система подачи газовоздушной смеси в двигатель

Классы МПК:F02M21/02 газообразным топливом
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-10-28
публикация патента:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи топливовоздушной смеси в двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Система подачи газовоздушной смеси для газодизельного ДВС содержит источник газа (1), управляемые электромагнитные газовые форсунки (7), электронное устройство управления моментом и количеством подачи топлива, линию подвода газообразного топлива, газовый аккумулятор (3) и впускной воздушный трубопровод. Линия подвода газообразного топлива включает трубопровод, редуктор (2) и газовоздушные смесители (5). Газовый аккумулятор (3) выполнен с возможностью компенсации неравномерности подачи газа и устанавливается на участке между газовым редуктором (2) и управляемыми форсунками (7). Объем газового аккумулятора (3) определяется по уравнениям: система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 , система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 , система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 где VA - объем газового аккумулятора, м 3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 A - плотность природного газа при рабочем давлении форсунки, кг/м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0 - плотность природного газа при поступлении в цилиндры двигателя, кг/м3, V0 - объем природного газа, необходимый для запаса в аккумуляторе, при плотности система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0 м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 - максимальная цикловая подача природного газа во все цилиндры двигателя, м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 - плотность газа при рабочих условиях, кг/м3 , p - давление газа при рабочих условиях, МПа, Т - температура газа при рабочих условиях, °К, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 C - плотность газа при стандартных условиях, кг/м3, ТC - температура окружающей среды при стандартных условиях, К, pC - давление окружающей среды при стандартных условиях, МПа, KC - коэффициент сжимаемости. Впускной воздушный трубопровод выполнен с одинаковой длиной каналов (6) к каждому цилиндру двигателя. Технический результат заключается в поддержании постоянного давления сжатого природного газа перед форсунками и синхронизации колебаний газовоздушной смеси. 1 ил., 3 табл. система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

Формула изобретения

Система подачи газовоздушной смеси для газодизельного двигателя, содержащая источник газа, управляемые электромагнитные газовые форсунки с числом, равным количеству цилиндров двигателя, линию подвода газообразного топлива, включающую трубопровод, редуктор и газовоздушные смесители с числом, равным количеству цилиндров двигателя, отличающаяся тем, что система снабжена электронным устройством управления моментом и количеством подачи топлива и газовым аккумулятором расчетного объема, выполненным с возможностью компенсации неравномерности подачи газа и устанавливаемым на участке между газовым редуктором и управляемыми электромагнитными газовыми форсунками, причем объем газового аккумулятора определяется по уравнениям система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 , система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 , система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

где VA - объем газового аккумулятора, м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 A - плотность природного газа при рабочем давлении форсунки, кг/м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0 - плотность природного газа при поступлении в цилиндры двигателя, кг/м3, V0 - объем природного газа, необходимый для запаса в аккумуляторе, при плотности система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0, м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 - максимальная цикловая подача природного газа во все цилиндры двигателя, м3, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 - плотность газа при рабочих условиях, кг/м3 , р - давление газа при рабочих условиях, МПа, Т - температура газа при рабочих условиях, К, система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 C - плотность газа при стандартных условиях, кг/м3, ТC -температура окружающей среды при стандартных условиях, К, рC - давление окружающей среды при стандартных условиях, МПа, КC - коэффициент сжимаемости, а впускной воздушный трубопровод выполнен с одинаковой длиной каналов к каждому цилиндру двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи топливовоздушной смеси в двигатель внутреннего сгорания.

Известна система подачи газа для газового и газожидкостного двигателя - патент RU № 2039882 [дата подачи заявки 14.08.1992 г.], МПК F02M 21/04, содержащая источник газа, редукторы низкого и высокого давления, газовоздушный смеситель с диффузором и дроссельной заслонкой, впускной коллектор. Во внутренней полости впускного коллектора размещена труба со сквозными распределительными окнами, размещенными напротив каналов цилиндров двигателя.

Недостатком данной системы является увеличение сопротивления на впуске при решении задачи по повышению равномерности поступления газовоздушной смеси по цилиндрам двигателя.

Известна также система центрального впрыска газа для двигателя внутреннего сгорания - заявка на изобретение RU № 97112804 [дата подачи заявки 10.07.1997 г.], МПК F02M 21/02, содержащая источник сжатого газа, газовый редуктор, электромагнитный газовый клапан с датчиком, дозатор газа, сообщенный с газовым клапаном и подключенный к газосмесительному устройству карбюратора-смесителя двигателя внутреннего сгорания, и переключатель вида топлива.

Однако при неоспоримых достоинствах система, при центральной подаче газа, не обеспечивает равномерность подачи газовоздушной смеси по цилиндрам двигателя.

Известна система впрыска сжатого природного газа для газовых двигателей - патент US 005329908 A [дата подачи заявки 19.07.1994 г.]. Система содержит источник сжатого газа, линии подвода топлива, газовый редуктор с электромагнитным отсечным клапаном, электромагнитные форсунки с аккумуляторами газа в теле форсунки, электронный блок управления (ЭБУ), контролирующий продолжительность впрыска сжатого газа в цилиндры.

Недостатком данной системы является наличие аккумуляторов газа в корпусе форсунки - в данном случае усложняется конструкция форсунки, и при этом размеры форсунки не позволяют аккумулировать запас газа, необходимый для поддержания постоянного давления впрыска.

Наиболее близким по технической сущности аналогом заявляемой системы (прототипом) является устройство подачи природного газа с внешним смесеобразованием в двигатель RU № 2291316 [дата подачи заявки 03.08.2005 г.], МПК F02M 21/02, состоящее из источника газа, редуктора, электромагнитных управляемых клапанов и смесителей с числом последних, равным числу цилиндров двигателя.

Недостатком данного устройства является переменное давление газа перед газовыми форсунками ввиду особенностей работы газового редуктора, при пульсирующих потоках в каналах впускного коллектора.

Целью изобретения является повышение мощности двигателя за счет усовершенствования системы впуска газовоздушной смеси путем поддержания постоянного давления сжатого природного газа перед форсунками и синхронизации колебаний газовоздушной смеси путем обеспечения одинаковой длины впускных воздушных трубопроводов к каждому цилиндру двигателя.

Это достигается тем, что систему подачи газовоздушной смеси в прототипе, содержащую источник газа, управляемые электромагнитные газовые форсунки с числом, равным количеству цилиндров двигателя, линию подвода газообразного топлива, включающую трубопровод, редуктор и газовоздушные смесители с числом, равным количеству цилиндров двигателя, предлагается дополнить газовым аккумулятором расчетного объема на участке между газовым редуктором и управляемыми электромагнитными газовыми форсунками, электронным устройством управления моментом и количеством подачи топлива и установить впускной воздушный трубопровод с одинаковой длиной каналов к каждому цилиндру двигателя. При этом объем газового аккумулятора рассчитывается следующим образом.

Газовый аккумулятор находится между редуктором и газовыми форсунками, поэтому там постоянно поддерживается рабочее давление форсунок, создаваемое редуктором.

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

где VA - объем газового аккумулятора, м3;

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 A - плотность природного газа при рабочем давлении форсунки, кг/м3;

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0 - плотность природного газа при поступлении в цилиндры двигателя, кг/м3;

V 0 - объем природного газа, необходимый для запаса в аккумуляторе, при плотности система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0, м3.

В ходе выполнения работы были проведены испытания модернизированной системы питания автотракторного газодизельного двигателя - газодизельной модификации двигателя КамАЗ 7409.10 № 889563.

На испытываемом двигателе был установлен ТНВД модели 335-10, со средней величиной цикловой подачи дизельного топлива VЦ.Д.=81,5 мм3/цикл. При работе по газодизельному циклу запальная доза дизельного топлива составляла в среднем 10% от номинального значения цикловой подачи. Оставшиеся 90% топлива замещались природным газом. При этом известно соотношение расхода дизельного топлива и природного газа:

1 л.д.т.=1,3 м3 природного газа.

Отсюда

VЦ.Г.=0,9×1,3×10-6 ×VЦ.Д.=0,000073 м3,

где VЦ.Г. - максимальная цикловая подача природного газа в один цилиндр двигателя при работе по газодизельному циклу.

Тогда система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

где система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 - максимальная цикловая подача природного газа во все цилиндры двигателя при работе по газодизельному циклу;

n - количество цилиндров двигателя.

Далее вводим КЗ - коэффициент запаса газа в аккумуляторе.

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

При KЗ=10 отбор газа из аккумулятора в рабочие цилиндры двигателя за один цикл составляет 10% от общего количества газа, находящегося в аккумуляторе. С учетом подачи газа из редуктора в аккумулятор отклонение давления в газовом аккумуляторе от рабочего давления форсунки находится в пределах 3-5% в зависимости от быстродействия редуктора. Таким образом достигается существенное повышение равномерности подачи газовоздушной смеси в рабочие цилиндры двигателя. Эти расчеты были подтверждены полученными опытными данными (табл.1-3).

Для нахождения VA определим значения система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 A и система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 0.

Плотность газа при рабочих условиях рассчитывается по ГОСТ 30319.1-96.

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

где р - давление газа при рабочих условиях, МПа;

Т - температура газа при рабочих условиях, К;

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 C - плотность газа при стандартных условиях, кг/м3;

ТC - температура окружающей среды при стандартных условиях, К;

рC - давление окружающей среды при стандартных условиях, МПа;

КC - коэффициент сжимаемости.

Коэффициент сжимаемости определяется по ГОСТ 30319.2-96.

Для автотракторного газодизельного двигателя система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898 C=0,6682 кг/м3.

Значения параметров рС и ТC при стандартных условиях по ГОСТ 2939-63:

рC=0,101325 МПа;

TС=293,15 К.

Тогда для рабочих условий форсунки (р=0,3 МПа и Т=350 К):

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

Для условий поступления природного газа в цилиндры двигателя (р=0,1 МПа и Т=360 К):

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

Тогда

система подачи газовоздушной смеси в двигатель, патент № 2443898

Расчетный объем газового аккумулятора для модернизированной системы питания газодизельной модификации двигателя КамАЗ 7409.10 с ТНВД модели 335-10 составил 3,3 л. Таким же образом, используя уравнения (1), (2), и (3) можно рассчитать объем газового аккумулятора для любого автотракторного газового или газодизельного двигателя с другими параметрами.

Для подтверждения достоверности расчетов были проведены стендовые моторные исследования газодизельной модификации двигателя КамАЗ 7409.10 с ТНВД модели 335-10 без газового аккумулятора и с газовым аккумулятором различных объемов. В результате была получена зависимость температуры отработавших газов от конструкции системы питания двигателя. В таблицах 1, 2 и 3 приведены опытные данные, показывающие зависимость температуры отработавших газов в различных цилиндрах исследуемого двигателя от нагрузки и объема газового аккумулятора.

Таблица 1.
Система питания без газового аккумулятора.
Мt t t t t t t t
кг м °C °C°С °C °C°С °C °С
10350 330300 320340 320300 290
20 450 360340 340420 330320 300
30 490 460420 400450 420400 380
40 510 460430 410480 440400 390
50 510 460430 410490 430410 400
60 515 470450 450500 450440 430
70 530 480460 450505 470450 430

Таблица 2.
Система питания с газовым аккумулятором, КЗ=5.
М t t t t t t t t
кг м°С °С °С°С °С °С°С °С
10 360380 390400 410340 360380
20 400460 410440 380420 400390
30 480460 520440 500440 450450
40 490520 530520 490510 480460
50 530500 480480 500530 510470
60 530510 540490 480540 520510
70 540520 500490 500510 490500

Таблица 3.
Система питания с газовым аккумулятором, КЗ=10.
М t t t t t t t t
кг м°С °C °С°C °C °С°C °C
10 400400 380390 400390 380390
20 450450 440440 440440 440430
30 490480 480470 490480 480470
40 510510 500500 500500 490490
50 510510 510500 510510 500500
60 515510 500500 510510 500500
70 530530 520520 530520 520520

На фиг.1 показана конструктивная схема предлагаемой системы подачи газовоздушной смеси в двигатель.

Система подачи газовоздушной смеси в двигатель состоит из одноступенчатого газового редуктора 2, газового аккумулятора 3 расчетного объема, электромагнитных управляемых газовых форсунок 7, газовоздушных смесителей 5 с числом, равным количеству цилиндров двигателя. Система содержит также трубопроводы 4, соединяющие источник газа 1 с редуктором, редуктор с аккумулятором, аккумулятор с форсунками, через которые газ поступает в смесители, находящиеся во впускном воздушном трубопроводе 6, где создается смесь газа с воздухом. Редуктор посредством выходного отверстия соединен с входом аккумулятора, с другой стороны аккумулятор соединен с электромагнитными управляемыми форсунками, число которых равно числу цилиндров двигателя.

Сжатый природный газ из источника газа 1 поступает по трубопроводу высокого давления в одноступенчатый газовый редуктор 2, после которого с давлением, необходимым для оптимальной работы газовой форсунки, газ поступает в газовый аккумулятор 3, где находится неснижаемый запас газа под рабочим давлением форсунки. Данный запас позволяет компенсировать неравномерность подачи газа из газового редуктора к газовым форсункам на различных режимах работы двигателя. Из газового аккумулятора газ по линиям подвода газа к форсункам 4 поступает к электромагнитным газовым форсункам 7, контролируемым электронным устройством управления моментом и количеством подачи топлива по сигналам датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика массового расхода воздуха и кислородного датчика (не показаны). Порции газа из электромагнитных форсунок попадают в смесители 5 и, предварительно перемешавшись с воздухом, поступающим из впускного воздушного трубопровода 6, попадают в цилиндры двигателя 8. Впускной воздушный трубопровод устанавливается с одинаковой длиной каналов к каждому цилиндру двигателя. Управление работой двигателя производится изменением положения дроссельной заслонки 9.

Класс F02M21/02 газообразным топливом

газово-поршневой электрогенератор с низкой газовой концентрацией -  патент 2525567 (20.08.2014)
система управления газопоршневым двигателем -  патент 2520787 (27.06.2014)
насос для перекачки криогенной текучей среды -  патент 2509229 (10.03.2014)
система управления двухтопливным двигателем -  патент 2504679 (20.01.2014)
инжектор для подачи газового топлива -  патент 2494281 (27.09.2013)
комплект клапанов газовых форсунок, способ управления работой клапанов газовых форсунок и устройство для управления работой инжекторной системы подачи топлива -  патент 2493415 (20.09.2013)
система подачи сжиженного нефтяного газа/аммиака для бензиновых или дизельных двигателей с прямым впрыском -  патент 2489593 (10.08.2013)
система уплотненного соединения между трубчатыми секциями, в частности, для уплотненного соединения трубки для подачи горючего газа под высоким давлением с редукционным клапаном в автомобильных двигателях внутреннего сгорания -  патент 2462610 (27.09.2012)
регулятор давления -  патент 2453723 (20.06.2012)
система питания двигателя внутреннего сгорания сжиженным газовым топливом -  патент 2451819 (27.05.2012)
Наверх