способ натяжения зубчатого ремня

Классы МПК:F16H7/08 приспособления для изменения натяжения ремней, канатов или цепей
F16H7/12 натяжного ролика 
Патентообладатель(и):Цветков Михаил Иванович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-30
публикация патента:

Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в зубчатоременных передачах при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента для сохранения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации. Способ заключается в том, что натяжение зубчатого ремня поддерживается натяжными роликами в сборе с подшипниками, закрепленными на плечах поворотного рычага с возможностью вращения, который установлен на опорную ось и имеет возможность фиксации в заданном положении. Одновременно ролики поддерживают натяжение ремня и периодически, ключом поворачивая многоплечий рычаг вокруг опорной оси, ролики надавливают на ремень и одновременно производят регулирование его натяжения на всех участках между рабочими шкивами. При этом количество роликов и количество плечей поворотного рычага соответствует количеству участков ремня между шкивами. Кинематические и геометрические расчеты поворотного рычага в сборе с роликами позволяют производить регулировку натяжения ремня на всех участках между шкивами прямопропорционально удлинениям, образующимся на этих участках в процессе работы, и одновременно выполнять функции опорных, направляющих и успокаивающих устройств. Технический результат: расширение функциональных возможностей способов натяжения зубчатого ремня, а именно сохранение синхронной работы (вращения) рабочих шкивов при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента в зубчатоременных передачах во время эксплуатации в условиях, когда межосевое расстояние между рабочими шкивами неизменно в процессе работы. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ натяжения зубчатого ремня натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение зубчатого ремня, грузом или пружиной, отличающийся тем, что натяжение зубчатого ремня поддерживается натяжными роликами в сборе с подшипниками, закрепленными на плечах поворотного рычага с возможностью вращения, который установлен на опорную ось и имеет возможность фиксации в заданном положении, одновременно натяжные ролики поддерживают натяжение зубчатого ремня и периодически, ключом поворачивая многоплечий рычаг вокруг опорной оси, натяжные ролики надавливают на зубчатый ремень и одновременно производят регулирование его натяжения на всех участках между рабочими шкивами.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество натяжных роликов и количество плечей поворотного рычага соответствует количеству участков зубчатого ремня между рабочими шкивами.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что кинематические и геометрические расчеты поворотного рычага в сборе с натяжными роликами позволяют производить регулировку натяжения зубчатого ремня на всех участках между рабочими шкивами прямо пропорционально удлинениям, образующимся на этих участках в процессе работы, и одновременно выполнять функции опорных, направляющих и успокаивающих устройств.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в зубчатоременных передачах при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента для сохранения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации. В частности предлагаемый способ натяжения может быть применен в зубчатоременных приводах кулачковых валов, механизмов изменения фаз газораспределения, топливных насосов высокого давления, распределения зажигания и электронных систем управления, для обеспечения синхронной работы комплекса механизмов, систем и специализированных устройств двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известны способы натяжения ремней:

- перемещением одного из шкивов;

- натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение ремня, грузом или пружиной, принятый за прототип;

- предварительным упругим растяжением ремня с перешивкой, после вытягивания;

- автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжения в зависимости от нагрузки;

[1], [2], [3], [4], [9], [10].

Недостатками указанных способов натяжения зубчатых ремней являются невозможность обеспечения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации зубчатых ремней в условиях, когда межосевое расстояние между рабочими зубчатыми шкивами (звездочками) неизменно в процессе работы.

Задача настоящего изобретения заключается в создании способа натяжения зубчатого ремня, который позволяет синхронизировать работу рабочих шкивов передачи, а также возможность использования натяжных роликов вместо опорных, направляющих и успокаивающих устройств.

Техническим результатом настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей способа натяжения зубчатого ремня, а именно сохранение синхронной работы (вращения) ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента в зубчатоременных передачах во время эксплуатации в условиях, когда межосевое расстояние между рабочими зубчатыми шкивами (звездочками) неизменно в процессе работы. Возможность замещения опорных, направляющих и успокаивающих устройств натяжными роликами.

Указанный технический результат достигается тем, что:

- в способе натяжения ремня натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение ремня, грузом или пружиной, согласно предлагаемому изобретению натяжение зубчатого ремня поддерживается натяжными роликами в сборе с подшипниками, закрепленными на плечах поворотного рычага с возможностью вращения, который установлен на опорную ось и имеет возможность фиксации в заданном положении, одновременно ролики поддерживают натяжение ремня и периодически, ключом поворачивая многоплечий рычаг вокруг опорной оси, ролики надавливают на ремень и одновременно производят регулирование его натяжения на всех участках между рабочими шкивами. Количество натяжных роликов и количество плечей поворотного рычага принимается в зависимости от количества ведущих и ведомых (рабочих) шкивов передачи, при этом кинематические и геометрические расчеты поворотного рычага в сборе с натяжными роликами производятся в каждом случае индивидуально, чтобы позволить производить регулирование натяжения ремня на всех участках между рабочими шкивами прямопропорционально удлинениям, образующимся на этих участках в процессе работы, и одновременно выполнять функции опорных, направляющих и успокаивающих устройств.

Способ натяжения ремня осуществляется следующим образом. Во время эксплуатации, согласно регламенту обслуживания, периодически, при помощи инструментальных ключей, ослабляется контргайка на опорной оси и поворотом рычага с натяжными роликами вокруг опорной оси регулируется натяжение зубчатого ремня в заданных пределах. Контргайка затягивается, удерживая рычаг с натяжными роликами в режиме поддерживания натяжения бесконечного гибкого элемента в процессе работы передачи.

Предлагаемый способ натяжения зубчатого ремня позволяет обеспечить синхронную работу ведущих и ведомых зубчатых шкивов (звездочек) в зубчатоременной передаче во время эксплуатации имеет фундаментальное значение в области деталей машин и найдет широкое применение в разных отраслях промышленности, а при использовании в приводах ДВС позволит синхронизировать работу комплекса механизмов, систем и специализированных устройств, следовательно, снизить расход ГСМ, продлить срок службы и повысить экологичность ДВС.

Источники информации

1. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей: Учебник для вузов по спец. «Двигатели внутреннего сгорания». - М.: Высшая школа, 1986. 352 с., с.124-127.

2. Детали машин: Учеб. Пособие для студентов втузов. - М.: Высш. школа, 1982. 351 с., с.123-124, с.244.

3. Детали машин. / Под ред. Д.Н.Решетова. - М.: Машиностроение, 1989. 496 с., с.262, с.279.

4. Детали машин. / Под ред. М.Н.Иванова. - М.: Высшая школа, 2000. 383 с., с. 263-264.

5. Детали машин: Учебник для втузов. /Под. ред. О.А.Ряховского. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. - 544 с., с.375-392, с.393-41.5.

6. Детали машин: Учебник для машиностроительных специальностей вузов. / М.Н.Иванов, В.А.Финогенов. - М.: Выш. шк., 2002. - 408 с., с.281, с.293.

Класс F16H7/08 приспособления для изменения натяжения ремней, канатов или цепей

способ натяжения цепи двигателя автомобиля и натяжитель цепи двигателя автомобиля -  патент 2511764 (10.04.2014)
натяжитель цепи -  патент 2480367 (27.04.2013)
передача ременная -  патент 2437013 (20.12.2011)
гидромеханическое устройство для натяжения цепи -  патент 2436002 (10.12.2011)
установка компрессора на транспортной машине -  патент 2425234 (27.07.2011)
натяжное устройство -  патент 2388952 (10.05.2010)
натяжное устройство для ременных и цепных передач -  патент 2316686 (10.02.2008)
устройство для натяжения гибких элементов -  патент 2313708 (27.12.2007)
натяжитель передачи гибкой связью -  патент 2310784 (20.11.2007)
натяжное устройство механической ременной передачи, механический привод, а также способ натяжения приводного ремня -  патент 2304241 (10.08.2007)

Класс F16H7/12 натяжного ролика 

Наверх