вертолетный аттракцион
Классы МПК: | A63G1/46 приводимыми в движение винтовым шпинделем |
Автор(ы): | Павлюсюк Михаил Алексеевич (UA), Цыган Виктор Александрович (UA) |
Патентообладатель(и): | Павлюсюк Михаил Алексеевич (UA), Цыган Виктор Александрович (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-02-24 публикация патента:
10.10.2011 |
Вертолетный аттракцион относится к массовым развлечениям, используется преимущественно в виде комплекса смонтированных аттракционов на одной башне. Аттракцион содержит башню, в верхней части которой расположена стреловидная навесная опора с блоками, кабину обозрения, на которой вертикально установлен полый вал с несущим воздушным винтом, кинематически связанный с мускульным приводом. На канатах, переброшенных через блоки на навесной опоре, с одной стороны подвешена кабина, скрепленная штифтом, продетым через полость вала, с перекладиной, концы которой соединены с концами канатов, а на их противоположных концах под перекрытием башни подвешен груз-противовес. Кабину с пассажирами уравновешивают с грузом-противовесом. Два пассажира-пилота, работая ножными педалями, осуществляют и управляют аттракционным курсированием по вертикали с парированием до посадки. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
Формула изобретения
1. Вертолетный аттракцион, включающий башню, кабину, канаты, центральный штифт и привод, отличающийся тем, что дополнительно содержит навесную опору с блоками, полый вал, несущий воздушный винт, перекладину и груз-противовес, при этом верхняя часть башни, по крайней мере, снабжена односторонней навесной опорой с блоками, кабина вынесена за пределы башни, в ее верхней части установлен вертикально кинематически связанный с приводом полый вал, на верхнем конце которого закреплен несущий воздушный винт, а центральный штифт размещен в полости вала и скрепляет верхнюю часть кабины с перекладиной, канаты переброшены через блоки на навесной опоре, и на ее конечных частях или около них подвешены с одной стороны кабина посредством соединения концов канатов с концами перекладины, у другой части на противоположных концах канатов груз-противовес.
2. Аттракцион по п.1, отличающийся тем, что кабина обозрения снабжена мускульным приводом, содержащим реверсивную коробку передач, в которой размещены конические зубчатые колеса, муфты и горизонтально расположенный вал, к которому пристыкованы посредством муфт с односторонним свободным ходом конечные звенья с ножными педалями на их коленах и кривошипах, при этом два конических колеса жестко скреплены муфтой, надетой со скользящей шпилькой на вал, повернутые зубчатыми венцами с диаметрально противоположных сторон к коническому колесу вертикального вала и имеющие возможность вступать в зацепление с одной стороны с ним при перемещении муфты ручным рычагом.
3. Аттракцион по п.1, отличающийся тем, что несущий воздушный винт, установленный на кабине обозрения, и реверсивный электропривод кинематически связаны между собой, при этом электродвигатель привода смонтирован на верхней части кабины, вал которого стыкуется посредством электромагнитной муфты с валом зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с зубчатым колесом, дополнительно установленным на полом валу с несущим воздушным винтом.
4. Аттракцион по п.1, отличающийся тем, что снабжен реверсируемым электродвигателем с закрепленными на его валу лопастями, установленным на боковой стенке кабины так, что его вал расположен в горизонтальной плоскости и направлен по касательной линии орбиты своего поворота с возможностью противодействовать повороту кабины несущим воздушным винтом.
5. Аттракцион по п.1, отличающийся тем, что навесная опора выполнена по одной линии и двусторонне направлена относительно башни или в верхней части на одной башне размещено большее количество навесных опор в виде стрел с общим центром тяжести по ее центру и каждая стрела служит базой для монтажа самостоятельно действующих вертолетных аттракционов.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемый аттракцион может быть использован в индустрии массовых развлечений, преимущественно в виде комплекса из аналогичных аттракционов, смонтированных на одной башне, размещенных в парках отдыха, у стадионов.
Известны аттракционы для развлечения, содержащие башни, пассажирские площадки, кабины и электролебедки для подъема участников аттракциона по вертикали вверх и опускание вниз таким же путем. Однако отсутствуют аттракционы, в которых курсирование по вертикали совершается за счет тяги несущего воздушного винта с управлением из кабины самими пассажирами. Но есть аттракционы, которые могут быть аналогами.
По патенту Японии № 3426707 кл. A63G 31/006, 19.05.1994 г. "Аттракцион со свободным падением" содержит подъемно-опускную платформу, перемещаемую по вертикали, расположенную на определенной высоте, опорную конструкцию для удержания платформы, систему тросов, концы которых крепятся к участнику аттракциона, вал, на который намотаны тросы, груз, с которым соединены противоположные концы тросов, один или несколько грузов, которые присоединены к разным участкам тросов.
Недостаток устройства в том, что для перемещения приводом по вертикали подъемно-опускной платформы требуется усилие не меньшее, чем ее гравитационный вес и она открытого типа. При этом имеющееся в аттракционе устройство с грузом-противовесом ограничивается функцией только торможения объекта после его свободного падения. Так как задача по уменьшению тягового усилия для привода по перемещению подъемно-опускаемого объекта по вертикали, по сравнению с его гравитационным весом, не решена, и подъемно-опускная платформа открытого типа, поэтому аттракцион не может быть использован для применения в нем несущего воздушного винта.
По патенту РФ № 2029594 кл. A63G 1/46, 31.10.1991 г. "Карусель" является наиболее близким аналогом, особенно ее второй вариант, предложенному по заявке вертолетному аттракциону, и может быть принят за прототип.
Карусель-прототип содержит башню, выполненную в виде стоек, с крышей, по сути являющейся перекрытием, смотровую кабину, смонтированную между стойками башни на опорной площадке, с верхним и нижним перекрытиями, пол с сидениями и ограждение, установленный на нижнем перекрытии кабины на шаровой опоре с возможностью вращения, центральный штифт, жестко скрепленный с полом и верхней частью с колесом, электродвигатель с колесом, установленный на верхнем перекрытии, и взаимодействующий с колесом штифта, на перекрытии башни электродвигатель и лебедки с канатами, концы которых соединены непосредственно с верхним перекрытием кабины, электродвигатель для кабеля, конец которого опущен и подключен к электродвигателю на перекрытии кабины. Средствами электропривода осуществляется внутри башни подъем и опускание смотровой кабины по жестко заданной программе, но допускается лишь изменение скорости вращения пола с пассажирами, которые обозревают местность.
Существенный недостаток аттракциона в том, что конструкцией не предусмотрено, чтобы пассажиры смотровой кабины самостоятельно могли осуществлять перемещение по вертикали с изменением скорости, направления и зависать на одной высоте. Стойки башни при вращении пола с пассажирами все время неприятно мелькают перед их глазами. Большой гравитационный вес кабины с пассажирами не позволяет перейти на движитель с уменьшением энергозатрат и более привлекательный для участников аттракциона и сторонних зрителей.
Цель изобретения в аттракционе с кабиной обозрения - повысить удовольствие пассажиров за счет самостоятельного выполнения ими воздушного полета по вертикали с возможностью изменять скорость, направление и парить.
Поставленная задача решается посредством включения в вертолетный аттракцион известных по прототипу башни, кабины, канатов, центрального штифта, привода и согласно изобретению дополнительно включены навесная опора с блоками, полый вал, несущий воздушный винт, перекладина и груз-противовес, при этом верхняя часть башни снабжена, по крайней мере, односторонней навесной опорой с блоками, кабина вынесена за пределы башни, в ее верхней части установлен вертикально кинематически связанный с приводом полый вал, на верхнем конце которого закреплен несущий воздушный винт, а центральный штифт размещен в полости вала и скрепляет верхнюю часть кабины с перекладиной, канаты переброшены через блоки на навесной опоре, и на ее конечных частях или около них подвешены с одной стороны кабина посредством соединения канатов концами с концами перекладины у другой части на противоположных концах канатов груз-противовес.
Преимущественным вариантом является выполнение вертолетного аттракциона с мускульным приводом, смонтированным на полу /нижнем перекрытии/ кабины, кинематическая связь которого осуществлена посредством вертикального вала с коническим колесом на нижнем конце и зубчатым колесом на верхнем конце, которое связано с установленным зубчатым колесом на полом валу с несущим воздушным винтом. Мускульный привод содержит коробку передач с коническими зубчатыми колесами, муфтами и валом, расположенным горизонтально, к которому пристыкованы его конечные звенья с коленами, кривошипами и ножными педалями посредством шариковых муфт свободного хода, при этом одно коническое колесо является нижней частью вертикального вала, два конических колеса зубчатыми венцами повернуты к нему с противоположных сторон, находятся вне зацепления и жестко скреплены между собой муфтой, надетой на вал. Муфта скользящей шпонкой скреплена с валом, вращается вместе с ним, но имеет возможность перемещаться вдоль его под воздействием ручного рычага для зацепления левого или правого колеса с коническим колесом вертикального вала. Когда спаренные колеса вне зацепления, то есть мускульный привод отключен и несущий воздушный винт не вращается, в это время кабина с пассажирами покоится зависшей на одной высоте. Например, при включении в зацепление левого колеса мускульный привод работает в обычном режиме, несущий воздушный винт, вращаясь, обеспечивает тягу и движение кабины вверх, а при включении в зацепление правого колеса мускульный привод работает в реверсивном режиме, хотя педалями пассажиры-пилоты работают в прежнем направлении, несущий воздушный винт вращается в обратном направлении, обеспечивает тягу вниз и движение кабины по снижению с высоты. Таким образом, коробка передач является рулевым устройством управления полетом кабины вертолетного аттракциона.
Сочетанием существенных признаков предложенных по изобретению с существенными признаками прототипа создан вертолетный аттракцион с принципиально новыми свойствами и признаками, в котором кабина обозрения вынесена за пределы башни, при обозрении пассажирами местности исключены помехи со стороны стоек, имеется достаточный воздушный простор для смонтированного на кабине несущего воздушного винта, а подвеска ее на канатах, осуществленная посредством центрального штифта и перекладины, пропущенного через полый вал, не является помехой для функционирования несущего воздушного винта, за счет переброски канатов через блоки на навесной опоре, и подвешенных на их концах с одной стороны кабины обозрения, с другой стороны груза-противовеса, в образовавшейся таким образом весовой системе проявился и использован эффект гравитационных сил, что обеспечило создание искусственной невесомости кабины с пассажирами и в качестве привода применить мускульный привод, имеющий ограниченную мощность, но достаточную, чтобы посредством тяги несущего воздушного винта курсировать по вертикали с изменением скорости, направления, зависания на одном месте и совершить мягкую посадку, Курсирование, то есть аттракционный вертолетный полет, управляется автономно самыми пассажирами кабины обозрения, которые работают педалями.
Таким образом, поставленная цель по изобретению - повысить удовольствие пассажиров аттракциона с кабиной обозрения за счет самостоятельного управления ими аттракционным вертолетным полетом по вертикали, достигнута.
По второму варианту вертолетный аттракцион выполнен на реверсивном электроприводе, который параллельно с мускульным приводом установлен и кинематически связан через звенья с несущим воздушным винтом, смонтирован на верхнем перекрытии кабины и включает электродвигатель, имеющий возможность работать с реверсом, которого вал стыкуется посредством электромагнитной муфты с валом зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с зубчатым колесом, дополнительно установленным на полом валу с несущим воздушным винтом. На борту помещен аккумулятор для питания электрооборудования или центральный штифт выполнен полым, через полость которого в кабину проведен с навесной опоры кабель от электросети. Одновременно по кабелю проложены линии переговорного устройства обслуживающего персонала с пассажирами-пилотами на борту и возможного вмешательства в работу электропривода.
Вертолетный аттракцион снабжен реверсивным электродвигателем с тяговым воздушным винтом, установленный на кронштейне снаружи кабины и его вал находится в горизонтальной плоскости и направлен по касательной линии орбиты так, чтобы тяговый воздушный винт противодействовал повороту кабины.
Внутри башни смонтировано устройство, как вспомогательное средство, содержащее на опорном основании якорь и электролебедку с тросом, который на перекрытии башни переброшен через блоки, спущен вниз через отверстие, выполненное в грузе-противовесе, и концом соединен с якорем.
По третьему варианту вертолетного аттракциона навесная опора выполняется двустороннего направления на верхней части башни или с большим количеством навесных опор с центром тяжести по центру башни, и каждая сторона навесной опоры является базовой для монтажа вертолетного аттракциона,
О работе вариантов аттракциона и его вспомогательных устройств.
По второму варианту вертолетного аттракциона электропривод и мускульный привод несущего воздушного винта могут работать поочередно, автономно и одновременно, когда находятся в обычном режиме или оба находятся в реверсном режиме - могут работать одновременно. Когда электродвигатель не работает, в обесточенном состоянии и электромуфта, через нее со стороны полого вала на вал электродвигателя вращательное движение не передается. С включением в работу электродвигателя автоматически включается электромагнитная муфта и вращательное движение передается на вал с зубчатым колесом и затем на полый вал. Передаваемое усилие от мускульного привода на полый вал дополняется усилием от электродвигателя, обороты несущего воздушного винта увеличиваются, кабина с пассажирами движется с ускорением. После прекращения работы двух приводов кабина продолжает движение по инерции в том направлении, вверх или вниз, с торможением за счет трения в блоках и канатах. Для ускоренной остановки кабины обозрения на определенной высоте при движении вверх включают электропривод в реверсном режиме в дополнение работающему в реверсивном режиме мускульному приводу. Когда задача решена, приводы отключают. После остановки для обозрения местности полет продолжается на мускульном приводе. При завышенной скорости движения кабины вниз перед посадкой дополнительно включают в обычном режиме электропривод, чтобы обеспечить мягкую посадку.
Учитывая физические возможности участников аттракциона и их желания, аттракционный полет может осуществляться только с электроприводом. При этом конические колеса на валу в коробке передач мускульного привода отключаются от конического колеса вертикального вала, чтобы с него вращательное движение не передавалось, и на него тоже. Пассажир-пилот в кабине с пульта управляет работой электропривода и аттракционным полетом. При включении электродвигателя в обычном режиме с постоянной скоростью оборотов кабина поднимается вверх с ускорением. При движении кабины по инерции и включении электродвигателя в реверсивном режиме, вращением несущего воздушного винта в обратную сторону, движение кабины плавно затормаживается, после остановки начинается ускорение на снижение. Перед посадкой включают электродвигатель в обычный режим и затормаживается движение кабины до нулевой скорости для мягкой посадки. Если пассажир-пилот допускает ошибку в управлении, оператор с наземной площадки по переговорному устройству голосом ему может дать совет, как ее исправить, а при опасности взять управление электроприводом на себя.
Электродвигатель с тяговым воздушным винтом включают в том случав, когда канаты не справляются, происходит чрезмерно сильное закручивание кабины, чтобы не допустить скручивание канатов. Электродвигатель включается в том режиме, в котором работают приводы несущего воздушного винта.
Кабина обозрения без пассажиров, когда она не используется, легче груза-противовеса. Ее для сохранности отпускают в самоподъем, и она останавливается у навесной опоры, а груз-противовес в это время опустившимся покоится на опорном основании. Для приведения кабины в исходное рабочее положение включают электролебедку, трос наматывается на ее барабан и якорем тянет груз-противовес к перекрытию башни, а кабина опускается на опорное основание, где ее закрепляют цепями. Электролебедку включают на разматывание троса, якорь занимает исходное положение. Кабину с пассажирами посредством балласта приводят в положение равновесия с грузом-противовесом. Кабина обозрения уходит в аттракционный полет. Если во время полета прекратилась подача электроэнергии или отказали два привода несущего воздушного винта, в этом случае кабина с пассажирами останавливается и зависает в равновесии. В этом случае тоже включают электролебедку, трос якорем поднимает вверх груз-противовес и кабина опускается на опорное основание.
По третьему варианту при сооружении комплекса из вертолетных аттракционов, размещенных на одной башне, обеспечивается экономия материалов и трудовых затрат, рациональнее используется земельная площадь, а также уменьшаются расходы при эксплуатации на его обслуживании. Высокая башня с двусторонне направленными навесными опорами-стрелами или многостороннего направления с центром тяжести по ее центру, обладает повышенной ветроустойчивостью.
На приведенных чертежах поясняется сущность изобретения:
На фиг.1 - вид на вертолетный аттракцион в разрезе.
На фиг.2 - вид сбоку на кабину обозрения в разрезе.
На фиг.3 - схема мускульного привода.
На фиг.4 - план размещения пассажиров и оборудования на полу /нижнем перекрытии/ кабины обозрения.
На фиг.5 - вид на размещение электропривода несущего воздушного винта и тягового воздушного винта.
На фиг.6 - вид сверху на размещение блоков на навесной опоре и перекрытии башни.
На фиг.7 - схема связи электролебедки посредством троса с якорем.
На фиг.8 - вид сверху на звездчатый комплекс из вертолетных аттракционов.
Вертолетный аттракцион содержит /фиг.1, 6/ башню 1, снабженную в верхней части, по крайней мере, односторонней навесной опорой 2, у свободного конца которой расположены блоки 3 вдоль вертикально-продольной плоскости на расстоянии не менее длины перекладины 4, у закрепленного конца блоки 5 жестко закреплены на концах одной оси 6, перпендикулярной этой плоскости, на перекрытии 7 башни 1. Кабина 8 с несущим воздушным винтом 9 содержит в своей подвеске центральный штифт 10 скрепленный с перекладиной 4, к концам которой присоединены концы канатов 11 и 12, а сами канаты на навесной опоре 2 переброшены через блоки 3 и 5, на их противоположных концах под перекрытием 7 подвешен груз-противовес 13.
Преимущественным вариантом является /фиг.2, 3/ выполнение вертолетного аттракциона с мускульным приводом 14, смонтированным на полу 15 кабины 8, кинематическая связь которого осуществляется посредством вертикального вала 16 с коническим колесом 17 на нижнем конце и зубчатым колесом 18 на верхнем конце, которое связано с колесом 19 на полом валу 20 с несущим воздушным винтом 9. Мускульный привод 14 содержит коробку передач 21 с коническими зубчатыми колесами 22, 23, 17, муфтами 24, 25 и валом 26, расположенным горизонтально. К валу 26 посредством шариковых муфт свободного хода 24 пристыкованы, находящиеся за пределами коробки передач 21, его конечные звенья с коленами, кривошипами и ножными педалями поступательного движения 27, а два конических колеса 22 и 23 повернуты зубчатыми венцами к колесу 17 с противоположных сторон и жестко скреплены между собой надетой на вал 26 муфтой 25, которая скреплена скользящей шпонкой 28 с валом 26 и вращается вместе с ним, но имеет возможность под действием ручного рычага 29 из нейтрального положения передвигать колесо 22 или колесо 23 в зацепление с колесом 17.
В верхней части кабины 8, в центре ее перекрытия 30 на упорном подшипнике 31 вертикально установлен полый вал 20 с зубчатым колесом 19 и на его верхнем конце жестко закреплен несущий воздушный винт 9 в виде крестовины с лопастями 32, которые имеют возможность регулировки их шага. Центральный штифт 10 применен в качестве звена в подвеске кабины 8, размещен в полости полого вала 20 и жестко скрепляет перекрытие 30 с перекладиной 4.
Планировка кабины обозрения /фиг.4/ раскрывает порядок размещения в кабине 8 пассажиров и оборудования. Она снабжена мускульным приводом, который выполнен из коробки передач 21 и подключенных к ней конечных звеньев с коленами и ножными педалями 27, креслами 33, из которых два передние предназначены для пассажиров-пилотов. Коробка передач 21 содержит наружную часть ручного рычага 29 для включения обычного и реверсивного вращения вертикального вала 16. Приборный щит 34 с приборами и управлением электроприводами, размещен у коробки передач 21. Корпус кабины 8 со всех боковых сторон содержит проемы с остеклением 35 и с тыльной стороны входную дверь 36.
По второму варианту /фиг.5/ реверсивный электропровод включает смонтированный на верхнем перекрытии 30 электродвигатель 37, вал 38 которого стыкуется посредством электромагнитной муфты 39 с валом 40 зубчатого колеса 41, находящегося в зацеплении с установленным дополнительно на полом валу 20 колесом 42. Питание током электропривода осуществляется от аккумулятора, расположенного в кабине 8. Для альтернативного питания током бортовых электроустройств центральный штифт 10 выполняют полым, через полость которого проводят кабель от электросети в кабину 8, спущенный с навесной опоры 2. Кабель дополнительно оснащают линиями переговорного устройства с пассажирами-пилотами и возможного подключения к управлению электроприводом несущего воздушного винта 9.
На боковой стенке кабины 8 снаружи посредством кронштейна 43 закреплен реверсивный электродвигатель 44 с тяговым воздушным винтом 45, вал которого расположен горизонтально и по касательной орбиты так, чтобы противодействовал повороту кабины 8 несущим воздушным винтом 9.
Внутри башни /фиг.6, 7/ на опорном основании 46 размещены якорь 47, электролебедка 48 с тросом 49, на перекрытии 7 дополнительно установлены блок 50 и на оси 6 блок 51. От лебедки 48 трос 49 переброшен через блоки 50 и 51, затем пропущен через отверстие в грузе-противовесе 13 и концом соединен с якорем 47.
Навесная опора 2 /фиг.1/ по третьему варианту /фиг.8/ выполнена симметричной двустороннему направлению 52 с центром тяжести по центру башни 1 или на одной и той же башне в ее верхней части размещено большее количество стрелоподобных навесных опор, например 53, 54, с общим центром тяжести, и каждая стрелоподобная опора является базой для монтажа самостоятельно действующих вертолетных аттракционов. В таком звездчатом комплексе, вид сверху, на каждой стреле блоки 3, 5 и другие элементы размещены так же, как на односторонне направленной навесной опоре 2. В то же время для всех вертолетных аттракционов комплекса является одна общая /фиг.7/ электролебедка 48, к барабану которой может поочередно подключаться трос от каждого аттракциона.
На опорном основании 46 закреплены стержни с цепями 55 у места стоянки кабины обозрения 8 для привязки ее в предполетное время. Вертолетный аттракцион функционирует следующим образом. Перед началом работы аттракциона /фиг.1/ кабина обозрения 8 без пассажиров, находящаяся в подвешенном состоянии, привязана цепями 55 к опорному основанию 46. Канаты 11 и 12, переброшенные через блоки 3 и 5 на навесной опоре 2, поднимают ее вверх посредством подвески из центрального штифта 10 с перекладиной 4, потому что груз-противовес 13, подвешенный на их концах, тяжелее кабины 8 без пассажиров. Но это не позволяет сделать привязь ее цепями 55 к опорному основанию 46.
Производится посадка пассажиров в кабину обозрения 8 /фиг.2, 4/. Из них двое занимают кресла пассажиров-пилотов 33 у мускульного привода 14 с педалями 27. Применены кресла, потому что они имеют ручки и создают удобство для работы педалями. В зависимости от веса пассажиров производится балансировка кабины 8, добавляется или убавляется балласт на ней для приведения ее в равновесие с грузом-противовесом 13. После этого отключаются цепи 55 и дается разрешение на аттракционный полет.
Ведущий пассажир-пилот /фиг.3/ ручкой рычага 29 передвигает муфту 25 на валу 26 вместе с колесами 22 и 23, одно из них 22 в это время входит в зацепление с колесом 17. Оба пассажира-пилота вращают педалями 27 конечные звенья с коленами, от которых в коробке передач 21 через шариковые муфты со свободным ходом 24 передается вращательное движение на вал 26 с муфтой 25, далее через колеса 22 и 17 на вертикальный вал 16.
Колеса 18 и 19, находящиеся в зацеплении /фиг.2/, вращательное движение передают на полый вал 20 с несущим воздушным винтом 9, лопасти 32 которого приводятся во вращательное движение. Лопасти 32, закрепленные в крестовине, их четыре, под определенным углом атаки, гонят струю воздуха вниз, создавая подъемную силу. Упорный подшипник 31 обеспечивает свободное вращение полого вала 20 и одновременно передает подъемную силу на корпус кабины 8, которая находясь в состоянии искусственной невесомости, потому что уравновешена с грузом-противовесом 13, совершает движение вверх. Чем быстрее пассажиры-пилоты вращают педалями 27, тем быстрее вращаются лопасти 32, увеличивая подъемную силу. Кабина 8 с пассажирами движется вверх по вертикали с ускорением. Достигнув нужной скорости, мускульный привод 14 приостанавливает работу. Воздух затормаживает вращение лопастей 32 со звеньями привода. Шариковые муфты свободного хода 24 из коробки передач 21 не передают в обратную сторону на конечные звенья с педалями 27 вращательное движение. Например, один пилот работает педалями, у второго педали не будут вращаться.
Кабина 8 по инерции с замедлением продолжает некоторое время движение вверх, пока силы торможения блоков 3, 5 и канатов 11 и 12 не остановят полностью. В это время и после остановки экипаж может обозревать местность через проемы с остеклением 35 по окружности. Затем пассажиры-пилоты, возобновив работу педалями 27, могут продолжать движение вверх к навесной опоре 2, но только до той высоты, пока груз-противовес 13 не опустится на опорное основание 46. После прекращения работы педалями 27 и остановки вращения несущего воздушного винта 9 для поворота движения вниз необходимо ручкой рычага 29 передвинуть муфту 25 на валу 26, вывести колесо 22 с зацепления с колесом 17 и ввести в зацепление с ним с противоположной стороны колесо 23. Таким образом мускульный привод 14 переводится в реверсивный режим работы.
Пассажиры-пилоты вращают конечные звенья с коленами и ножными педалями поступательного движения в пережнем направлении, но кинематические звенья, начиная с конического колеса 17 с вертикальным валом 16 и завершая несущим воздушным винтом 9 вращаются в обратном направлении. При этом лопасти 32, вращаясь в обратную сторону, гонят струю воздуха не вниз, а вверх, создают тягу, действующую на кабину 8 вниз. Если кабина стояла на одной высоте, начнет движение вниз с ускорением, если она двигалась вверх, произойдет торможение и начнется движение вниз с ускорением.
Для торможения снижения кабины 8 или поворота ее в движение вверх, мускульный привод 14 с помощью ручки рычага 29 переводят на работу в обычном режиме. При его работе в таком режиме лопасти 32 погонят струю воздуха вниз и подъемная сила затормозит движение кабины 8 вниз, например, перед посадкой на опорное основание 46, или повернет ее обратно на набор высоты.
Вертолетный аттракцион способен работать с искусственным весом кабины 8 без доведения ее до равновесия с грузом-противовесом 13. После установления равновесия кабины обозрения 8 с противовесом 13 нагружают ее тарированным весом, например 15 килограмм. В этом случае мускульный привод 14 для полета вверх по вертикали должен развить мощность подъемной тяги 15 килограмм и дополнительно для дальнейшего движения, как при искусственной невесомости. Однако после прекращения работы мускульного привода 14 кабина 8 под действием веса в 15 килограмм будет самостоятельно опускаться вниз, без необходимости использовать устройство реверса. Мускульный привод 14 в этих условиях, работая в одном режиме, обеспечивает движение вверх и торможение во время снижения, в том числе и перед посадкой кабины 8 на опорное основание 46. При этом варианте аттракционного полета от пассажиров-пилотов требуется значительно большей затраты физических сил.
Реверсивный электропривод /фиг.5/ несущего воздушного винта 9 является вспомогательным устройством для мускульного привода 14. Он находится в состоянии ожидания во время работы аттракциона. Вращательное движение с полого вала 20 через шестерню 42 передается на шестерню 41 с валом 40, но дальше не передается на вал 38 неработающего электродвигателя 37, так как вместе с ним находится в обесточенном состоянии и электромагнитная муфта 39.
Например, мускульный привод 14 заработал. Ведущий пилот для ускорения движения кабины 8 вверх включил электродвигатель 37, одновременно электрический ток через скользящие контакты подан на электромагнит муфты 39, который притягивает к себе ее же вторую половину, находящуюся на валу 40 шестерни 41. После этого от начавшего работать электродвигателя 37 по кинематической цепочке звеньев вращательное движение передается на полый вал 20 с несущим воздушным винтом 9. В результате сложения сил мускульного привода 14 электропривода с двигателем 37 несущий воздушный винт 9 быстрее набирает обороты и ускоряется движение кабины 8. После достижения необходимого ускорения электропривод выключают, обесточиваются электродвигатель 37 и электромагнитная муфта 39, дальше аттракционный полет продолжается на мускульном приводе 14.
Для ускорения снижения кабины 8 в помощь мускульному приводу 14, работающему в реверсивном режиме, подключают электропривод, переведенный в реверсивный режим. При этом электродвигатель 37 вращается в обратную сторону и вся от него кинематическая цепочка звеньев вращается в обратную сторону, передавая дополнительное усилие на полый вал 20 с несущим воздушным винтом 9. Направление вращения электродвигателя 37 не оказывает влияния на передачу электромагнитной муфтой вращательного движения с вала 38 на вал 40. Как вспомогательное устройство, реверсивный электропривод повышает маневренность и безопасность аттракционного полета кабины обозрения.
Реверсивный электропривод несущего воздушного винта 9 способен и самостоятельно выполнять функцию в вертолетном аттракционном полете, которую выполняет мускульный привод 14. Для этого в коробке передач 21 ручкой рычага 29 выводят колеса 22 и 23 в нейтральное положение, то есть мускульный привод отключается от кинематической цепи. Ведущий пилот, пользуясь пультом на приборной доске 34, управляет работой электродвигателя 37, который по его командам работает на разных скоростях, с временными остановками, с вращением в обычном и реверсивном режимах, по кинематической связи с ним все эти операции повторяет несущий воздушный винт 9, обеспечивающие курсирование кабины обозрения 8 по вертикали.
Канаты 11 и 12 /фиг.1, 5/, закрепленные на значительном расстоянии на перекладине 4 и на не меньшем расстоянии переброшенные через блоки 8 на навесной опоре 2, противодействуют закручиванию кабины несущим воздушным винтом 9 во время его работы. Но при резком наборе скорости вращения установка лопастей с завышенным углом атаки и другие факторы могут приводить к превышению допустимого угла закручивания кабины 8 и даже скручивания канатов 11 и 12. Для предупреждения таких явлений включают реверсивный тяговый электродвигатель 44 с лопастями 45 в том режиме, в котором работают приводы несущего воздушного винта 9. Телемеханическая связь с кабиной 9 помогает устранять возможные просчеты экипажу в управлении аттракционным полетом.
Комплекс вертолетных аттракционов /фиг.8/ с опорой на одной башне 1, кроме экономических выгод, открывает возможность организовать новый вид спортивных соревнований аттракционных полетов на мускульном приводе.