заряд твердого ракетного топлива для ракетного двигателя
Классы МПК: | F02K9/18 с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы |
Автор(ы): | Козьяков Алексей Васильевич (RU), Молчанов Владимир Федорович (RU), Александров Михаил Зиновьевич (RU), Кислицын Алексей Анатольевич (RU), Савина Наталья Владимировна (RU), Забиякин Сергей Викторович (RU), Филимонова Елена Юрьевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-07-12 публикация патента:
10.02.2012 |
Предложенная конструкция заряда твердого топлива включает твердотопливную шашку с центральным каналом и торцевыми бронировками. Заряд твердого ракетного топлива включает топливную шашку с центральным каналом и двухслойными торцевыми бронировками. Внутренний бронеслой, примыкающий к топливной шашке, выполнен из бронематериала, обеспечивающего высокую адгезию к топливу на основе термоэластопласта, пластифицированного инденкумароновой смолой. Внешний бронеслой выполнен из электрокартона, имеющего высокую демпфирующую способность. Внутренний бронеслой скреплен с топливом заряда клеем на основе бутилацетата. Внешний бронеслой прикреплен к внутреннему бронеслою клеящим составом на основе термоэластопласта и инденкумароновой смолы. Изобретение позволяет повысить суммарный импульс тяги заряда, а также уменьшить толщину внутреннего бронеслоя торцевой бронировки. 2 ил.
Формула изобретения
Заряд твердого ракетного топлива для ракетного двигателя, включающий топливную шашку с центральным каналом и двухслойными торцевыми бронировками, при этом внутренний бронеслой торцевой бронировки, примыкающий к топливной шашке, выполнен из бронематериала, обеспечивающего высокую адгезию к топливу, а внешний бронеслой торцевой бронировки из бронематериала с высокой демпфирующей способностью, отличающийся тем, что бронеслой, примыкающий к топливной шашке, выполнен из бронематериала на основе термоэластопласта, пластифицированного инденкумароновой смолой, а внешний бронеслой - из электрокартона, при этом внутренний бронеслой торцевой бронировки скреплен с топливом заряда клеем на основе бутилацетата, а внешний бронеслой торцевой бронировки прикреплен к внутреннему бронеслою торцевой бронировки клеющим составом на основе термоэластопласта и инденкумароновой смолы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении вкладного заряда твердого ракетного топлива (ТРТ) и ракетного двигателя.
Известны конструкции вкладных зарядов для ракетных двигателей различного назначения, обеспечивающие, за счет особенностей своей конструкции, прогрессивный, дегрессивный, нейтральный, ступенчатый и др. режимы работы РДТТ и соответствующий этим режимам работы двигателя характер кривой "тяга-время": Шапиро Я.М., Мазинг Г.Ю., Прудников Н.Е. "Теория ракетного двигателя на твердом топливе", М., 1965 г., стр.42-45, рис.2.1-2.8; PROF DR.WALDEMAR WOLFF "Einführung in die Ballistik Raketen und Rake-tenballistik, Deutscher Militärverlag, Berlin, 1968, s.100-104, Bild 3.19, 3.20, 3.24, 3.25, 3.26, 3.27; M.Баррер, А.Жоммот, Б.Фрейс де Вебёке, Ж.Ванден Керххове "Движение ракет", М., 1959, стр.117, фиг.4.
Одной из наиболее оптимальных конструкций заряда ТРТ является канальная шашка, бронированная торцевым бронесоставом. Такая конструкция обеспечивает нейтральную зависимость "тяга-время" (фиг.1), что способствует устойчивой работе аппаратуры и механизмов управления ракеты.
Заряд такого типа по патенту RU 2211352 от 27.08.2003 г., МПК 7 F02K 9/18 (заявка RU 2002113419 от 22.05.2002 г.) принят авторами за прототип.
В прототипе торцевые бронировки заряда выполнены двухслойными, состоящими из внутреннего бронеслоя, примыкающего к топливу из бронематериала, обеспечивающего высокую адгезию к топливу, и внешнего бронеслоя - из огнезащитного бронематериала с высокой демпфирующей способностью. В качестве бронематериала для внутреннего бронеслоя торцевой бронировки в прототипе используют линолеум, а в качестве внешнего бронеслоя - асболавсановую ткань.
Применение в конструкции прототипа асболавсановой ткани ухудшает, обостряет проблемы экологии в производстве зарядов, а использование линолеума неблагоприятно с точки зрения его высокой миграционной способности, т.к. нитроэфиры (НЭ) из баллиститных ТРТ активно мигрируют в линолеум, при этом ухудшаются внутрибаллистические характеристики (ВБХ) заряда и существенно снижаются термозащитные свойства внутреннего бронеслоя торцевой бронировки.
Технической задачей изобретения является разработка конструкции заряда твердого ракетного топлива для ракетного двигателя, в том числе для управляемых ракет, обеспечивающей нейтральную зависимость "тяга-время", обладающей повышенной эксплуатационной надежностью.
Технический результат изобретения заключается в создании конструкции заряда твердого ракетного топлива для ракетного двигателя, включающей топливную шашку с центральным каналом и выполненные двухслойными торцевые бронировки заряда, при этом слой бронировки, примыкающий к топливу, выполнен из бронематериала, обеспечивающего высокую адгезию к топливу, а внешний бронеслой торцевой бронировки из материала с высокой демпфирующей способностью, при этом бронеслой торцевой бронировки, примыкающий к поверхности топлива, выполнен из бронематериала на основе термоэластопласта (ТЭП), пластифицированного инденкумароновой смолой (ИКС), а внешний бронеслой торцевой бронировки - из электрокартона. Внутренний бронеслой торцевой бронировки скреплен с топливом шашки клеем на основе бутилацетата, а внешний бронеслой торцевой бронировки скреплен с внутренним бронеслоем торцевой бронировки клеящей композицией на основе ТЭП и ИКС.
Сущность изобретения заключается в достижении повышенного по сравнению с прототипом (патент RU 2211352) технического результата, превышающего его по выходным техническим характеристикам, а также в улучшении экологической безопасности при изготовлении заряда ТРТ патентуемой конструкции (замена асболавсановой ткани внешнего бронеслоя экологически чистым электрокартоном). При этом замена в прототипе материала внутреннего бронеслоя торцевой бронировки - линолеума на ТЭП, пластифицированный ИКС, способствует существенному повышению ВБХ заряда и прежде всего его суммарного импульса тяги. Это достигается за счет практического исключения миграции пластификаторов ТРТ применительно к баллиститным ТРТ-нитроэфиров (НЭ), в торцевую бронировку (не более 3 5% по сравнению с линолеумом "всасывающим" в себя в процессе гарантийного срока хранения заряда до 20% и более НЭ (по экспериментальным данным). Повышению энергетики заряда в целом способствует также уменьшенная толщина внутреннего бронеслоя торцевой бронировки, что обусловлено как более высокими исходными термозащитными свойствами термоэластопластов по сравнению с линолеумом, так и исключением потери термозащитных свойств ТЭП в процессе эксплуатации заряда за счет миграции НЭ.
За счет указанных факторов повышение суммарного импульса тяги ракетного двигателя (замена в торцевой бронировке системы "линолеум-асболавсановая ткань" на систему "ТЭП-электрокартон") составляет 3 5% (по экспериментальным данным). Использование для скрепления бронеслоя на основе ТЭП к ТРТ заряда бутилацетата, а для скрепления бронеслоя на основе ТЭП с электрокартоном клея на основе ТЭП и ИКС обеспечивает удовлетворительный уровень адгезии в системе "шашка ТРТ-ТЭП-электрокартон".
Изобретение поясняется на фигурах:
Фиг.1 Зависимость "тяга-время";
R - тяга ракетного двигателя,
- время.
Фиг.2 Патентуемая конструкция заряда:
1 - шашка ТРТ,
2 - внутренний бронеслой торцевой бронировки заряда,
3 - внешний бронеслой торцевой бронировки заряда,
4 - торцевая бронировка в целом.
Пример практической реализации патентуемой конструкции
Конструкция реализована в виде многошашечного заряда из ТРТ с размерами шашек:
- наружный диаметр шашки: 33 мм;
- диаметр канала шашки: 8 мм;
- длина шашки: 160 мм;
- масса шашки: 0,2 кг;
- масса заряда в целом ~3 кг;
- внутренний бронеслой торцевой бронировки толщиной 1,5 мм из термоэластопластичного материала (патент RU 2366641);
- внешний бронеслой торцевой бронировки толщиной 1 мм из электрокартона (ГОСТ 2824-86).
Положительный эффект изобретения - повышение эффективности работы зарядов ТРТ в составе ракетных двигателей.
Класс F02K9/18 с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы