втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Классы МПК:B61H13/34 конструктивные элементы 
F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Профит Центр Плюс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-09-09
публикация патента:

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к втулкам рычажных тормозных систем с низким коэффициентом трения, не требующих смазки. Втулка выполнена из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее. Композиционный материал содержит в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, а в качестве связующего - полиамид. Достигается увеличение срока службы втулки за счет качественного и количественного соотношения входящих в материал втулки компонентов. 1 табл., 1 ил. втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787

втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787

Формула изобретения

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее, отличающаяся тем, что втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно 5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамид Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок с низким коэффициентом трения, не требующих смазки, для рычажной тормозной системы рельсового транспорта, например пассажирского и грузового, в том числе вагонов метрополитена.

В настоящее время в машиностроении для изготовления таких втулок широкое применение получили фенопласты - разнообразные пластмассы на основе фенолоформальдегидных смол. Эти материалы для изготовления деталей технического назначения отличаются особой прочностью и повышенной устойчивостью к различным воздействиям. В машиностроении из них изготавливают колеса, шестерни, втулки и другие детали различных ударопрочных механизмов.

Однако при производстве таких втулок из фенопласта выделяются свободные фенол, формальдегид и пыль.

Фенол - нервный яд, вызывающий острые и хронические отравления, способный проникать внутрь организма человека через незащищенные участки кожи. Вдыхание паров фенола вызывает раздражение верхних дыхательных путей, а при длительном воздействии - общее отравление. Предельно допустимая концентрация паров фенола в воздушном пространстве рабочей зоны производственных помещений - 0,1 мг/м3.

Так известны втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненные из фенопласта марки У-301-07 (см. фенопласт марок У-301-07 и У-2-301-07 по ТУ 2253-001-2572341-99, Организация - поставщик: ООО «Пластик» Тульская обл., Узловая, 4), содержащего фенолоформальдегидную смолу, хлопковую целлюлозу с добавками (тальк, магнезия, известь, СЖК), при следующем соотношении компонентов, масс.%.

Фенолоформальдегидная смола 46,5
Хлопковая целлюлоза43,8
Добавки 9,7

Однако данные втулки имеют низкие прочностные характеристики. Кроме того, из-за наличия в составе материала втулок большого количества формальдегидной смолы, при изготовлении таких втулок выделяется фенол, формальдегид и пыль, что требует принятия повышенных мер безопасности.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту и выбранной в качестве прототипа является втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель в виде смеси полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокон, антиадгезив в виде стеарата цинка и/или стеарата кальция, связующее в виде фенолоформальдегидной или крезолоформальдегидной смолы.

Кроме того, в состав материала известной втулки входит адгезив - поливинилацетат и/или поливинилбутираль и порошковый наполнитель - оксид кремния.

(См. патент РФ № 2298707 по кл. F16C 33/04, В61Н 13/34, заявл. 04.10.2005 г., опубл. 10.05.2007 г. «Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта»).

Известная втулка выполнена двухслойной и состоит из внутреннего рабочего слоя скольжения и наружного демпфирующего слоя.

Известная втулка технологически сложна в изготовлении, при эксплуатации возможно расслоение ее частей. Кроме того, при изготовлении таких втулок, т.к. исходный композиционный материал содержит большое количество формальдегида, выделяются свободные фенол, формальдегид и пыль.

Задачей изобретения является повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, упрощение процесса изготовления и снижение вредных выбросов в окружающую среду при ее изготовлении.

Техническим результатом, позволяющим решить эту задачу, является увеличение срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов.

Поставленная задача достигается тем, что в известной втулке рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненной из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее, согласно изобретению втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно 5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамид остальное

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта неизвестна и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критерию «новизна» и «изобретательский уровень».

Предлагаемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта может быть изготовлена с использованием оборудования и материалов как отечественной, так и зарубежной промышленности, следовательно, отвечает критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемой втулке рычажной тормозной системы рельсового транспорта новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, упрощение процесса изготовления и снижение вредных выбросов в окружающую среду при ее изготовлении.

Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокна и/или углеродного волокна, позволяет увеличить износостойкость втулки, исключить коррозию, что в свою очередь повышает срок службы втулки.

Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве антиадгезива - дисульфида молибдена, являющегося антифрикционной добавкой, позволяет снизить коэффициент трения и уменьшить износ поверхностей трения, что опять-таки повышает срок службы втулки.

Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве связущего полиамид, позволяет упростить процесс изготовления втулки, ликвидировать вредные выбросы в окружающую среду при изготовлении при одновременном повышении прочностных и антифрикционных свойств, что еще в большей степени повышает срок службы втулки.

Соотношение компонентов композиционного материала втулки, мас.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно 5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамид остальное

установлено экспериментально и позволяет достичь требуемых показателей противоизносных и антифрикционных свойств трущихся деталей.

Таким образом, совокупность существенных признаков позволяет достичь технического результата, а именно увеличение срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.

На чертеже изображен общий вид втулки в разрезе.

Заявляемые втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта изготавливают методом литья под давлением в литьевой машине из литьевого материала, который условно назван ПЦ-10.

Сравнительный анализ технических характеристик заявляемой втулки из материала ПЦ-10 и втулок, известных заявителю из его практики из материалов ОПМ-94, VI-301-07.ТУ 2253-001257-2341-99, Фф 201 ТУ 2253-125-5578270, приведен в табл.1.

Таблица 1
№ п/пОсновные показателиОПМ-94 VI-301-07.ТУ-2253-001257-2341-99 Фф 201 ТУ 2253-125-5578270 ПЦ-10
1 Цветчерный От светло-коричневого до темно-коричневого черныйчерный
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787
2Изгибающее напряжение при максимальной нагрузке, МПа, не менее 15070 70220
3 Водопоглощение, % 107 61,2-1,4
4 Разрушающее напряжение при сжатии, МПа 15080-120 160 160
5 Ударная вязкость по Шарпи на образцах без надреза, Дж/м2, не менее 30 660 60
6 Разрушающее напряжение при растяжении, МПа 4028-30 37,5-40155
7 Температура размягчения и работоспособности, ºС 6060 60200
8 Модуль упругости при изгибе, ГПа, не менее втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787 7,2-7,5 втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, патент № 2441787

Из таблицы 1 видно, что

заявляемые втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта обеспечивают повышенный КПД тормозной рычажной передачи в течение длительной работы, исходя из следующих преимущественных физико-механических свойств:

1. Низкое влагопоглащение - 1,2-1,4%
2. Высокое разрушающее напряжение при растяжении - 160 МПа
3. Высокотемпературная работоспособность - 200ºС
4. Высокая стойкость к удару - 7,2-7,5 ГПа
5. Высокая ударная вязкость по Шарпи - 60 Дж/м2

Экспериментально установлено, что технические характеристики предлагаемой втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта значительно превосходят те же характеристики втулки, полученной из известных материалов.

Таким образом, по сравнению с известными втулками заявляемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта обладает повышенным сроком службы при сниженном выбросе вредных примесей в окружающую среду при ее изготовлении.

Дополнительным эффектом при изготовлении предлагаемой втулки является резкое увеличение производительности труда, так как процесс изготовления сводится к литью под давлением в литьевой машине из композиционного материала ПЦ-10, который готовят простым перемешиванием компонентов, представляющих собой гранулы.

Пример 1

Берут стекловолокно, добавляют углеродное волокно и дисульфид молибдена и смешивают с полиамидом при следующем соотношении компонентов, мас.%

Стекловолокно10,0
Углеродное волокно 15,0
Дисульфид молибдена 2,0
Полиамид остальное

Затем полученную композицию загружают в литьевую машину, где под действием высокой температуры и давления получают композиционный материал в расплавленном состоянии, который затем заливают в пресс-формы требуемых размеров, обеспечивающие получение втулок в виде, который показан на чертеже.

Пример 2

Берут те же компоненты, что и в примере под номером 1, но при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Стекловолокно20,0
Углеродное волокно 10,0
Дисульфид молибдена 1,0
Полиамид остальное,

которые перемешивают и вводят в литьевую машину, где они переходят в расплавленное состояние и далее полученную массу заливают в пресс-формы определенных размеров, обеспечивающих получение втулок, показанных на чертеже после охлаждения массы композиционного материала.

Класс B61H13/34 конструктивные элементы 

втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2499921 (27.11.2013)
стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства -  патент 2492086 (10.09.2013)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2482342 (20.05.2013)
устройство стояночного тормоза для тормозной системы железнодорожного подвижного состава -  патент 2468942 (10.12.2012)
автоматический фиксатор штока тормозного цилиндра железнодорожного подвижного состава реечного типа с клиновым зажимом и подтормаживающим клапаном -  патент 2418703 (20.05.2011)
тормозная система тележки грузового вагона железнодорожного транспорта -  патент 2378143 (10.01.2010)
способ изготовления антифрикционных двухслойных самоцентрирующихся втулок из полимерных композиционных материалов -  патент 2376507 (20.12.2009)
рычажная передача автоматического тормоза железнодорожного вагона -  патент 2328398 (10.07.2008)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2298707 (10.05.2007)
тормозной триангель -  патент 2254254 (20.06.2005)

Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 

Наверх