способ чистового долбления предварительно нарезанных зубчатых колес
Классы МПК: | B23F5/16 режущим инструментом, имеющим форму, подобную форме цилиндрического зубчатого колеса или части его |
Автор(ы): | Степанов Юрий Сергеевич (RU), Киричек Андрей Викторович (RU), Тарапанов Александр Сергеевич (RU), Овсяникова Ирина Васильевна (RU), Афанасьев Борис Иванович (RU), Самойлов Николай Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет " (ОрелГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-06-29 публикация патента:
27.02.2012 |
Способ осуществляют чистовым долбяком по методу обкатывания, воспризводящего зацепление пары зубчатых колес, при котором одному элементу - обрабатываемому колесу, сообщают вращательное движение, а другому - долбяку, выполненному в виде цилиндрического зубчатого колеса со ступицей, имеющего на боковом рабочем торце зубьев режущие кромки, созданные передними и задними поверхностями по всему контуру, сообщают вращательное и возвратно-поступательное движения. Для расширения технологических возможностей зубья долбяка со стороны рабочего торца выполняют полыми с передним углом 10° 15°, а с противоположного торца - глухими с толщиной стенок не менее 3 4 мм. При этом ступицу выполняют в виде втулки, толщиной не менее 3 4 мм, соединенной с зубчатым венцом только со стороны нерабочего торца перемычкой толщиной не менее 3 4 мм. 7 ил.
Формула изобретения
Способ чистового долбления предварительно нарезанных зубчатых колес чистовым долбяком по методу обкатывания, воспризводящего зацепление пары зубчатых колес, при котором одному элементу, обрабатываемому колесу, сообщают вращательное движение, а другому - долбяку, выполненному в виде цилиндрического зубчатого колеса со ступицей, имеющего на боковом рабочем торце зубьев режущие кромки, созданные передними и задними поверхностями по всему контуру, сообщают вращательное и возвратно-поступательное движения, отличающийся тем, что зубья долбяка со стороны рабочего торца выполняют полыми с передним углом 10° 15°, а с противоположного торца - глухими с толщиной стенок не менее 3 4 мм, при этом ступицу выполняют в виде втулки толщиной не менее 3 4 мм, соединенной с зубчатым венцом только со стороны нерабочего торца перемычкой толщиной не менее 3 4 мм.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых колес и зубообрабатывающего инструмента.
Известен способ обработки предварительно нарезанных зубчатых колес зуборезными чистовыми долбяками, изготовляемыми по ГОСТ 9323-79, пяти типов и трех классов точности. Долбяки класса точности АА предназначены для нарезания колес 6-й степени точности, класса точности А - для колес 7-й степени точности и класса точности В - для колес 8-й степени точности. Тип 1 - дисковые прямозубые долбяки классов точности А; АА и В. Тип 2 - дисковые косозубые долбяки классов точности А и В. Долбяки обоих типов предназначены для обработки цилиндрических колес внешнего зацепления. Тип 3 - чашечные прямозубые долбяки классов точности А; АА и В номинальными делительными диаметрами 50, 80, 100, 125 мм предназначены для нарезания закрытых зубчатых венцов.
Недостатком известного способа является невысокая производительность применительно к существующим моделям зубодолбежных станков, невысокая шероховатость обрабатываемой поверхности заготовок зубчатых колес и низкая стойкость инструмента, при этом конструкция долбяка выполнена массивной и монолитной и не позволяет использовать корпус после всех переточек зубьев, а это приводит к большим отходам дорогостоящего инструментального материала и увеличивает затраты на инструмент.
Задачей изобретения является расширение технологических возможностей, повышение производительности и качества зубообработки, снижение материалоемкости инструмента путем использования разделенной схемы резания, предусматривающей черновой и чистовой долбяки, а также использования конструкции чистового долбяка с полыми зубьями и облегченным корпусом, что дает увеличения стойкости инструмента и снижение параметpa шероховатости обработанной поверхности, упрощение заточки по передней поверхности, проводимой с целью увеличения переднего угла, позволяющего снизить усилия резания и повысить стойкость инструмента [1].
Поставленная задача решается предлагаемым способом чистового долбления предварительно нарезанных зубчатых колес чистовым долбяком по методу обкатывания, воспризводящего зацепление пары зубчатых колес, при котором одному элементу, обрабатываемому колесу, сообщается вращательное движение, а другому - долбяку, выполненному в виде цилиндрического зубчатого колеса, имеющего на боковом рабочем торце зубьев режущие кромки, созданные передними и задними поверхностями по всему контуру, сообщаются вращательное и возвратно-поступательное движения, при этом зубья долбяка со стороны рабочего торца выполнены полыми с передним углом 10° 15°, а с противоположного торца - глухими с толщиной стенок не менее 3 4 мм, при этом ступица выполнена в виде втулки толщиной не менее 3 4 мм и соединена с зубчатым венцом только со стороны нерабочего торца перемычкой толщиной не менее 3 4 мм.
Особенности предлагаемого способа поясняются чертежами.
На фиг.1 показана конструкция известного чистового зуборезного стандартного долбяка, выполненного по ГОСТ 9323-79, прямозубого, типа 1; на фиг.2 - конструкция чистового долбяка, реализующего предлагаемый способ, продольный разрез по А-А на фиг.3; на фиг.3 - вид Б, снизу, на фиг.2; на фиг.4 - конструкция заготовки долбяка, реализующего предлагаемый способ, полученная штамповкой в закрытых штампах на кривошипных горячештамповочных прессах, продольный разрез по Е-Е на фиг.5; на фиг.5 - вид Д, снизу, на фиг.4; на фиг.6 - элемент Г на фиг.3; на фиг.7 - продольный разрез по Ж-Ж на фиг.6.
Предлагаемый способ предназначен для чистовой обработки предварительно нарезанных зубчатых колес, реализуемый долбяком, который может работать самостоятельно, а также в комплекте, т.е. с применением двух долбяков, закрепленных на одной оси, при этом комплект долбяков работает по разделенной дифференцированной схеме резания, где нижний долбяк выполняет черновую работу, верхний - чистовую, окончательную.
Предлагаемый способ осуществляется чистовым долбяком, выполненным в виде цилиндрического зубчатого колеса, имеющем на боковом рабочем торце зубьев режущие кромки, созданные передними и задними поверхностями по всему контуру, аналогично традиционно применяемым стандартным долбякам, изготовляемых по ГОСТ 9323-79 (см. фиг.1) [3].
При этом зубья долбяка со стороны рабочего торца выполнены полыми с передним углом 10° 15°, а с противоположного торца - глухими с толщиной стенок не менее =3 4 мм (см. фиг.2, 3).
Долбяк, реализующий предлагаемый способ, как инструмент получается из цилиндрического зубчатого колеса путем создания передних и задних углов по всему контуру режущих кромок. В результате его задние поверхности получаются похожими на коническое колесо с равновысоким зубом. Однако, в отличие от конического колеса, у которого образующая начального конуса расположена на конической поверхности, у данного долбяка образующая начального (делительного) цилиндра лежит на цилиндрической поверхности. Делительный диаметр dО является постоянным в любом сечении, перпендикулярном к оси долбяка.
Нетрудно представить, что задние поверхности зубьев данного долбяка можно получить зуборезной гребенкой, исходный контур которой равен исходному контуру инструментальной рейки [1].
Полые зубья с толщиной стенок З мм данного долбяка можно получить штамповкой в закрытых штампах на кривошипных горячештамповочных прессах при изготовлении заготовки долбяка (см. фиг.4, 5).
Толщина стенок полого зуба заготовки долбяка определяется по формуле:
З=( +t) мм,
где З - толщина стенок полого зуба заготовки данного долбяка, мм;
- толщина стенок зуба готового долбяка, принимается не менее =3 4 мм;
t - припуск на обработку заготовки - штамповки долбяка, по ГОСТ 7505-74 принимается от 0,5 1,1 мм до 2,4 5,8 мм.
Ступица данного долбяка выполнена в виде втулки толщиной не менее =3 4 мм и соединена с зубчатым венцом только со стороны нерабочего торца перемычкой толщиной не менее =3 4 мм.
Заготовку данного долбяка получают штамповкой в закрытых штампах. Этот способ позволяет получать более точные штампованные заготовки, сократить расход металла, ввиду отсутствия заусенцев, и применяют для сталей и сплавов с пониженной пластичностью.
Припуски и допуски принимаются по ГОСТ 7505-74. Припуски t на сторону для штампованных заготовок массой до 40 кг с размерами до 800 мм, получаемых в закрытых штампах на кривошипных горячештамповочных прессах, - от t=0,5 1,1 мм до t=2,4 5,8 мм.
Поле допусков соответственно от 0,7 3,4 мм до 1,6 11 мм.
Поверхность разъема при штамповании, согласно рекомендациям [2], принимаем - рабочий торец долбяка (см. фиг.4), обеспечивающий свободное удаление заготовки из штампа и контроль сдвига верхней части штампа относительно нижней после обрезки.
Радиусы закруглений регламентированы ГОСТ 7505-74 в пределах 1 8 мм. Принимаем наружные радиусы в полости штампа - R 1=1 мм, внутренние - R2=3 мм. Внешние уклоны - 1=3° 5°, внутренние уклоны - 2=5° 7°.
Предлагаемый способ, реализуемый данным долбяком, осуществляется на зубодолбежных станках, например, моделей 5А12, 514, 516 и других по методу обкатывания. Процесс обработки производится непрерывно до полного нарезания всех зубьев колеса. Основные движения резания - прямолинейное или винтовое возвратно-поступательное вдоль зуба колеса. При обратном движении долбяк отходит от заготовки, чтобы устранить трение режущих кромок об обработанную поверхность зуба заготовки. Кроме того, инструмент и заготовка совершают кинематически согласованное вращение вокруг своих осей, осуществляя круговую подачу в обкаточном движении делительных окружностей нарезаемого колеса и долбяка. Зубодолбежные станки имеют также движение радиальной подачи врезания долбяка в заготовку [1].
Основными параметрами данного долбяка являются диаметры в различных сечениях, число зубьев, высота головки и ножки зубьев, их толщина в различных сечениях, смещение начального и конечного сечений относительно расчетного, толщина долбяка, диаметр отверстия под оправку и геометрия зубьев.
Основные параметры данных долбяков определяются в исходном сечении аналогично стандартным (см. ГОСТ 9323-79).
Зуборезные долбяки являются наиболее точными инструментами. К долбяку, предназначенному для чистовой обработки высокоточных зубчатых колес 6 8 степени точности по предлагаемому способу, предъявляются высокие требования к точности базовых поверхностей: допуск на отверстие 0,005 мм, допуск на отклонение от перпендикулярности опорного торца к оси отверстия 0,003 0,005 мм.
Базовые поверхности доводятся до параметра шероховатости поверхности Ra=0,16 мкм, а передняя и задняя поверхности зубьев Rz=1,6 мкм. В таблицах ГОСТ 9323-79 даны нормы точности на различные элементы в зависимости от точности данного долбяка и модуля.
Долбяк, работающий по предлагаемому способу, имеет задний угол =6°, как все стандартные долбяки, а передний угол, отличный от стандартного, - =10 15° (передний угол стандартного долбяка =5°). В стандартных долбяках эти углы не являются оптимальными и по условиям резания их целесообразно увеличить. В данной конструкции долбяка появилась возможность увеличить передний угол до значений =10° 15°, не изменяя положения самих режущих кромок, путем подточки передней поверхности зубьев долбяка (см. фиг.7). Так как в данном долбяке режущие зубья полые с толщиной стенки =3 4 мм, то подточку передней поверхности зубьев долбяка шириной 3 4 мм выполнить не сложно и менее трудоемко, чем в стандартных долбяках.
Исследования, проведенные с данным долбяком, работающим по предлагаемому способу, показали, что увеличение переднего угла до 15° повышает стойкость быстрорежущего инструмента долбяка в 2,5 3 раза.
Применение предлагаемого способа, реализуемого комплектом долбяков, работающих по разделенной дифференцированной схеме резания, где нижний долбяк стандартный выполняет черновую работу, а верхний данный долбяк ведет чистовую, окончательную обработку, является эффективным направлением интенсификации процесса зубодолбления зубчатых колес.
Предлагаемый способ расширяет технологические возможности, повышает производительность и качество зубообработки, снижает материалоемкость инструмента путем использования разделенной схемы резания, предусматривающей черновой и чистовой долбяки, а также использования конструкции чистового долбяка с полыми зубьями, имеющими увеличенный передний угол, и облегченным корпусом, что дает увеличения стойкости инструмента и снижение параметра шероховатости обработанной поверхности, упрощает заточку по передней поверхности, проводимой с целью увеличения переднего угла, позволяющего снизить усилия резания и повысить стойкость инструмента.
Источники информации
1. Иноземцев Г.Г. Проектирование металлорежущих инструментов: Учеб. пособие для втузов по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». - М.: Машиностроение, 1984 С 188-202.
2. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т.1. / Под ред. А.Г.Косиловой и Р.К.Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1986. С.139-149.
3. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т.2. / Под ред. А.Г.Косиловой и Р.К.Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1985. С.197-200, рис. к табл.109.
Класс B23F5/16 режущим инструментом, имеющим форму, подобную форме цилиндрического зубчатого колеса или части его