустимы на определенных производствах, например на лакокрасочных или нефтеперерабатывающих предприятиях. Введение в состав битумного вяжущего полимеров и/или каучуков, являющихся дорогостоящими добавками, обусловливает высокую себестоимость упомянутых материалов.
Более технологичными в применении, чем выше охарактеризованные наплавляемые, являются самоклеящиеся рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы.
Известен способ получения рулонного кровельного и гидроизоляционного битумно-полимерного материала (см. http//www. drytech.ru), включающий двустороннее нанесение на стекловолокнистую или полиэфирную основу битумно-полимерного вяжущего, состоящего из битума, бутадиенстирольного термоэластопласта или его модификации и наполнителя с последующим нанесением на нижнюю сторону полотна липкого слоя, обеспечивающего приклеивание материала при его использовании.
Известен материал Техноэласт-С производства компании «Технониколь», содержащий армирующую стекловолокнистую или полиэфирную основу, пропитанную битумным вяжущим на основе СБС-модифицированного битума и наполнителя (см. информацию в сети Интернет, http.//www.tn.ru). На одну сторону материала нанесен дополнительный липкий слой, покрытый антиадгезионной бумагой или пленкой. Наличие липкого слоя позволяет применить для этого материала «холодную» технологию укладки при температурах окружающей среды не ниже +5°С, что значительно расширяет возможности использования материала, упрощает технологию устройства гидроизоляции.
К недостаткам упомянутых самоклеящихся материалов следует отнести следующие:
- клеящими свойствами обладает только тонкий нижний слой материала, что ведет к ужесточению требований чистоты поверхности, на которую приклеивается материал, в противном случае снижается качество его соединения с покрываемой поверхностью;
- усложнение технологии производства, обусловленное наличием дополнительных операций, связанных с изготовлением и нанесением на слой битумного вяжущего, которым пропитывается основа, дополнительного липкого слоя, отличающегося своим составом от упомянутого вяжущего;
- повышенная себестоимость материала, обусловленная не только усложненным производственным процессом, но и использованием дорогостоящих ингредиентов как в составе битумно-полимерного вяжущего слоя, так и в составе липкого клеящего слоя.
В отличие от вышеохарактеризованных самоклеящихся гидроизоляционных материалов, имеющих тонкий липкий слой, мастичные изоляционные материалы отличаются тем, что вся толща (масса) материала, т.е. битумного вяжущего, характеризуется повышенной клейкостью и высокими адгезионными свойствами к различным типам поверхностей.
Известные битумные мастики отличаются высокой клейкостью, однако имеют повышенную текучесть, в силу чего используются в основном в качестве клея для приклеивания рулонных материалов.
А для изготовления рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов применяют обычно битумно-полимерные или битумно-резиновые мастики.
Известна изоляционная битумно-полимерная мастика, предназначенная для противокоррозионных защитных покрытий подземных трубопроводов, имеющая следующий состав компонентов, (мас.%): смесь битумов, приготовленная из битума дорожного БНД-60/90 (8,5-90) и битума строительного БН-70/30 (1-90) или изоляционного БНИ-4 (1-20), термоэластопласт (1,5-5,), пластификатор (1-5), наполнитель (1-8), смола нефтеполимерная (2-8), адгезионная добавка (0,3-1,5) и модификатор (1-6) (см. патент RU № 2241897, опубл. 10.12.2004).
Способ изготовления вышеуказанной мастики включает следующие операции. Готовят смесь из дорожного и изоляционного или строительного битумов. Путем нагрева до температуры 160-170°С обезвоживают эту смесь и подают ее в смеситель, куда добавляют пластификатор и перемешивают при температуре 165-175°С в течение 2,5-3,5 часов до полного растворения пластификатора. Вводят наполнитель, например резиновую крошку, и перемешивают полученную смесь еще 25-35 минут, после чего продолжают перемешивание, добавляя нефтеполимерную смолу, модификатор, адгезионную добавку и термоэластопласт.
Мастика по патенту RU № 2241897 характеризуется высокими адгезионными свойствами, сохраняющимися в интервале температур от +40°С до -20°С. Введение упомянутых полимерных добавок и наполнителей позволяет использовать полученную мастичную массу не только для формирования изоляционных покрытий непосредственно на трубопроводе, но и для изготовления полимерно-битумных ленточных материалов. Однако такие материалы имеют низкую прочность и высокую стоимость, обусловленную использованием полимерных и резиновых наполнителей.
В качестве наиболее близкого по наличию сходных существенных признаков аналога для заявляемого способа принят способ получения битумсодержащего материала «Лента битуминированная», ТУ16-91И26.0052.006, информация о котором изложена в описании к патенту RU № 2083624, опубл. 10.07.1997. Упомянутый способ получения битумсодержащего материала характеризуется следующими признаками. Смесь битумов: битума дорожного БНД-60/90 и битума строительного БН-90/10, расплавляется и обезвоживается в реакторе при температуре 100-120°С и разрежении 0,2-0,1 атм и смешивается с остальными компонентами состава. Полученный состав горячим подается в ванну пропиточного устройства. Ткань основы по валкам пропускается через ванну с расплавленным составом. На отжимных валках удаляется избыток состава. Материал охлаждается обдувом воздуха и наматывается в рулоны диаметром до 450 мм.
В качестве наиболее близкого по наличию сходных существенных признаков аналога для заявляемого материала принят вышеуказанный битумсодержащий материал «Лента битуминированная» по ТУ 16-91И26.0052.006.
Упомянутый известный рулонный материал содержит основу, на которую нанесен расплав композиции следующего состава, мас.%:
битум дорожный БНД-60/90 | 58-90,4 |
битум строительный БН-90/10 | 2,7-3,6 |
масло индустриальное марки И-8А или ИЛС-1-17 | 10-17 |
парафин | 0-35 |
антисептик | 0-5 |
К достоинствам известного решения следует отнести высокие адгезионные показатели получаемого материала и его сравнительно невысокую стоимость, обусловленную использованием широко распространенных и недорогих компонентов.
Основным недостатком прототипа являются низкие физико-механические и структурные свойства материала, среди которых прочность, плотность, однородность пропитки, что при достаточно высокой липкости битумной массы приводит к слипанию слоев материала в рулоне и затрудняет его использование, особенно в качестве покровного слоя или кровельного материала.
Раскрытие изобретения
Задачей заявляемого изобретения является создание способа и получаемого этим способом самоклеящегося рулонного битумсодержащего материала, характеризующегося клейкостью битумной массы по всей толщине материала, невысокой стоимостью и при этом обладающего прочностью, эластичностью и высокими эксплуатационными качествами, обеспечивающими широкое применение материала.
Техническим результатом заявляемого изобретения по сравнению с прототипом является улучшение физико-механических показателей материала и его структуры при сохранении высокой клейкости и адгезионных свойств по всей толщине материала.
Вышеуказанная задача решена и технический результат достигнут благодаря тому, что в рулонном самоклеящемся битумсодержащем материале, включающем основу, пропитанную составом, полученным путем расплава и длительной выдержки смеси нефтяного дорожного вязкого битума с нефтяным строительным или изоляционным битумом, температура размягчения которого не ниже 70°С, с добавлением масла пластифицирующего, упомянутый состав характеризуется температурой размягчения в пределах от 50°С до 71°С, пенетрацией 20-60 и следующим соотношением компонентов, мас.%:
битум нефтяной дорожный вязкий - | 5-88, |
битум нефтяной строительный или изоляционный - | 9-80, |
масло пластифицирующее - | 1-28. |
В качестве масла используют масло индустриальное или масло льняное полимеризованное. Измерение температуры размягчения осуществляют известным методом «Кольца и шара».
Измерение пенетрации осуществляют согласно ГОСТ 11501-78 на приборе пенетрометр. Единица пенетрации соответствует глубине проникания иглы 0,1 мм при температуре Т=25°С.
В качестве дорожного вязкого битума могут быть использованы практически все известные битумы, однако заявитель отдает предпочтение маркам БНД 90/130 и БНД 60/90, ГОСТ 22245-90.
В качестве тугоплавкого битума с температурой размягчения более 70°С предпочтительно использование нефтяного строительного битума БН 90/10 ГОСТ6617-76 или нефтяного изоляционного битума БНИ-V ГОСТ 9812-74.
При этом не исключена возможность использования битумов нефтяного строительного БН 70/30 и нефтяного изоляционного марки БНИ-IV.
Поставленная задача решена также способом получения вышеупомянутого рулонного самоклеящегося битумсодержащего материала, заключающимся в том, что пропитку основы осуществляют битуминозным составом, приготовленным путем расплава и обезвоживания смеси нефтяного дорожного вязкого битума с нефтяным строительным или изоляционным битумом, температура размягчения которого не ниже 70°С, с добавлением масла пластифицирующего, а также охлаждение пропитанной основы с получением рулонного материала, при этом состав готовят при температуре 120-170°С в течение 4-8 часов, периодически осуществляя оценку температуры размягчения, по результатам которой корректируют состав добавлением одного из упомянутых видов битумов и доводят температуру размягчения до величины, соответствующей 50-71°С.
В основе заявляемого изобретения лежит использование обычных нефтяных битумов, при этом в результате нижеизложенных достоинств получен материал, в котором, во-первых, сохранены высокие адгезионные свойства вязких битумов, обеспечивающих то, что материал является самоклеящимся, и, во-вторых, получены структура, плотность и эластичность, близкие по своим параметрам к аналогичным параметрам каучуковых материалов.
Достижение таких характеристик материала стало возможным благодаря оптимальным пропорциям компонентов битуминозного состава: легкоплавкого и тугоплавкого битумов, определяемых температурой размягчения, соответствующей пределам +(50÷71)°С и определенными условиями приготовления этого состава.
Контроль (оценку) температуры размягчения осуществляют в процессе приготовления состава путем взятия пробы расплава и измерения упомянутого параметра. По результатам измерений корректируют соотношение компонентов.
Условия приготовления состава, обеспечивающие достижение вышеуказанного технического результата, отличаются температурой приготовления расплава 120-170°С и длительностью варки, т.е. временем выдержки расплава битумов при указанной температуре, составляющим 4-8 часов.
В известных решениях длительность приготовления битумного вяжущего обусловлена трудностью растворения в битуме полимерных добавок и наполнителей.
В заявляемом же решении нагрев и расплавление битумных компонентов происходит достаточно быстро в течение нескольких минут (время нагрева зависит от размеров нагреваемой емкости, мощности нагревателей), при этом в процессе расплавления образуется однородная смесь, что объясняется хорошей совместимостью компонентов. Далее, в процессе длительной выдержки расплава битумов при температуре 120-170°С их сложные коллоидные структуры претерпевают изменения: легкие фракции смол и масел, составляющих основу битумов, улетучиваются, при этом происходит реструктуризация битумов, в результате чего получается однородная композиция с физико-механическими свойствами, близкими к свойствам каучуковых материалов, к свойствам резины, и которые в готовом материале обусловливают необходимую его плотность и эластичность.
Время выдержки менее 4-х часов не обеспечивает достижения упомянутых характеристик материала. Время выдержки более 8-ми часов экономически нецелесообразно, т.к. улучшение физико-механических и структурных показателей материала несущественно.
Все признаки заявляемого решения работают в совокупности, обеспечивая получение самоклеящегося изоляционного материала, обладающего высокой адгезией к различного вида поверхностям и характеризующегося высокими физико-механическими показателями, в частности структурной плотностью, когезионной прочностью, монолитностью и эластичностью, обусловленными межмолекулярным взаимодействием составляющих компонентов вяжущего и косвенно характеризуемыми показателем пенетрации.
Клеящие свойства материала проявляются в интервале низких плюсовых температур окружающего воздуха, т.е. от +1°С, что позволяет применять «холодную» технологию укладки со всеми вытекающими отсюда достоинствами.
Благодаря тому что клейкими свойствами обладает вся толща материала, т.е. весь битуминозный состав, которым пропитана основа, предлагаемый материал обеспечивает более качественное приклеивание даже на неровную поверхность в отличие от известных самоклеящихся материалов с липким слоем, также работающих в упомянутом интервале температур. Все свойства материала сохраняются после его замораживания и последующего размораживания.
Упомянутые характеристики получаемого материала позволяют применять его в качестве рулонного гидроизоляционного материала для изоляции различных видов поверхностей: металлических, бетонных, деревянных и проч., в том числе для вертикальных конструкций, а также в качестве кровельного материала для устройства и ремонта кровли, в том числе на наклонных поверхностях.
Оба заявляемых объекта изобретения решают одну и ту же задачу и обеспечивают получение одного и того же технического результата, следовательно, отвечают требованию «единства изобретения».
Монолитность и однородность материала по толщине позволяет исключить возникновение напряжений при укладке многослойного изоляционного ковра.
В отличие от известных мастичных самоклеящихся рулонных материалов, которые являются наиболее близкими по своим эксплуатационным характеристикам к заявляемому материалу, последний не содержит наполнителей в виде полимеров, каучуков и их производных и характеризуется значительно меньшей толщиной, что значительно облегчает работы с материалом. Толщина материала составляет предпочтительно 1,5-2,5 мм.
В конкретном случае реализации заявляемого решения материал может быть выполнен самоклеящимся с двух сторон. Для предотвращения склеивания материала при сворачивании его в рулон осуществляют прокладку антиадгезионного материала: бумаги или пленки. Такой материал используют предпочтительно для устройства нижнего и средних слоев ковра изоляции.
В другом конкретном случае реализации заявляемого решения материал с одной стороны может быть покрыт слоем алюминиевой или медной фольги, выполняющей функции внешнего покрытия. Использование фольги улучшает эксплуатационные характеристики материала, повышает долговечность его эксплуатации, т.к. она отражает солнечные лучи, предотвращая тем самым перегрев и размягчение материала, имеющего не очень высокую теплостойкость.
Фольгированная поверхность материала может быть окрашена. Вместо фольги в качестве внешнего покрытия может быть использована полиэтиленовая или полиэтилентафталатная пленка.
Осуществление изобретения
Изготовление заявляемого рулонного битумсодержащего материала может быть осуществлено с использованием известного оборудования, применяемого в производствах кровельных и гидроизоляционных материалов.
Изготовление битумсодержащего материала согласно заявляемому способу осуществляется следующим образом.
Производят входной контроль температуры размягчения исходных компонентов. В реакторе готовят расплав битумов, взятых в определенной пропорции (см. примеры составов ниже). Сначала предпочтительно осуществляют разогрев и обезвоживание дорожного битума, после чего добавляют к нему твердый битум и в последнюю очередь пластифицирующее масло. Расплав готовят при Т=120-170°С в течение 4-8 часов.
В процессе приготовления вяжущего осуществляют взятие пробы расплава и определяют его температуру размягчения известным методом «Кольца и шара». По результатам проверки корректируют состав битумного вяжущего добавлением того или иного компонента, причем общее содержание этого компонента остается в заявленных пределах. Осуществляют контрольную проверку температуры размягчения.
Готовым битуминозным составом пропитывают армирующую основу, в качестве которой используют ткань или нетканый материал на основе синтетических, стеклянных и/или натуральных волокон (льна, хлопка). Пропитку основы осуществляют любым известным из уровня техники способом.
Материал охлаждают обдувом воздуха и сматывают в рулоны, при этом для предотвращения слипания витков материала между собой осуществляют прокладку временного слоя из антиадгезионного материала (пленки или бумаги).
Поверх битумного вяжущего с одной стороны материала может быть нанесен внешний слой из фольги или полиэтиленовой пленки.
В ходе проведенных исследований был получен ряд наиболее предпочтительных составов битумного вяжущего. Содержание компонентов в приведенных примерах указано в мас.%:
Пример 1. Битум дорожный БНД 90/130 - 88%, битум строительный БН 90/10- 9%, масло индустриальное И40 - 3%. Полученный состав характеризуется температурой размягчения +50°С и пенетрацией 55.
Пример 2. Битум дорожный БНД 90/130 - 88%, битум изоляционный БНИ-V - 9%, масло льняное - 3%. Полученный состав характеризуется температурой размягчения +50°С, пенетрацией 55.
Пример 3. Битум дорожный БНД 90/130 - 32%, битум строительный БН 90/10-67%, масло индустриальное И40 - 1%. Полученный состав имеет температуру размягчения +59°С и пенетрацию 34.
Пример 4. Битум дорожный БНД 90/130 - 5%, битум строительный БН 90/10- 67%, масло индустриальное И40 - 28%. Полученный состав имеет температуру размягчения +60°С и пенетрацию 34.
Пример 5. Битум дорожный БНД 60/90 - 28%, битум строительный БН 70/30- 67%, масло льняное - 5%. Полученный состав имеет температуру размягчения +60°С и пенетрацию 34.
Пример 6. Битум дорожный БНД 60/90 - 78%, битум изоляционный БНИ-V - 19%, масло индустриальное И40 - 3%. Полученный состав характеризуется температурой размягчения +64°С и пенетрацией 30.
Пример 7. Битум дорожный БНД 90/130 - 19%, битум строительный БН 90/10-80%, масло индустриальное И40 - 1%, Полученный состав имеет температуру размягчения +71°С и пенетрацию 20 ед.
Пример 8. Битум дорожный БНД 90/130 - 16%, битум изоляционный БНИ-V - 80%, масло льняное полимеризованное - 4%. Полученный состав имеет температуру размягчения +71°С и пенетрацию 20 ед.
Материал, полученный согласно всем представленным выше рецептурам битуминозного состава, имеет следующие показатели:
Адгезия к стали - не менее 10 Н/см;
Прочность при разрыве - не менее 200 Н/см;
Водопоглощение в течение 24 часов - не более 2%.
Химический состав каждой партии битума колеблется в зависимости от использованного природного сырья и технологии получения битума. Возможность варьирования количественным составом ингредиентов в указанных пределах позволяет добиваться более высоких потребительских характеристик материала, т.е. его соответствия конкретным условиям применения. Так, изменяя количественный состав ингредиентов в указанных пределах и получаемую конечную температуру размягчения битуминозного состава, получают материал с различным интервалом рабочих температур, например, от +15°С и выше или от +5°С.
Заявляемый материал очень технологичен и благодаря своим свойствам имеет очень широкое применение. Так он может быть применен в качестве кровельного материала для устройства и ремонта кровли, в качестве гидроизоляционного материала для защиты трубопроводов и прочих металлических конструкций от коррозии, для устройства внутренней пароизоляции монтажных швов и межэтажных перекрытий, для гидроизоляции фундаментов и бассейнов.
Укладку материала осуществляют на чистую и сухую поверхность, при этом его характеристики позволяют исключить необходимость идеальной подготовки поверхности. После примерки и укладки материала на поверхность с одновременным удалением антиадгезионной прокладки материал просто прикатывают валиком. Под воздействием солнечных лучей происходит дальнейший процесс склеивания с поверхностью.
Материал характеризуется простотой укладки, сокращением времени и трудозатрат на проведение монтажных работ, при этом исключена необходимость высокой квалификации исполнителей работ. Отсутствие сложного оборудования, такого как газовые горелки, дает возможность проводить изоляционные работы в замкнутых помещениях и на любых ограниченных пространствах: небольших кровлях со сложной конфигурацией, в низких подвалах, тепловых узлах, балконах, в ванных комнатах и проч.
Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Класс C09D195/00 Составы для нанесения покрытий на основе битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Класс D06N5/00 Кровельные материалы, например волокнистая основа с битумным покрытием