двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 
F02B75/06 двигатели с устройствами для выравнивания крутящего момента
F16F15/10 гашение колебаний во вращающихся системах с помощью движущихся с системой элементов
F16F15/28 противовесы; их крепление и установка
Патентообладатель(и):Смердов Геннадий Георгиевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-05-12
публикация патента:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит рабочий вал с ведомой шестерней, цилиндры с камерами сгорания, поршни с поршневыми пальцами, размещенные в цилиндрах, и кривошипно-шатунный механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала. Кривошипно-шатунный механизм состоит из шатунов, кривошипов с противовесами, ведущих шестерен и ведомой шестерни рабочего вала. Ведущие и ведомая шестерни выполнены цилиндрическими и находятся в зацеплении. Оси кривошипов соединены шатунами с поршневыми пальцами. В смежных цилиндрах шатун и оси кривошипа кривошипно-шатунного механизма расположены относительно шатуна и оси кривошипа смежного цилиндра с возможностью обеспечения противофазного движения поршней согласно рабочего цикла двигателя. Оси кривошипов соединены с тягами осей кривошипов других ведущих шестерен. Ведущие шестерни установлены на валах, на концах которых консольно установлены кривошипы с противовесами. Ведущие шестерни установлены между подшипниками. Противовес расположен противоположно оси кривошипа, установлен подвижно с возможностью перемещения при вращении вала к периферии и подпружинен к центру вращения. В полой части противовеса установлен упругий элемент, опирающийся на ось, установленную неподвижно в корпусе кривошипа и скользяще в пазах противовеса. Технический результат заключается в снижении потерь на трение. 2 ил.

двигатель внутреннего сгорания, патент № 2449141 двигатель внутреннего сгорания, патент № 2449141

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий рабочий вал с ведомой шестерней, цилиндры с камерами сгорания, поршни с поршневыми пальцами, размещенные в цилиндрах, кривошипно-шатунный механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала, состоящий из шатунов, кривошипов с противовесами, ведущих шестерен и ведомой шестерни рабочего вала, ведущие и ведомая шестерни выполнены цилиндрическими и находятся в зацеплении, оси кривошипов соединены шатунами с поршневыми пальцами, при этом в смежных цилиндрах шатун и оси кривошипа кривошипно-шатунного механизма расположены относительно шатуна и оси кривошипа смежного цилиндра с возможностью обеспечения противофазного движения поршней, согласно рабочего цикла двигателя, оси кривошипов соединены с тягами осей кривошипов других ведущих шестерен, отличающийся тем, что ведущие шестерни установлены на валах, на концах которых консольно установлены кривошипы с противовесами, ведущая шестерня установлена между подшипниками, противовес, расположенный противоположно оси кривошипа, установлен подвижно с возможностью перемещения при вращении вала к периферии и подпружинен к центру вращения, в полой части противовеса установлен упругий элемент, опирающийся на ось, установленную неподвижно в корпусе кривошипа и скользяще в пазах противовеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания.

Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндры с размещенными в них поршнями с поршневыми пальцами, снабженный механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала, включающим два крестообразно расположенных шатуна и два коленчатых вала, каждый из которых снабжен цилиндрической шестерней. Шестерни коленчатых валов имеют равный диаметр и выполнены с возможностью взаимодействия друг с другом с их вращением в противоположных направлениях, а шатунная шейка коленчатого вала шарнирно соединена одним из шатунов с одним из поршневых пальцев (см. заявку WO 9722785, опубл. 26.06.97). Такая симметричная конструкция двигателя исключает боковое прижатие поршня к стенкам цилиндра, благодаря чему снижается износ деталей цилиндропоршневой группы двигателя и снижаются потери на трение, за счет чего повышается кпд двигателя и снижается расход топлива при его работе. Вместе с тем известный двигатель имеет сложный и тяжелый механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала, что усложняет конструкцию двигателя, увеличивает его вес, повышает стоимость изготовления и ремонта двигателя.

Наиболее близким к предлагаемому двигателю по существенным признакам является принятый за прототип двигатель внутреннего сгорания, содержащий рабочий вал, цилиндры с камерами сгорания, в каждом цилиндре размещен поршень с поршневым пальцем, кривошипно-шатунный механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала, состоящий из шатунов, ведущих шестерен и ведомой шестерни рабочего вала, выполненных цилиндрическими и находящихся в зацеплении. Ведущие шестерни снабжены кривошипом с противовесом и осью, закрепленными на торцевой стороне, обращенной к оси цилиндра. Ось кривошипа соединена с нижней головкой одного из шатунов, а верхняя головка каждого шарнирно соединена с поршневым пальцем, ведомые шестерни установлены на рабочем валу или выполнены с ним за одно целое. Указанный двигатель может быть выполнен с несколькими цилиндрами, расположенными в одной плоскости, все ведущие шестерни которых находятся в зацеплении с общим цилиндрическим зубчатым колесом ведомого вала, при этом в смежных цилиндрах шатун и оси кривошипа кривошипно-шатунного механизма расположены относительно шатуна и оси кривошипа смежного цилиндра с обеспечением возможности противофазного движения поршней, согласно рабочего цикла двигателя (патентный документ RU № 2381372 С1, МПК F02B 75/32).

В приведенном прототипе при работе двигателя нагрузки на подшипниковые опоры ведущих шестерен увеличены. Возможен перекос зубчатого зацепления ведущих и ведомой шестерни, а так же дисбаланс противовесов отдельных цилиндров и двигателя в целом. При этом нагрузки в кривошипно-шатунном механизме при 4-тактном режиме работы двигателя неравномерные. Максимальные при такте «рабочий ход» и минимальные при тактах «выхлоп» и «всасывание». Следовательно, не исключена вибрация двигателя, а износ зубьев в зубчатых передачах будет неравномерным и интенсивным.

Целью изобретения является снижение потерь на трение при передаче крутящего момента от механизмов преобразования движения каждого цилиндра на рабочий вал двигателя путем рационального расположения и уменьшения количества зубчатых передач и подшипников, а так же повышение плавности работы двигателя.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в снижении потерь на трение, повышении выходной мощности и кпд двигателя, а так же ремонтоспособности и долговечности работы двигателя.

Технический результат изобретения достигается тем, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий рабочий вал с ведомой шестерней, цилиндры с камерами сгорания, поршни с поршневыми пальцами, размещенные в цилиндрах, кривошипно-шатунный механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение рабочего вала, состоящий из шатунов, кривошипов с противовесами, ведущих шестерен и ведомой шестерни рабочего вала, ведущие и ведомые шестерни выполнены цилиндрическими и находятся в зацеплении, оси кривошипов соединены шатунами с поршневыми пальцами, при этом в смежных цилиндрах шатун и оси кривошипа кривошипно-шатунного кривошипа расположены относительно шатуна и оси кривошипа смежного цилиндра с возможностью обеспечения противофазного движения поршней, согласно рабочего цикла двигателя оси кривошипов соединены с тягами осей кривошипов других ведущих шестерен. Для оптимального перераспределения усилий в кривошипно-шатунных и зубчатых механизмах, а так же исключения перекосов в зубчатых зацеплениях ведущие шестерни установлены на валах, на концах которых консольно установлены кривошипы с противовесами, ведущая шестерня установлена между подшипниками, противовес, расположенный противоположно оси кривошипа, установлен подвижно с возможностью перемещения, при вращении вала, к периферии и подпружинен к центру вращения. В полой части противовеса установлен упругий элемент, опираясь на ось, установленную неподвижно в корпусе кривошипа и скользяще в пазах противовеса.

Все это обеспечивает достижение поставленной цели изобретения.

Благодаря тому, что кривошипы смежных цилиндров установлены консольно на концах валов, а ведущая шестерня установлена между подшипниками сокращается количество зубчатых зацеплений и подшипников. Тем самым достигается снижение потерь на трение, повышение выходной мощности и кпд двигателя. А сдвиг противовеса к периферии при вращении вала увеличивает маховой момент, что уменьшает вибрацию и повышает надежность двигателя.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где схематично изображены:

Фиг.1 - общий вид двигателя;

Фиг.2 - сечение по А-А Фиг.1.

Заявляемый двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров 1, внутри которого находятся поршни 2 с поршневыми пальцами 3, рабочий вал 4 с ведомой шестерней 5, в зацеплении с которой находятся ведущие шестерни 6, установленные на валах 7, на концах которых находятся неподвижно соединенные, например мелкозубчатым эвольвентным соединением, кривошипы 8 с противовесами 9 смежных цилиндров. На оси кривошипа 8 установлены нижняя головка шатуна 10 и головка тяги 11. Верхняя головка шатуна 10 установлена на поршневом пальце 3, а другая головка тяги 11 на оси рядом стоящего кривошипа 8, образуя взаимосвязанную замкнутую систему движущихся элементов всех цилиндров. Противовес 9 установлен телескопически подвижно в кривошипе 8 и подпружинен, в направлении, к центру вращения.

Упругий элемент 12 установлен в полой части противовеса 9 с опорой на ось 13, установленную перпендикулярно и неподвижно в корпусе кривошипа 8 и проходящую через пазы противовеса 9 с возможностью скольжения в этих пазах с одной стороны и опорным буртом внутренней полой части противовеса 9 с другой стороны. На валу 4 со стороны свободного конца имеется маховик (на чертеже не показан).

Двигатель работает следующим образом.

После каждого цикла сгорания топливной смеси в камере сгорания каждого из цилиндров поршень 2 последнего совершает «рабочий ход» от верхней к нижней мертвой точке, приводя во вращение посредством шатунов 10 кривошипы 8, валы 7 и ведущие шестерни 6. Кривошипы 8 смежных цилиндров, установленные на другом конце вала 7 и находящиеся в противофазе кривошипу 8 первых цилиндров, через шатун 10 производит движение поршня 2 в обратном направлении, совершая в цилиндре такт «сжатия» или «выхлопа». Через тягу 11 вращение передается на кривошип 8 бокового цилиндра. Передавая часть нагрузки первого цилиндра, при вращении кривошипов 8, противовесы 9 за счет центробежных сил смещаются к периферии, увеличивая радиус инерции, увеличивают маховой момент, что положительно отражается на плавности работы двигателя. При соответствующей работе система газораспределения произведет чередование тактов и порядок работы цилиндров двигателя.

Согласно предварительным расчетам и эскизной проработке предлагаемое конструктивное решение заявляемого двигателя внутреннего сгорания значительно упростит конструкцию двигателя, особенно систему смазки, при этом повысится механический кпд на 3-5%, увеличится долговечность в 1,5-2 раза.

Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 

бескривошипный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания -  патент 2528485 (20.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525995 (20.08.2014)
двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия -  патент 2525372 (10.08.2014)
оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа (варианты) и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа -  патент 2524154 (27.07.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2516040 (20.05.2014)
моторное судно -  патент 2510351 (27.03.2014)
способ наддува в цилиндр двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2509901 (20.03.2014)
генераторная установка -  патент 2509224 (10.03.2014)
двухтактный дизельный двигатель -  патент 2504674 (20.01.2014)
генератор энергии -  патент 2504673 (20.01.2014)

Класс F02B75/06 двигатели с устройствами для выравнивания крутящего момента

механизм уравновешивания шестицилиндрового двигателя внутреннего сгорания -  патент 2438025 (27.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, содержащий уравновешивающие валы, выполненные с возможностью стопорения шплинтом, и способ установки балансировочной кассеты на блоке двигателя внутреннего сгорания -  патент 2400656 (27.09.2010)
способ улучшения вибрационных характеристик и устранения вибрации роторов турбин или коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2338168 (10.11.2008)
аксиально-поршневой двигатель -  патент 2305195 (27.08.2007)
способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267624 (10.01.2006)
способ повышения устойчивости работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267623 (10.01.2006)
способ оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2260131 (10.09.2005)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2169301 (20.06.2001)
способ снижения неравномерности вращения коленчатого вала -  патент 2154177 (10.08.2000)
поршневая машина -  патент 2136925 (10.09.1999)

Класс F16F15/10 гашение колебаний во вращающихся системах с помощью движущихся с системой элементов

способ балансировки ветроколеса вертикально-осевой ветроэнергетической установки -  патент 2506451 (10.02.2014)
устройство для уравновешивания моментов в поворотных механизмах -  патент 2496037 (20.10.2013)
винт вертолета, содержащий гаситель колебаний -  патент 2475415 (20.02.2013)
устройство для демпфирования вибраций в приводных механизмах с гибкой связью -  патент 2308624 (20.10.2007)
способ и устройство уравновешивания вибрационных нагрузок в роторных машинах -  патент 2282763 (27.08.2006)
устройство гашения крутильных колебаний -  патент 2276750 (20.05.2006)
способ управления характеристиками линейных колебаний и устройство для его осуществления -  патент 2246647 (20.02.2005)
вертикальная роторная установка с газостатической опорой -  патент 2246055 (10.02.2005)
демпфер колебаний вращающихся тел -  патент 2238454 (20.10.2004)
поршневой двигатель с гасителем крутильных колебаний и гаситель крутильных колебаний для поршневого двигателя -  патент 2232909 (20.07.2004)

Класс F16F15/28 противовесы; их крепление и установка

Наверх