система вентиляции электрической машины (варианты)

Классы МПК:H02K9/08 охлаждающей газовой средой, циркулирующей внутри корпуса машины
H02K9/10 охлаждающей газовой средой, протекающей по замкнутому контуру, часть которого расположена вне корпуса машины 
H02K1/22 вращающиеся части магнитной цепи 
H02K1/32 с каналами или проходами для охлаждающей среды 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Нефтьстальконструкция" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-11-16
публикация патента:

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в системе вентиляции крупной электрической машины, в частности турбогенератора большой мощности с воздушным охлаждением статора и ротора. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в обеспечении эффективного охлаждения всех активных частей электрической машины при одновременном обеспечении возможности увеличения ее единичной мощности и сохранения простоты конструкции. Электрическая машина содержит ротор, статор с подпазовыми и радиальными вентиляционными каналами. По исполнению дистанционных распорок радиальные каналы подразделены на два типа, в каналах одного типа установлены дистанционные распорки, перекрывающие вход охлаждающего потока в подпазовые каналы по их периметру, а в каналах другого типа - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, причем совокупности каналов каждого типа образуют чередующиеся в аксиальном направлении вентиляционные зоны, на границах которых в зазоре установлены кольцевые разделительные перегородки, а в роторе выполнены вентиляционные каналы, каждый из которых сообщается с упомянутыми вентиляционными зонами. По второму варианту закрытые со стороны зазора радиальные вентиляционные каналы чередуются в аксиальном направлении с открытыми в зазор радиальными вентиляционными каналами, подразделенными по исполнению дистанционных распорок на два типа. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил. система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195

система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195 система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195 система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195 система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195 система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195 система вентиляции электрической машины (варианты), патент № 2437195

Формула изобретения

1. Система вентиляции электрической машины, содержащая ротор, зазор, статор с подпазовыми вентиляционными каналами и образованными с помощью дистанционных распорок радиальными вентиляционными каналами, открытыми в пространство между корпусом и спинкой статора, отличающаяся тем, что радиальные вентиляционные каналы открыты в зазор и по исполнению дистанционных распорок подразделены на два типа, в каналах одного типа установлены дистанционные распорки, перекрывающие вход охлаждающего потока в подпазовые каналы по их периметру, а в каналах другого типа - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, причем совокупности каналов каждого типа образуют чередующиеся в аксиальном направлении вентиляционные зоны, на границах которых в зазоре установлены кольцевые разделительные перегородки, а в роторе выполнены вентиляционные каналы, каждый из которых сообщается с упомянутыми вентиляционными зонами.

2. Система вентиляции электрической машины по п.1, отличающаяся тем, что кольцевые разделительные перегородки скреплены с ротором.

3. Система вентиляции электрической машины по п.1, отличающаяся тем, что кольцевые разделительные перегородки скреплены со статором.

4. Система вентиляции электрической машины по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что в дистанционных распорках, перекрывающих вход охлаждающего потока в подпазовые вентиляционные каналы со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, выполнены перепускные отверстия.

5. Система вентиляции электрической машины по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что в спинке статора выполнены аксиальные отверстия.

6. Система вентиляции электрической машины, содержащая ротор, статор с образованными с помощью дистанционных распорок радиальными вентиляционными каналами, открытыми в пространство между корпусом и спинкой статора и закрытыми со стороны зазора, с распорками в зубцовой части статора, имеющими U-образную форму и охватывающими подпазовые вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что закрытые со стороны зазора радиальные вентиляционные каналы чередуются в аксиальном направлении с дополнительно выполненными в статоре открытыми в зазор и в пространство между корпусом и спинкой статора радиальными вентиляционными каналами, подразделенными по исполнению дистанционных распорок на два типа, в каналах одного типа установлены дистанционные распорки, перекрывающие вход охлаждающего потока в подпазовые каналы по их периметру, а в каналах другого типа - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, причем совокупности каналов каждого типа образуют чередующиеся в аксиальном направлении вентиляционные зоны, на границах которых в зазоре установлены кольцевые разделительные перегородки, а в роторе выполнены вентиляционные каналы, каждый из которых сообщается с упомянутыми вентиляционными зонами.

7. Система вентиляции электрической машины по п.6, отличающаяся тем, что кольцевые разделительные перегородки скреплены с ротором.

8. Система вентиляции электрической машины по п.6, отличающаяся тем, что кольцевые разделительные перегородки скреплены со статором.

9. Система вентиляции электрической машины по любому из пп.6-8, отличающаяся тем, что в дистанционных распорках, перекрывающих вход охлаждающего потока в подпазовые вентиляционные каналы со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, выполнены перепускные отверстия.

10. Система вентиляции электрической машины по любому из пп.6-8, отличающаяся тем, что в спинке статора выполнены аксиальные отверстия.

Описание изобретения к патенту

Заявляемая группа технических решений относится к области электромашиностроения и предназначена для использования в системе вентиляции крупной электрической машины, в частности турбогенератора большой мощности с воздушным охлаждением статора и ротора.

Известна система вентиляции электрической машины [1], сердечник статора которой выполнен с открытыми в зазор вентиляционными каналами. Кольцевыми перегородками корпуса со стороны спинки статора образованы чередующиеся кольцевые зоны повышенного и пониженного давления. В роторе выполнены вентиляционные каналы, открытые в зазор. На наружной поверхности ротора установлены разделительные элементы, образующие кольцевые чередующиеся зоны, сообщающиеся с зонами повышенного и пониженного давления. С этими зонами сообщаются вентиляционные каналы ротора. Преимуществом данной системы вентиляции является то, что напор вентиляторов частично используется для организации движения охлаждающего потока в вентиляционных каналах ротора. Однако она отличается сложностью конструкции из-за большого количества коробов и перепускных труб и является малоэффективной при использовании воздушного охлаждения, т.к. на торцевые зоны электрической машины, которые испытывают наибольший нагрев, не направляется интенсивный поток охлаждающего газа.

Известна многоструйная система вентиляции электрической машины с продольным секционированием статора [2], в которой выходящий в зазор из подпазовых каналов и радиальных отверстий ротора охлаждающий поток отделен от зоны нагнетания статора перегородкой, смонтированной на сердечнике статора. При этом соединение зоны нагнетания статора с зоной разрежения выполнено через аксиальные отверстия в перегородке. Система исключает взаимное торможение потоков, выходящих из ротора и статора, но она малоэффективна в части охлаждения торцевых зон активных частей статора электрической машины.

За прототип для вариантов заявляемого решения принята система вентиляции электрической машины [3], содержащая сердечник статора с обмоткой и ротор. Охлаждающий поток циркулирует через спинку и зубцовую зону статора по радиальным каналам сердечника, образованным прямыми и U-образными дистанционными распорками, и по подпазовым каналам направляется с большой скоростью в торцевые части сердечника. Данное решение отличается простотой конструкции и обеспечивает эффективное охлаждение активных частей статора и, особенно, наиболее нагретых торцевых зон, но перекрытие зазора, исключающее связь с ротором, не позволяет использовать напорное действие вентиляторов для циркуляции воздуха в роторе. Этот недостаток ограничивает применение данной системы вентиляции для машин большой мощности с длинным ротором, в которых сечения отверстий (например, подпазовых каналов), выполненных в торцах бочки ротора, будет недостаточно для эффективного охлаждения ротора.

Целью заявляемой группы решений является обеспечение эффективного охлаждения всех активных частей электрической машины с возможностью увеличения ее единичной мощности и сохранения простоты конструкции.

Поставленная цель по первому варианту заявляемого решения достигается за счет того, что в известной системе вентиляции электрической машины, содержащей ротор, зазор, статор с подпазовыми вентиляционными каналами и образованными с помощью дистанционных распорок радиальными вентиляционными каналами, открытыми в пространство между корпусом и спинкой статора, упомянутые радиальные вентиляционные каналы открыты в зазор и по исполнению дистанционных распорок подразделены на два типа, в каналах одного типа установлены дистанционные распорки, перекрывающие вход охлаждающего потока в подпазовые каналы по их периметру, а в каналах другого типа - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, причем совокупности каналов каждого типа образуют чередующиеся в аксиальном направлении вентиляционные зоны, на границах которых в зазоре установлены кольцевые разделительные перегородки, а в роторе выполнены вентиляционные каналы, каждый из которых сообщается с упомянутыми вентиляционными зонами.

Поставленная цель по второму варианту решения достигается за счет того, что в известной системе вентиляции электрической машины, содержащей ротор, статор с образованными с помощью дистанционных распорок радиальными вентиляционными каналами, открытыми в пространство между корпусом и спинкой статора и закрытыми со стороны зазора, с распорками в зубцовой части статора, имеющими U-образную форму и охватывающими подпазовые вентиляционные каналы, упомянутые закрытые со стороны зазора радиальные вентиляционные каналы чередуются в аксиальном направлении с дополнительно выполненными в статоре открытыми в зазор и в пространство между корпусом и спинкой статора радиальными вентиляционными каналами, подразделенными по исполнению дистанционных распорок на два типа, в каналах одного типа установлены дистанционные распорки, перекрывающие вход охлаждающего потока в подпазовые каналы по их периметру, а в каналах другого типа - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, причем совокупности каналов каждого типа образуют чередующиеся в аксиальном направлении вентиляционные зоны, на границах которых в зазоре установлены кольцевые разделительные перегородки, а в роторе выполнены вентиляционные каналы, каждый из которых сообщается с упомянутыми вентиляционными зонами.

Для обоих вариантов решения кольцевые разделительные перегородки скреплены с ротором или статором, а в дистанционных распорках, перекрывающих вход охлаждающего потока в подпазовые вентиляционные каналы со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, могут быть выполнены перепускные отверстия или в спинке статора выполнены аксиальные отверстия.

Новизна заявляемой системы вентиляции электрической машины, по сравнению с прототипом, для обоих вариантов решения заключается в организации аксиального чередования вентиляционных зон повышенного и пониженного давления внутри сердечника статора с подключением в схему вентиляции аксиальных каналов статора и каналов ротора, сообщающихся с указанными вентиляционными зонами, и дополнительно для второго варианта - с чередованием закрытых со стороны зазора и открытых в зазор радиальных вентиляционных каналов.

Из уровня техники не выявлен признак, касающийся установки дистанционных распорок, в одних зонах перекрывающих вход охлаждающего потока в подпазовые вентиляционные каналы по их периметру, а в других зонах - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора при открытых в зазор радиальных вентиляционных каналах статора. Также не выявлено сочетание известных из прототипа закрытых со стороны зазора радиальных вентиляционных каналов с дополнительно выполненными открытыми в зазор радиальными вентиляционными каналами. Признак, касающийся перепускных отверстий в дистанционных распорках, перекрывающих подпазовые каналы со стороны спинки, из уровня техники не выявлен. Это позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого в качестве изобретения технического решения условию патентоспособности по изобретательскому уровню. Известные из уровня техники признаки «кольцевая разделительная перегородка в зазоре» и «аксиальное отверстие в спинке статора» в сочетании с новыми признаками повышают эффективность охлаждения, соответственно, ротора и спинки статора.

Изобретение поясняется чертежами, где на фигуре 1 представлен общий вид электрической машины, на фигурах 2 и 3 - поперечные сечения по соседним вентиляционным зонам, на фигуре 4 - вариант фигуры 3 с дистанционными распорками, на фигуре 5 - фрагмент варианта общего вида электрической машины, на фигуре 6 - поперечное сечение фигуры 5.

Система вентиляции электрической машины, например турбогенератора с воздушным охлаждением, состоит из статора с сердечником 1, с обмоткой 2, с нажимной плитой 3 и ротора 4 с обмоткой 5 (см. фиг.1). Сердечник 1 статора содержит радиальные вентиляционные каналы 6, открытые в пространство 7 между корпусом 8 и сердечником 1, а также в зазор 9, и подпазовые вентиляционные каналы 10. В аксиальном направлении сердечник 1 статора подразделен на чередующиеся вентиляционные зоны 11 и 12. В вентиляционных зонах 11 подпазовые каналы 10 охвачены по периметру дистанционными распорками 13. В вентиляционных зонах 12 установлены дистанционные распорки 14, перекрывающие подачу воздуха по радиальным вентиляционным каналам 6 в подпазовые каналы 10 со стороны пространства 7. В роторе 4 выполнены вентиляционные каналы 15, каждый из которых образован радиальными щелями в обмотке 5 ротора 4 и подпазовыми щелями в бочке ротора 4. Таким образом, каждый вентиляционный канал 15 открыт в соседние вентиляционные зоны 11 и 12. В зазоре 9 на границах вентиляционных зон 11 и 12 установлены кольцевые разделительные перегородки 16, которые могут быть закреплены как на роторе 4 (показано на фиг.1), так и на расточке сердечника 1 статора. Сечение по вентиляционной зоне 11 с распорками 13 показано на фигуре 2. Сечение по вентиляционной зоне 12 с распорками 14 показано на фигуре 3. В распорках 14 могут быть выполнены перепускные отверстия 17 для локального перепуска воздуха от спинки сердечника 1 в подпазовые каналы 10 статора. В вентиляционной зоне 12 могут быть размещены дистанционные распорки 18 (см. фиг.4), не перекрывающие вход в подпазовые каналы 10 в зоне 12. Как вариант локальной вентиляции спинки сердечника 1 - в спинке по всей длине статора могут быть выполнены аксиальные каналы 19. В вариантном решении системы вентиляции (см. фиг.5) закрытые со стороны зазора тангенциальными распорками 20 радиальные вентиляционные каналы 21 размещены с чередованием с открытыми вентиляционными каналами 6. В каналах 21 подпазовые вентиляционные каналы 10 охвачены U-образными дистанционными распорками 22, боковые образующие 23 (см. фиг.6) которых обращены в сторону зазора. Оптимальным размещением закрытых со стороны зазора радиальных вентиляционных каналов 21 является чередование их с каждым радиальным вентиляционным каналом 6 в каждой вентиляционной зоне 11 и 12.

Вентиляция электрической машины по первому варианту решения осуществляется следующим образом. Охлаждающий воздух (на чертежах движение воздуха обозначено стрелками) поступает из пространства 7 в радиальные каналы 6. В вентиляционных зонах 11 он проходит через спинку сердечника 1 статора, затем, минуя закрытые распорками 13 подпазовые каналы 10, по зубцовой части сердечника 1 статора с обмоткой 2 и выходит в зазор 9. Из зазора 9 он попадает в вентиляционные каналы 15 ротора 4, охлаждает активные части ротора и выходит в зазор 9 вентиляционной зоны 12. Далее воздух через зубцовую часть сердечника 1 выходит в подпазовые каналы 10 статора и, охлаждая торцевую часть статора (крайние пакеты сердечника 1, нажимную плиту 3, лобовые части обмотки 2 статора), направляется к вентилятору. Частичный перепуск воздуха из зоны 11 в зону 12 осуществляется через зазор (позицией не обозначен) между разделительными перегородками 16 и расточкой сердечника 1 статора. Охлаждающий воздух, поступающий из пространства 7 в радиальные каналы 6 вентиляционной зоны 12, проходит через спинку сердечника 1 статора и через перепускные отверстия 17 в дистанционных распорках 14 выходит в подпазовый канал 10 и далее в торцевую часть статора. Возможно исполнение, когда воздух проходит через спинку сердечника 1 и по аксиальным каналам 19 выходит в торцевую часть статора.

По второму варианту решения вентиляция электрической машины по открытым в зазор 9 радиальным каналам 6 осуществляется так же, как в первом варианте решения. Вентиляция по закрытым в сторону зазора радиальным каналам 21 осуществляется следующим образом. Воздух, поступающий в каналы 21 из пространства 7, проходит через спинку сердечника в зубцовую часть, огибает боковые образующие 23 U-образных распорок 22 и выходит в подпазовые каналы 10.

Введение закрытых со стороны зазора вентиляционных каналов 21 в зоны 11 и 12 позволяет отвести часть тепла, выделяющегося в сердечнике статора, обмотке, на поверхности ротора и в зазоре. Таким образом, обеспечивается снижение температуры обмотки статора в зонах 12 на 20-25°С и снижение температуры обмотки ротора примерно на 10°С.

Предлагаемая система вентиляции позволяет обеспечить интенсивное охлаждение всех активных частей электрической машины большой мощности, получить более равномерное распределение температуры по длине статора и ротора. Перепад давления воздуха между зонами 11 и 12 создается установленными на роторе вентиляторами. Это позволяет путем подбора вентиляторов обеспечить оптимальную величину перепада давления и эффективно вентилировать ротор большой длины, характерный для мощных турбогенераторов. Решение отличается конструктивной простотой и технологичностью.

Источники информации

1. Патент US 3265912, фирма Westinghouse, H02K 3/24б, Н02К 9/00, приоритет от 15.06.64, опубл. 09.08.66.

2. Патент JP 62236340, фирма Hitachi, H02K 1/20, приоритет от 07.04.86, опубл. 16.10.87.

3. Патент RU 2246786, фирма Ленинградский электромашиностроительный завод, Н02К 9/08, приоритет от 09.07.2003, опубл. 20.02.2005.

Класс H02K9/08 охлаждающей газовой средой, циркулирующей внутри корпуса машины

торцевая асинхронная электрическая машина -  патент 2522898 (20.07.2014)
электрическая машина с двойным осевым вентилятором -  патент 2502179 (20.12.2013)
система вентиляции электрической машины -  патент 2438224 (27.12.2011)
электрическая машина -  патент 2408964 (10.01.2011)
электрическая машина с охлаждаемым внутри ротором -  патент 2399141 (10.09.2010)
турбогенератор с системой газового охлаждения -  патент 2379813 (20.01.2010)
генератор электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения -  патент 2303324 (20.07.2007)
электрическая машина с газовым охлаждением -  патент 2284626 (27.09.2006)
система охлаждения статора электрической машины -  патент 2246786 (20.02.2005)
устройство для подвода охлаждающей жидкости к кольцам контактным электрической машины -  патент 2216840 (20.11.2003)

Класс H02K9/10 охлаждающей газовой средой, протекающей по замкнутому контуру, часть которого расположена вне корпуса машины 

электрическая машина с газовым охлаждением и способ ее охлаждения -  патент 2524168 (27.07.2014)
способ газового охлаждения электрической машины и электрическая машина -  патент 2524160 (27.07.2014)
электрическая машина с повышенной степенью защиты с улучшенным охлаждением ротора -  патент 2497260 (27.10.2013)
электрическая машина -  патент 2494515 (27.09.2013)
система вентиляции электрической машины -  патент 2438224 (27.12.2011)
электрическая машина -  патент 2408964 (10.01.2011)
способ воздушного охлаждения секционированного вентильно-индукторного двигателя и секционированный вентильно-индукторный двигатель с системой воздушного охлаждения -  патент 2358371 (10.06.2009)
генератор электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения -  патент 2303324 (20.07.2007)
индукторный генератор -  патент 2280308 (20.07.2006)
электрический гондольный привод для судна -  патент 2205129 (27.05.2003)

Класс H02K1/22 вращающиеся части магнитной цепи 

Класс H02K1/32 с каналами или проходами для охлаждающей среды 

Наверх