устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором

Классы МПК:B60L9/16 с асинхронными двигателями переменного тока 
B60L15/20 для управления транспортными средствами или их двигателями с целью получения требуемых параметров, например скорости, крутящего момента, запрограммированного изменения скорости 
H02P27/00 Устройства или способы для управления двигателями переменного тока, отличающиеся видом питающего напряжения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный энергетический университет" (КГЭУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-07-13
публикация патента:

Изобретение относится к области частотно-регулируемых электроприводов и может быть использовано на электрическом транспорте. Устройство управления содержит блок силового источника питания постоянного тока с нерегулируемым выходным напряжением, блок силового фильтра постоянного тока, блоки автономных инверторов напряжения, блоки электродвигателей, блок слаботочного источника питания постоянного тока с регулируемым выходным напряжением, блок формирования управляющих синусоидальных многофазных сигналов переменной частоты и блок согласования. Блок силового источника питания постоянного тока выполнен с возможностью преобразования переменного тока в постоянный без регулирования величины напряжения постоянного тока на его выходе. Блок слаботочного источника питания постоянного тока выполнен с возможностью регулирования выходного напряжения в зависимости от частоты управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты. Технический результат заключается в сокращении массогабаритных характеристик, повышении надежности и снижении электропотребления в устройстве управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором. 4 ил. устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775

устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775 устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775 устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775 устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775

Формула изобретения

Устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором, содержащее блок силового источника питания постоянного тока, вход которого подключен к источнику переменного тока, блок силового фильтра постоянного тока, N блоков автономных инверторов напряжения, блок слаботочного источника питания постоянного тока и блок формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, при этом первый выход блока силового источника питания постоянного тока подключен к входу блока силового фильтра постоянного тока, выход которого подключен к первому входу каждого из N блоков автономных инверторов напряжения, выход которого подключен к входу блока электродвигателя, второй выход блока силового источника питания постоянного тока подключен к первому входу блока слаботочного источника питания постоянного тока, выход которого подключен к входу блока формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, отличающееся тем, что в него дополнительно введен блок согласования, первый вход которого подключен к выходу блока слаботочного источника питания постоянного тока, а второй вход - к первому выходу блока формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, выход блока согласования подключен одновременно к каждому входу блока автономного инвертора напряжения, блок силового источника питания постоянного тока выполнен с возможностью преобразования переменного тока в постоянный без регулирования величины напряжения постоянного тока на его выходе, блок слаботочного источника питания постоянного тока выполнен с возможностью регулирования выходного напряжения в зависимости от частоты управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, а второй его вход подключен к второму выходу блока формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области частотно-регулируемых электроприводов (ЧРЭП) и может быть использовано в ЧРЭП промышленности и электрического транспорта, особенно электрического железнодорожного.

Известно устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором, содержащее блоки выпрямителей переменного тока, сетевой фильтр, блок автономного инвертора напряжения, блок управления, предназначенный для формирования многофазных управляющих сигналов, силовой электродвигатель (см. патент RU 2326775 С2, B60L 15/20, заявка: 2006112512/11, 14.04.2006. Опубликовано: 20.06.2008, Бюл. № 17. Способ управления моментом электродвигателей переменного тока формированием в электроприводе частотно-регулируемого сигнала и устройство, реализующее этот способ).

Данное устройство не обеспечивает возможности одновременного управления N электродвигателями, имеет большие массогабаритные характеристики.

Наиболее близким по технической сути к заявляемому является устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором, в котором первый вход блока силового выпрямителя с регулируемым выходным напряжением, подключен к источнику переменного тока, а первый выход блока силового выпрямителя подключен к входу блока фильтров, где колебания постоянного тока сглаживаются, выход которого подключен к первому входу силового блока автономного инвертора напряжения (АИН) - на коллекторы силовых транзисторов АИН, выход блока АИН подключен к входу блока асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором (АДКР), в который поступают усиленные блоком АИН многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, меняющиеся в широких пределах, второй выход блока силового выпрямителя подключен к входу блока слаботочного источника питания постоянного тока с нерегулируемым выходным напряжением, питающим блок, формирующий управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, вход которого подключен к выходу блока слаботочного источника питания, первый выход блока, формирующего управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, подключен к второму входу блока АИН, где указанные сигналы усиливаются и поступают в блок АДКР, как управляющие скоростью вращения ротора АДКР, второй выход блока, формирующего управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, подключен к второму входу блока силового выпрямителя, где регулируется выходное силовое напряжение блока силового выпрямителя в зависимости от частоты, вырабатываемой блоком, формирующим управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, чем меньше частота, тем меньше выходное напряжение блока силового выпрямителя, и наоборот, чем выше частота блока, формирующего управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, тем выше выходное напряжение блока силового выпрямителя. При номинальной частоте напряжение блока силового выпрямителя равно номинальному U н (см. Средства оптимизации потребления электроэнергии. Клевцов А.В. М., Солон-пресс, 2004. Рисунки 3.7, 3.13, 3.20, 3.21, 4.7, 4.8, 4.9, 4.11).

Однако данное устройство управления электродвигателями имеет ряд недостатков, заключающихся в следующем.

1) В электрическом железнодорожном транспорте, а также в целом ряде промышленного производства, особенно тяжелой промышленности, несколько мощных электродвигателей работают параллельно в синхронном режиме, например, в электровозах работают параллельно до восьми электродвигателей более одного МВт каждый из электродвигателей, поэтому необходимо обеспечить синхронную работу всех двигателей с единым управлением.

2) Силовой блок питания, обеспечивающий постоянным током мощные силовые транзисторы АИН, разрабатывается с выходным напряжением, регулируемым в зависимости от частоты управляющих сигналов блока, формирующего управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, что значительно усложняет сам блок питания, а также приводит к дополнительным потерям электрической энергии в нем.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение синхронной работы параллельно работающих двигателей, упрощение и удешевление схем управления, уменьшение потерь электрической энергии в схеме управления, снижение массогабаритных характеристик устройства управления электродвигателями.

Технический результат достигается тем, что в устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором, содержащее блок силового источника питания постоянного тока, вход которого подключен к источнику переменного тока, блок силового фильтра постоянного тока, N блоков автономных инверторов напряжения, блок слаботочного источника питания постоянного тока и блок формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, при этом первый выход блока силового источника питания постоянного тока подключен к входу блока силового фильтра постоянного тока, выход которого подключен к первому входу каждого из N блоков автономных инверторов напряжения, выход которого подключен к входу блока электродвигателя, второй выход блока силового источника питания постоянного тока подключен к первому входу блока слаботочного источника питания постоянного тока, выход которого подключен к входу блока формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, согласно изобретению дополнительно введен блок согласования, первый вход которого подключен к выходу блока слаботочного источника питания постоянного тока, а второй вход - к первому выходу блока формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, выход блока согласования подключен одновременно к каждому входу блока автономного инвертора напряжения, блок силового источника питания постоянного тока выполнен с возможностью преобразования переменного тока в постоянный без регулирования величины напряжения постоянного тока на его выходе, блок слаботочного источника питания постоянного тока выполнен с возможностью регулирования выходного напряжения в зависимости от частоты управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты, при этом второй его вход подключен к второму выходу блока формирования управляющих многофазных синусоидальных сигналов переменной частоты.

В дальнейшем изобретение поясняется чертежами, на которых:

фиг.1 изображает блочно-функциональную схему ЧРЭП;

фиг.2 - схему согласования для одной фазы;

фиг.3 - схему блока слаботочного источника питания с регулируемым выходным напряжением (для одной фазы);

фиг.4 - блок согласования выхода блока, формирующего управляющие многофазные синусоидальные сигналы переменной частоты, с входами трех АМН, имеющих по три фазы в каждом АИН (для упрощения чертежа блока).

Устройство управления асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором содержит следующие блоки: 1 - блок силового источника питания постоянного тока с нерегулируемым выходным напряжением; 2 - блок силового фильтра постоянного тока; 3 - блок автономного инвертора напряжения АИН; 4 - блок электродвигателя; 5 -блок слаботочного источника питания постоянного тока с регулируемым выходным напряжением; 6 - блок формирования управляющих синусоидальных многофазных сигналов переменной частоты; 7 - блок согласования выхода блока 6 с входами блоков 3.

Блок 1 силового источника питания постоянного тока с нерегулируемым выходным напряжением своим входом подключен к источнику питания переменного тока (на фиг.1 не показан). Первый выход блока 1 подключен к входу блока 2 силового фильтра постоянного тока, блок 2 имеет количество выходов по количеству питаемых блоков 3 - АИН. Первые входы блоков 3 подключены к выходам блока 2. К каждому выходу блока 3 подключен вход каждого блока электродвигателя 4.

Второй выход блока 1 подключен к первому входу блока 5 - слаботочного источника питания постоянного тока с управляемым выходным напряжением в зависимости от частоты управляющих многофазных синусоидальных сигналов, формируемых блоком 6. Первый выход блока 6 подключен к второму входу блока 5, а второй выход блока 6 подключен к первому входу дополнительно введенного блока 7 согласования выхода блока 6 с входами блоков 3 - АИН, за счет подключения вторых входов блоков 3 к выходу блока 7. Выход блока 5 одновременно подключен к входам блоков 6 и 7 и питает их постоянным током с изменяющимся по величине напряжением.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

После включения в работу блока 1 - силового источника питания постоянного тока переменный ток в блоке 1 преобразуется в нерегулируемый постоянный ток высокого напряжения. В блоке 2 осуществляется сглаживание пульсаций постоянного тока, в блоке 3 управляющие синусоидальные сигналы переменной частоты усиливаются и с выходов блока 3 фазные напряжения подаются на статорные обмотки электродвигателей блоков 4.

В блоке 5 слаботочного источника постоянного тока переменный ток преобразуется в постоянный ток с напряжением, регулируемым на выходе блока 5 управляющими многофазными синусоидальными сигналами переменной частоты, поступающими с первого выхода блока 6.

Во время пуска электродвигателя выходное напряжение источника постоянного тока блока 5 снижается из-за низкой частоты, вырабатываемой блоком 6, при этом на входы (базы силовых транзисторов) блока 3 поступает пониженное напряжение и транзисторы открываются на незначительную величину, ограничивая токи в статорных обмотках электродвигателей. С увеличением частоты управляющих сигналов, вырабатываемых блоком 6, увеличивается выходное напряжение блока 5, а также блока 7, что больше приоткрывает силовые транзисторы блоков 3. При формировании управляющей частоты, равной номинальной устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775 н, выходное напряжение блока 5 достигает уровня Uнупр, при котором число оборотов электродвигателей блоков 4 также достигает номинальной частоты устройство управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым   ротором, патент № 2441775 нд, номинального напряжения и других параметров. Процедура снижения частоты оборотов электродвигателей происходит в обратной последовательности.

Регулирование выходного напряжения блока слаботочного источника питания постоянного тока осуществляется следующим образом.

Управляющие синусоидальные сигналы, формируемые блоком 6, поступают на базу транзистора VT3. При малой частоте управляющего сигнала сопротивление катушки индуктивности L1 мало, на базу транзистора VT3 подается ток большой амплитуды, транзистор открывается и пропускает ток, на резисторе R8 происходит падение напряжения, значение напряжения на выходе U мало. При большой частоте управляющего сигнала сопротивление катушки индуктивности L1 велико, транзистор VT3 заперт, в результате не происходит падения напряжения на резисторе R8, значение напряжения на выходе U велико.

Схема согласования (см. фиг.2) работает следующим образом (описана работа схемы одной фазы, остальные m-1 схем работают аналогично описанному).

На вход схемы - базы транзисторов VT1C и VT2C - поступает синусоидальный сигнал. При положительной половине синусоиды открывается транзистор VT1C и на резисторе R2 появляется положительный полярности полусинусоидальный сигнал. Этот сигнал поступает на базы транзисторов VT1 первых фаз всех трех АИН (см. фиг.4). Транзисторы VT2 первой фазы всех АИН в положительный полупериод синусоиды закрыты. При отрицательном полупериоде синусоиды первой фазы открывается транзистор VT2C и на резисторе R4 появляется полупериод синусоиды положительной полярности, который поступает на вход (база) всех транзисторов VT2 первой фазы всех АИН.

Работа схем согласования остальных фаз блока 7 аналогична описанному выше. Транзисторы VT1C блока 7 имеют n-р-n переход, а транзисторы VT 2C - р-n-р переход.

Регулирование напряжения источника питания блока 5 в зависимости от частоты управляющих сигналов регулирует выходные сигналы схемы согласования и таким образом регулирует степень открытия и закрытия силовых транзисторов АИН, а следовательно, и уровень подаваемого питания на статорные обмотки электродвигателей блоков 4.

Как следует из блок-схемы фиг.1 предлагаемого устройства управления электродвигателями и описания устройства, его главными отличительными особенностями от прототипа является следующее.

а) Выход силового блока питания постоянного тока 1 является нерегулируемым, что упрощает конструкцию блока, уменьшает его массогабаритные размеры, снижает электрические потери в блоке.

б) Регулирование тока и частично напряжения, подаваемого на статорные обмотки электродвигателей 4, осуществляется изменением величины управляющих синусоидальных сигналов, подаваемых на базы силовых транзисторов АИН с выхода согласующих схем блока 7, на вход которого поступает регулируемое по величине питающее напряжение с выхода блока 5, величина которого изменяется от численного значения частоты управляющих синусоидальных сигналов, вырабатываемых блоком 6, второй выход которого подключен к второму входу блока 5, что удешевляет и упрощает регулирование выходного напряжения слаботочного источника питания в пределах 0÷5÷8 В.

в) Вводится блок согласования 7 выхода блока 6 с входами N блоков 3 - автономных инверторов напряжения одним блоком 7. Эффективность блока согласования 7 увеличивается с ростом как количества фаз m электродвигателя, так и их управляемым числом N.

Класс B60L9/16 с асинхронными двигателями переменного тока 

раздельный электропривод механизма передвижения мостового крана -  патент 2497697 (10.11.2013)
контроллер для системы запуска нагрузки -  патент 2496218 (20.10.2013)
преобразователь частоты с явно выраженным звеном постоянного тока -  патент 2490778 (20.08.2013)
способ управления тяговым асинхронным приводом -  патент 2466883 (20.11.2012)
устройство управления вагоном электропоезда -  патент 2434761 (27.11.2011)
контроллер электродвигателя -  патент 2432663 (27.10.2011)
система электроснабжения электропоезда с асинхронным тяговым приводом -  патент 2422299 (27.06.2011)
устройство управления электродвигателем -  патент 2419954 (27.05.2011)
устройство электропитания, транспортное средство с электроприводом, включающее устройство электропитания, и способ управления устройством электропитания -  патент 2398687 (10.09.2010)
способ управления четырехквадрантным преобразователем с вычислением фаз коммутации и микропроцессорное устройство его реализующее -  патент 2327276 (20.06.2008)

Класс B60L15/20 для управления транспортными средствами или их двигателями с целью получения требуемых параметров, например скорости, крутящего момента, запрограммированного изменения скорости 

система управления подавлением вибрации для электроприводного транспортного средства и способ подавления вибрации для него -  патент 2527916 (10.09.2014)
устройство управления прекращением медленного передвижения для электромобиля -  патент 2526322 (20.08.2014)
устройство управления прекращением медленного передвижения для транспортного средства с электроприводом -  патент 2524322 (27.07.2014)
установка для бурения по коренным породам, способ транспортировки указанной установки и регулятор скорости транспортировки установки -  патент 2523880 (27.07.2014)
установка бурения по породе и способ ее позиционирования -  патент 2521448 (27.06.2014)
транспортное средство с приводом на передние и задние колеса -  патент 2500550 (10.12.2013)
устройство управления амортизацией колебаний -  патент 2498913 (20.11.2013)
устройство управления электродвигателем для электрического транспортного средства -  патент 2484986 (20.06.2013)
устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей -  патент 2481202 (10.05.2013)
устройство управления для транспортного средства с электрическим двигателем переменного тока -  патент 2479447 (20.04.2013)

Класс H02P27/00 Устройства или способы для управления двигателями переменного тока, отличающиеся видом питающего напряжения

Наверх