способ холодной регенерации асфальтобетонных слоев дорожной одежды

Классы МПК:E01C7/18 из щебня и битуминозного вяжущего материала 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский дорожный научно-исследовательский институт" ФГУП "РОСДОРНИИ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к дорожно-ремонтным работам и может быть использовано при повторном применении старого асфальтобетона. Технический результат: увеличение прочности регенерированного слоя и снижение материальных затрат. Способ холодной регенерации асфальтобетонных слоев дорожной одежды, заключающийся в их рыхлении фрезерованием, введении в измельченный материал добавок, перемешивании компонентов, распределении смеси и ее уплотнении. Перед фрезерованием на поверхность старого покрытия наносят слой измельченного материала, добытого ранее, и минеральный порошок в количестве 5% от массы смеси нанесенного и фрезеруемого материалов, а в качестве добавок в измельченный материал вводят 4% битумной эмульсии и 1,5% цемента сверх 100% от массы смеси нанесенного и фрезеруемого материалов.

Формула изобретения

Способ холодной регенерации асфальтобетонных слоев дорожной одежды, заключающийся в их рыхлении фрезерованием, введении в измельченный материал добавок, перемешивании компонентов, распределении смеси и ее уплотнении, отличающийся тем, что перед фрезерованием на поверхность старого покрытия наносят слой измельченного материала, добытого ранее, и минеральный порошок в количестве 5% от массы смеси нанесенного и фрезеруемого материалов, а в качестве добавок в измельченный материал вводят 4% битумной эмульсии и 1,5% цемента сверх 100% от массы смеси нанесенного и фрезеруемого материалов.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к дорожно-ремонтным работам и может быть использовано при повторном применении старого асфальтобетона.

Известны способы холодной регенерации асфальтобетонных слоев дорожной одежды (часто с захватом несвязного материала из нижележащего слоя), заключающиеся в рыхлении этих слоев фрезерованием, введении в измельченный материал - асфальтобетонный гранулят (АГ) - вяжущего и воды, перемешивании компонентов, распределении смеси и ее уплотнении. Эти способы отличаются друг от друга главным образом видом вяжущего и способом его введения [1].

Из-за искаженного поперечного профиля поверхности дороги часто приходится в процессе регенерации добавлять для выравнивания привозной скелетный материал. К этой операции прибегают также для уменьшения толщины асфальтобетонного слоя износа, укладываемого поверх регенерированного слоя [2].

Наиболее распространенным способом холодной регенерации является способ, при котором используют комплексное вяжущее, включающее битумную эмульсию или вспененный битум и цемент [3].

Данный способ является наиболее близким к предлагаемому по техническому решению и достигаемому результату.

Недостатком его является малое содержание в смеси порошкообразного наполнителя, так как содержание в смеси цемента ограничивается 1,5%, что приводит к неравномерному распределению битума в смеси и ухудшению физико-механических показателей асфальтогранулобетона (АГБ) - продукта холодной регенерации [4]. Кроме того, добавление к АГ нового необработанного скелетного материала требует увеличения количества добавляемого в смесь битума.

Цель предлагаемого изобретения - снижение материальных затрат при одновременном улучшении физико-механических показателей АГБ.

Поставленная цель достигается тем, что слои дорожной одежды рыхлят фрезерованием, вводят в измельченный материал добавки, перемешивают компоненты, распределяют смесь и уплотняют ее, а перед фрезерованием на поверхность старого покрытия наносят слой измельченного материала, добытого ранее, и порошкообразный наполнитель в количестве (4-7)% от массы смеси нанесенного и фрезеруемого материалов.

В качестве порошкообразного наполнителя может быть использован, например, минеральный порошок для асфальтобетона по ГОСТ Р 52129-2003.

Оптимальное значение содержания порошкообразного наполнителя определяют методом подбора состава асфальтобетона согласно [5].

Пример. В лабораторных условиях изготовили смесь АГ с 5% минерального порошка, 1,5% цемента марки 400 по ГОСТ 10178-85* и 4% битумной эмульсии (все добавки сверх 100% АГ по массе).

Для сравнения изготовили контрольную смесь АГ с добавкой 30% щебеночно-гравийно-песчаной смеси (ЩГПС) по ГОСТ 23558-94* (в 100% смеси с АГ), с таким же содержанием цемента и битумной эмульсии, как в предлагаемом способе (добавки вяжущих сверх 100% смеси АГ с ЩГПС по массе).

Из приготовленных смесей были отформованы образцы-цилиндры, как указано в [2]. Через 7 суток их испытали на сжатие при 20°С.

В результате испытаний получили для предлагаемого и известного способов значения предела прочности при сжатии соответственно (3,4±0,3) и (2,2±0,4) МПа.

Сопоставление полученных значений позволяет сделать вывод, что расчетный модуль упругости АГБ, полученного по предлагаемому способу, будет существенно выше, чем по известному. Кроме того, более низкий разброс результатов по предлагаемому способу указывает на лучшее распределение битума в смеси, содержащей минеральный порошок. Все это позволяет снизить толщину асфальтобетонного слоя покрытия, укладываемого поверх АГБ-слоя, что удешевляет предлагаемый способ.

Источники информации

1. Бахрах Г.С. Регенерация покрытий и дорожных одежд нежесткого типа // Наука и техника в дор. отрасли. - 1998. - № 3. С.18-21.

2. Методические рекомендации по восстановлению асфальбетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации / Росавтодор. - М.: Информавтодор, 2002. - 56 с.

3. Герм. заявка № 3729507, МКИ Е01С 19/10. Verfahren für das umweltfraendliche Recycling von Ausbau - Asphalt / Rode D; Deutag - Mischwerke GmbH. - Заявл. 04.09.87; Опубл. 23.03.89.

4. Wirtgen. Холодный рисайклинг. Руководство по применению. 2-е издание / Wirtgen International GmbH. - апрель 2006. - 271 с.

5. Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88). - М.: Союздорнии, 1991. - 162 с.

Класс E01C7/18 из щебня и битуминозного вяжущего материала 

дорожная одежда -  патент 2504612 (20.01.2014)
модификаторы адгезии и когезии для асфальта -  патент 2489462 (10.08.2013)
способ теплой регенерации асфальтобетона (варианты) -  патент 2482085 (20.05.2013)
способ приготовления цементно-асфальтобетонной смеси и ее состав -  патент 2436888 (20.12.2011)
способ устройства или ремонта дорожного покрытия и способ ремонта дорожного покрытия с колеями -  патент 2369679 (10.10.2009)
способ усиления дорожной одежды -  патент 2365698 (27.08.2009)
способ упрочнения и гидроизоляции дорожного покрытия (варианты) -  патент 2347031 (20.02.2009)
дорожная одежда -  патент 2332535 (27.08.2008)
способ холодной регенерации слоев дорожной одежды -  патент 2331728 (20.08.2008)
способ устройства дорожного покрытия -  патент 2318947 (10.03.2008)
Наверх