устройство оповещения о времени технического обслуживания
Классы МПК: | B60S5/00 Обслуживание, содержание, ремонт и переоборудование транспортных средств B60R16/02 электрические |
Автор(ы): | КУБОТА Масатоси (JP), ФУКУИ Наоки (JP), ЭНДО Казуюки (JP) |
Патентообладатель(и): | ХОНДА МОТОР КО., ЛТД. (JP) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-04 публикация патента:
10.01.2012 |
Изобретение относится к области обслуживания, содержания, ремонта и переоборудования транспортных средств (ТС). Устройство оповещения о времени технического обслуживания включает в себя средство хранения, средство измерений, средство принятия решения о времени технического обслуживания и средство оповещения. Средство хранения хранит пороговое значение продолжительности использования или расстояния пробега для каждой из деталей ТС. Средство измерений измеряет продолжительность использования и расстояние пробега ТС с момента начала использования ТС для каждой из деталей ТС. Средство принятия решения о времени технического обслуживания принимает решение о времени технического обслуживания каждой из деталей ТС в результате сравнения продолжительности использования и расстояния пробега, измеренных средством измерений, с пороговым значением; и средство оповещения, оповещающее пользователя на основе решения средства принятия решения о времени технического обслуживания. Изобретение позволяет уменьшить число обращений пользователя в дилерский центр по поводу технического обслуживания ТС и снизить расходы пользователя. 5 з.п. ф-лы, 16 ил.
Формула изобретения
1. Устройство оповещения о времени технического обслуживания, содержащее:
средство хранения, хранящее пороговое значение продолжительности использования или расстояния пробега для каждой из деталей транспортного средства;
средство измерений, измеряющее продолжительность использования и расстояние пробега транспортного средства с момента начала использования транспортного средства для каждой из деталей транспортного средства;
средство принятия решения о времени технического обслуживания, принимающее решение о времени технического обслуживания каждой из деталей транспортного средства в результате сравнения продолжительности использования и расстояния пробега, измеренных средством измерений, с пороговым значением; и
средство оповещения, оповещающее пользователя на основе решения средства принятия решения о времени технического обслуживания,
отличающееся тем, что
средство хранения хранит первое пороговое значение, являющееся пороговым значением продолжительности использования или расстояния пробега, а также второе пороговое значение, при котором продолжительность использования и расстояние пробега до достижения предельного времени технического обслуживания длиннее, чем при первом пороговом значении;
средство принятия решения о времени технического обслуживания определяет наличие или отсутствие детали транспортного средства, для которой, по меньшей мере, одно из: продолжительности использования и расстояния пробега достигло первого порогового значения, а также наличие или отсутствие детали транспортного средства, для которой, по меньшей мере, одно из: продолжительности использования и расстояния пробега достигло второго порогового значения;
на основе решения средства принятия решения о времени технического обслуживания в случае наличия только детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, средство оповещения оповещает пользователя только о детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, а в случае наличия детали транспортного средства с продолжительностью использования или расстоянием пробега, которая достигла первого порогового значения, а также детали транспортного средства с продолжительностью использования или расстоянием пробега, которая только что достигла второго порогового значения, средство оповещения оповещает пользователя как о детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, так и о детали транспортного средства, которая только что достигла второго порогового значения;
средство принятия решения о времени технического обслуживания определяет среди измеренных средством измерений продолжительности использования и расстояния пробега каждой из деталей транспортного средства продолжительность использования, наиболее близкую к предельному времени технического обслуживания, и расстояние пробега, наиболее близкое к предельному времени технического обслуживания, преобразует продолжительность использования, наиболее близкую к предельному времени технического обслуживания, или расстояние пробега, наиболее близкое к предельному времени технического обслуживания, в единицы измерения другой величины и сравнивает преобразованную величину с другой величиной; а
средство оповещения в случае большего приближения преобразованной величины продолжительности использования или расстояния пробега к предельному времени технического обслуживания по сравнению с другой величиной оповещает пользователя о продолжительности использования или расстоянии пробега перед преобразованием, а в случае большего приближения величины расстояния пробега или продолжительности использования к предельному времени технического обслуживания по сравнению с преобразованной величиной оповещает пользователя об этой другой величине.
2. Устройство оповещения о времени технического обслуживания по п.1, отличающееся тем, что средство хранения хранит первое пороговое значение и второе пороговое значение, которые являются общими для всех деталей транспортного средства.
3. Устройство оповещения о времени технического обслуживания по п.1, отличающееся тем, что в случае, когда средство принятия решения о времени технического обслуживания принимает решение об отсутствии детали транспортного средства с продолжительностью использования или расстоянием пробега, которое достигло первого порогового значения, средство оповещения оповещает пользователя о детали транспортного средства, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, при котором требуется замена, и о продолжительности использования или о расстоянии пробега этой детали транспортного средства.
4. Устройство оповещения о времени технического обслуживания по п.1, отличающееся тем, что средство оповещения содержит средство отображения, отображающее оставшуюся продолжительность использования или оставшееся расстояние пробега до достижения времени технического обслуживания; причем
средство отображения в случае большего приближения преобразованной величины продолжительности использования или расстояния пробега к предельному времени технического обслуживания по сравнению с другой величиной отображает пользователю продолжительность использования или расстояние пробега перед преобразованием без сообщения другой величины, а в случае большего приближения величины расстояния пробега или продолжительности использования к предельному времени технического обслуживания отображает пользователю эту другую величину без сообщения преобразованной величины, при этом
средство отображения обновляет отображение оставшейся продолжительности использования или оставшегося расстояния пробега в случае принятия решения об истечении предварительно заданного определенного промежутка времени с момента предыдущего обновления отображения или принятия решения о совершении транспортным средством пробега, соответствующего указанному определенному промежутку времени, на основе оценочного значения годового пробега.
5. Устройство оповещения о времени технического обслуживания по п.1, отличающееся тем, что средство оповещения содержит средство отображения, отображающее большое число фигур;
средство хранения хранит третье пороговое значение, при котором продолжительность использования и расстояние пробега до достижения предельного времени технического обслуживания короче, чем при первом пороговом значении;
средство принятия решения о времени технического обслуживания принимает решение о достижении или не достижении третьего порогового значения продолжительности использования и расстояния пробега на основе результатов измерений средства измерений; и
в случае, когда средство принятия решения о времени технического обслуживания принимает решение о достижении третьего порогового значения продолжительности использования и расстояния пробега, средство отображения переключается в состояние отображения определенной фигуры из большого числа фигур и оповещает пользователя о наличии детали транспортного средства с приближающимся предельным временем технического обслуживания.
6. Устройство оповещения о времени технического обслуживания по п.1, отличающееся тем, что средство хранения хранит информацию о детали транспортного средства в качестве позиции технического обслуживания, соответствующей каждой детали транспортного средства; а
средство оповещения содержит средство отображения, отображающее позицию технического обслуживания, и оповещает пользователя путем отображения позиции технического обслуживания на средстве отображения.
Описание изобретения к патенту
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Настоящее изобретение относится к устройству оповещения о времени технического обслуживания транспортного средства.
Испрашивается приоритет на основании патентной заявки Японии № 2007-158702, поданной 15 июня 2007 г., содержание которой включено в данное описание посредством ссылки.
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Известно устройство оповещения о времени технического обслуживания, в памяти которого хранится предварительно заданное рекомендуемое время технического обслуживания для каждой детали транспортного средства, в котором на основе времени, прошедшего с момента начала использования детали транспортного средства, или на основе расстояния пробега транспортного средства с момента начала использования транспортного средства принимается решение о достижении или недостижении рекомендуемого времени технического обслуживания для детали транспортного средства, и которое в случае достижения рекомендуемого времени технического обслуживания оповещает пользователя (водителя) об этом (например, патентный документ 1).
Патентный документ 1 - выложенная патентная заявка Японии, публикация № 2003-040090.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Проблемы, разрешаемые с помощью изобретения
Согласно указанному известному устройству оповещения о времени технического обслуживания, например, несмотря на то, что транспортное средство сдается в дилерский центр для выполнения технического обслуживания вследствие достижения времени технического обслуживания для одной детали транспортного средства, в некоторых случаях через несколько дней после выполнения операций по техническому обслуживанию в дилерском центре может поступить оповещение о достижении времени технического обслуживания для другой детали транспортного средства. Поэтому существует проблема, заключающаяся в том, что пользователь бывает вынужден в течение короткого промежутка времени неоднократно сдавать транспортное средство в дилерский центр для проведения операций по техническому обслуживанию и нести связанные с этим дополнительные расходы.
Поэтому целью настоящего изобретения является создание устройства оповещения о времени технического обслуживания, позволяющего уменьшить число обращений пользователя в дилерский центр по поводу технического обслуживания транспортного средства и снизить расходы, которые пользователь несет при этом.
Средства разрешения проблем
(1) Объектом изобретения является устройство оповещения о времени технического обслуживания, содержащее: средство хранения, хранящее пороговое значение продолжительности использования или расстояния пробега для каждой из деталей транспортного средства; средство измерений, измеряющее продолжительность использования и расстояние пробега транспортного средства с момента начала использования транспортного средства для каждой из деталей транспортного средства; средство принятия решения о времени технического обслуживания, принимающее решение о времени технического обслуживания каждой из деталей транспортного средства в результате сравнения продолжительности использования и расстояния пробега, измеренных средством измерений, с пороговым значением; и средство оповещения, оповещающее пользователя на основе решения средства принятия решения о времени технического обслуживания, причем средство хранения хранит первое пороговое значение, являющееся пороговым значением продолжительности использования или расстояния пробега, а также второе пороговое значение, при котором продолжительность использования и расстояние пробега до достижения предельного времени технического обслуживания длиннее, чем при первом пороговом значении; средство принятия решения о времени технического обслуживания определяет наличие или отсутствие детали транспортного средства, для которой, по меньшей мере, одно из: продолжительности использования и расстояния пробега достигло первого порогового значения, а также наличие или отсутствие детали транспортного средства, для которой, по меньшей мере, одно из: продолжительности использования и расстояния пробега достигло второго порогового значения; на основе решения средства принятия решения о времени технического обслуживания в случае наличия только детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, средство оповещения оповещает пользователя только о детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, а в случае наличия детали транспортного средства с продолжительностью использования или расстоянием пробега, которое достигло первого порогового значения, а также детали транспортного средства с продолжительностью использования или расстоянием пробега, которое достигло только второго порогового значения, средство оповещения оповещает пользователя как о детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, так и о детали транспортного средства, которая достигла только второго порогового значения.
(2) В вышеупомянутом устройстве оповещения о времени технического обслуживания средство хранения может хранить первое пороговое значение и второе пороговое значение, которые являются общими для всех деталей транспортного средства.
(3) В вышеупомянутом устройстве оповещения о времени технического обслуживания в случае, когда средство принятия решения о времени технического обслуживания принимает решение об отсутствии детали транспортного средства с продолжительностью использования или расстоянием пробега, которое достигло первого порогового значения, средство оповещения может оповещать пользователя о детали транспортного средства, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, при котором требуется замена, и о продолжительности использования или о расстоянии пробега этой детали транспортного средства.
(4) В вышеупомянутом устройстве оповещения о времени технического обслуживания средство принятия решения о времени технического обслуживания может определять среди измеренных средством измерений продолжительности использования и расстояния пробега каждой из деталей транспортного средства продолжительность использования, наиболее близкую к предельному времени технического обслуживания, и расстояние пробега, наиболее близкое к предельному времени технического обслуживания, преобразовывать продолжительность использования, наиболее близкую к предельному времени технического обслуживания, или расстояние пробега, наиболее близкое к предельному времени технического обслуживания, в единицы измерения другой величины и сравнивать величину, полученную в результате преобразования, с другой величиной; а средство оповещения в случае большего приближения величины продолжительности использования или расстояния пробега, полученной в результате преобразования, к предельному времени технического обслуживания по сравнению с другой величиной может оповещать пользователя о первой величине перед преобразованием, а в случае большего приближения величины расстояния пробега или продолжительности использования к предельному времени технического использования по сравнению с величиной, полученной в результате преобразования, может оповещать пользователя об этой другой величине.
(5) В вышеупомянутом устройстве оповещения о времени технического обслуживания средство оповещения может содержать средство отображения, отображающее оставшуюся продолжительность использования или оставшееся расстояние пробега до достижения времени технического обслуживания; причем это средство отображения может обновлять отображение оставшейся продолжительности использования или оставшегося расстояния пробега в случае принятия решения об истечении предварительно заданного определенного промежутка времени с момента предыдущего обновления отображения или принятия решения о совершении транспортным средством пробега, соответствующего указанному определенному промежутку времени, на основе оценочного значения годового пробега.
(6) В вышеупомянутом устройстве оповещения о времени технического обслуживания средство оповещения может содержать средство отображения, отображающее большое число фигур; средство хранения может хранить третье пороговое значение, при котором продолжительность использования и расстояние пробега до достижения предельного времени технического обслуживания короче, чем при первом пороговом значении; средство принятия решения о времени технического обслуживания может принимать решение о достижении или недостижении третьего порогового значения продолжительности использования и расстояния пробега на основе результатов измерений средства измерений; и в случае, когда средство принятия решения о времени технического обслуживания принимает решение о достижении третьего порогового значения продолжительности использования и расстояния пробега, средство отображения может переключаться в состояние отображения определенной фигуры из большого числа фигур и оповещать пользователя о наличии детали транспортного средства с приближающимся предельным временем технического обслуживания.
(7) В вышеупомянутом устройстве оповещения о времени технического обслуживания средство хранения может хранить информацию о детали транспортного средства в качестве позиции технического обслуживания, соответствующей каждой детали транспортного средства; а средство оповещения может содержать средство отображения, отображающее позицию технического обслуживания, и оповещать пользователя путем отображения позиции технического обслуживания на средстве отображения.
Технические результаты изобретения
Согласно изобретению, описываемому выше в (1), при оповещении о детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения продолжительности использования и расстояния пробега, оповещается как о детали транспортного средства, которая достигла первого порогового значения, так и о детали транспортного средства, которая достигла только второго порогового значения, при котором продолжительность использования и расстояние пробега до достижения предельного времени технического обслуживания длиннее, чем при первом пороговом значении. В результате оповещается как о детали транспортного средства, которая нуждается в техническом обслуживании, так и о детали транспортного средства с приближающимся временем технического обслуживания. Поэтому становится возможным уменьшить число обращений пользователя в дилерский центр по поводу технического обслуживания транспортного средства и снизить расходы, которые пользователь несет при этом.
Кроме того, обеспечивается возможность проведение большого числа операций по техническому обслуживанию при однократном обращении в дилерский центр. Следовательно, становится возможным уменьшить число операций, выполняемых техническим персоналом, например операций разборки, и снизить нагрузку на технический персонал.
Согласно изобретению, описываемому выше в (2), обеспечивается возможность уменьшения объема информации о первом пороговом и втором пороговом значениях, хранимых в памяти, и, следовательно, становится возможным контролировать емкость памяти.
Согласно изобретению, описываемому выше в (3), в случае, когда ни продолжительность использования, ни расстояние пробега, измеренные с помощью средства измерений, не достигают первого порогового значения, средство оповещения работает в режиме постоянного оповещения пользователя как о детали транспортного средства, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, так и о продолжительности использования или о расстоянии пробега этой детали транспортного средства. В результате пользователь получает возможность постоянного доступа к сведениям о наиболее близком предельном времени технического обслуживания и, следовательно, возможность поддержания высокого товарного состояния транспортного средства.
Согласно изобретению, описываемому выше в (4), минимальная продолжительность использования или минимальное расстояние пробега для каждой детали транспортного средства преобразуется в единицы измерения другой величины и подвергается сравнению с другой величиной. При этом в случае, когда преобразованная величина меньше, чем другая величина, может поступать оповещение о первой величине перед преобразованием, а в случае, когда другая величина меньше, чем преобразованная величина, - оповещение об этой другой величине. Поэтому появляется возможность оповещать пользователя о значении продолжительности использования детали транспортного средства или расстояния пробега транспортного средства, оцениваемом как наиболее близком ко времени технического обслуживания, в соответствии с частотой использования транспортного средства. В результате оповещение может осуществляться в соответствии с частотой использования транспортного средства пользователем.
Согласно изобретению, описываемому выше в (5), например, в случае относительно малого оценочного годового расстояния пробега транспортного средства оставшееся время использования первым достигает определенного числа дней. В случае же относительно большого оценочного годового расстояния пробега транспортного средства оставшееся расстояние пробега первым достигает расстояния пробега, соответствующего определенному времени. Поэтому обеспечивается возможность предотвратить снижение надежности отображения времени технического обслуживания вследствие недостаточно высокой частоты обновления отображения. Возможно также предотвратить мигание изображения и возникновение трудностей его восприятия вследствие слишком высокой частоты обновления отображения. В результате обеспечивается возможность поддержания высокого товарного состояния транспортного средства, а также возможность беспрепятственного доступа пользователя к содержимому отображения.
Согласно изобретению, описываемому выше в (6), в случае, когда продолжительность использования или расстояние пробега достигло третьего порогового значения, пользователя можно оповещать об этом путем переключения отображаемых фигур на дисплее. Наблюдение за отображаемыми фигурами обеспечивает пользователю возможность беспрепятственного доступа к информации о приближении времени технического обслуживания
Согласно изобретению, описываемому выше в (7), по названиям позиций технического обслуживания, отображаемым средством отображения, пользователь может узнавать о типах деталей транспортного средства. Это позволяет упростить процесс отображения по сравнению со случаем отображения, например, всех названий деталей транспортного средства и, следовательно, обеспечивает более высокую степень независимости при выборе места размещения средства отображения.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Фиг.1 - блок-схема измерительного прибора согласно примеру осуществления настоящего изобретения.
Фиг.2 - график зависимости числа оставшихся дней, соответствующего каждой позиции технического обслуживания, в зависимости от числа прошедших дней согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.3 - график зависимости оставшегося расстояния, соответствующего каждой позиции технического обслуживания, в зависимости от расстояния пробега согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.4 - блок-схема последовательности процесса принятия решения о содержимом отображения согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.5А - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме отображения нормального состояния транспортного средства согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.5В - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме отображения нормального состояния транспортного средства согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.6А - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о проблемных деталях согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.6В - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о проблемных деталях согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.7А - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о необходимости замены проблемных деталей согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.7В - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о необходимости замены проблемных деталей согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.8А - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.8В - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания согласно рассматриваемому примеру осуществления.
Фиг.9 - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о приближении времени технического обслуживания согласно варианту рассматриваемого примера осуществления.
Фиг.10 - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о необходимости замены проблемных деталей согласно варианту рассматриваемого примера осуществления.
Фиг.11 - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания согласно варианту рассматриваемого примера осуществления.
Фиг.12 - вид спереди мультиинформационного дисплея при работе в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания согласно другому варианту рассматриваемого примера осуществления.
Описание ссылочных позиций
10 - ЭСППЗУ (средство хранения)
7 - таймер (средство измерений)
8 - одометр (средство измерений)
13 - блок вычисления времени технического обслуживания (средство принятия решения о времени технического обслуживания)
2 - мультиинформационный дисплей (средство оповещения, средство отображения)
21 - знак гаечного ключа (фигура)
22 - знак транспортного средства (фигура)
24 - знак стрелки (фигура)
ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ниже приводится описание примера осуществления настоящего изобретения, сопровождаемое ссылками на фигуры.
На фиг.1 представлена блок-схема измерительного прибора 1 транспортного средства согласно рассматриваемому примеру осуществления. Этот измерительный прибор 1 размещен перед сиденьем пользователя (водителя) или в центре приборной панели транспортного средства, что открывает беспрепятственный доступ к этому прибору для пользователя, сидящего на своем сиденье. Измерительный прибор 1 снабжен датчиками, не показанными на схеме, такими, как спидометр транспортного средства, тахометр, датчик топлива и датчик температуры воды. Помимо вышеупомянутых датчиков измерительный прибор 1 снабжен мультиинформационным дисплеем 2, обеспечивающим отображение различной информации. Этот мультиинформационный дисплей 2 включает в себя жидкокристаллическое дисплейное окно 3 и индикатор 4. По сигналу управления от устройства 5 оповещения о времени технического обслуживания мультиинформационный дисплей 2 может отображать различную информацию о техническом обслуживании, такую как время технического обслуживания для каждой из деталей транспортного средства. Значение вышеупомянутого термина "техническое обслуживание" включает в себя не только операции типа замены жидкостей и деталей транспортного средства, но и все операций типа регулирования положения деталей транспортного средства и наладки электропроводки. Следует также добавить, что термин "время технического обслуживания" относится ко времени выполнения вышеупомянутого технического обслуживания.
Кроме указанных выше позицией, измерительный прибор 1 включает в себя переключатель 6 выбора/сброса (SEL/RESET SW), таймер 7, одометр 8 (ODO/TRIP), ОЗУ 9 (оперативная память) и ЭСППЗУ 10 (электрически стираемое программируемое ПЗУ).
Переключатель 6 выбора/сброса включает в себя переключатель для переключения содержимого отображения на мультиинформационном дисплее 2 в устройстве 5 оповещения о времени технического обслуживания и переключатель для сброса различной информации для каждой из деталей транспортного средства после выполнения технического обслуживания этих деталях транспортного средства. Переключатель 6 выбора/сброса соединен с контроллером 11 сброса в составе устройства 5 оповещения о времени технического обслуживания. В случае, когда пользователь выполняет определенную операцию сброса с помощью переключателя 6 выбора/сброса, в контроллер 11 сброса поступает запрос на сброс и запрос на переключение дисплея. В результате же выполнения определенной операции выбора с помощью переключателя 6 выбора/сброса посредством контроллера 11 сброса и блока 13 вычисления времени технического обслуживания возможно осуществление изменения содержимого, отображаемого на мультиинформационном дисплее 2 и, например, переключения этого дисплея из режима отображения информации о техническом обслуживании в режим отображения, например, пройденного расстояния, температуры воды и температуры наружного воздуха.
Таймер 7 измеряет число дней, прошедших со времени замены деталей транспортного средства. Другими словами, таймер 7 измеряет число дней, прошедших со времени выполнения пользователем операций сброса для каждой детали транспортного средства (в дальнейшем именуемого просто "продолжительностью использования"). Таймер 7 соединен с блоком 13 вычисления времени технического обслуживания, включенного в состав устройства 5 оповещения о времени технического обслуживания. Таймер 7 передает информацию о продолжительности использования в устройство 5 оповещения о времени технического обслуживания. Таймер 7 может также работать только в качестве часов, и на основе информации о времени, вырабатываемой таймером 7, устройство 5 оповещения о времени технического обслуживания может осуществлять вычисление продолжительности использования.
Одометр 8 суммирует расстояние, пройденное транспортным средством со времени замены деталей транспортного средства (в дальнейшем, именуемое просто "пройденным расстоянием"). Подобно таймеру 7 одометр 8 соединен с блоком 13 вычисления времени технического обслуживания. Информация о расстоянии пробега со времени замены деталей транспортного средства может передаваться в блок 13 вычисления времени технического обслуживания в качестве величины показания одометра 8.
ОЗУ 9 представляет собой энергозависимую память, используемую для временного хранения результатов вычисления и файлов, создаваемых при выполнении различных процессов в блоке 13 вычисления времени технического обслуживания. По команде от блока 13 вычисления времени технического обслуживания возможно осуществление считывания данных из ОЗУ 9 и записи данных в это ОЗУ.
ЭСППЗУ 10 представляет собой энергонезависимую память, очистка которой от хранимой в ней информации может осуществляться по соответствующей команде от блока 13 вычисления времени технического обслуживания. ЭСППЗУ 10 может хранить данные типа критериев принятия решения о продолжительности использования и о расстоянии пробега по расстоянию и по времени, задаваемых для каждой из деталей транспортного средства. В ЭСППЗУ 10 хранится таблица позиций технического обслуживания и критериев принятия решения по расстоянию и по времени, предварительно заданных для каждой детали транспортного средства. Ниже приведена таблица, в которой представлены позиции технического обслуживания и критерии принятия решения по расстоянию и по времени.
Таблица 1 | |||
Позиция технического обслуживания | Соответствующая деталь транспортного средства | Критерий принятия решения по расстоянию (км) | Критерий принятия решения по времени (дни) |
А | Заменяемая деталь а | 3000 | 100 |
В | Заменяемая деталь b | 4000 | 120 |
Заменяемая деталь с | |||
1 | Заменяемая деталь d | 5000 | 150 |
2 | Заменяемая деталь е | 6000 | 180 |
3 | Заменяемая деталь f | 10000 | 300 |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
. | . | . | . |
Критерии принятия решения по расстоянию и по времени являются соответственно пройденным расстоянием и продолжительностью использования, предварительно заданными для каждой детали транспортного средства, при достижении которых рекомендуется проведение технического обслуживания. Поясним это на примере детали с позицией "А" технического обслуживания, для которой критерий принятия решения по расстоянию составляет 3000 км, а по времени - 100 дней. Если со времени замены детали "А" пробег транспортного средства составил 3000 км, или прошло 100 дней, или выполнятся оба эти условия, то поступает оповещение о наступлении времени технического обслуживания детали "А" транспортного средства. Позиция технического обслуживания представляет собой идентификатор, состоящий из числа, буквы или фигуры, используемой для распознавания детали транспортного средства. При этом значения в приведенной выше таблице носит исключительно иллюстративный характер, и рассматриваемый пример осуществления не ограничивается приведенными значениями. В качестве деталей транспортного средства с заданными критериями принятия решения по расстоянию и по времени могут фигурировать различные жидкости, различные фильтры, резина стеклоочистителей, элементы воздухоочистителей, тросик стояночного тормоза и т.п.
В ЭСППЗУ 10 продолжительность использования, измеренная таймером 7, хранится в соответствии с каждой из вышеупомянутых позиций технического обслуживания. Пройденное расстояние, вычисленное одометром 8, также хранится в ЭСППЗУ 10 в соответствии с каждой из вышеупомянутых позиций технического обслуживания. Ниже приведен пример таблицы, в которой представлены пройденное расстояние и время работы (продолжительность использования), хранимые в памяти соответствии с каждой из этих позиций технического обслуживания.
Таблица 2 | ||
Позиция технического обслуживания | Пройденное расстояние (км) | Время работы (дни) |
А | 200 | 10 |
В | 500 | 40 |
1 | 0 | 0 |
2 | 3000 | 170 |
3 | 7000 | 272 |
Путем вычитания пройденного расстояния, рассчитанного одометром 8, из расстояния, служащего критерием принятия решения по расстоянию, может быть вычислено оставшееся расстояние. Оставшееся расстояние представляет собой оставшееся расстояние пробега до достижения критерия принятия решения по расстоянию. А путем вычитания продолжительности использования, измеренной таймером 7, из времени, служащего критерием принятия решения по времени, может быть вычислено число оставшихся дней. Число оставшихся дней представляет собой оставшееся время до достижения критерия принятия решения по времени. Вычисление оставшегося расстояния и числа оставшихся дней постоянно выполняется блоком 13 вычисления времени технического обслуживания, описываемым ниже.
В ЭСППЗУ 10 хранится также порог отображения расстояния для предупреждения (например, приблизительно 1000 км), представляющий собой оставшееся расстояние, предварительно заданное в качестве порогового значения, и порог извлечения расстояния для предупреждения (например, приблизительно 3000 км), превышающий порог отображения расстояния для предупреждения. Точно так же ЭСППЗУ 10 хранит порог отображения времени для предупреждения (например, приблизительно 30 дней), представляющий собой число оставшихся дней, предварительно заданное в качестве порогового значения, и порог извлечения времени для предупреждения (например, приблизительно 60 дней), превышающий порог отображения времени для предупреждения.
В ЭСППЗУ 10 записывается различные установочные параметры измерительного прибора 1, соответствующие его состоянию непосредственно перед выключением зажигания. На основе этих различных установочных параметров при повторном включении зажигании измерительный прибор 1 устанавливается в состояние, соответствующее его состоянию непосредственно перед выключением зажигания.
Основными блоками в составе устройства 5 оповещения о времени технического обслуживания являются контроллер 11 сброса, контроллер 12 дисплея и блок 13 вычисления времени технического обслуживания.
Контроллер 11 сброса принимает от переключателя 6 выбора/сброса запрос на сброс и запрос на переключение дисплея. При этом контроллер 11 сброса вырабатывает запрос на удаление каждого из значений, вырабатываемых таймером 7 и одометром 8, и передает этот запрос в блок 13 вычисления времени технического обслуживания. За счет удаления значений, вырабатываемых таймером 7 и одометром 8, обеспечивается возврат значений вышеупомянутого оставшегося расстояния и оставшегося времени, хранимых для каждой из деталей транспортного средства, к их начальным значениям, другими словами, к значениям, служащим критериями принятия решения по расстоянию и по времени.
Контроллер 12 дисплея выполняет функцию управления мультиинформационным дисплеем 2 и обеспечивает отображение различной информации о техническом обслуживании на мультиинформационном дисплее 2. При этом наряду с обеспечением отображения информации о позициях технического обслуживания и об определенных фигурах, вырабатываемой блоком 13 вычисления времени технического обслуживания, в жидкокристаллическом дисплейном окне 3 мультиинформационного дисплея 2, контроллер 12 дисплея обеспечивает отображение определенного расстояния или определенного времени и единиц их измерения, вывод которого обеспечивается блоком 13 вычисления времени технического обслуживания, на индикаторе 4 мультиинформационного дисплея 2.
Контроллер 12 дисплея управляет процессом обновления оставшегося расстояния и оставшегося времени, отображаемого на индикаторе 4 мультиинформационного дисплея 2. Например, обновление оставшегося времени контроллер 12 дисплея обеспечивает в случае принятия решения об истечении определенного числа дней со времени предыдущего обновления. А обновление оставшегося расстояния контроллер 12 дисплея обеспечивает в случае принятия решения о том, что со времени предыдущего обновления транспортное средство прошло определенное расстояние. Предварительное задание определенного промежутка времени осуществляется с учетом необходимости получения соответствующего временного интервала обновления в случае нечастого использования транспортного средства и, следовательно, малого оценочного годового расстояния пробега. А задание определенного расстояния в соответствии с оценочным годовым расстоянием пробега осуществляется с учетом необходимости получения соответствующего временного интервала обновления в случае частого использования транспортного средства и, следовательно, большого оценочного годового расстояния пробега.
Блок 13 вычисления времени технического обслуживания выполняет в устройстве 5 оповещения о времени технического обслуживания различные функции управления. При этом на основе продолжительности использования и пройденного расстояния, хранимых в ЭСППЗУ 10 для каждой позиции технического обслуживания блок 13 вычисления времени технического обслуживания постоянно вычисляет оставшееся расстояние и оставшееся время для каждой из деталей транспортного средства. Результаты самых последних вычислений оставшегося расстояния и оставшегося времени временно хранятся в ОЗУ 9.
Блок 13 вычисления времени технического обслуживания принимает решение о достижении или недостижении вычисленным оставшимся расстоянием для каждой из деталей транспортного средства порога извлечения расстояния для предупреждения и порога отображения расстояния для предупреждения, предварительно сохраненных в ЭСППЗУ 10. Точно так же блок 13 вычисления времени технического принимает решение о достижении или недостижении вычисленным оставшимся временем для каждой из деталей транспортного средства порога извлечения времени для предупреждения и порога отображения времени для предупреждения, предварительно сохраненных в ЭСППЗУ 10. На основе результатов принятых решений блок 13 вычисления времени технического обслуживания определяет позицию технического обслуживания, а также оставшееся расстояние или число оставшихся дней, подлежащие отображению на мультиинформационном дисплее 2, и передает соответствующую информацию в контроллер 12 дисплея.
Блок 13 вычисления времени технического обслуживания определяет оценочное годовое расстояние пробега, представляющее собой оценочное значение общего расстояния пробега транспортного средства за один год, на основе зависимости годового расстояния пробега от показаний таймера 7 и одометра 8. Например, в случае принятия одного дня в качестве единицы измерения времени вычислить оценочное годовое расстояние пробега можно путем умножения расстояния, пройденного за один день, на 365 (число дней в году).
Затем блок 13 вычисления времени технического обслуживания осуществляет поиск минимального оставшегося расстояния и минимального оставшегося времени среди всех хранимых в ОЗУ 9 значений оставшегося расстояния и оставшегося времени для деталей транспортного средства. При этом, используя оценочное годовое расстояние пробега, блок 13 вычисления времени технического обслуживания выполняет преобразование минимального оставшегося расстояние в значение оставшегося времени и сравнивает полученное в результате преобразования значение с минимальным оставшимся временем. В случае, когда преобразованное значение меньше или равно минимальному оставшемуся времени, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея информацию о минимальном оставшемся расстояния перед преобразованием. В случае же, когда минимальное оставшееся время меньше, чем преобразованное значение, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея информацию о минимальном оставшемся времени. Хранимое в ЭСППЗУ 10 пройденное расстояние, соответствующее детали транспортного средства с минимальным оставшимся расстоянием, становится пройденным расстоянием, наиболее близким к предельному времени технического обслуживания, среди всех деталей транспортного средства. А хранимая в ЭСППЗУ 10 продолжительность использования, соответствующая детали транспортного средства с минимальным оставшимся временем, становится продолжительностью использования, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, среди всех деталей транспортного средства.
Далее приводится подробное описание процесса определения информации, поступающей от блока 13 вычисления времени технического обслуживания в контроллер 12 дисплея. Сначала, в случае наличия детали транспортного средства, для которой, по меньшей мере, одно из: оставшееся расстояние и оставшееся время достигло порога отображения времени для предупреждения или порога отображения расстояния для предупреждения, позиция технического обслуживания этой детали транспортного средства определяется в качестве информации о позиции технического обслуживания, подлежащей передаче в контроллер 12 дисплея.
Кроме того, в случае наличия детали транспортного средства, для которой оставшееся время или оставшееся расстояние достигло порога отображения времени для предупреждения или порога отображения расстояния для предупреждения (в дальнейшем именуемой просто "отображаемой проблемной деталью транспортного средства"), а также детали транспортного средства, для которой оставшееся время или оставшееся расстояние достигло только порога извлечения времени для предупреждения или порога извлечения расстояния для предупреждения (в дальнейшем именуемой просто "извлеченной проблемной деталью транспортного средства"), информация о позиции технического обслуживания, соответствующей вышеупомянутой отображаемой проблемной детали транспортного средства, как и информация о позиции технического обслуживания, соответствующей извлеченной проблемной детали транспортного средства, поступает в контроллер 12 дисплея. При этом в контроллер 12 дисплея не поступает информации об оставшемся расстоянии и оставшемся времени для деталей транспортного средства, которые достигли только порога извлечения времени для предупреждения или порога извлечения расстояния для предупреждения.
В случае, когда оставшееся время или оставшееся расстояние для детали транспортного средства, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания среди всех отображаемых проблемных деталей транспортного средства, достигло порога переключения фигуры, используемого для принятия решения о наступлении или ненаступлении предельного времени технического обслуживания, блок 13 вычисления времени технического обслуживания вырабатывает сигнал управления и передает этот сигнал в контроллер 12 дисплея для обеспечения переключения условия отображения фигур, воспроизводимых в жидкокристаллическом дисплейном окне 3.
Со ссылками на фиг.2 и 3 ниже приводится описание процесса управления определением информации о позициях технического обслуживания, выполняемым с помощью блока 13 вычисления времени технического обслуживания. Другими словами, приводится описание примера переключения отображения позиций технического обслуживания.
По вертикальной оси представленного на фиг.2 графика отложено оставшееся время, а по горизонтальной оси графика на фиг.2 отложено время работы (продолжительность использования). На фиг.2 представлен пример графика изменения оставшегося времени, хранимого в памяти в соответствии с позициями "2", "3" и "В" технического обслуживания. Под графиком указаны позиции, отображаемые на мультиинформационном дисплее 2 в соответствии с изменением оставшегося времени для каждой детали транспортного средства. Так как с увеличением числа прошедших дней для каждой из позиций оставшееся время уменьшается, то для всех позиций технического обслуживания графики параллельны один другому и наклонены вниз.
Сначала, как показано на фиг.2, когда оставшееся время для всех позиций технического обслуживания соответствует времени работы, меньшему значения d1, при котором оставшееся время ни для одной из позиций не достигло 30 дней, т.е. порога отображения времени для предупреждения, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея информацию о позиции "2" технического обслуживания, указывающей на деталь транспортного средства, для которой оставшееся время является наиболее близким к предельному времени технического обслуживания, т.е. к числу оставшихся дней, равному 0. В жидкокристаллическом дисплейном окне 3 отображается позиция "2" технического обслуживания. А информация о позиции "3" технического обслуживания, для которой оставшееся время достигло только 60 дней, т.е. порога извлечения времени для предупреждения, на дисплей не выводится.
Затем, когда число прошедших дней достигло значения d1, а оставшееся время для позиции "2" технического обслуживания достигло 30 дней, т.е. порога отображения времени для предупреждения, то вместе с информацией о позиции "2" технического обслуживания, для которой оставшееся время уже достигло 30 дней, в контроллер 12 дисплея от блока 13 вычисления времени технического обслуживания поступает и информация о позиции "3" технического обслуживания, для которой оставшееся время достигло только 60 дней, т.е. порога извлечения времени для предупреждения. При этом в жидкокристаллическом дисплейном окне отображаются позиции "2" и "3" технического обслуживания. А информация о позиции "В" технического обслуживания, для которой оставшееся время не достигло 60 дней, т.е. порога извлечения времени для предупреждения, из блока 13 вычисления времени технического обслуживания в контроллер 12 дисплея не передается.
В случае же, когда число прошедших дней достигло d2, а оставшееся время для позиции "В" технического обслуживания достигло 60 дней, т.е. порога извлечения времени для предупреждения вместе с указанной выше информацией о позициях "2" и "3" технического обслуживания, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея и информацию о позиции "В" технического обслуживания. При этом, несмотря на то, что оставшееся время позиции технического обслуживания достигло "0", информация об этой позиции технического обслуживания сохраняется до тех пор, пока пользователь не выполнит операцию сброса с помощью переключателя 6 выбора/сброса.
А когда число прошедших дней достигло d3, и оставшееся время для позиции "2" технического обслуживания, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, достигло 10 дней, т.е. порога переключения изображения, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея сигнал управления, обеспечивающий прекращение дальнейшего отображения определенной фигуры среди фигур, отображаемых в жидкокристаллическом дисплейном окне 3.
По вертикальной оси представленного на фиг.3 графика отложено оставшееся расстояние, а по горизонтальной оси графика на фиг.3 отложено расстояние пробега (пройденное расстояние). На фиг.3 представлен пример графика изменения оставшегося расстояния, хранимого в памяти в соответствии с позициями "2", "3" и "В" технического обслуживания. Под графиком указаны позиции, отображаемые на мультиинформационном дисплее 2 в соответствии с изменением оставшегося времени для каждой детали транспортного средства. Так как с увеличением расстояния пробега для каждой из позиций оставшееся расстояние уменьшается, то для всех позиций технического обслуживания графики параллельны один другому и наклонены вниз.
Сначала, как показано на фиг.3, когда оставшееся расстояние для всех позиций технического обслуживания не достигло 1000 км, т.е. порога отображения расстояния для предупреждения, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея информацию о позиции "2" технического обслуживания, указывающей на деталь транспортного средства, для которой оставшееся расстояние является наиболее близким к предельному времени технического обслуживания, т.е. к оставшемуся расстоянию, равному "0". В жидкокристаллическом дисплейном окне 3 отображается позиция "2" технического обслуживания. А информация о позиции "3" технического обслуживания, для которой оставшееся расстояние достигло только 3000 км, т.е. порога извлечения расстояния для предупреждения, на дисплей не выводится.
Затем, когда расстояние пробега достигло значения D1, а оставшееся расстояние для позиции "2" технического обслуживания достигло 1000 км, т.е. порога отображения расстояния для предупреждения, то вместе с информацией о позиции "2" технического обслуживания, для которой оставшееся расстояние уже достигло 1000 км, т.е. порога отображения расстояния для предупреждения, в контроллер 12 дисплея от блока 13 вычисления времени технического обслуживания поступает и информация о позиции "3" технического обслуживания, для которой оставшееся расстояние достигло только 3000 км, т.е. порога извлечения расстояния для предупреждения. При этом в жидкокристаллическом дисплейном окне отображаются позиции "2" и "3" технического обслуживания. А информация о позиции "В" технического обслуживания, для которой оставшееся расстояние не достигло 3000 км, т.е. порога извлечения расстояния для предупреждения, из блока 13 вычисления времени технического обслуживания в контроллер 12 дисплея не передается.
В случае же, когда расстояние пробега достигло D2, а оставшееся расстояние для позиции "В" технического обслуживания достигло 3000 км, т.е. порога извлечения расстояния для предупреждения, вместе с указанной выше информацией о позициях "2" и "3" технического обслуживания блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея и информацию о позиции "В" технического обслуживания. Т.е. в жидкокристаллическом дисплейном окне 3 отображаются позиции "2", "3" и "В" технического обслуживания. При этом, несмотря на то, что оставшееся расстояние позиции технического обслуживания достигло "0", информация об этой позиции технического обслуживания сохраняется до тех пор, пока пользователь не выполнит операцию сброса с помощью переключателя 6 выбора/сброса.
А когда расстояние пробега достигло D3, и оставшееся расстояние для позиции "2" технического обслуживания, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, достигло 300 км, т.е. порога переключения изображения, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея сигнал управления, обеспечивающий прекращение дальнейшего отображения определенной фигуры среди фигур, отображаемых в жидкокристаллическом дисплейном окне 3.
Другими словами, блок 13 вычисления времени технического обслуживания передает в контроллер 12 дисплея информацию по всем отображаемым позициям, представленную на фиг.2 и на фиг.3, и обеспечивает ее воспроизведение в жидкокристаллическом дисплейном окне мультиинформационного дисплея 2. При этом каждое из пороговых значений, приведенных выше, носит иллюстративный характер и ни в коем случае не ограничивает объема изобретения. В случае наличия позиции технического обслуживания, которая достигла как порога отображения времени для предупреждения, так и порога отображения расстояния для предупреждения, в одно и то же время эта позиция технического обслуживания дважды не отображается.
Ниже приводится описание процесса принятия решения о содержимом отображения, выполняемом блоком 13 вычисления времени технического обслуживания, сопровождаемое ссылками на блок-схему последовательности процесса, представленную на фиг.4. Процесс принятия решения о содержимом отображения является процессом принятия решения о содержимом, отображаемом на индикаторе 4.
Сначала, на этапе S101 блок 13 вычисления времени технического обслуживания получает информацию об оставшемся расстояния и об оставшемся времени, хранимую в ОЗУ 9 в соответствии с каждой из позиций технического обслуживания.
На этапе S102 осуществляется поиск минимального оставшегося расстояния и минимального оставшегося времени из полученного оставшегося расстояния и полученного оставшегося времени.
На этапе S103 вычисляется оценочное оставшееся время, являющееся преобразованным значением, вычисляемым по минимальному оставшемуся расстоянию согласно формуле (1), представленной ниже.
Например, в случае, когда минимальное оставшееся расстояние составляет 1000 км, а оценочное годовое расстояние пробега - 24000 км, оценочное оставшееся время равно 15,2 дня. При постоянном минимальном оставшемся расстоянии оценочное значение оставшегося времени уменьшается по мере увеличения значения оценочного годового расстояния пробега.
На этапе S104 принимается решение о выполнении или невыполнении соотношения, выражающегося в том, что оценочное оставшееся время, вычисленное на этапе S103, меньше чем или равно минимальному оставшемуся времени. В случае принятия на этапе S104 решения "Да" (т.е. при выполнении соотношения: минимальное оставшееся время оценочное оставшееся время), программа переходит к этапу S105. В случае принятия на этапе S104 решения "Нет" (т.е. при выполнении соотношения: минимальное оставшееся время < оценочное оставшееся время), программа переходит к этапу S106.
На этапе S105 на индикаторе 4 мультиинформационного дисплея 2 отображается минимальное оставшееся расстояние перед преобразованием в оценочное оставшееся время. На этапе S106 на индикаторе 4 мультиинформационного дисплея 2 отображается минимальное оставшееся время, и программа возвращается в точку вызова. В рассмотренном выше процессе принятия решения о содержимом отображения минимальное оставшееся расстояние преобразуется на основе оценочного годового расстояния пробега в единицы измерения оставшегося времени и подвергается сравнению. Однако сравнение может осуществляться и при преобразовании минимального оставшегося времени на основе оценочного годового расстояния пробега в оставшееся расстояние.
Ниже приводится описание примера процесса отображения времени технического обслуживания на вышеупомянутом мультиинформационном дисплее 2, сопровождаемое ссылками как на фиг.5А-8В, так и на рассмотренные ранее фиг.2 и 3. Причем фиг.5А, 6А, 7А и 8А иллюстрируют пример процесса отображения оставшегося расстояния на индикаторе 4, а фиг.5В, 6В, 7В и 8В иллюстрируют пример процесса отображения оставшегося времени на индикаторе 4.
Фиг.5А и 5В иллюстрируют работу дисплея в режиме отображения нормального состояния транспортного средства, реализуемом в случае, когда оставшееся время и оставшееся расстояние для каждой позиции технического обслуживания превышают соответственно значение dl и значение D1 соответственно на фиг.3 и 4, т.е. когда оставшееся расстояние и оставшееся время для всех позиций технического обслуживания не достигают соответственно порога отображения времени для предупреждения и порога отображения расстояния для предупреждения.
Как показано на фиг.5А, жидкокристаллическое дисплейное окно 3 размещено в центре мультиинформационного дисплея 2, а индикатор 4 находится в его нижней части. Кроме того, в верхней части мультиинформационного дисплея 2 размещено дисплейное окно С круиз-контроля, в котором отображаются заданная скорость (100 км/ч) транспортного средства, снабженного системой круиз-контроля, позволяющей поддерживать постоянную скорость движения при движении, например, по автомагистрали, а также знак транспортного средства, движущегося по шоссе.
В жидкокристаллическом дисплейном окне 3, показанном на фиг.5А и 5В, отображены знак (фигура) гаечного ключа 21 и знак (фигура) транспортного средства 22, а также знак (фигура) стрелки 24, идущей в направлении от знака 22 транспортного средства к знаку 21 гаечного ключа. Под знаками 21, 22 и 24 среди позиций технического обслуживания отображена только позиция технического обслуживания, наиболее близкая к предельному времени технического обслуживания (позиция "2" технического обслуживания).
На индикаторе 4, показанном на фиг.5А, в качестве минимального оставшегося расстояния, полученного в результате процесса принятия решения о содержимом отображения, описываемого выше со ссылками на фиг.4, отображено "15000 км", а на индикаторе 4, показанном на фиг.5 В, в качестве минимального оставшегося времени, полученного в результате процесса принятия решения о содержимом отображения, описываемом выше со ссылками на фиг.4, отображено "150 ДНЕЙ".
Фиг.6А и 6В иллюстрируют работу дисплея в режиме предупреждения о проблемных деталях, реализуемом в случае, когда, например, число прошедших дней, отложенное на графике, представленном на фиг.2, по горизонтальной оси, находится между значениями d2 и d3 или расстояние пробега, отложенное на графике, представленном на фиг.3, по горизонтальной оси, находится между значениями D2 и D3. При этом в жидкокристаллическом дисплейном окне 3 на фиг.5А и 5В дополнительно отображаются позиции "В" и "3" технического обслуживания, а на индикаторе 4, показанном на фиг.6А, в качестве минимального оставшегося расстояния в момент отображения отображается "1000 км". На индикаторе же 4, показанном на фиг.6В, в качестве минимального оставшегося времени в момент отображения отображается "50 ДНЕЙ".
Фиг.7А и 7В иллюстрируют работу дисплея в режиме предупреждения о необходимости замены проблемных деталей, реализуемом в случае, когда, например, на графиках оставшегося времени и оставшегося расстояния для каждой позиции технического обслуживания, представленных соответственно на фиг.2 и 3, оставшееся время для позиции технического обслуживания, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, достигло 10 дней, т.е. порога переключения изображения, показанного на фиг.2, или оставшееся расстояние для позиции технического обслуживания, наиболее близкой к предельному времени технического обслуживания, достигло 300 км, т.е. порога переключения изображения, показанного на фиг.3. При этом из жидкокристаллического окна на фиг.7А и 7В исчезают знак 22 транспортного средства и знак 24 стрелки, которые были отображены на фиг.6А и 6В, и остается только знак 21 гаечного ключа. Отображение только знака 21 гаечного ключа служит для пользователя предупреждением о приближении предельного времени технического обслуживания детали транспортного средства, соответствующей, по меньшей мере, одной отображаемой позиции технического обслуживания.
Фиг.8А и 8В иллюстрируют работу дисплея в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания, реализуемом в случае, когда, например, минимальное оставшееся время среди значений оставшегося времени для каждой из позиций технического обслуживания становится меньше предельного времени технического обслуживания. Содержимое, отображаемое в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания, практически совпадает с соответствующим содержимым, отображаемым в режиме предупреждения о необходимости замены проблемных деталей, которое представлено на фиг.7. Однако так как минимальное оставшееся время или минимальное оставшееся расстояние при этом достигло значения ниже "0", то значение, отображаемое на индикаторе 4 становится отрицательной величиной. Кроме того, в этом случае возникает необходимость в проведении срочного технического обслуживания, и довести это до сведения пользователя можно, например, с помощью мигающего знака 21 гаечного ключа.
Поэтому согласно вышеупомянутому примеру осуществления при отображении позиции технического обслуживания детали транспортного средства, для которой оставшееся время или оставшееся расстоянием достигло порога отображения времени для предупреждения или порогового расстояния для отображения проблемной детали, пользователь оповещается как о позиции технического обслуживания детали транспортного средства, которая достигла порога отображения времени для предупреждения и порога отображения расстояния для предупреждения, так и о позиции технического обслуживания детали транспортного средства, которая достигла только порога извлечения времени для предупреждения и порога извлечения расстояния для предупреждения, при которых соответственно продолжительность использования и расстояние пробега длиннее, чем при пороге отображения времени для предупреждения и пороге отображения расстояния для предупреждения. Таким образом, пользователь получает возможность узнавать как о детали транспортного средства, которая нуждается в техническом обслуживании, так и о детали транспортного средства с приближающимся предельным временем технического обслуживания. В результате появляется возможность уменьшить число обращений пользователя в дилерский центр по поводу технического обслуживания транспортного средства и снизить расходы пользователя.
Кроме того, обеспечивается возможность проведение большого числа операций по техническому обслуживанию при однократном обращении в дилерский центр. В результате становится возможным уменьшить число операций, выполняемых техническим персоналом, например, операций разборки, и снизить нагрузку на технический персонал.
Кроме того, задание порога отображения времени для предупреждения, порога отображения расстояния для предупреждения, порога извлечения времени для предупреждения, порога извлечения расстояния для предупреждения и порога переключения изображения в качестве общего порога для каждой позиции технического обслуживания позволяет уменьшить объем информации, хранимой в ЭСППЗУ 10, и, следовательно, позволяет контролировать емкость ЭСППЗУ 10.
Кроме того, изобретение позволяет осуществлять сравнение преобразованного значения, полученного в результате преобразования минимального оставшегося расстояния в единицы измерения минимального оставшегося времени, с минимальным оставшимся временем, и последующее отображение минимального оставшегося расстояния перед преобразованием на индикаторе 4 в случае, когда преобразованное значение меньше, чем значение минимального оставшегося времени. В случае же, когда значение минимального оставшегося времени меньше, чем преобразованное значение, на индикаторе 4 может быть отображено значение минимального оставшегося времени. Поэтому отображение может осуществляться в соответствии с частотой использования транспортного средства.
В случае, когда ни оставшееся время, ни оставшееся расстояние ни для одной из позиций технического обслуживания не достигло ни порога отображения времени для предупреждения, ни порога отображения расстояния для предупреждения, дисплей может работать в режиме постоянного оповещения пользователя о позиции технического обслуживания детали транспортного средства с наиболее близким предельным временем технического обслуживания, а также об оставшемся времени или оставшемся расстоянии, хранимом в памяти в соответствии с этой позицией технического обслуживания. В результате пользователь получает возможность постоянного доступа к сведениям о наиболее близком предельном времени технического обслуживания и, следовательно, возможность поддержания высокого товарного состояния транспортного средства.
Кроме того, в случае, когда оставшееся время или оставшееся расстояние для детали транспортного средства, которая достигла порога отображения времени для предупреждения и порога отображения расстояния для предупреждения, достигают порога переключения фигуры непосредственно перед предельным временем технического обслуживания, оповещение может осуществляться путем удаления знака 22 транспортного средства и знака 24 стрелки из изображения в жидкокристаллическом дисплейном окне 3. Поэтому пользователь может легко узнавать о приближении предельного времени технического обслуживания.
По названиям позиций технического обслуживания, отображаемым на мультиинформационном дисплее 2, пользователь может также узнавать о типах деталей транспортного средства. Это позволяет упростить процесс отображения по сравнению со случаем отображения, например, всех названий деталей транспортного средства и, следовательно, обеспечивает более высокую степень независимости при выборе места размещения средства отображения.
Кроме того, при принятии контроллером 12 дисплея решения об обновлении информации на индикаторе 4 в случае относительно малого оценочного годового расстояния пробега транспортного средства оставшееся время первым достигает определенного числа дней. В случае же относительно большого оценочного годового расстояния пробега оставшееся расстояние первым достигает расстояния пробега, соответствующего определенному времени. В результате обеспечивается возможность предотвратить снижение надежности отображения времени технического обслуживания вследствие недостаточно высокой частоты обновления отображения. Возможно также предотвратить мигание изображения и возникновение трудностей его восприятия вследствие слишком высокой частоты обновления отображения. Таким образом, обеспечивается возможность поддержания высокого товарного состояния транспортного средства, а также возможность беспрепятственного доступа пользователя к содержимому отображения.
Ниже приводится описание варианта рассмотренного выше примера осуществления, сопровождаемое ссылками на фиг.9-12. В этом варианте примера осуществления контроль, выполняемый блоком 13 вычисления времени технического обслуживания в примере осуществления, описываемом выше, дополнен контролем отображения в момент включения зажигания. Поэтому одинаковые детали имеют одни и те же обозначения, и их описание не приводится, описываются только отличия.
Фиг.9 иллюстрирует пример изображения на экране мультиинформационного дисплея 2, воспроизводимого непосредственно после включения зажигания при работе в режиме предупреждения о приближении времени технического обслуживания, реализуемом в случае, когда минимальное оставшееся время до наступления предельного времени технического обслуживания составляет 30 дней, т.е. достигло порога отображения времени для предупреждения.
В центре экрана мультиинформационного дисплея 2, показанного на фиг.9, отображено сообщение, указывающее на приближение предельного времени технического обслуживания (например, сообщение "ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИБЛИЖАЕТСЯ"). Ниже этого сообщения отображен знак гаечного ключа, указывающий на работу дисплея в режиме отображения информации о техническом обслуживании, а также все позиции технического обслуживания деталей транспортного средства с приближающимся предельным временем технического обслуживания (А, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9). Длительность этого отображения, сопровождаемого предупредительным звуковым сигналом, непосредственно после включения зажигания составляет несколько секунд (как и в случае рассматриваемых ниже фиг.10-12). Описание относится к случаю, когда минимальное оставшееся время достигло 30 дней, т.е. порога отображения времени для предупреждения. То же самое относится и к случаю, когда минимальное расстояние достигло порога отображения расстояния для предупреждения.
Фиг.10, как и фиг.9, иллюстрирует пример изображения на экране мультиинформационного дисплея 2, воспроизводимого непосредственно после включения зажигания при работе в режиме предупреждения о необходимости замены проблемных деталей, реализуемом в случае, когда минимальное оставшееся время достигло 10 дней, т.е. порога переключения фигуры. При этом отображение сообщения о приближении предельного времени технического обслуживания, показанное на фиг.9, переключается на показанное на фиг.10 отображение сообщения, указывающего на наступление предельного времени технического обслуживания (например, сообщения "ТРЕБУЕТСЯ СРОЧНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ").
Фиг.11 иллюстрирует пример изображения на экране мультиинформационного дисплея 2, воспроизводимого непосредственно после включения зажигания при работе в режиме предупреждения о нарушении срока технического обслуживания, реализуемом в случае истечения предельного времени технического обслуживания. В центре экрана мультиинформационного дисплея 2, показанного на фиг.11, отображено сообщение, указывающее на истечение предельного времени технического обслуживания (например, сообщение "НАРУШЕНИЕ СРОКА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"), Над позициями технического обслуживания, показанными на фиг.9, указано число дней, прошедших со дня истечения предельного времени технического обслуживания ("12 ДНЕЙ"). А фиг.12 иллюстрирует вариант примера изображения на экране, воспроизводимого при тех же условиях, что и в случае фиг.11, на котором сообщение отсутствует. Оповещение о факте истечения предельного времени технического обслуживания на фиг.12 обеспечивается путем отображения числа дней, прошедших со дня истечения предельного времени технического обслуживания, со знаком минус.
Поэтому согласно рассмотренному выше варианту примера осуществления даже в случае, когда при нормальном состоянии транспортного средства пользователь не выбирает для мультиинформационного дисплея 2 режим отображения информации о техническом обслуживании, блок 13 вычисления времени технического обслуживания обеспечивает оповещение пользователя о времени технического обслуживания путем обеспечения вывода соответствующего изображения на экран этого дисплея непосредственно после включения зажигания, что повышает надежность оповещения пользователя о времени технического обслуживания.
В приведенном выше примере осуществления рассматривается случай задания порога отображения времени для предупреждения, порога извлечения времени для предупреждения, порога отображения расстояния для предупреждения, порога извлечения расстояния для предупреждения и порога переключения изображения в качестве общего порога оставшегося расстояния и оставшегося времени для всех позиций технического обслуживания. Однако возможен и вариант, например, отдельного задания значений каждого из этих порогов для каждой позиции технического обслуживания.
Кроме того, согласно вышеупомянутому примеру осуществления оповещение пользователя осуществляется в результате переключения отображения позиций технического обслуживания, значений оставшегося расстояния или оставшегося времени и фигур. Однако возможный путь оповещения не ограничивается только отображением. Оповещение может осуществляться, например, с использованием звука или света лампы или светодиода.
Кроме того, в приведенном выше примере рассматривается случай наступления предельного времени технического обслуживания, когда вычисленное оставшееся расстояние и оставшееся время достигают "0". Однако возможен вариант наступления предельного времени технического обслуживания, когда пройденное расстояние, являющееся суммарным значением расстояния пробега со времени начала использования детали транспортного средства, и продолжительность использования достигают соответствующих верхних предельных значений предварительно заданных пройденного расстояния и общей продолжительности использования. В этом случае порог извлечения времени для предупреждения и порог отображения времени для предупреждения задаются в качестве порогового значения продолжительности использования, причем порог извлечения времени для предупреждения задается в качестве определенного значения, меньшего, чем порог отображения времени для предупреждения. А порог извлечения расстояния для предупреждения и порог отображения расстояния для предупреждения задаются в качестве порогового значения пройденного расстояния, причем порог извлечения расстояния для предупреждения задается в качестве определенного значения, меньшего, чем порог отображения расстояния для предупреждения.
В приведенном выше примере рассматривается случай использования числа дней в качестве параметра времени. Однако при условии, что используемый параметр будет иметь отношение ко времени, числом дней параметр времени не ограничивается.
В приведенном выше примере осуществления рассматривается случай предварительного задания оставшегося времени и оставшегося расстояния для каждой детали транспортного средства. Однако, например, для моторного масла, срок службы которого изменяется в зависимости от условий эксплуатации, а именно от частоты вращения вала двигателя и температурных условий, оставшееся время и оставшееся расстояние можно вычислять с помощью электронного блока управления (ECU) двигателя на основе результатов измерений, например, частоты вращения вала двигателя и температуры. Результаты вычислений можно затем подвергнуть сравнению с порогом извлечения времени для предупреждения, порогом отображения времени для предупреждения, порогом извлечения расстояния для предупреждения и порогом отображения расстояния для предупреждения. В этом случае при строгом следовании этих изменений за условиями эксплуатации, например, график оставшегося времени и график оставшегося расстояния, представленные на фиг.2 и 3, целиком сдвигаются влево.
Кроме того, согласно вышеупомянутому примеру осуществления измерение продолжительности использования проводилось с помощью таймера 7, а вычисление пройденного расстояния - с помощью одометра 8. Однако продолжительность использования и пройденное расстояние могут быть получены различными другими способами. Например, возможно сохранение пройденного расстояния транспортного средства (отличающегося от пройденного расстояния для каждой детали транспортного средства) и времени в момент выполнения операции сброса с помощью переключателя 6 выбора/сброса в ОЗУ. При этом пройденное расстояние и продолжительность использования могут быть получены путем вычитания соответствующих сохраненных значений из текущего пройденного расстояния транспортного средства и текущего времени.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ
Согласно настоящему изобретению может быть создано устройство оповещения о времени технического обслуживания, позволяющее уменьшить число обращений пользователя в дилерский центр по поводу технического обслуживания транспортного средства и снизить связанные с этим расходы пользователя.
Класс B60S5/00 Обслуживание, содержание, ремонт и переоборудование транспортных средств