многоцелевая подводная станция (мпс)
Классы МПК: | B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок |
Автор(ы): | Вайнерман Михаил Ильич (RU), Малыгин Константин Николаевич (RU), Минин Михаил Витальевич (RU), Морозов Андрей Валерьевич (RU), Пономарев Леонид Олегович (RU), Серов Дмитрий Владимирович (RU), Умяров Сабит Хамзятович (RU), Эделев Олег Константинович (RU), Ямолдин Игорь Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-07-02 публикация патента:
20.12.2011 |
Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов недр арктического шельфа. Многофункциональная подводная станция имеет семь отсеков, атомную энергетическую установку (7), лебедки, грузовой трюм (5), самоходную спасательную камеру, устройство для разрушения льда (9). В отсеках размещено научно-исследовательское оборудование (1), водолазный комплекс (2), шлюзовые отсеки для выхода водолазов и приема проб грунта (3), ангары для приема и выпуска необитаемых подводных аппаратов (4). В грузовом трюме размещено оборудование для подводно-технических работ. Лебедки для выпуска и приема сейсмокос (6) располагаются в забортном пространстве. Самоходная спасательная камера (8) рассчитана на весь экипаж и снабжена средствами поиска полыньи для всплытия. Достигается возможность производить круглогодично комплекс научно-исследовательских и подводно-технических работ, обеспечивающих освоение арктического шельфа. 1 ил.
Формула изобретения
Многофункциональная подводная станция, используемая для работы в арктических условиях, имеющая отсеки, с размещенным в них научно-исследовательским оборудованием, водолазным комплексом, устройствами шлюзования, отличающаяся тем, что многофункциональная подводная станция предназначена как для научно-исследовательских, так и для подводно-технических работ в круглогодичном режиме, для чего она снабжена атомной энергетической установкой, ангарами для выпуска и приема необитаемых подводных аппаратов, лебедками для выпуска и приема сейсмокос, расположенными в забортном пространстве, комплексами для подводно-технических работ, размещаемыми в грузовом трюме в виде сменного оборудования, принимаемого в зависимости от конкретных рейсовых заданий, а для увеличения безопасности экипажа при плавании под льдом предусмотрена самоходная спасательная камера, снабженная средствами поиска полыньи для всплытия, а также предусмотрено устройство для разрушения льда, обеспечивающее возможность выхода экипажа на лед при приледнении станции.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов недр арктического шельфа. Уровень развития научно-технической базы в этой области требует совершенствования, разработки новых методов и средств поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.
Акватории арктических морей являются районами, в которых 6 и более месяцев в году штормовые и ледовые условия затрудняют или делают вообще невозможной работу надводных научно-исследовательских судов.
Подводных научно-исследовательских судов мировая практика морских работ не имеет.
В соответствии с требованиями нормативных документов научно-исследовательское судно должно выполнять комплекс морских изысканий: инженерно-геодезические, инженерно-геофизические, инженерно-геологические, инженерно-гидрографические, инженерно-гидрометеорологические, литодинамические исследования, экологические исследования.
Одновременно, при обустройстве и эксплуатации морских арктических месторождений необходимо выполнять следующие прикладные подводно-технические работы:
Обследование грунта, а также подводных трубопроводов, кабельных линий и подводных сооружений;
Контроль за техническим состоянием подводных сооружений, трубопроводов и оборудования;
Монтаж и демонтаж подводного оборудования;
Ремонтно-профилактические работы на подводных сооружениях и подводных трубопроводах.
Подводных судов, выполняющих указанные работы, не имеется. Известны два подводных судна, которые можно было бы рассматривать в качестве аналогов для МПС:
- Спасательная дизель-электрическая подводная лодка проекта 940, снабженная глубоководным водолазным комплексом на глубину использования 300 м. Однако ПЛ выполняет только задачи спасения экипажей подводных лодок ВМФ. («Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство», ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, С.-Пб., 2004).
- Подводная лаборатория «Бентос-300» проекта 1603 предназначена для:
многосуточного наблюдения за жизнью рыб, бентоса, планктона и морских животных;
выполнения непрерывных измерений и регистрации физико-химических параметров морской среды, полей Земли;
записи биологических шумов моря;
проведения исследований с помощью водолазов.
К месту погружения «Бентос» буксируется надводным судном-обеспечителем («Малахит» - подводным силам России», ФГУП «С.-Пб. МБМ «Малахит», изд. «Гангут», 2006).
По своим размерениям и назначению указанные подводные суда не могут служить прототипами для МПС.
Предлагаемая многоцелевая подводная станция (МПС) способна выполнять круглогодично весь комплекс работ по морским изысканиям, а также подводно-технические работы, связанные с обустройством и эксплуатацией морских арктических месторождений.
МПС состоит из 7 отсеков:
I отсек - для научно-исследовательской аппаратуры, глубоководного водолазного комплекса и постов управления необитаемыми подводными аппаратами и подводным технологическим оборудованием. В нижней части отсека расположен шлюз для выхода водолазов. Над первым отсеком установлена самоходная всплывающая камера для спасения всего экипажа и ангары для выпуска и приема необитаемых подводных аппаратов, а в нижней части отсека - аккумуляторная батарея.
II отсек - центральный пост, каюты экипажа, общественные помещения, камбуз, провизионная камера, лазарет, изолятор. В верхней части отсека - выдвижные устройства, устройства для протаивания льда, входной люк. В нижней части - аккумуляторная батарея.
III отсек - помещение вспомогательных механизмов и систем жизнеобеспечения.
IV отсек - помещение атомной энергетической установки.
V отсек - турбогенераторный.
VI отсек - отсек главного гребного электродвигателя.
VII отсек - отсек вспомогательных механизмов.
В носовых конструкциях легкого корпуса расположен грузовой трюм с грузовым устройством.
В районе III отсека - резервный движительный комплекс. В кормовых конструкциях легкого корпуса располагаются две лебедки для сейсмокос.
Предлагаемая МПС в силу специфических особенностей эксплуатации имеет в своем облике ряд существенных отличий от создаваемых ранее подводных лодок для ВМФ.
В первую очередь, это касается необходимости размещения на МПС научно-исследовательской аппаратуры, устройств шлюзования, грузоподъемного оборудования и подводно-технических средств.
Учитывая необходимость уменьшения водоизмещения и размерений МПС с целью повышения ее маневренности, предусматривается установка специализированных подводно-технических средств в виде сменного оборудования, размещаемого в зависимости от конкретных рейсовых заданий (например, устройств для размыва грунта, подводный бульдозер, устройства для грунтозабора).
Предлагаемое судно выполняет вышеприведенный перечень научно-исследовательских и подводно-технических работ в круглогодичном режиме в акваториях, большую часть времени закрытых ледовым покровом.
На чертеже показано общее расположение МПС, где в специальных отсеках размещены: научно-исследовательское оборудование 1, водолазный комплекс 2, шлюзовые отсеки для выхода водолазов и приема проб грунта 3, а также ангары для приема и выпуска необитаемых подводных аппаратов 4.
В грузовой трюм 5 помещается оборудование для подводно-технических работ: комплекс для размыва грунта, комплекс для ремонта трубопроводов, землеройный комплекс.
Они принимаются на борт судна не одновременно, а по мере необходимости выполнения запланированных на рейс работ.
Судно также может выполнять сейсмические работы по технологии 2D и 3D, для чего в кормовой оконечности предусмотрены лебедки выпуска и приема сейсмокос 6, а в грузовой трюм помещают лебедки с излучателями необходимой акустической мощности.
Атомная энергетическая установка 7 обеспечивает круглогодичное подводно-подледное плавание. Замена ядерного топлива происходит в период заводских ремонтов. Безопасность экипажа обеспечивает самоходная всплывающая камера 8, рассчитанная на весь экипаж. Она снабжена средствами для поиска полыньи, в которую всплывает.
Кроме того, судно способно приледняться и имеет возможность разрушать лед с помощью устройства для разрушения льда 9 с целью выхода экипажа на лед.
Предлагаемая МГТС позволяет производить круглогодично комплекс научно-исследовательских и подводно-технических работ, обеспечивающих освоение Арктического шельфа, и может быть изготовлена на Российских судостроительных заводах по существующим технологиям создания подводной техники для ВМФ.
Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
Класс B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок