способ получения основы синтетического смазочного масла

Классы МПК:C10M105/38 полиоксисоединений
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЗАВОД ИМЕНИ ШАУМЯНА" (RU),
Мамарасулова Зухра Владимировна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-16
публикация патента:

Использование: для получения авиационных сложноэфирных масел. Сущность: основу синтетического смазочного масла получают этерификацией пентаэритрита смесью монокарбоновых кислот, в качестве которых используют смесь монокарбоновых кислот, состоящую из 6,5-10 мас.% изо-валериановой (i-C5), 23-30 мас.% валериановой (н-С5), 30-37 мас.%, энантовой (н-С 7), 20-22 мас.% каприновой (н-C8) и 10-12 мас.% каприловой (н-С10). Технический результат - расширение сырьевой базы для получения основы синтетического смазочного масла, которая по физико-химическим характеристикам и эксплуатационным свойствам не уступает известному маслу. 4 табл.

Формула изобретения

Способ получения основы синтетического смазочного масла, представляющей собой продукт этерификации многоатомного спирта, путем этерификации пентаэритрита смесью монокарбоновых кислот, отличающийся тем, что в качестве кислот берут смесь индивидуальных низкомолекулярных монокарбоновых кислот, состоящую из 6,5-10 мас.% изо-валериановой i-C5, 23-30 мас.% валериановой н-С5, 30-37 мас.% энантовой н-С7, 20-22 мас.% каприновой н-С 8 и 10-12 мас.% каприловой н-С10.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтехимии, а именно к способам получения основы синтетического смазочного масла, и может быть использовано для получения авиационных сложноэфирных масел.

Интерес к синтетическим маслам как материалам для смазывания подшипников турбин авиационных реактивных двигателей появился в пятидесятых годах в связи с развитием техники.

Современные газотурбинные двигатели (ГТД) характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 200°С и выше; большие частоты вращения турбин - 12000-2000 мин -1; температура масла на входе в ГТД колеблется от +20°С до -60°С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. Поэтому масла, используемые для смазывания подшипников должны обладать следующими свойствами:

- надежное смазывание всех узлов трения и агрегатов двигателя с минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до 150°С и выше;

- пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры - 50°С);

- повышенная термическая и термоокислитльная стабильность;

- не агрессивность по отношению к металлам, сплавам, резиновым изделиям, покрытиям.

Этим требованиям удовлетворяют сложные эфиры неопентиполиолов, в частности сложные эфиры пентаэритрита.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам является способ получения основы синтетических смазочных масел (например, 36/1, Б3-В, ЛЗ-240) - «Эфир-2», предназначенных для авиационных газотурбинных двигателей, работающих в широком интервале температур в различных режимах трения при высоких нагрузках [ТУ- 0253-012-56194358-2002]. Известный способ получения «Эфира-2» - прототип - заключается в том, что для этерификации пентаэритрита использовали фракцию синтетических жирных кислот СЖК (C59) [Куковицкий М.М. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. - 19. - № 9. - С.8-9]. Но в 2002 г. производство по получению СЖК (C59) в нашей стране было остановлено. Таким образом, основа синтетического смазочного масла на основе указанной фракции в настоящее время не вырабатывают.

Задачей предлагаемого технического решения является расширение сырьевой базы для получения основы синтетического смазочного масла, не уступающей по основным физико-химическим показателям «Эфиру-2», на основе сложных эфиров пентаэритрита и смеси доступных индивидуальных низкомолекулярных монокарбоновых кислот.

Поставленная задача достигается тем, что в способе получения основы синтетического смазочного масла, представляющей собой продукт этерификации многоатомного спирта, путем этерификации пентаэритрита смесью монокарбоновых кислот, в качестве кислот берут смесь индивидуальных низкомолекулярных монокарбоновых кислот, состоящую из 6,5-10 мас.% изо-валериановой i-C5, 23-30 мас.% валериановой н-С5, 30-37 мас.% энантовой н-C 7, 20-22 мас.% каприновой н-C8 и 10-12 мас.% каприловой н-С10.

Предлагаемый способ позволяет получить основу синтетического смазочного масла путем этерификации пентаэритрита смесью изо-валериановой (i-C5 ), валериановой (н-C5), энантовой (н-С7 ), каприновой (н-C8) и каприловой (н-С10 ) кислот, соответствующая основным физико-химическим требованиям, предъявляемым к основе - «Эфиру-2» - прототип, которая может быть использована для получения авиационных сложноэфирных масел, таких как Б-3В или ЛЗ-240.

При определении оптимального кислотного состава для этерификации пентаэритрита использовали разработанный нами метод оценки вклада индивидуальных кислот, который необходим для получения основы синтетического смазочного масла, удовлетворяющей всем нормативным требованиям.

Сущность метода заключается в изучении и оценке влияния кислот различного строения, присутствующих в одной молекуле, на физико-химические показатели несимметричных эфиров.

Процесс термического получения сложных эфиров пентаэритрита ведут по классической технологии - в среде ароматического углеводорода о-ксилола. Время процесса этерификации при использовании избытка кислот (20 мас.%) составляет 12 часов.

После окончания реакции о-ксилол и избыток кислот отгоняют под вакуумом. Удаление остатков кислот производят с помощью анионита АВ-17-8 ЧС при температуре (60-80)°С в течение 6 ч. Количество анионита составляет (5-10) % от массы продукта (в зависимости от кислотного числа продукта после вакуумной отгонки). Выход очищенных продуктов составляет в среднем 97% от расчетного значения. Кислотное число полученных продуктов не превышает 0,1 мг KOH/г.

Состав смесей кислот i-C5, н-С5, н-С 7, н-C8, н-С10, взятых в различных массовых соотношениях, рассчитанных с помощью приведенного выше метода, и физико-химические свойства полученных базовых синтетических жидкостей на основе синтезированных сложных эфиров пентаэритрита приведены в таблице 1.

Трибологические свойства полученного базового синтетического масла (образец № 3) на основе сложного эфира ПЭ и смеси кислот н- и i-C 5, C6, C7, C8, C10 и базового синтетического авиационного масла «Эфир-2» - прототип можно сравнить по данным, приведенным в таблице 2. Испытания проводились на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75.

На основе полученного базового синтетического масла (образец № 3) был приготовлен по традиционной рецептуре (0,5% ПОДА и 1,5% Каптакс) опытный образец авиационного синтетического масла «Б-3В». Трибологические характеристики приведены в таблице 3. Значения трибологических характеристик определяли на четырехшариковой машине трения согласно ТУ-0253-012-56194358-2002 на «Эфир-2».

Изменения основных физико-химических показателей опытного образца на основе полученного базового синтетического масла и авиационного синтетического масла «Б-3В» на основе «Эфира-2» - прототип после окисления приведены в таблице 4. Окисление проводили при температуре (200)°С в течение 50 часов.

Примеры получения основы синтетического смазочного масла.

Пример 1. В трехгорлую колбу, снабженную механической мешалкой, ловушкой Дина-Старка и обратным холодильником, загружают 24,16 г пентаэритрита (технический), 5,55 г (6,5 мас.%) изо-валериановой кислоты - химически чистое (Х.Ч.), 21,36 г (25 мас.%) валериановой кислоты (Х.Ч.), 31,61 г (37 мас.%) энантовой кислоты (Х.Ч.), 17,09 г (20% мас.) каприновой кислоты (Х.Ч.) и 9,82 г (11,5 мас.%) каприловой кислоты (Х.Ч.). Реакцию проводят без катализатора в течение 12 ч. при температуре 140°С в среде ароматического углеводорода о-ксилола с 20% избытком кислот. После окончания реакции о-ксилол и избыток кислот отгоняют под вакуумом. Удаление остатков кислот производят с помощью анионита АВ-17-8 ЧС при температуре (60-80)°С в течение 6 ч. Выход конечного продукта составляет 97%. Кислотное число полученного продукта (основы синтетического смазочного масла) менее 0,1 мг КОН/г. Свойства полученного продукта, приведенные в таблице 1, соответствуют требованиям, предъявляемым ТУ на «Эфир-2» (прототип).

Пример 2. Согласно методике, описанной в примере 1, в реакционную колбу загружают 24,24 г пентаэритрита, 6,80 г (8 мас.%) изо-валериановой кислоты, 21,26 г (25 мас.%) валериановой кислоты, 31,46 г (37 мас.%) энантовой кислоты, 17,00 г. (20 мас.%) каприновой кислоты и 8,50 г. (10 мас.%) каприловой кислоты. После соответствующей обработки получают конечный продукт с выходом 96,5% и кислотным числом менее 0,1 мг KOH/г. Свойства полученного продукта (основы синтетического смазочного масла), приведенные в таблице 1, соответствуют требованиям, предъявляемым ТУ на «Эфир-2» (прототип).

Пример 3. Согласно методике, описанной в примере 1, в реакционную колбу загружают 24,20 г пентаэритрита, 8,50 г (10 мас.%) изо-валериановой кислоты, 25,50 г (23 мас.%) валериановой кислоты, 25,50 г (35 мас.%) энантовой кислоты, 18,70 г (22 мас.%) каприновой кислоты и 8,5 г (10 мас.%) каприловой кислоты. После соответствующей обработки получают конечный продукт с выходом 97% и кислотным числом менее 0,1 мг KOH/г. Свойства полученного продукта (основы синтетического смазочного масла), приведенные в таблице 1, соответствуют требованиям, предъявляемым ТУ на «Эфир-2» (прототип).

Пример 4. Согласно методике, описанной в примере 1, в реакционную колбу загружают 24,52 г пентаэритрита, 8,52 г (10 мас.%) изо-валериановой кислоты, 23,88 г (28 мас.%) валериановой кислоты, 22,9 г (32 мас.%) энантовой кислоты, 17,06 г (20 мас.%) каприновой кислоты и 8,53 г (10 мас.%) каприловой кислоты. После соответствующей обработки получают конечного продукта с выходом 98% и кислотным числом менее 0,1 мг KOH/г. Свойства полученного эфира (основы синтетического смазочного масла), приведенные в таблице 1, соответствуют требованиям, предъявляемым ТУ на «Эфир-2» (прототип).

Пример 5. Согласно методике, описанной в примере 1, в реакционную колбу загружают 24,11 г пентаэритрита, 8,51 г (10 мас.%) изо-валериановой кислоты, 23,83 г (28 мас.%) валериановой кислоты, 25,53 г (30 мас.%) энантовой кислоты, 17,02 г (20 мас.%) каприновой кислоты и 10,22 г (10 мас.%) каприловой кислоты. После соответствующей обработки получают конечный продукт с выходом 98% и кислотным числом менее 0,1 мг KOH/г. Свойства полученного продукта (основы синтетического смазочного масла), приведенные в таблице 1, соответствуют требованиям, предъявляемым ТУ на «Эфир-2» (прототип).

Пример 6. Согласно методике, описанной в примере 1, в реакционную колбу загружают 23,71 г пентаэритрита, 8,81 г (10 мас.%) изо-валериановой кислоты, 26,65 г. (30 мас.%) валериановой кислоты, 26,65 г (30 мас.%) энантовой кислоты, 17,76 г (20 мас.%) каприновой кислоты и 8,81 г (10 мас.%) каприловой кислоты. После соответствующей обработки получают конечный продукт с выходом 98% и кислотным числом менее 0,1 мг КОН/г. Свойства полученной основы синтетического смазочного масла, приведенные в таблице 1, соответствуют требованиям, предъявляемым ТУ на «Эфир-2» (прототип).

Таким образом, заявленный способ позволяет получить основу синтетического смазочного масла, которая по всем измеренным физико-химическим характеристикам и эксплуатационным свойствам не уступает прототипу - «Эфир-2», используя доступное и недорогое сырье.

Таблица 1
Опытные образцы, № п/п Массовая доля кислоты в смеси кислот, масс.% Вязкость, мм2/с, при температуре, °С Температура застывания, °С
i-C5 н-C5 н-С7 н-C8 н-С10 +100+40 -40
«Эфир-2» прототип способ получения основы синтетического смазочного масла, патент № 2434935 4,85 Не норм. способ получения основы синтетического смазочного масла, патент № 2434935 10600 способ получения основы синтетического смазочного масла, патент № 2434935 -60
(ТУ-0253-012-56194358-2002)
16,5 2537 2011,5 4,9224,08 7400<-60
2 825 3720 104,86 23,708321 <-60
310 2335 2210 5,0024,39 7140<-60
4 1028 3220 104,96 23,497626 -60
5 10 2830 2012 4,9523,46 8129-60
6 1030 3020 104,87 22,847816 -62

Таблица 2
Опытные образцы Индекс задира Рсвар. Ркрит. Диаметр пятна износа, мм
Нкгс Нкгс
Эфир (образец № 3)28 1235 126549 560,43
«Эфир-2» - прототип28 1381 141549 560,41

Таблица 3
Опытные образцы Индекс задира (расчетный) Рсвар. Ркрит. Диаметр пятна износа, мм
Нкгс Нкгс
Масло «Б-3В» на основе, полученного базового синтетического масла (образец № 3)45 2607 266872 890,48
Масло «Б-3В» на основе «Эфира-2» - прототип 492452 250872 890,47
Показатели по НТД (нормативно технический документ), при температуре (20±5)°С, (Ркрит), не мене 89

Таблица 4
Опытные образцы Кислотное число, мг KOH/г Кинематическая вязкость, мм2/с при 100°С Кинематическая вязкость, мм2/с при

-40°С
Содержание осадка не растворимого в осадке, % Коррозия пластин, г/м2
Исходное значение ОксидатИсходное значениеОксидат Исходное значение Оксидат ОксидатAl СтальCu
Масло «Б-3В» на основе полученного синтетического базового масла (образец № 3)4,4 0,4 5,15,34 1050011904 0,11 Отс.Отс. Отс.
Масло «Б-3В» на основе «Эфира-2» - прототип 4,7 0,465,2 5,458848 96880,95 Отс.Отс. Отс.
Показатели по НТД (нормативно технический документ) 4,4-5,50,7-2,0 Не менее 5,0 Не более 6,0Не более 12500Не более 20000Не нормируется, определять обязательно Не нормируется, определять обязательно

Класс C10M105/38 полиоксисоединений

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
холодильное масло и композиция рабочей жидкости для холодильника -  патент 2523278 (20.07.2014)
холодильное масло и композиция рабочей жидкости для холодильника -  патент 2454453 (27.06.2012)
композиция смазочного материала для металлообработки -  патент 2451059 (20.05.2012)
функциональные жидкие композиции -  патент 2441057 (27.01.2012)
смазочный состав -  патент 2398009 (27.08.2010)
смазочная композиция для силовых установок авиационной техники -  патент 2387703 (27.04.2010)
основа синтетического смазочного масла -  патент 2361904 (20.07.2009)
пластичная смазка -  патент 2339683 (27.11.2008)
пластичная смазка -  патент 2339682 (27.11.2008)
Наверх