транспортное средство для тушения пожаров
Классы МПК: | A62C3/02 при возгораниях на больших площадях, например лесных или подземных пожаров A62C27/00 Пожарные машины |
Автор(ы): | Таймаров Михаил Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный энергетический университет" (КГЭУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-11-09 публикация патента:
10.01.2012 |
Для расширения функциональных возможностей и обеспечения тушения пожара в условиях «захламленности», в том числе металлическими трубами, стволами деревьев и т.п., а также обеспечения эвакуации из зоны пожара людей и грузов, транспортное средство содержит тяговое шасси, на котором установлены стрела с гидравлическим захватывающим устройством с фрезами для резки металла и древесины, плуг для создания огнепреградительной полосы, отвал для создания огнепреградительного вала, насос низкого давления, емкость для воды. К тяговому шасси последовательно соединены сцепными устройствами два автономных прицепных шасси, на каждом из которых размещена основная емкость для воды с автономным вакуумным насосом, второе автономное шасси соединено с первым с возможностью изменения расстояния при помощи сцепного устройства, выполненного с возможностью регулирования длины в виде роспуска с площадкой для транспортировки людей и грузов из зоны пожара. На первом и втором автономном шасси с основными емкостями для воды соединены соответственно насосы среднего и высокого давления, приводимые в работу при помощи автономных двигателей внутреннего сгорания. Каждое автономное шасси выполнено полусамоходным с возможностью самостоятельного автономного перемещения с малой скоростью по уплотненной тяговым шасси грунтовой колее путем отбора мощности через муфту сцепления от автономных двигателей внутреннего сгорания при отключенных насосах среднего и высокого давления. 1 ил., 1 табл.
Формула изобретения
Транспортное средство для тушения пожаров, содержащее тяговое шасси, на котором установлены стрела, плуг для создания огнепреградительной полосы, отвал для создания огнепреградительного вала, насос низкого давления, емкость для воды, отличающееся тем, что на стреле расположено гидравлическое захватывающее устройство с фрезами для резки металла и древесины, а само транспортное средство выполнено в виде автопоезда, содержащего последовательно соединенные сцепными устройствами тяговое шасси и два автономных прицепных шасси, на каждом из которых размещена основная емкость для воды, снабженная автономным вакуумным насосом, причем второе автономное прицепное шасси соединено с первым автономным прицепным шасси с возможностью изменения расстояния между ними при помощи сцепного устройства, выполненного с возможностью регулирования длины в виде роспуска с площадкой для транспортировки людей и грузов из зоны пожара, при этом на первом и втором автономном прицепном шасси размещены соответственно насосы среднего и высокого давления, соединенные с основными емкостями для воды и приводимые в работу при помощи автономных двигателей внутреннего сгорания, а каждое автономное прицепное шасси выполнено полусамоходным с возможностью самостоятельного автономного перемещения с малой скоростью по уплотненной тяговым шасси грунтовой колее путем отбора мощности через муфту сцепления от автономного двигателя внутреннего сгорания при отключенных насосах среднего и высокого давления.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области средств противопожарной обороны технологического оборудования тепловых электрических станций, мазутохранилищ и складов промежуточного хранения твердых топлив этих станций. Изобретение может быть также использовано для противопожарной обороны населенных пунктов и промышленных зон от низовых и верховых лесных пожаров.
Известно противопожарное транспортное средство, которое содержит тяговое шасси, емкость для воды, насос для заполнения емкости водой и подачи воды в зону пожара, соединительные шланги и ствол для транспортировки воды в емкость и в зону пожаротушения (см. Самоходный лафетный ствол СЛС-100. Политехнический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 г., стр.400).
Недостатки известного средства пожаротушения:
1 - отсутствие захватывающе-режущего устройства для разрезания металлических труб и бревен;
2 - отсутствие отвала для создания земляных огнепреградительных валов;
3 - отсутствие плуга для создания огнепреградительных полос из вспаханной земли;
4 - ограниченное количество воды, которое может быть использовано в пожаротушении.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является противопожарное транспортное средство, которое содержит тяговое шасси, емкость для воды, насосы низкого, среднего и высокого давления для подачи воды в зону пожара, соединительные шланги и ствол для транспортировки воды в емкость и в зону пожаротушения, плуг для создания огнепреградительной полосы, отвал для создания огнепреградительного вала (см. Описание пожарного вездехода. Информационный листок Онежского тракторного завода, 2010 г.).
Недостатки известного средства пожаротушения:
1 - отсутствие захватывающе-режущего устройства для разрезания металлических труб и бревен;
2 - ограниченное количество воды, которое может быть использовано в пожаротушении;
3 - невозможность одновременного выполнения работы по созданию земляной огнепреградительной полосы и пользования стволом для подачи воды в зону пожаротушения, так как ограничена мощность двигателя.
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности тушения пожара в условиях «захламленности», в том числе металлическими трубами, стволов деревьев и т.п., а также обеспечения возможности эвакуации из зоны пожара людей и грузов.
Технический результат достигается тем, что в транспортном средстве для тушения пожаров, содержащем тяговое шасси, на котором установлены стрела, плуг для создания огнепреградительной полосы, отвал для создания огнепреградительного вала, насос низкого давления, емкость для воды, согласно заявляемому изобретению на стреле расположено гидравлическое захватывающее устройство с фрезами для резки металла и древесины, а само транспортное средство выполнено в виде автопоезда, содержащим последовательно соединенные сцепными устройствами тяговое шасси и два автономных прицепных шасси, на каждом из которых размещена основная емкость для воды, снабженная автономным вакуумным насосом, причем второе автономное прицепное шасси соединено с первым автономным прицепным шасси с возможностью изменения расстояния между ними при помощи сцепного устройство, выполненным с возможностью регулирования длины, в виде роспуска с площадкой для транспортировки людей и грузов из зоны пожара, при этом на первом и втором автономном прицепном шасси размещены соответственно насосы среднего и высокого давления, соединенные с основными емкостями для воды и приводимые в работу при помощи автономных двигателей внутреннего сгорания, а каждое автономное прицепное шасси выполнено полусамоходным с возможностью самостоятельного автономного перемещения с малой скоростью по уплотненной тяговым шасси грунтовой колее путем отбора мощности через муфту сцепления от автономных двигателей внутреннего сгорания при отключенных насосах среднего и высокого давления.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематично изображено транспортное средство для тушения пожаров.
Деталям, узлам и агрегатам на чертеже присвоены следующие позиции:
1 - тяговое шасси;
2 - емкость для воды;
3 - плуг для создания огнепреградительной полосы;
4 - отвал для создания огнепреградительного вала;
5 - насос низкого давления;
6 - топливный бак тягового шасси;
7 - фреза для резки металла;
8 - фреза для резки древесины;
9 - гидравлическое захватывающее устройство;
10 - стрела;
11 - автономное полусамоходное прицепное шасси;
12 - насос среднего давления;
13 - автономный двигатель внутреннего сгорания насоса среднего давления;
14 - основная емкость для воды;
15 - топливный бак автономного полусамоходного прицепного шасси;
16 - насос высокого давления;
17 - автономный двигатель внутреннего сгорания насоса высокого давления;
18 - сцепное устройство;
19 - роспуск (сцепное устройство с возможностью регулирования длины);
20 - площадка для аварийной транспортировки людей, грузов и вспомогательного оборудования.
На тяговом шасси 1 установлены емкость 2 для воды, используемой при создании водяного тумана и пенообразования, а также для подачи воды в близкую зону горения, плуг 3 для создания огнепреградительной полосы, отвал 4 для создания огнепреградительного вала, насос 5 низкого давления, основной топливный бак 6.
На стреле 10 расположено гидравлическое захватывающее устройство 9 с фрезами для резки металла 7 и древесины 8.
Транспортное средство выполнено в виде автопоезда, содержащим последовательно соединенные сцепными устройствами 18, 19 тяговое шасси 1 и два автономных прицепных шасси 11. Второе автономное прицепное шасси 11 соединено с первым автономным прицепным шасси 11 с возможностью изменения расстояния между ними при помощи сцепного устройства, выполненным с возможностью регулирования длины, в виде роспуска 39 с площадкой 20 для транспортировки людей и грузов из зоны пожара, то есть расстояние между первым и вторым автономным прицепным шасси может изменяться в зависимости от срочной потребности расположения на нем для эвакуации и транспортировки из зоны пожара людей, материальных ценностей, дорогостоящего оборудования.
На каждом автономном прицепном шасси 11 размещена основная емкость 14 для воды, снабженная автономным вакуумным насосом, приводимым от двигателя внутреннего сгорания (не показаны). Это позволяет снизить время, необходимое для заполнения основных емкостей 14 водой. На первом автономном прицепном шасси 11 расположен насос 32 среднего давления для подачи воды из основной емкости 14 в среднюю зону пожаротушения, приводимый в работу при помощи автономного двигателя внутреннего сгорания 13, и топливный бак 15. На втором автономном прицепном шасси 11 расположен насос 16 высокого давления для подачи воды из основной емкости 14 в дальнюю зону пожаротушения, приводимый в работу при помощи автономного двигателя внутреннего сгорания 17, и топливный бак 15. Тяговое шасси 1, первое и второе автономные прицепные шасси 11 имеют в комплекте соединительные шланги и стволы для транспортировки воды в емкости 2, 14 и в зону пожаротушения (не показаны). Первое и второе автономные прицепные шасси 11 выполнены полусамоходными и имеют возможность самостоятельного автономного перемещения с малой, до 1 км/час, скоростью по уплотненной тяговым шасси 1 грунтовой колее путем отбора мощности через муфту сцепления (не показана) от автономных двигателей 13 и 17 при отключенных насосах среднего 12 и высокого 16 давления. Это позволяет автономно корректировать дальность подачи воды из стволов среднего и высокого давления.
Заявляемое изобретение работает следующим образом.
Перед выездом для тушения пожара, надвигающегося со стороны леса на тепловую электрическую станцию или на мазутохранилище, все емкости 2,14 заполняются водой из противопожарного водоема. После прибытия на место пожаротушения автономные полусамоходные прицепные шасси 11 устанавливают в местах наибольшей интенсивности пламени, развертывают пожарные шланги и стволы для транспортировки воды в зону горения, запускают автономные двигатели 13, 17 приводов насосов среднего 12 и высокого давления 16 и подают воду из основных емкостей 14 в зону пожаротушения. Используя тяговое шасси 1, которое имеет в своем комплекте насос 5 низкого давления с необходимым запасом воды, приступают с помощью отвала 4 к возведению земляного огнепреградительного вала для противопожарной защиты автономных полусамоходных прицепных шасси 11 и затем перед валом при помощи плуга 3 пропахивают огнепреградительную полосу. После создания этой полосы на тяговом шасси 1 углубляются в зону лесного пожара, используя тушение пламени водой с помощью насоса 5 низкого давления, и производят для разделения очага возгорания на зоны с помощью разрезания стволов деревьев фрезой 8 и металлических труб фрезой 7, убирая их при помощи отвала 4 и пропахивая в зоне пожара при помощи плуга 3 разделительную земляную полосу. При возникновении необходимости наполнения основной емкости 14 водой на тяговом шасси 1 приводят в транспортное положение отвал 4, стрелу 10 и плуг 3, к тяговому шасси 1 прицепляют автономное полусамоходное прицепное шасси 11 со свернутыми шлангами и стволом и шасси 11 транспортируют к водоему для заполнения емкости 14 водой. После этого тяговое шасси 1 транспортирует автономное полусамоходное прицепное шасси 11 к зоне пожара. При возникновении необходимости пополнения водой основной емкости 14 на втором автономном полусамоходном прицепном шасси 11 операция повторяется.
Пример конкретного исполнения
В качестве тягового шасси 1 взят трактор К-9520 Кировец с тяговым двигателем мощностью 516 л.с., что по мощности превосходит все имеющиеся единичные мощности силовых двигателей автомобиля КАМАЗ и вездеходов в среднем в 1,5 2 раза. Скорость движения - до 60 км/час. Плуг 3 трактора К-9520 Кировец имеет не менее 4-х лемехов, что обеспечивает большую ширину пропахиваемой огнепреградительной полосы за один проход. Базовая конструкция трактора К-9520 Кировец позволяет расположить в передней части отвал 4 и стрелу 10 с гидравлическим захватывающим устройством 9 и фрезами по металлу 7 и по древесине 8, конструкция которых применяется на лесовалочных тракторах ЛП-49. Основные емкости 14 для воды, общим объемом 20 м3, в комплектации с насосами 12 и 16 изготавливаются заводами для пожарных автоцистерн. Колесные автономные полусамоходные прицепные шасси 11 в настоящее время используются для автогрейдеров.
Сравнительная характеристика параметров транспортного средства по заявляемому изобретению и известного пожарного вездехода Онежского тракторного завода приведена в таблице.
Сравнительная характеристика параметров транспортного средства по заявляемому изобретению и пожарного вездехода Онежского тракторного завода | ||
Параметр | Заявляемое изобретение | Пожарный вездеход Онежского тракторного завода |
Мощность тягового двигателя, л.с. | 516 л.с. | 120 |
Тип | Колесный | Гусеничный |
Скорость движения, км/час | 50 | 30 |
Емкости для воды, литров | 21000 | 1500 |
Ширина захвата плуга, м | 2,8 | 1,8 |
Ширина захвата отвала, м | 2,8 | 1,8 |
Количество пожарных операций, производимых одновременно, шт. | 4 | 1 |
Возможность транспортирования людей и грузов | Имеется | Нет |
Из таблицы видно, что транспортное средство для тушения пожаров в соответствии с заявляемым изобретением превосходит известное противопожарное транспортное средство по всем показателям.
Класс A62C3/02 при возгораниях на больших площадях, например лесных или подземных пожаров
Класс A62C27/00 Пожарные машины
пожарно-спасательный мотоцикл - патент 2526715 (27.08.2014) | |
пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя - патент 2522981 (20.07.2014) | |
пожарно-спасательная машина - патент 2517008 (27.05.2014) | |
устройство для спасения людей - патент 2513859 (20.04.2014) | |
способ пожаротушения - патент 2508144 (27.02.2014) | |
способ пожаротушения - патент 2505326 (27.01.2014) | |
мотоцикл для тушения пожара - патент 2502537 (27.12.2013) | |
станция пожаротушения инертной пеной - патент 2499624 (27.11.2013) | |
установка для пожаротушения - патент 2498830 (20.11.2013) | |
автоматическое дозирующее устройство - патент 2480258 (27.04.2013) |