дульный тормоз отката ствола артиллерийского орудия
Классы МПК: | F41A21/36 для уменьшения отдачи или отката F41A25/00 Орудийные установки, допускающие откат или возвращение в боевое положение, например орудийные люльки; демпферы или тормоза отката стволов |
Патентообладатель(и): | Романов Николай Иванович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-10-07 публикация патента:
10.04.2012 |
Изобретение относится к средствам торможения отката ствола при выстреле, которые используют энергию пороховых газов, истекающих из канала ствола. Дульный тормоз содержит корпус с шестью несущими стержнями, пакет круглых тарелей. Корпус выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, снабжен внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть ствола и шестью продольными проушинами для крепления несущих стержней. Каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для надевания тарели на несущие стержни. Рабочие поверхности входящих (внутренних) частей всех тарелей в разрезе имеют одинаковый угол наклона по отношению к газовому потоку, равный 5-7 градусов. Рабочие поверхности выходных (наружных) частей тарелей имеют переменный угол обратного наклона, изменяющийся в диапазоне от 45 до 90 градусов с шагом 8-10 градусов. Расстояние между тарелями переменное в диапазоне 1-3 см, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза. Обеспечивается снижение давления в ударной волне на местах орудийного расчета за счет веерообразного истечения пороховых газов. 1 ил.
Формула изобретения
Дульный тормоз отката ствола артиллерийского орудия, включающий корпус, шесть несущих стержней, пакет тарелей, комплект мерных вставок и крепежных гаек; корпус выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть артиллерийского ствола и шестью продольными проушинами для крепления несущих стержней; каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для одевания тарели на несущие стержни, отличающийся тем, что рабочие поверхности входящих (внутренних) частей всех тарелей в разрезе имеют одинаковый угол наклона по отношению к газовому потоку, равный 5-7°, рабочие поверхности выходных (наружных) частей тарелей имеют переменный угол обратного наклона, изменяющийся в диапазоне от 45 до 90° с шагом 8-10°; расстояние между тарелями переменное в диапазоне 1-3 см, равномерно увеличивающееся по мере приближения к дульному срезу тормоза.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам торможения отката ствола артиллерийского орудия при выстреле, которые используют энергию пороховых газов, истекающих из ствола орудия.
Известно много типов и вариантов дульных тормозов отката ствола артиллерийских орудий различных калибров, использующих энергию истекающих пороховых газов, как отечественных, так и зарубежных. Из отечественных дульных тормозов наиболее близким к предлагаемому является дульный тормоз 152-мм ПАО МЛ-20. По конструкции он является перазборным, бескамерным, калиберным, многорядным, щелевым. Из зарубежных дульных тормозов наиболее близким к предлагаемому является встроенный перфорированный дульный тормоз 155-мм САО «Crusader» («Перечница», США). Он неразборный, бескамерный, калиберный, многорядный, дырчатый.
Из артиллерии времен ВОВ известен дульный тормоз «Шнейдера» (Германия). По конструкции он выполнен сборным в виде пакета плоских пластин - перегородок с одинаковым расстоянием между ними; он многокамерный, калиберный.
В послевоенное время разработан дульный тормоз к 155-мм гаубице «Модель 50» /1/. Он выполнен съемно-разборным, многокамерным с большим количеством калиберных отражательных пластин-перегородок.
Дульный тормоз к 155-мм гаубице «Модель 50» /1/, выполненный съемно-разборным, многокамерным с большим количеством калиберных отражательных плоских пластин-перегородок, принимается в качестве прототипа.
Недостатком прототипа является низкая эффективность использования энергии истекающих пороховых газов и высокое избыточное давление в ударной волне на местах орудийного расчета.
Техническим результатом изобретения является существенное повышение эффективности использования энергии истекающих пороховых газов и снижение избыточного давления в ударной волне на местах орудийного расчета.
Данный технический результат достигается тем, что плоские пластины пакета в прототипе заменяются тарелями сложного профиля с различными углами наклона наружных их частей и постепенно увеличивающимся расстоянием между ними к выходу из дульного тормоза.
Схема предлагаемого дульного тормоза представлена на чертеже, где обозначено: 1 - дульная часть ствола; 2 - корпус дульного тормоза; 3,4 - несущий стержень и головка стержня; 5 - гайки; 6 - вставки.
Корпус дульного тормоза выполнен в виде мощного патрубка со скругленной передней частью, внутренней нарезкой для навинчивания на дульную часть ствола 1 и шестью продольными проушинами для крепления шести несущих стержней 3. Каждый стержень снабжен наружной резьбой для крепежных гаек 5; число крепежных гаек на каждом стержне равно числу тарелей. Вставки 6, это отрезки трубы различной длины. Их число на каждом стержне на единицу меньше числа тарелей; они служат для образования требуемого расстояния между тарелями. Каждая тарель снабжена центральным окном, диаметр которого равен калибру орудия, и шестью встроенными патрубками с отверстиями для надевания тарели на несущие стержни 3.
Общая конструкция каждой тарели характеризуется профилем входной (внутренней) и выходной (наружной) ее части. Профиль входной (внутренней) части всех тарелей одинаков. Рабочая поверхность всех тарелей (в разрезе), на длине 2-3 см, это прямая линия, наклоненная по отношению к продольной оси тормоза (к направлению газового потока) на угол 5-7 градусов. Профиль выходной (наружной) части у всех тарелей различный. Рабочая поверхность у них (в разрезе), на длине 3-4 см, прямая линия, обратно наклоненная по отношению к продольной оси на угол от 45 до 90 градусов с шагом примерно 8-10 градусов, образуя веер каналов для истечения пороховых газов. Центральная часть всех тарелей (в разрезе) практически одинаковая, близкая по форме к доле окружности.
Предлагаемый дульный тормоз функционирует следующим образом. Пороховые газы, идущие вслед за снарядом и имеющие высокое давление, попадают по наклонным поверхностям входных участков тарелей в межтарельные полости тормоза. Двигаясь по ним к выходу, пороховые газы описывают плавные траектории и вытекают из полостей практически в обратном направлении. В конструкции дульного тормоза нет застойных зон. Каждый грамм пороховых газов, двигаясь по расширяющимся межтарельным полостям, продолжает сам расширяться и наращивать скорость своего движения.
Здесь обеспечивается предельно возможный боковой расход пороховых газов и предельно высокая эффективность использования их кинетической энергии.
Повышение эффективности использования энергии истекающих газов достигается путем улучшения условий попадания пороховых газов в межтарельные полости за счет малого угла наклона входных частей каждой тарели и постепенного увеличения расстояния между ними. Что улучшает условия выхода пороховых газов из межтарельных полостей.
Класс F41A21/36 для уменьшения отдачи или отката
Класс F41A25/00 Орудийные установки, допускающие откат или возвращение в боевое положение, например орудийные люльки; демпферы или тормоза отката стволов