способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации

Классы МПК:G07C11/00 Устройства, системы и аппараты для контроля, например при возникновении определенных условий, не отнесенные к другим группам
G08G5/00 Системы регулирования движения для воздушного транспорта
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-01
публикация патента:

Изобретение относится к области обработки и анализа инструментально-зарегистрированной полетной информации. Техническим результатом является повышение надежности и достоверности оценки пилотирования самолета летчиком на этапе посадки. Сущность изобретения заключается в том, что в наземном устройстве автоматизированной обработки полетной информации формируют массив данных об угле отклонения ручки управления самолетом по тангажу на этапе посадки, путем фильтрации выделяют высокочастотную составляющую этого сигнала, формируют ее плотность распределения, по которой определяют длину интервала плотности распределения способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp и, если способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp>4,69 град, то принимают решение, что посадка выполнена на уровне летчика-снайпера и летчика 1 класса, при 2,85<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 4,69 град посадка выполнена на уровне летчика 2 класса, при 1,49<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 2,85 град посадка выполнена на уровне летчика 3 класса, при способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 1,49 град посадка выполнена на уровне летчика без классной квалификации. 2 ил. способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164

способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164

Формула изобретения

Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, включающий регистрацию параметров полета самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации, передачу их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, сравнение зарегистрированных значений параметров полета самолета в контрольных сечениях этапа посадки: выход на посадочный курс, снижение на посадочном курсе, проход дальнего приводного радиомаяка, проход ближнего приводного радиомаяка, выравнивание и приземление; со значениями, установленными нормативными документами, и на этой основе принятие решения о качестве пилотирования самолета летчиком, отличающийся тем, что в наземном устройстве автоматизированной обработки полетной информации формируют массив данных об угле отклонения ручки управления самолетом по тангажу на этапе посадки, путем фильтрации выделяют высокочастотную составляющую этого сигнала, формируют ее плотность распределения, по которой определяют длину интервала плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp, и, если способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp>4,69 град, то принимают решение, что посадка выполнена на уровне летчика-снайпера и летчика 1 класса, при 2,85<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 4,69 град посадка выполнена на уровне летчика 2 класса, при 1,49<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 2,85 град посадка выполнена на уровне летчика 3 класса, при способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 1,49 град посадка выполнена на уровне летчика без классной квалификации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области обработки и анализа инструментально-зарегистрированной полетной информации и может быть использовано для автоматизированного оценивания показателей качества управляющих действий летчика при выполнении посадки.

Известен способ оценивания качества пилотирования на этапе посадки путем киносъемки направления взгляда летчика, с одновременным оцениванием характера движения ручки управления и времени активной работы стабилизатора (см. Авиационная медицина / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. - М.: Медицина, 1986. - С.335-348). Ввиду своей сложности данный способ неприменим в условиях эксплуатирующей организации и требует установки на самолет дополнительного оборудования.

Известен способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком по предельным отклонениям текущих значений параметров; от их заданных значений при выполнении контролируемых элементов фигур пилотажа или маневров (см. а.с. СССР 1702807. Устройство для оценки качества пилотирования самолета летчиком / В.В. Кашковский, Ю.А. Кибардин, В.В. Устинов (СССР). - № 4729345; заявл. 11.08.89; опубл. 1.09.91). Недостатком этого способа является невозможность его применения для этапа посадки, так как на малых высотах рельеф местности вносит значительные погрешности на отображение заданной траектории снижения самолета (глиссады). Следовательно, не представляется возможным и определение правильного положения самолета относительно глиссады.

Наиболее близким по технической сущности является способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки, включающий регистрацию параметров полета самолета и действий летчика, передачу их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, сравнение зарегистрированных значений параметров полета в контрольных сечениях этапа посадки: выход на посадочный курс, снижение на посадочном курсе, проход дальнего приводного радиомаяка, проход ближнего приводного радиомаяка, выравнивание и приземление; со значениями, установленными нормативными документами, и на этой основе принятие решения о качестве пилотирования самолета летчиком (см. Быстров С.А. Методы и средства объективного контроля: учебное пособие / С.А. Быстров, И.С. Хуснетдинов. - М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. - С.68-76). Недостатком этого способа является то, что не оцениваются действия летчика между контрольными сечениями. Это снижает надежность, объективность и достоверность оценки качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности, объективности и достоверности оценки качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки за счет оценивания действий летчика на протяжении всего этапа снижения по глиссаде, без потерь информации о действиях летчика между контрольными сечениями.

Указанный результат достигается тем, что способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком, включающий регистрацию параметров полета самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации, передачу их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, сравнение зарегистрированных значений параметров полета самолета в контрольных сечениях: выход на посадочный курс, снижение на посадочном курсе, проход дальнего приводного радиомаяка, проход ближнего приводного радиомаяка, выравнивание и приземление; со значениями, установленными нормативными документами, и на этой основе принятие решения о качестве пилотирования самолета летчиком, отличается тем, что в наземном устройстве автоматизированной обработки полетной информации формируют массив данных об угле отклонения ручки управления самолетом по тангажу на этапе посадки, путем фильтрации выделяют высокочастотную составляющую этого сигнала, формируют ее плотность распределения, по которой определяют длину интервала плотности распределения способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 L и, если способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 L>4,69 град, то принимают решение, что посадка выполнена на уровне летчика-снайпера и летчика 1 класса, при 2,85<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 4,69 град посадка выполнена на уровне летчика 2 класса, при 1,49<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 2,85 град посадка выполнена на уровне летчика 3 класса, при способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 1,49 град посадка выполнена на уровне летчика без классной квалификации.

Сущность изобретения заключается в том, что в наземном устройстве автоматизированной обработки полетной информации формируют массив данных об угле отклонения ручки управления самолетом по тангажу на этапе посадки. Указанный параметр содержит полную информацию о качестве пилотирования летчиком самолета с момента начала снижения по глиссаде до приземления. Путем фильтрации выделяют высокочастотную составляющую этого сигнала, формируют ее плотность распределения, по которой определяют длину интервала плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp. Экспериментально установлено (см. Тихий И.И. Оценка качества управления сложными техническими объектами / Тихий И.И., Кашковский В.В., Полуэктов С.П. // Вестн. Иркут. гос. тех. ун-та. - 2008. - Вып.2 (34). - С.37-41), что если длина интервала плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp>4,69 град, то принимают решение, что посадка выполнена на уровне летчика-снайпера и летчика 1 класса, при 2,85<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 4,69 град посадка выполнена на уровне летчика 2 класса, при 1,49<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 2,85 град посадка выполнена на уровне летчика 3 класса, при способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 1,49 град посадка выполнена на уровне летчика без классной квалификации. Указанная последовательность операций дает возможность повысить надежность, объективность и достоверность оценки качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки за счет оценивания действий летчика на протяжении всего этапа снижения по глиссаде, без потерь информации о действиях летчика между контрольными сечениями.

Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации на основе информации о величине длины интервала плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу может быть реализован, например, с помощью устройства, структурная схема которого представлена на фиг.1, где 1 - бортовое устройство регистрации, установленное непосредственно на самолете, 2 - устройство вычисления параметров пилотирования, 3 - пороговое устройство, 4 - устройство ввода нормативных параметров, 5 - устройство вычисления результатов пилотирования, 6 - фильтр, 7 - формирователь закона распределения. Устройства 2-7 установлены в наземном устройстве автоматизированной обработки полетной информации.

Назначение устройств, представленных на структурной схеме, соответствует их названию.

Устройство работает следующим образом. Инструментально зарегистрированная бортовым устройством регистрации 1 информация о параметрах полета самолета и действиях летчика после посадки самолета поступает в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, где осуществляется вычисление параметров пилотирования в устройстве 2. При этом происходит выделение информативного параметра - угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу - на участке снижения самолета по глиссаде в отдельный массив данных. Далее полетная информация разделяется на два информационных канала: первый - канал сравнения зарегистрированных значений параметров полета в контрольных сечениях со значениями, установленными нормативными документами, в устройстве 3, и второй - канал оценки качества пилотирования по параметру плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу в устройствах 6 и 7. Из полученной реализации информативного параметра с помощью фильтра 6 (например, см. Гутников B.C. Фильтрация измерительных сигналов / B.C. Гутников. - Л.: Энергоатомиздат, 1990. - С.160-168) выделяется высокочастотная составляющая, а в формирователе 7 строится ее плотность распределения. По указанной плотности распределения определяется длина интервала способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp, представленная на фиг.2, на которой плотность распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу принимает значения более 0,02 град-1

способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lр=(способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 ; способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 ) при f(x)способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 0,02 град-1,

где х - высокочастотная составляющая угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу, f(x) - плотность распределения параметра х, Zmin - минимальный уровень плотности распределения параметра х (экспериментально обосновано Zmin=0,02 град-1), способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 - левая граница, способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 - правая граница, способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp - длина интервала плотности распределения.

Полученная величина параметра способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp сравнивается с установленными диапазонами качества выполнения посадки и, если способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lp>4,69 град, то принимают решение, что посадка выполнена на уровне летчика-снайпера и летчика 1 класса, при 2,85<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 4,69 град посадка выполнена на уровне летчика 2 класса, при 1,49<способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 2,85 град посадка выполнена на уровне летчика 3 класса, при способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 Lpспособ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на   этапе посадки по данным штатного бортового устройства регистрации, патент № 2436164 1,49 град посадка выполнена на уровне летчика без классной квалификации.

В результате во втором информационном канале формируется оценка качества пилотирования этапа посадки по параметру плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу. Далее итоговая информация о качестве пилотирования из первого и второго информационных каналов поступает в устройство вычисления результатов пилотирования, которое и выдает окончательную оценку действий летчика по управлению самолетом.

Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из общедоступных сведений не известен способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки по длине интервала плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что заявленная последовательность операций и оценивание качества пилотирования самолета летчиком на этапе посадки по длине интервала плотности распределения высокочастотной составляющей угла отклонения ручки управления самолетом по тангажу приводят к повышению надежности, объективности и достоверности оценки качества пилотирования самолета летчиком на посадке по данным штатного бортового устройства регистрации.

Технико-экономическая эффективность предложенного способа заключается в достижении более высокого уровня летной подготовки при сохранении объема затрат на обучение пилотов за счет повышения надежности, объективности и достоверности оценки качества пилотирования.

Класс G07C11/00 Устройства, системы и аппараты для контроля, например при возникновении определенных условий, не отнесенные к другим группам

система управления очередью -  патент 2522296 (10.07.2014)
сенсорная компоновка автоматического дозатора -  патент 2468440 (27.11.2012)
моделирующий комплекс для проверки системы управления беспилотного летательного аппарата -  патент 2432592 (27.10.2011)
способ определения количества людей на заданной территории, скорости и направления движения людей -  патент 2420807 (10.06.2011)
система определения количеста людей на заданной территории, скорости и направления движения людей -  патент 2409845 (20.01.2011)
способ видеоконтроля и управления доступом -  патент 2321068 (27.03.2008)
способ оперативного дистанционного бесконтактного контроля психологического состояния людей и система, реализующая этот способ -  патент 2302705 (10.07.2007)
периферийное устройство для автоматического сбора биометрических и персональных данных, в частности для подготовки опознавательных документов -  патент 2281554 (10.08.2006)
система и способ соблюдения очередности обслуживания -  патент 2280895 (27.07.2006)
экологическая система сбора информации о состоянии региона -  патент 2275689 (27.04.2006)

Класс G08G5/00 Системы регулирования движения для воздушного транспорта

интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации -  патент 2528092 (10.09.2014)
система обнаружения помех для посадки и взлета вертолета -  патент 2523855 (27.07.2014)
способ дистанционного управления полетом беспилотного летательного аппарата и беспилотная авиационная система -  патент 2523613 (20.07.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
способ и система наблюдения за наземным движением подвижных объектов в пределах установленной зоны аэродрома -  патент 2521450 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
способ контроля дистанций между ведущим и ведомым самолетами при полете по маршруту с эшелонированием по высоте -  патент 2510082 (20.03.2014)
способ предотвращения несанкционированного использования летательного аппарата -  патент 2509373 (10.03.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
система инструментального захода самолетов на посадку по радиомаякам, обозначающим начало взлетно-посадочной полосы -  патент 2492525 (10.09.2013)
Наверх