способ предотвращения несанкционированного использования летательных аппаратов
Классы МПК: | G08G5/00 Системы регулирования движения для воздушного транспорта B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств |
Автор(ы): | Заренков Вячеслав Адамович (RU), Заренков Дмитрий Вячеславович (RU), Дикарев Виктор Иванович (RU), Койнаш Борис Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Заренков Вячеслав Адамович (RU), Заренков Дмитрий Вячеславович (RU), Дикарев Виктор Иванович (RU), Койнаш Борис Васильевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-05-12 публикация патента:
27.03.2012 |
Предлагаемый способ относится к системам летательных аппаратов и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА). В способе на борту летательного аппарата при его несанкционированном использовании формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе псевдослучайной последовательностью, которая является идентификационным номером летательного аппарата. Сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией преобразуют по частоте с использованием частоты г1 первого гетеродина, выделяют напряжение первой промежуточной частоты, равной сумме частот пр1= с+ г1, усиливают его по мощности и излучают в эфир на частоте г1= пр1= г2. Принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 1 на пункте управления воздушным движением. На пункте управления воздушным движением формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе модулирующим кодом, отображающим команды на реконфигурацию бортовой аппаратуры летательного аппарата. Принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 2 на борту летательного аппарата. Выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, и используют его для реконфигурации бортовой аппаратуры летательного аппарата. Частоты г1 и г2 гетеродинов разносят на величину второй промежуточной частоты г2- г1= пр2. Достигается повышение надежности дуплексной радиосвязи между пунктами управления воздушным движением и летательными аппаратами. 4 ил.
Формула изобретения
Способ предотвращения несанкционированного использования летательных аппаратов, заключающийся в том, что средствами пунктов управления воздушным движением определяют текущие координаты и параметры движения летательного аппарата, прогнозируют возможность нештатного изменения траектории его полета, формируют и передают на борт летательного аппарата команды на изменение параметров полета, при этом в процессе предполетной подготовки в бортовую навигационную систему летательного аппарата вводят детерминированные программные траекторные параметры с заложенной невозможностью их изменения, в процессе полета определение текущих координат и параметров движения летательного аппарата дополнительно производят собственными средствами летательного аппарата и средствами космического и воздушного наблюдения, информационно сопряженными с пунктами управления воздушным движением с постоянным определением указанными средствами рассогласования параметров текущей траектории летательного аппарата от детерминированной программной, по информации, размещенной в системе серверов баз обновляемых данных, информационно сопряженных с пунктами управления воздушным движением, об энергетическом потенциале летательного аппарата, о степени важности объектов, расположенных на траектории полета летательного аппарата, и их возможном положении в процессе полета, выявляют конфликтно-опасные летательные аппараты и отслеживают попытки несанкционированного использования выявленных конфликтно-опасных летательных аппаратов по информации об их недопустимом отклонении от детерминированной программной траектории или по тревожному сообщению с борта летательного аппарата, а при наступлении этого сообщения производят реконфигурацию бортовых систем или бортовой аппаратуры летательного аппарата по командам, сформированным бортовым корректирующим устройством, или по командам, сформированным и переданным на борт летательного аппарата указанными средствами наблюдения и пункта управления, и снятие этой реконфигурации после уменьшения рассогласования до допустимой величины, отличающийся тем, что на борту летательного аппарата при его несанкционированном использовании формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе псевдослучайной последовательностью, которая является идентификационным номером летательного аппарата, сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией преобразуют по частоте с использованием частоты г1 первого гетеродина, выделяют напряжение первой промежуточной частоты, равной сумме частот пр1= с+ г1, усиливают его по мощности и излучают в эфир на частоте 1= пр1= г2, принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 1 на пункте управления воздушным движением, усиливают его по мощности, преобразуют по частоте с использованием частоты г1 второго гетеродина, выделяют напряжение второй промежуточной частоты, равной разности частот пр2= 1- г1, синхронно детектируют его с использованием гармонического колебания несущей частоты с в качестве опорного напряжения, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное идентификационному номеру летательного аппарата, регистрируют и анализируют его, на пункте управления воздушным движением формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе модулирующим кодом, отображающим команды на реконфигурацию бортовой аппаратуры летательного аппарата, преобразуют по частоте с использованием частоты г2 первого гетеродина, выделяют напряжение третьей промежуточной частоты, равной разности частот пр3= г2- с, усиливают его по мощности и излучают в эфир на частоте 2= пр3= г1, принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 2 на борту летательного аппарата, усиливают его по мощности, преобразуют по частоте с использованием частоты г2 второго гетеродина, выделяют напряжение второй промежуточной частоты, равной разности частот пр2= г2- 2, синхронно детектируют его с использованием гармонического колебания несущей частоты с в качестве опорного напряжения, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, и используют его для реконфигурации бортовой аппаратуры летательного аппарата, причем частоты г1 и г2 гетеродинов разносят на величину второй промежуточной частоты г2- г1= пр2, на борту летательного аппарата сложные сигналы с фазовой манипуляцией излучают на частоте 1, а принимают на частоте 2, а на пункте управления воздушным движением, наоборот, сложные сигнальте фазовой манипуляцией излучают на частоте 2, а принимают на частоте 1.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемый способ относится к области техники, занимающейся разработкой бортовой аппаратуры и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих как безопасность полетов, так и безопасность наземных объектов особой важности (атомные электростанции, арсеналы, пункты управления, учреждения государственной власти, склады и предприятия особо токсичной продукции, места проведения массовых мероприятий и др.) при несанкционированном использовании ЛА недоброжелателями.
Известно значительное количество устройств, систем и способов обеспечения безопасности полетов, описанных как в патентной, так и в научно-технической литературе (патенты РФ № № 2.015.940, 2.089.449, 2.114.374, 2.115.163, 2.137.303, 2.137.678, 2.148.781, 2.151.714, 2.192.116, 2.228.543; патенты США № № 4.775.116, 4.821.982, 5.071.087; патент Франции № 2.322.350; Доброленский Ю.П. и др. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. - М., 1975, с.34 и др.).
Из известных способов наиболее близким к предлагаемому является «Способ предотвращения несанкционированного использования летательных аппаратов (патент РФ № 2.228.543, G08G 5/00, 2002), который и выбран в качестве базового объекта.
Известный способ обеспечивает предотвращение преднамеренного нанесения непоправимого ущерба особо важным объектам «методом камикадзе» ЛА, принудительно захваченным террористами, путем создания на борту условий, препятствующих изменению заданной траектории полета ЛА, затрудняющих их пилотирование, исключающих возможность прицельного наведения ЛА на выбранный объект.
Способ заключается в том, что в процессе предполетной подготовки в бортовую систему управления ЛА вводят программные траекторные параметры, в процессе полета выявляют рассогласование между реальными и программируемыми траекторными параметрами полета ЛА бортовыми, наземными, воздушными и космическими средствами, выявляют конфликтно-опасные ЛА по их энергетическому потенциалу и степени важности объектов, находящихся вдоль трассы полета или в зоне досягаемой дальности. При несанкционированном появлении указанного рассогласования на величину, более чем заданную, указанные средства формируют и передают на борт команды на реконфигурацию бортовых систем и/или бортовой аппаратуры. Эти обстоятельства затрудняют пилотирование ЛА и создают дискомфорт при его пилотировании, что может привести к отказу от несанкционированных намерений.
Таким образом, эффективность предотвращения несанкционированного использования летательных аппаратов во многом зависит от надежности дуплексной радиосвязи между пунктом управления воздушным движением и летательными аппаратами.
Технической задачей изобретения является повышение надежности дуплексной радиосвязи между пунктами управления воздушным движением и летательными аппаратами путем использования сложных сигналов с фазовой манипуляцией и двух частот.
Поставленная задача решается тем, что способ предотвращения несанкционированного использования летательных аппаратов, заключающийся, в соответствии с ближайшим аналогом, в том, что средствами пунктов управления воздушным движением определяют текущие координаты и параметры движения летательного аппарата, прогнозируют возможность нештатного изменения траектории его полета, формируют и передают на борт летательного аппарата команды на изменение параметров полета, при этом в процессе предполетной подготовки в бортовую навигационную систему летательного аппарата вводят детерминированные программные траекторные параметры с заложенной невозможностью их изменения, в процессе полета определение текущих координат и параметров движения летательного аппарата дополнительно производят собственными средствами летательного аппарата и средствами космического и воздушного наблюдения, информационно сопряженными с пунктами управления воздушным движением с постоянным определением указанными средствами рассогласования параметров текущей траектории летательного аппарата от детерминированной программной, по информации, размещенной в системе серверов баз обновляемых данных, информационно сопряженных с пунктами управления воздушным движением, об энергетическом потенциале летательного аппарата, о степени важности объектов, расположенных по траектории полета летательного аппарата, и их взаимном положении в процессе полета, выявляют конфликтно-опасные летательные аппараты и отслеживают попытки несанкционированного использования выявленных конфликтно-опасных летательных аппаратов по информации об их недопустимом отклонении от детерминированной программной траектории или по тревожному сообщению с борта летательного аппарата, а при наступлении этого сообщения производят реконфигурацию бортовых систем или бортовой аппаратуры летательного аппарата по командам, сформированным бортовым корректирующим устройством, или по командам, сформированным и переданным на борт летательного аппарата указанными средствами наблюдения и пункты управления, и снятие этой реконфигурации после уменьшения рассогласования до допустимой величины, отличается от ближайшего аналога тем, что на борту летательного аппарата при его несанкционированном использовании формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе псевдослучайной последовательностью, которая является идентификационным номером летательного аппарата, сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией преобразуют по частоте с использованием частоты г1 первого гетеродина, выделяют напряжение первой промежуточной частоты, равной сумме частот пр1= с+ г1, усиливают его по мощности и излучают в эфир на частоте 1= пр1= г2, принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 1, на пункте управления воздушным движением, усиливают его по мощности, преобразуют по частоте с использованием частоты г1 второго гетеродина, выделяют напряжение второй промежуточной частоты, равной разности частот пр2= 1- г1, синхронно детектируют его с использованием гармонического колебания несущей частоты с в качестве опорного напряжения, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное идентифицированному номеру летательного аппарата, регистрируют и анализируют его, на пункте управления воздушным движением формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе модулирующим кодом, отображающим команды на реконфигурацию бортовой аппаратуры летательного аппарата, преобразуют его по частоте с использованием частоты г2 первого гетеродина, выделяют напряжение третьей промежуточной частоты, равной разности частот пр3= г2- с, усиливают его по мощности и излучают в эфир на частоте 2= пр3= г1, принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 2 на борту летательного аппарата, усиливают его по мощности, преобразуют по частоте с использованием частоты г2 второго гетеродина, выделяют напряжение второй промежуточной частоты, равной разности частот пр2= г2- 2, синхронно детектируют его с использованием гармонического колебания несущей частоты с в качестве опорного напряжения, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, и используют его для реконфигурации бортовой аппаратуры летального аппарата, причем частоты г1 и г2 гетеродинов разносят на величину второй промежуточной частоты г2- г1= пр2, на борту летательного аппарата сложные сигналы с фазовой манипуляцией излучают на частоте 1, а принимают - на частоте 2, а на пункте управления воздушным движением, наоборот, сложные сигналы с фазовой манипуляцией излучают на частоте 2, а принимают - на частоте 1.
Техническая сущность способа поясняется фиг.1 на примере перелета пилотируемого ЛА (например, пассажирский дальнемагистральный самолет) из одного пункта в другой. Структурная схема бортовой аппаратуры ЛА представлена на фиг.2. Структурная схема аппаратуры, размещаемой на пункте управления воздушным движением, представлена на фиг.3. Частотная диаграмма, поясняющая преобразование сигналов по частоте, представлена на фиг.4.
Бортовая аппаратура ЛА и аппаратура, размещаемая на пункте управления воздушным движением, содержит последовательно включенные задающий генератор 11.1(11.2), фазовый манипулятор 13.1(13.2), второй вход которого соединен с выходом генератора 12.1 псевдослучайной последовательности (ПСП) (генератора 12.2 модулирующего кода), первый смеситель 15.1(15.2), второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 14.1(14.2), усилитель 16.1 первой промежуточной (16.2 третьей промежуточной) частоты, первый усилитель 17.1(17.2) мощности, дуплексер 18.1(18.2), вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 19.1(19.2), второй усилитель 20.1(20.2) мощности, второй смеситель 22.1(22.2), второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 21.1(21.2), усилитель 23.1(23.2) второй промежуточной частоты, фазовый детектор 24.1(24.2), второй вход которого соединен с выходом задающего генератора 11.1(11.2), и блок 25.2 регистрации (блок 25.1 реконфигурации бортовой аппаратуры).
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
Экипаж самолета 1, находящегося в аэропорту 2 (показана только взлетная полоса), с разрешения пункта 3 управления воздушным движением, обслуживающим данный аэропорт, готовится к перелету в аэропорт 4, который обслуживается пунктом 5 управления воздушным движением. Вдоль трассы полета могут находиться несколько таких пунктов, информационно взаимоувязанных друг с другом и с бортом сопровождаемого ими самолета в процессе его полета.
В процессе предполетной подготовки в вычислители бортовых навигационных систем вводят блоки памяти с размещенными в них детерминированными программными траекторными параметрами с заложенной невозможностью их изменения.
Следовательно, экипаж в процессе полета не имеет возможности каким-либо образом изменить заложенные траекторные параметры. Их изменение возможно только по инициативе пункта управления воздушным движением, в зоне управления которого в данный момент находится самолет (например, по радиоканалу), в случае обхода грозы, невозможности посадки в аэропорту пребывания по метеоусловиям, появления технических неисправностей. Такие же детерминированные траекторные параметры размещены в памяти вычислительных систем всех пунктов управления воздушным движением, размещенных в радиусе досягаемости ЛА данного типа. В общем случае в них же размещены детерминированные траекторные параметры всех ЛА, пребывающих в зоне видимости устойчивого информационного обмена в соответствии с расписанием и маршрутизацией полетов. Траекторные параметры, включая участки послевзлетных разворотов и маневрирования перед посадкой, могут задаваться в различной форме, например, совокупностью пар H(L), (L) (текущая высота и ортодромный курс по дальности L), текущими координатами X, Y, Z по дальности L или времени t в связанной с землей системой координат или в другой форме.
После взлета самолета и начала его полета по детерминированной программной траектории средствами пунктов управления воздушным движением определяют текущие координаты и параметры движения ЛА и прогнозируют возможность нештатного изменения траектории полета по рассогласованию параметров текущей траектории ЛА от детерминированной программной на величину, более чем заранее заданную. При этом допускаемая величина рассогласования может быть переменной на различных участках траектории: на участке захода на посадку она должна быть меньше. В процессе полета определение текущих координат и параметров движения ЛА, а также выявление рассогласования между текущими и детерминированными программными траекторными параметрами дополнительно производятся его собственными бортовыми средствами и средствами космического (например, спутник разведки) и воздушного наблюдения (например, самолет типа «Авакс»).
К собственным средствам определения текущих координат относится инерциальная навигационная система (ИНС) или аппаратура спутниковой навигационной системы. Предполагается также, что вычислительные системы средств воздушного и космического наблюдения тоже содержат детерминированные программные траекторные параметры ЛА, находящихся в зонах их видимости и устойчивого информационного обмена.
Как в зоне полета, так и в зоне досягаемой дальности ЛА, обладающего значительным энергетическим потенциалом (сотни тонн общей массы, десятки тонн топлива, большая скорость полета), расположено большое количество объектов различной степени важности, включая и объекты особой важности (объекты атомной и гидроэнергетики, учреждения государственной власти, пусковые установки с ядерными зарядами, склады и предприятия особо токсичной продукции, пункты управления, места проведения массовых мероприятий, крупные объекты на водной поверхности и др.), разрушение или уничтожение которых чревато необратимыми катастрофическими последствиями. Координаты этих объектов размещаются в серверах баз данных 6.
На борту ЛА 1, осуществляющего полет по траектории 8 с заданными детерминированными траекторными параметрами, может произойти нештатная ситуация, следствием которой может стать появление сигнала о рассогласовании между текущими и детерминированными программными траекторными параметрами на величину, более чем заранее допустимую, что будет обнаружено бортовыми средствами ЛА, средствами пункта управления воздушным движением и средствами воздушного и космического наблюдения. Предположим, что это происходит в точке 9 траектории 8, и ЛА, перейдя на ручное управление, произвел несанкционированный разворот и по траектории 10 продолжил полет в направлении объекта особой важности 7. Появление отмеченного выше сигнала при отсутствии причины технического характера (например, по оперативному анализу телеметрируемых параметров) идентифицируется как попытка несанкционированного использования выявленного конфликтно-опасного ЛА (например, при захвате управления ЛА террористами). Эта попытка может быть идентифицирована также по тревожному сообщению экипажа ЛА до начала его несанкционированного разворота или в процессе взлета. При этом включается задающий генератор 11.1, который формирует высокочастотное колебание
, ,
где Uс1, с, с, Tс1 - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность высокочастотного колебания;
которое поступает на первый вход фазового манипулятора 13.1. На второй вход фазового манипулятора 13.1 подается псевдослучайная последовательность (ПСП) с выхода генератора 12.1 ПСП, которая является идентификационным номером ЛА. На выходе фазового манипулятора 13.1 образуется сложный сигнал с фазовой манипуляцией (ФМн)
,
где k1(t)={0, } - манипулированная составляющая фазы, отображающая закон
фазовой манипуляции в соответствии с идентификационным
номером ЛА,
который поступает на первый вход первого смесителя 15.1, на второй вход которого подается напряжение первого гетеродина 14.1
На выходе смесителя 15.1 образуется напряжение комбинационных частот. Усилителем 16.1 выделяется напряжение первой промежуточной частоты
где ;
пр1= с+ Г1= 1 - первая промежуточная (суммарная) частота (фиг.4);
пр1= Г1+ с;
которое после усиления в усилителе 17.1 мощности через дуплексер 18.1 поступает в приемопередающую антенну 19.1, излучается ею в эфир, улавливается приемопередающей антенной 19.2 пункта управления воздушным движением и через дуплексер 18.2 и усилитель 20.2 мощности поступает на первый вход смесителя 22.2, на второй вход которого подается напряжение uг1(t) гетеродина 21.2. На выходе смесителя 22.2 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 23.2 выделяется напряжение второй промежуточной (разностной) частоты
где ;
пр2= пр1- Г1 - вторая промежуточная частота;
пр2= пр1+ Г1;
которое поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 24.2. На второй (опорный) вход фазового детектора 24.2 подается напряжение
, ,
с выхода задающего генератора 11.2. В результате синхронного детектирования на выходе фазового детектора 24.2 образуется низкочастотное напряжение
где ;
которое фиксируется блоком 25.2 регистрации.
По зафиксированному низкочастотному напряжению определяется идентификационный номер ЛА, захваченного террористами, и его местоположение. При этом высокочастотное колебание uс2 (t) с выхода задающего генератора 11.2 поступает на первый вход фазового манипулятора 13.2, на второй вход которого подается манипулирующий код M(t) с выхода генератора 12.2. На выходе фазового манипулятора 13.2 образуется сложный ФМн-сигнал
,
где k2(t)={0, } - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t);
который поступает на первый вход смесителя 15.2, на второй вход которого подается напряжение гетеродина 14.2
На выходе смесителя 15.2 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 16.2 выделяется напряжение третьей промежуточной частоты
где ;
пр3= u2- с - третья промежуточная частота;
пр3= г2- с,
которое после усиления в усилителе 17.2 мощности через дуплексер 18.2 поступает в приемопередающую антенну 19.2, излучается ею в эфир на частоте 2, улавливаются приемопередающей антенной 19.1 летательного аппарата и через дуплексер 18.1 и усилитель 20.1 мощности поступают на первый вход смесителя 22.1, на второй вход которого подается напряжение uг2(t) гетеродина 21.1. На выходе смесителя 22.1 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 23.1 выделяется напряжение второй промежуточной (разностной) частоты
где ;
пр2= г2- пр3 - вторая промежуточная частота;
пр4= г2- пр3,
которое поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 24.1. На второй (опорный) вход фазового детектора 24.1 подается напряжение uс1 (t) с выхода задающего генератора 11.1.
В результате синхронного детектирования на выходе фазового детектора 24.1 образуется низкочастотное напряжение
где
которое поступает в блок 25.1 реконфигурации бортовой аппаратуры.
Блок 25.1 может выполнять следующие виды реконфигурации бортовой аппаратуры ЛА:
- введение блокировки гидромеханической части системы штурвального управления;
- отключение системы распознавания «свой-чужой». Этим достигается выделение конфликтно-опасного ЛА в воздушном пространстве среди большого количества других ЛА с целью упорядоченной концентрации на нем внимания пунктов управления воздушным движением, средств ПВО и истребительной авиации;
- включение блока колебательности в автомате стабилизации, что приведет к раскачиванию ЛА по всем осям до границы его неустойчивости, затруднению пилотирования ЛА и наведению его на объект;
- включение блоков искажения в системах построения курса, тангажа, например, циклическим суммированием с переменной по величине и времени установкой. Это обстоятельство приведет к потере ориентировки в пространстве и усложнит поиск объекта нанесения таранного удара;
- включение блока искажения в системах измерения высоты и скорости, что затрудняет пилотирование ЛА;
- включение блока искажения в системе отображения полетной информации на приборной доске пилотов (углы атаки и скольжения, обороты двигателей и др.), например «мерцанием» показаний;
- принудительное включение системы аварийной сигнализации о нештатном функционировании всех жизненно важных систем ЛА. Это обстоятельство повлечет стрессовое состояние экипажа с потерей глубины логических действий с возможным последующим отказом от несанкционированных действий;
- отключение одного или группы двигателей, а также включение системы аварийного слива топлива, что затрудняет пилотирование ЛА и уменьшает его досягаемую дальность полета;
- включение блока отрицательного мультимедиа воздействия (звуковое сопровождение на частотах, неблагоприятно воздействующих на слуховой аппарат, а также выведение на бортовой дисплей изображений, неприятных для ощущений террористам). Это обстоятельство повлечет стрессовое состояние экипажа с потерей полноты логических действий;
- включение блока выдачи рекомендаций экипажу, например включение изображения главы террористической организации, приказывающего прекратить несанкционированные действия;
- включение блока перевода управления в режим дистанционного пилотирования (например, на самолет сопровождения или пункт управления воздушным движением);
- включение систем придания непрозрачности остеклению кабины путем поляризации остекления, внутреннего или внешнего его забрызгивания, а также принудительное ослепление экипажа. Особенно эффективно это действие на начальной стадии взлета, когда несанкционированное использование ЛА может быть исключено в принципе;
- принудительную механическую фиксацию частей тела экипажа, что может затруднить ручное пилотирование ЛА или исключить переход на ручное управление перетягиванием штурвала;
- включение блока принудительного сваливания в штопор, например, путем одновременного формирования сигналов на реверс или отключение двигателей, но рули высоты (для увеличения угла атаки), крена и курса. Это действие является одним из последних, когда обнаружиться неизбежность столкновения ЛА с объектом особой ценности при исчерпании всех других, но подобная операция выполняется по команде с пункта управления воздушным движением по принятию соответствующего решения при лимите времени на задействование средств ПВО и истребительной авиации.
Последовательность выдачи команд на виды реконфигурации бортовых систем или бортовой аппаратуры определяется мерой усиления эффекта их последствия. Причем эта последовательность команд может формироваться на средствах наземного базирования, на пунктах управления воздушным движением, а также на борту самого ЛА, подвергнутого попытке несанкционированного использования (кроме команды на принудительное сваливание в штопор).
Следовательно, на борту ЛА размещен блок 25.1 реконфигурации, информационно сопряженный с элементами бортовой аппаратуры и бортовых систем, формирующий последовательность команд при появлении недопустимого рассогласования между текущими и детерминированными траекторными параметрами. При этом следует отметить, что при уменьшении рассогласования до допустимой величины (что можно трактовать как отказ экипажа от несанкционированных действий) ранее выданные команды на реконфигурацию бортовой аппаратуры и бортовых систем снимаются.
Таким образом, предлагаемый способ по сравнению с базовым объектом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение надежности дуплексной радиосвязи между пунктами управления воздушным движением и летательными аппаратами. Это достигается использованием сложных сигналов с фазовой манипуляцией и двух частот 1 и 2 Причем на борту ЛА передачу сложных ФМн-сигналов осуществляют на частоте 1, а прием - на частоте 2. А на пункте управления воздушным движением, наоборот, передачу сложных ФМн-сигналов ведут на частоте 2, а прием - на частоте 1. Частоты 1 и 2, разнесены на значение второй промежуточной частоты: г2- г1= пр2.
Сложные ФМн-сигналы с точки зрения обнаружения обладают высокой энергетической и структурной скрытностью.
Энергетическая скрытность данных сигналов обусловлена их высокой сжимаемостью во времени и по спектру при оптимальной обработке, что позволяет снизить мгновенную излучаемую мощность. Вследствие этого сложный ФМн-сигнал в точке приема может оказаться замаскированным шумами и помехами.
Причем энергия сложного ФМн-сигнала отнюдь не мала, она просто равномерно распределена по частотно-временной области так, что в каждой точке этой области мощность сигнала меньше мощности шумов и помех.
Структурная скрытность сложных ФМн-сигналов обусловлена большим разнообразием их форм и значительными диапазонами изменений параметров, что затрудняет оптимальную или хотя бы квазиоптимальную обработку сложных ФМн-сигналов априорно неизвестной структуры с целью повышения чувствительности приемников.
Применение данного способа с использованием дуплексной радиосвязи на двух частотах с применением сложных ФМн-сигналов позволяет предотвратить преднамеренное нанесение непоправимого ущерба особо важным объектам таранным ударом по ним ЛА, принудительно захваченным террористами, путем создания на борту условий, препятствующих изменению заданной траектории полета ЛА, затрудняющих пилотирование ЛА, исключая возможности прицельного наведения ЛА на выбранный объект, уменьшения его досягаемой дальности полета, а также создания психологического дискомфорта при его пилотировании и уменьшения при исчерпании всех других операций, когда обнаружиться неизбежность столкновения ЛА с объектом особой ценности.
Класс G08G5/00 Системы регулирования движения для воздушного транспорта
Класс B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств