коллиматорный авиационный индикатор
Классы МПК: | G09G1/00 Схемы или устройства управления для электронно-лучевых индикаторов |
Автор(ы): | Александров Геннадий Иванович (RU), Гарбузов Алексей Анатольевич (RU), Джанджгава Гиви Ивлианович (RU), Кавинский Владимир Валентинович (RU), Казаков Лев Николаевич (RU), Кириченко Евгений Юрьевич (RU), Косяков Юрий Николаевич (RU), Лобко Сергей Валентинович (RU), Матасов Владимир Ильич (RU), Назаревский Юрий Евгеньевич (RU), Негриков Виктор Васильевич (RU), Прокофьев Юрий Алексеевич (RU), Полухин Александр Юрьевич (RU), Савельев Андрей Валерьевич (RU), Сергеев Константин Святославович (RU), Чернышев Дмитрий Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-01 публикация патента:
10.10.2011 |
Изобретение относится к средствам отображения параметров состояния летательного аппарата и символов текущего и заданного движения в режимах навигации, обзора закабинного пространства и применения средств противодействия. Техническим результатом является обеспечение адаптации приборов к изменению ситуаций при пилотировании. В состав устройства входят электронно-лучевой прибор, коллиматорная оптическая головка и соединенные по магистрали вычислительно-информационного обмена модуль центрального процессора, модуль графического процессора, модуль энергонезависимой памяти, модуль ввода-вывода и дополнительно введенные многофункциональный индикатор и локальная магистраль информационного обмена. 1 ил.
Формула изобретения
Коллиматорный авиационный индикатор, включающий соединенные одними входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена модуль центрального процессора, модуль графического процессора, модуль энергонезависимой памяти, модуль ввода-вывода, второй вход-выход которого по бортовому каналу информационного обмена подключен к входам-выходам электронно-лучевого прибора и коллиматорной оптической головки в виде оптической системы линз, отражающих и полупрозрачных зеркал, формирующих в поле зрения пилота в проекции на бесконечность передаваемые световым потоком электронно-лучевого прибора изображение на фоне видимого закабинного пространства, который также включает подключенный первым входом-выходом соответственно к магистрали вычислительно-информационного обмена и вторым входом-выходом соответственно к бортовому каналу информационного обмена, многофункциональный индикатор и локальную магистраль информационного обмена, соединяющую другой вход-выход модуля центрального процессора, другой вход-выход модуля графического процессора, другой вход-выход модуля энергонезависимой памяти, третий вход-выход модуля ввода-вывода и третий вход-выход многофункционального индикатора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к индикационным приборам отображения экипажу параметров состояния и параметров управления летательным аппаратом.
В наиболее близком аналоге (патент США № 5302964 С1, 345/7, МПК G09G 1/04, [1]) представлен авиационный индикатор, включающий коллиматорную оптическую головку, взаимодействующую с электронно-лучевым прибором, управляемым от вычислительно-преобразующего устройства (ВПУ), содержащего соединенные входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена модуль центрального процессора, модуль графического процессора, модуль энергонезависимой памяти, модуль ввода-вывода. Сформированные в ВПУ сигналы информационных мнемокадров типовых ситуаций через электронно-лучевой прибор и коллиматорную оптическую головку представляются экипажу изображением в проекции на бесконечность на фоне пространства за лобовым стеклом кабины летательного аппарата. При этом коллиматорная оптическая головка представляет собой двухкомпонентный объектив по патенту РФ № 2358303 [2].
Недостатком наиболее близкого аналога являются ограниченные возможности оперативной настройки и управления типовыми ситуациями и режимами работы коллиматорного авиационного индикатора и оборудования снабженного им летательного аппарата.
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей коллиматорного авиационного индикатора.
Достигается указанный результат тем, что коллиматорный авиационный индикатор, включающий соединенные одними входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена модуль центрального процессора, модуль графического процессора, модуль энергонезависимой памяти, модуль ввода-вывода, второй вход-выход которого по бортовому каналу информационного обмена подключен к входам-выходам электронно-лучевого прибора и коллиматорной оптической головки в виде оптической системы линз, отражающих и полупрозрачных зеркал, формирующих в поле зрения пилота в проекции на бесконечность передаваемое световым потоком электронно-лучевого прибора изображение на фоне видимого закабинного пространства, также включает подключенный первым входом-выходом соответственно к магистрали вычислительно-информационного обмена и вторым входом-выходом соответственно к бортовому каналу информационного обмена многофункциональный индикатор и локальную магистраль информационного обмена, соединяющую другой вход-выход модуля центрального процессора, другой вход-выход модуля графического процессора, другой вход-выход модуля энергонезависимой памяти, третий вход-выход модуля ввода-вывода и третий вход-выход многофункционального индикатора.
На чертеже представлена блок-схема коллиматорного авиационного индикатора (КАИ), содержащего: 1 - магистраль вычислительно-информационного обмена МВИО, 2 - модуль центрального процессора МЦП, 3 - модуль графического процессора МГП, 4 - модуль энергонезависимой памяти МЭП, 5 - модуль ввода-вывода МВВ, 6 - локальная магистраль информационного обмена ЛМИО, 7 - многофункциональный индикатор МФИ, 8 - электронно-лучевой прибор ЭЛП, 9 - коллиматорная оптическая головка КОГ, 10 - взаимодействующее оборудование ВДО, 11 - бортовой канал информационного обмена БКИО.
Блоки МЦП 2, МГП 3, МЭП 4, МВВ 5, взаимосоединенные по МВИО 1, образуют вычислительно-преобразующее устройство (ВПУ) - цифровую вычислительную машину, осуществляющую прием данных от потребителей (МВВ 5), проведение вычислений по заложенным алгоритмам и программам (МЦП 2, МГП 3, МЭП 4, МВИО 1), преобразование и выдачу потребителям сформированных данных (МВВ 5). Выполнены блоки ВПУ на стандартных вычислительных элементах по стандартным вычислительным схемам, приведенным, например, в книге Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. «Цифровые вычислительные машины», Москва, Высшая школа, 1981 г., стр.21, стр.474.
При подаче с МВВ 5 по БКИО 11 стабилизированных напряжений питания генератор ЭЛП 8 испускает узкий пучок электронов (луч) к люминисцентному экрану, на котором появляется светящаяся точка. При подаче управляющих напряжений (х, у) с МВВ 5 по БКИО 11 светящаяся точка на экране ЭЛП 8 отслеживает заданные х, у; соответственно светящийся след формирует изображение на экране ЭЛП 8. Световой поток от экрана ЭЛП 8 поступает в КОГ 9 [2], являющуюся оптической системой линз, отражающих и полупрозрачных зеркал, формирующих в поле зрения пилота летательного аппарата в проекции на бесконечность предаваемое световым потоком с экрана ЭЛП 8 изображение на фоне видимого закабинного пространства. Таким образом, формируется коллиматорный авиационный индикатор КАИ.
ВДО 10 (в состав заявляемого устройства не входит) включает бортовые информационные (навигационные, пилотажные, обзорно-прицельные) системы и датчики информации, необходимой для формирования информационных кадров на экране ЭЛП 8. Взаимодействие ВДО 10 со вторым входом-выходом МВВ 5 осуществляется по БКИО 11, включающему все виды естественных, стандартных и нестандартных связей, например, по ГОСТ 26765.52-87, ГОСТ Р50832-95, ГОСТ 18977-79, STANAG 3350, RS-423.
МВИО 1, выполненная, например, на основе скоростного помехозащищенного интерфейса LVDS (И.Фурман, Е.Звонарев, «Скоростные интерфейсы LVDS и M-LVDS», Электроника, Москва, Наука, 2003 г., № 8, стр.32-36), обеспечивающего передачу и прием информационных потоков (в том числе видеоданных) со скоростью до 2 Гбит/сек и организацию вычислительных процессов по формированию и передаче видеокадров фактически в реальном времени.
Дополнительно введенный МФИ 7 (патент № 2181093 на изобретение «Авиационный многофункциональный индикатор») является, например, многофункциональным индикатором, функционирующим в режиме многофункционального пульта управления.
Дополнительно введенная ЛМИО 6 является двойным битовым каналом (ДБК) последовательного обмена со скоростью до 30 Мбит/сек, выполненным по стандарту RS-485 с линией связи на двух (прием-передача) витых парах проводов. Посредством синхронизации на каждый бит и каждое передаваемое слово реализуется круговой эхо-контроль в цепи передатчик-линия связи-приемник-линия связи-передатчик с контролем состояния приемопередающих устройств, проводной связи и передаваемой информации. ЛМИО 6 в виде ДБК осуществляет безотказный, контролируемый обмен сигналами обработки клавиатуры МФИ 7, разовых команд, сигналов освещенности, ручной и автоматической регулировки качества изображения на экране ЭЛП 8.
МФИ 7 содержит на лицевой панели информационное табло, выполненное на жидкокристаллическом экране, кнопки (кнопки-клавиши, сенсорные кнопки) оперативного ввода цифробуквенной информации, кнопки управления режимами КАИ, ручки оперативной регулировки яркости изображения на информационном табло МФИ 7, на экране ЭЛП 8 и соответственно изображения, представляемого КОГ 9.
При задании с МФИ7 режима «навигация» и соответствующих этому режиму стандартных ситуаций «маршрут», «посадка», «повторный заход» сигналы управления с первого входа-выхода МФИ 7 по МВИО 1 поступают в МГП 3. Одновременно данные с датчиков и систем параметров состояния летательного аппарата и окружающей среды (углы эволюции самолета, составляющие скорости движения, углы атаки и скольжения) с входа-выхода ВДО 10 по БКИО 11 поступают на второй вход-выход МВВ 5, с первого входа-выхода которого преобразованные сигналы параметров по МВИО 1 поступают на вход-выход МГП 3.
В МЭП4 хранятся долговременные и оперативные данные графических и цифро-буквенных символов, шрифтов, которые с входа-выхода МЭП 4 по МВИО 1 поступают на вход-выход МГП 3. МЦП 2 осуществляет циклограмму вычислительного процесса и порядок обмена данными по МВИО 1 и ЛМИО 6 между МГП 3, МЭП 4, МВВ 5, МФИ 7.
В МГП 3 формируются мнемокадры изображений, соответствующие заданным режимам и типовым ситуациям. Сигналы графического изображения, преобразованные к виду заданных отклонений светящейся точки (х, у и ее яркости z) движения луча на экране ЭЛП 8, с входа-выхода МГП 3 по МВИО 1 поступают на первый вход-выход МВВ 5, со второго входа-выхода которого по БКИО 11 преобразованные параметры х, у, z поступают на вход-выход ЭЛП 8, отклоняющее устройство которого формирует движение луча в виде светящейся с яркостью z точки на экране ЭЛП 8, обеспечивая тем самым воспроизведение сформированного в МГП 3 текущего мнемокадра. Световой поток с экрана ЭЛП 8 поступает в КОГ 9, в которой формируется изображение текущего мнемокадра в проекции на бесконечность на фоне видимого закабинного пространства. Форматы представляемого изображения определяются размерами экрана ЭЛП 8, геометрическими соотношениями оптических элементов в КОГ 9 и масштабными коэффициентами параметров х, у, поступающих из МГП 3.
Индикационные кадры для пилота являются справочными в режиме автоматического полета и индикационно-управляющими при переходе в режимы полуавтоматического и ручного управления. При этом сформированные в МГП 3 мнемокадры изображений с входа-выхода МГП 3 через МВИО 1, второй вход-выход МВВ 5, через БКИО 11 поступают на вход-выход ВДО 10 для записи в систему регистрации видеосигналов и его отображения на средствах индикации - многофункциональных индикаторах, средствах индикации нашлемной системы целеуказания. Эти же мнемокадры изображений с входа-выхода МГП 3 по МВИО 1 поступают на вход-выход МФИ 7 и по команде с нажатием на соответствующую кнопку мнемокадры изображений могут быть представлены на информационном табло МФИ 7 для информационного контроля изображения, представляемого КОГ 9.
При подключении средств обзора воздушного пространства и земной поверхности (например, оптико-локационной системы ОЛС или радиолокационной системы РЛС) сигналы данных обзора с входа-выхода ВДО 10 по БКИО 11 поступают на второй вход-выход МВВ 5 и с первого входа-выхода МВВ 5 по МВИО 1 - на входы-выходы МЦП 2 и МГП 3, где совместно с данными от МЭП 4 формируются интегральные мнемокадры типовых ситуаций отображения результатов обзора и применения различных средств противодействия с наведением от ОЛС или РЛС различными способами целеуказания, наведения и применения по обнаруженным целям и ориентирам, а также выполнения повторных заходов и осуществления повторных применений. Вышеупомянутые интегральные мнемокадры с наложенной навигационно-пилотажной информацией, приведенные к сигналам х, у, z управления ЭЛП 8, с входа-выхода МГП 3, через МКИО 1, первый вход-выход МВВ 5, второй вход-выход, МВВ 5 по БКИО 11 поступают на вход-выход ВДО 10 для регистрации на средствах видеорегистрации и на вход-выход ЭЛП 8, соответственно КОГ 9 формирует изображение данных мнемокадров, используя которые пилот выполняет навигацию, обзор лоцируемого пространства и применение средств противодействия по фиксируемым целям и ориентирам.
При ухудшении четкости и яркости изображения пилот (оператор) воздействует на регулировочные ручки на лицевой панели МФИ 7. Сигналы управления с третьего входа-выхода МФИ 7 по дополнительно введенной ЛМИО 6 поступают на другой вход-выход МГП 3, где формируются команды изменения яркости z, команды изменения управляющих напряжений питания, которые с этого входа-выхода МГП 3 по ЛМИО 11 поступают на третий вход-выход МВВ 5. Преобразованные сигналы со второго входа-выхода МВВ 5 по БКИО 11 поступают на вход-выход ЭЛП 8, соответственно по представляемым КОГ 9 изображениям пилот контролирует результаты регулировки.
Дополнительно введенные ЛМИО 6 и МФИ 7 значительно расширяют функциональные возможности коллиматорного авиационного индикатора и существенно повышают эффективность выполнения летательными аппаратами задач навигации, управления и наведения.
Класс G09G1/00 Схемы или устройства управления для электронно-лучевых индикаторов