способ позиционирования гидротехнического затвора
Классы МПК: | F16K3/32 средства для дополнительной регулировки расхода F15B21/02 системы с сервомеханизмами с программным управлением, содержащие запоминающие устройства или датчики времени; устройства управления для них |
Автор(ы): | Самойлов Вячеслав Борисович (RU), Коблев Игорь Ильясович (RU), Тарасов Виктор Васильевич (RU), Авдеев Виктор Васильевич (RU), Варшавский Михаил Юрьевич (RU), Веремюк Александр Евгеньевич (RU), Ширков Сергей Евгеньевич (RU), Дикарев Михаил Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Самойлов Вячеслав Борисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-20 публикация патента:
27.12.2011 |
Изобретение относится к энергетическим и гидротехническим сооружениям при перепуске больших количеств воды, в частности к устройствам управления электрогидравлическим приводом затвора гидротехнического сооружения. Предварительно на напорно-сливной магистрали устанавливают датчик давления, выход которого подключают к программируемому контроллеру и посредством датчика давления контролируют в напорно-сливной магистрали величину давления. Шток гидроцилиндра оснащают закрепленными на нем датчиком скорости перемещения гидротехнического затвора и датчиком положения гидротехнического затвора, выходы которых подключают ко входам контроллера. За счет системной обратной связи организуют с помощью указанных выше датчиков, программируемого контроллера и частотного преобразователя требуемое позиционирование штока гидроцилиндра. При подъеме гидротехнического затвора для перемещения последнего вверх с программируемого терминала, который выполняют сенсорным, вначале подают команду на подъем гидротехнического затвора, для чего в напорно-сливной магистрали поднимают насосом давление до заданной величины и посредством датчика давления контролируют нарастание давления до заданной величины и по командам программируемого контролера поддерживают заданное давление в напорно-сливной магистрали и, как следствие, под поршнем силового гидроцилиндра и по полученной информации посредством частотного преобразователя изменяют частоту вращения вала электродвигателя, а следовательно, и производительность насоса. Дальнейший подъем осуществляют на постоянных программируемых контроллером давлениях в напорно-сливной магистрали для преодоления больших нагрузок типа сухое трение, и этот режим движения гидротехнического затвора осуществляют до момента получения сигнала контроллером от датчика положения гидротехнического затвора о выходе гидротехнического затвора из соприкосновения с уплотнением, соответствующим положению полного открытия гидротехнического затвора. После чего продолжают подъем гидротехнического затвора с требуемой заданной постоянной скоростью с последующим переходом по команде программируемого контроллера в режим с уменьшением скорости движения гидротехнического затвора до 0,1-0,2 Vп, где Vп - постоянная скорость перемещения гидротехнического затвора перед его торможением при положении гидротехнического затвора на высоте 0,95-0,97 Н, где Н - заданная с программируемого терминала высота подъема гидротехнического затвора, при достижении которой программируемый контроллер выдает команду частотному преобразователю на включение электрического тормоза и остановку гидротехнического затвора в заданном положении. Движение гидротехнического затвора вниз осуществляют путем слива рабочей жидкости из-под поршня силового гидроцилиндра через насосно-сливную магистраль и насос, работающий в этот момент в моторном режиме. По команде с программируемого терминала с помощью программируемого контроллера, управляющего частотным преобразователем, поддерживают заданную скорость движения вниз гидротехнического затвора путем стабилизации расхода рабочей жидкости по напорно-сливной магистрали. Перемещение гидротехнического затвора контролируют датчиком скорости перемещения гидротехнического затвора и по показаниям последнего, программируемым контроллером, регулируют скорость перемещения гидротехнического затвора и его останов в крайнем нижнем положении. 1 ил.
Формула изобретения
Способ позиционирования гидротехнического затвора, соединенного со штоком силового гидроцилиндра, включающий программно-регулируемую посредством соединенного с программируемым терминалом программируемого контроллера подачу рабочей жидкости под шток силового гидроцилиндра путем изменения частотным преобразователем частоты вращения электродвигателя, соединенного с валом насоса, подключенного входом к баку питания и выходом через напорно-сливную магистраль с фильтром и запорной арматурой - к входной магистрали силового гидроцилиндра, слив рабочей жидкости осуществляют по контуру «полость силового гидроцилиндра - напорно-сливная магистраль - насос - бак питания» с поддержанием за счет программного регулирования контроллером и частотным преобразователем требуемой скорости опускания штока с затвором, отличающийся тем, что предварительно на напорно-сливной магистрали устанавливают датчик давления, выход которого подключают к программируемому контроллеру и посредством датчика давления контролируют в напорно-сливной магистрали величину давления, кроме того, шток гидроцилиндра оснащают закрепленными на нем датчиком скорости перемещения гидротехнического затвора и датчиком положения гидротехнического затвора, выходы которых подключают ко входам контроллера, причем за счет системной обратной связи организуют с помощью указанных выше датчиков, программируемого контроллера и частотного преобразователя требуемое позиционирование штока гидроцилиндра, при этом при подъеме гидротехнического затвора для перемещения последнего вверх с программируемого терминала, который выполняют сенсорным, вначале подают команду на подъем гидротехнического затвора, для чего в напорно-сливной магистрали поднимают насосом давление до заданной величины и посредством датчика давления контролируют нарастание давления до заданной величины, и по командам программируемого контролера поддерживают заданное давление в напорно-сливной магистрали и, как следствие, под поршнем силового гидроцилиндра и по полученной информации посредством частотного преобразователя изменяют частоту вращения вала электродвигателя, а, следовательно, и производительность насоса, при этом дальнейший подъем осуществляют на постоянных программируемых контроллером давлениях в напорно-сливной магистрали для преодоления больших нагрузок, типа сухое трение, и этот режим движения гидротехнического затвора осуществляют до момента получения сигнала контроллером от датчика положения гидротехнического затвора о выходе гидротехнического затвора из соприкосновения с уплотнением, соответствующим положению полного открытия гидротехнического затвора, после чего продолжают подъем гидротехнического затвора с требуемой заданной постоянной скоростью с последующим переходом по команде программируемого контроллера в режим с уменьшением скорости движения гидротехнического затвора до 0,1-0,2 Vп, где Vп - постоянная скорость перемещения гидротехнического затвора перед его торможением при положении гидротехнического затвора на высоте 0,95-0,97 Н, где Н - заданная с программируемого терминала высота подъема гидротехнического затвора, при достижении которой программируемый контроллер выдает команду частотному преобразователю на включение электрического тормоза и остановку гидротехнического затвора в заданном положении, а движение гидротехнического затвора вниз осуществляют путем слива рабочей жидкости из-под поршня силового гидроцилиндра через насосно-сливную магистраль и насос, работающий в этот момент в моторном режиме, при этом по команде с программируемого терминала с помощью программируемого контроллера, управляющего частотным преобразователем, поддерживают заданную скорость движения вниз гидротехнического затвора путем стабилизации расхода рабочей жидкости по напорно-сливной магистрали, при этом перемещение гидротехнического затвора контролируют датчиком скорости перемещения гидротехнического затвора и по показаниям последнего, программируемым контроллером, регулируют скорость перемещения гидротехнического затвора и его останов в крайнем нижнем положении.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к энергетическим и гидротехническим сооружениям при перепуске больших количеств воды, в частности к устройствам управления электрогидравлическим приводом затвора гидротехнического сооружения, и может быть использовано для управления движением штока силового гидроцилиндра, соединенного с гидротехническим затвором.
Известен способ позиционирования гидротехнического затвора, включающий пуск электродвигателя при плавном повышении его частоты вращения, при этом одновременно, в соответствии с требуемым законом движения, подают сигнал на изменение рабочего объема насоса и замедленно переключают в правое положение распределитель, что обеспечивает подачу рабочей жидкости в штоковую полость гидроцилиндра и, как следствие, начало плавного движения гидротехнического затвора, а слив рабочей жидкости производят через гидрозамок, распределитель и гидромотор, обеспечивающий требуемую жесткость привода регулированием нагрузки на электрогенераторе, производимым блоком системы управления в соответствии с величиной и знаком силы сопротивления (см. авторское свидетельство SU № 1506015, 07.09.1989).
Данный способ позволяет обеспечить перемещение гидротехнического затвора. Однако при данном способе позиционирования отсутствует контроль за положением гидротехнического затвора в процессе его перемещения, что снижает надежность работы гидротехнического сооружения.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ позиционирования гидротехнического затвора, соединенного со штоком силового гидроцилиндра, включающий программно регулируемую посредством соединенного с программируемым терминалом программируемого контроллера подачу рабочей жидкости под шток силового гидроцилиндра, путем изменения частотным преобразователем частоты вращения электродвигателя, соединенного с валом насоса, подключенного входом к баку питания и выходом через напорно-сливную магистраль с фильтром и запорной арматурой - к входной магистрали силового гидроцилиндра, слив рабочей жидкости осуществляют по контуру «полость силового гидроцилиндра - напорно-сливная магистраль - насос - бак питания» с поддержанием за счет программного регулирования контроллером и частотным преобразователем требуемой скорости опускания штока с затвором (см. авторское свидетельство SU № 1617086, 30.12.1990).
Данный способ позиционирования позволяет контролировать перемещение гидротехнического затвора в процессе его перемещения, однако он не учитывает скорость движения гидротехнического затвора в зависимости от его положения, что снижает надежность работы и приводит к повышенным энергозатратам на перемещение гидротехнического затвора.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение контроля перемещения гидротехнического затвора и в зависимости от этого изменение скорости перемещения гидротехнического затвора.
Технический результат заключается в том, что достигается повышение надежности перемещения гидротехнического затвора при снижении затрат энергии на его перемещение.
Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что способ позиционирования гидротехнического затвора, соединенного со штоком силового гидроцилиндра, включает программно регулируемую посредством соединенного с программируемым терминалом программируемого контроллера подачу рабочей жидкости под шток силового гидроцилиндра путем изменения частотным преобразователем частоты вращения электродвигателя, соединенного с валом насоса, подключенного входом к баку питания и выходом через напорно-сливную магистраль с фильтром и запорной арматурой - к входной магистрали силового гидроцилиндра, слив рабочей жидкости осуществляют по контуру «полость силового гидроцилиндра - напорно-сливная магистраль - насос - бак питания» с поддержанием за счет программного регулирования контроллером и частотным преобразователем требуемой скорости опускания штока с затвором, при этом предварительно на напорно-сливной магистрали устанавливают датчик давления, выход которого подключают к программируемому контроллеру и посредством датчика давления контролируют в напорно-сливной магистрали величину давления, кроме того, шток гидроцилиндра оснащают закрепленными на нем датчиком скорости перемещения гидротехнического затвора и датчиком положения гидротехнического затвора, выходы которых подключают ко входам контроллера, причем за счет системной обратной связи организуют с помощью указанных выше датчиков, программируемого контроллера и частотного преобразователя требуемое позиционирование штока гидроцилиндра, при этом при подъеме гидротехнического затвора для перемещения последнего вверх с программируемого терминала, который выполняют сенсорным, вначале подают команду на подъем гидротехнического затвора, для чего в напорно-сливной магистрали поднимают насосом давление до заданной величины и посредством датчика давления контролируют нарастание давления до заданной величины и по командам программируемого контролера поддерживают заданное давление в напорно-сливной магистрали и, как следствие, под поршнем силового гидроцилиндра и по полученной информации посредством частотного преобразователя изменяют частоту вращения вала электродвигателя, а следовательно, и производительность насоса, при этом дальнейший подъем осуществляют на постоянных программируемых контроллером давлениях в напорно-сливной магистрали для преодоления больших нагрузок типа сухое трение, и этот режим движения гидротехнического затвора осуществляют до момента получения сигнала контроллером от датчика положения гидротехнического затвора о выходе гидротехнического затвора из соприкосновения с уплотнением, соответствующим положению полного открытия гидротехнического затвора, после чего продолжают подъем гидротехнического затвора с требуемой заданной постоянной скоростью с последующим переходом по команде программируемого контроллера в режим с уменьшением скорости движения гидротехнического затвора до 0,1-0,2 V П, где VП - постоянная скорость перемещения гидротехнического затвора перед его торможением при положении гидротехнического затвора на высоте 0,95-0,97 Н, где Н - заданная с программируемого терминала высота подъема гидротехнического затвора, при достижении которой программируемый контроллер выдает команду частотному преобразователю на включение электрического тормоза и остановку гидротехнического затвора в заданном положении, а движение гидротехнического затвора вниз осуществляют путем слива рабочей жидкости из-под поршня силового гидроцилиндра через насосно-сливную магистраль и насос, работающий в этот момент в моторном режиме, при этом по команде с программируемого терминала с помощью программируемого контроллера, управляющего частотным преобразователем, поддерживают заданную скорость движения вниз гидротехнического затвора путем стабилизации расхода рабочей жидкости по напорно-сливной магистрали, при этом перемещение гидротехнического затвора контролируют датчиком скорости перемещения гидротехнического затвора и по показаниям последнего, программируемым контроллером, регулируют скорость перемещения гидротехнического затвора и его останов в крайнем нижнем положении.
На чертеже представлена блок-схема системы позиционирования гидротехническим затвором.
Система позиционирования гидротехнического затвора содержит соединенный со штоком силового гидроцилиндра 1 гидротехнический затвор 2, выполненный сенсорным программируемый терминал 3, программируемый контроллер 4, частотный преобразователь 5 частоты вращения электродвигателя 6, соединенного с валом насоса 7, подключенного входом к баку питания 9 и выходом через напорно-сливную магистраль 10 с фильтром 11 и запорной арматурой - к входной магистрали силового гидроцилиндра 1. На напорно-сливной магистрали 10 установлен датчик давления 12, выход которого подключен к программируемому контроллеру 4. Посредством датчика давления 12 контролируют в напорно-сливной магистрали 10 величину давления. Шток гидроцилиндра 1 оснащен закрепленными на нем датчиком скорости перемещения 13 гидротехнического затвора 2 и датчиком положения 14 гидротехнического затвора 2, выходы которых подключены ко входам программируемого контроллера 4.
Способ позиционирования гидротехнического затвора 2, соединенного со штоком силового гидроцилиндра 1, включает программно регулируемую посредством соединенного с программируемым терминалом 3 программируемого контроллера 4 подачу рабочей жидкости под шток силового гидроцилиндра 1 путем изменения частотным преобразователем 5 частоты вращения электродвигателя 6, соединенного с валом насоса 7, подключенного входом к баку питания 9 и выходом через напорно-сливную магистраль 10 с фильтром 11 и запорной арматурой - к входной магистрали силового гидроцилиндра 1.
Слив рабочей жидкости осуществляют по контуру «полость силового гидроцилиндра 1 - напорно-сливная магистраль 10 - насос 7 - бак питания 9» с поддержанием за счет программного регулирования программируемым контроллером 4 и частотным преобразователем 5 требуемой скорости опускания штока гидроцилиндра 1 с прикрепленным к нему гидротехническим затвором 2.
Предварительно на напорно-сливной магистрали 10 устанавливают датчик давления 12, выход которого подключают к программируемому контроллеру 4. Посредством датчика давления 12 контролируют в напорно-сливной магистрали 10 величину давления. Шток гидроцилиндра 1 оснащают закрепленными на нем датчиком скорости 13 перемещения гидротехнического затвора 2 и датчиком положения 14 гидротехнического затвора 2, выходы которых подключают ко входам программируемого контроллера 4. За счет системной обратной связи организуют с помощью указанных выше датчиков 13 и 14, программируемого контроллера 4 и частотного преобразователя 5 требуемое позиционирование штока гидроцилиндра 1.
При подъеме гидротехнического затвора 2 для перемещения последнего вверх с программируемого терминала 3 вначале подают команду на подъем гидротехнического затвора 2, для чего в напорно-сливной магистрали 10 поднимают насосом 7 давление до заданной величины, и посредством датчика давления 12 контролируют нарастание давления до заданной величины, и по командам программируемого контролера поддерживают заданное давление в напорно-сливной магистрали 10, и, как следствие, под поршнем силового гидроцилиндра 1 и по полученной информации посредством частотного преобразователя 5 изменяют частоту вращения вала электродвигателя 6, а следовательно, и производительность насоса 7.
Дальнейший подъем осуществляют на постоянных программируемых контроллером 4 давлениях в напорно-сливной магистрали 10 для преодоления больших нагрузок типа сухое трение, и этот режим движения гидротехнического затвора 2 осуществляют до момента получения сигнала программируемым контроллером 4 от датчика положения 14 гидротехнического затвора 2 о выходе гидротехнического затвора 2 из соприкосновения с уплотнением, соответствующим положению полного открытия гидротехнического затвора 2. Затем продолжают подъем гидротехнического затвора 2 с требуемой заданной постоянной скоростью с последующим переходом по команде программируемого контроллера 4 в режим с уменьшением скорости движения гидротехнического затвора 2 до 0,1-0,2 V П, где VП - постоянная скорость перемещения гидротехнического затвора 2 перед его торможением при положении гидротехнического затвора 2 на высоте 0,95-0,97 Н, где Н - заданная с программируемого терминала высота подъема гидротехнического затвора 2, что позволяет точно позиционировать гидротехнический затвор и при этом предотвратить вибрацию гидротехнического затвора в процессе его остановки на требуемой заранее заданной высоте, при достижении которой программируемый контроллер 4 выдает команду частотному преобразователю 5 на включение электрического тормоза и остановку гидротехнического затвора 2 в заданном положении.
Движение гидротехнического затвора 2 вниз осуществляют путем слива рабочей жидкости из-под поршня силового гидроцилиндра 1 через насосно-сливную магистраль 10 и насос 7, работающий в этот момент в моторном режиме, при этом по команде с программируемого терминала 3 с помощью программируемого контроллера 4 управляющего частотным преобразователем 5 поддерживают заданную скорость движения вниз гидротехнического затвора 2 путем стабилизации расхода рабочей жидкости по напорно-сливной магистрали 10, при этом перемещение гидротехнического затвора 2 контролируют датчиком скорости 13 перемещения гидротехнического затвора 2 и по показаниям последнего, программируемым контроллером 4, регулируют скорость перемещения гидротехнического затвора 2 и его остановку в крайнем нижнем положении.
Настоящее изобретение может быть использовано на различного рода энергетических и гидротехнических сооружениях при перепуске больших количеств воды.
Класс F16K3/32 средства для дополнительной регулировки расхода
Класс F15B21/02 системы с сервомеханизмами с программным управлением, содержащие запоминающие устройства или датчики времени; устройства управления для них