использование хлорированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочных композициях для тяжелонагруженных узлов трения
Классы МПК: | C10M147/04 мономер, содержащий углерод, водород, галоген и кислород C10M145/40 полисахариды, например целлюлоза C10M159/02 продукты природного происхождения |
Автор(ы): | Хоменко Андрей Павлович (RU), Воротилкин Алексей Валерьевич (RU), Винокуров Дмитрий Ильич (RU), Гозбенко Валерий Ерофеевич (RU), Гоготов Алексей Федорович (RU), Дронов Виктор Геннадьевич (RU), Каргапольцев Сергей Константинович (RU), Корчевин Николай Алексеевич (RU), Чуринова Ольга Викторовна (RU), Якимова Галина Анатольевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (ИрГУПС (ИрИИТ)) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-12-29 публикация патента:
10.01.2012 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается снижения износа в тяжелонагруженной паре трения колесо-рельс при прохождении поездом криволинейных участков пути. Снижение износа колес подвижного состава и боковой поверхности рельса на криволинейных участках пути достигается путем использования смазочных композиций, в которые в качестве противозадирной присадки предлагается использовать хлорированный лигнин, содержащий 7-20% хлора. В изобретении хлорированный лигнин предполагается использовать по новому назначению - в качестве противозадирной присадки в смазочные композиции для лубрикации рельсов. Достигаемый результат экспериментально подтвержден путем испытания смазочных композиций, содержащих хлорированный лигнин, низкомолекулярный полиэтилен и отработанное дизельное масло, на машине трения МИ-1М. Исследования показали, что хлорлигнин, введенный в смазочную композицию, эффективно способствует снижению износа модельных роликов. 1 н.п. ф-лы, 1 табл.
Формула изобретения
Использование хлорированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочные композиции для снижения износа в тяжелонагруженных узлах трения, например в системах трения колесо - рельс.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается уменьшения износа в тяжелонагруженной паре трения колесо-рельс при прохождении поездом криволинейных участков пути.
Наиболее эффективным способом снижение износа колеса подвижного состава и боковой поверхности рельса на криволинейных участках пути является нанесение в зону контакта смазки [1], которая, как правило, представляет собой сложную композицию, содержащую различные присадки, повышающие эффективность действия применяемого базового масла.
Для предотвращения износа используют протвоизносные, а для тежело нагруженных узлов трения - противозадирные присадки, которые по химическому составу относятся к разным классам органических соединений, содержащих в своем составе хлор, серу, фосфор [2]. Действия хлоросодержащих присадок проявляется, главным образом, в условиях задира. При трении хлоросодержащие присадки на поверхности металла образуют пленки хлоридов железа, которые снижают задир. В качестве хлоросодержащих противозадирных присадок используются как индивидуальные хлорорганические соединения (например, гексахлорэтан, октахлорциклопентен, гексахлорциклопентадиен и др.), а также смеси (например, хлорированный парафин, смесь тетра- и пентахлордифенилов и т.п) [3]. Однако, как правило, такие присадки достаточно дороги и относятся к высокотоксичным соединениям.
Известно использование в качестве присадки полимерных хлорсодержащих соединений (например, низкомолекулярного поливинилхлорида) [4]. Эффективность использования хлорсодержащих присадок во многом определяется присутствием в их составе других функциональных групп, которые, вероятно, облегчают адгезию присадки на поверхности металла, что в процессе трения способствует более легкому образованию хлоридов железа. Однако такие соединения, как хлорфенол или хлорнитробензол относятся к высокотоксичным и экологически опасным соединениям.
В данном техническом решении предполагается использование в качестве противозадирной присадки хлорированного лигнина, содержащего 7-20% хлора. Лигнин - природный полимер, является отходом производства целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности [5]. Лигнин легко хлорируется электрохимически, с применением хлорной воды или гипохлоритов [6]. Содержание хлора в полученном хлорлигнине зависит от используемого хлорирующего агента, условий хлорирования и типа используемого лигнина, и может составлять до 30%. По данным многих авторов атомы хлора при хлорировании лигнина вступают как в ароматическое кольцо, так и в алкильные цепи. Хлорированный лигнин находит ограниченное применение. Например, известно [7], что на его основе могут быть получены полисульфидные полимеры, которые также имеют ограниченное применение. Поэтому расширение сфер применения хлорлигнина является важной технической задачей. Известно, что сам лигнин может выступать в качестве антифрикционной компоненты в смазочных композициях для лубрикации рельсов [8]. Использование хлорированного лигнина по новому назначению, предлагаемому в данном техническом решении, позволяет вводить в композиции одновременно противозадирную присадку.
Для введения в смазочные композиции хлорированный лигнин с содержанием хлора 7-20% необходимо подвергнуть тщательному помолу для достижения размера частиц меньше 0,15 мм (просеивание через сито 0,145 мм). При смешении со смазочным маслом (например, отработанным дизельным маслом) в присутствии загустителя (например, низкомолекулярного полиэтилена) образуется достаточно устойчивая консистентная дисперсная система, защитный эффект который был испытан на машине трения МИ-1М [9]. Результаты испытания композиций, содержащих 10% хлорлигнина (с содержанием хлора 7, 14 и 20%), 65% - низкомолекулярного полиэтилена и 25% отработанного дизельного масла представлены в таблице. Испытуемые ролики на машине трения моделируют взаимодействие в системе колесо-рельс. Величина износа определялась путем взвешивания роликов на аналитических весах с точностью до 0,001 г.
Как видно из данных таблицы 1, для эффективной работы присадки не требуется высокое содержание хлора. По-видимому, это связано с тем, что при содержании хлора ~ 14% с поверхностью металла взаимодействуют все доступные атомы хлора, а дальнейшее увеличение содержания хлора нецелесообразно, т.к. оно приводит лишь к незначительному снижению износа.
Литература
1. Карпущенко Н.И. Смазка - единственный способ предупреждения износа // Путь и путевое хозяйство. 2000. № 2. С.15-18.
2. Кулиев А.М. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Л.: Химия. 1985. 312 с.
3. Виноградова И.Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия. 1972, 272 с.
4. Пат. ФРГ 807421 (1950).
5. Никитин В.М., Оболенская О.В., Щеголов В.П. Химия древесины и целлюлозы. М.: 1978.
6. Чудаков М.И. Промышленное использование лигнина. 1983, 212 с.
7. Авторское свидетельство СССР № 933669. 1982.
8. Пат. RU 23108013. Воротилкин А.В. и др. Композиция для снижения износа в паре трения колесо-рельс. Опубл. 27.02.2008. Бюл. № 6.
9. Зозуля В.Д. и др. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. Киев. 1990.
Таблица 1 | ||||
Пример | Содержание хлора в хлорлигнине, % | Продолжительность испытания, ч | Износ роликов, г | |
Подвижный ролик | Неподвижный ролик | |||
1 | 7 | 18 | 0,063 | 0,135 |
2 | 14 | 18 | 0,058 | 0,136 |
3 | 20 | 18 | 0,068 | 0,128 |
4 | без присадки | 18 | 0,352 | 0,414 |
5 | без смазки | 6 | 1,612 | 1,784 |
Класс C10M147/04 мономер, содержащий углерод, водород, галоген и кислород
Класс C10M145/40 полисахариды, например целлюлоза
Класс C10M159/02 продукты природного происхождения