заряд твердого ракетного топлива
Классы МПК: | F02K9/36 опоры топливных зарядов |
Автор(ы): | Юсупов Ильгис Вагизович (RU), Хацринов Алексей Ильич (RU), Арутюнян Андрей Саркисович (RU), Гатина Роза Фатыховна (RU), Михайлов Юрий Михайлович (RU), Зенитова Любовь Андреевна (RU), Тихонова Екатерина Александровна (RU), Осотов Владимир Павлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное казенное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов" (ФКП "ГосНИИХП") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-06-22 публикация патента:
27.04.2012 |
Заряд твердого ракетного топлива включает пучок топливных элементов, скрепленных с дном двигателя полимерным крепящим составом и дополнительным клеем. Полимерный крепящий состав представляет собой полиуретан, состоящий из смоляной части и отвердителя аминного типа. Отвердитель наряду с нелетучим растворителем диоктилсебацинатом включает фталимид. Дополнительный клей представляет собой подслой на основе поливинилбутираля. Изобретение позволяет повысить надежность крепления топливных элементов на дне двигателя. 1 ил.
Формула изобретения
Заряд твердого ракетного топлива, включающий пучок топливных элементов, скрепленных с дном двигателя полимерным крепящим составом, например, из полиуретана, состоящим из смоляной части и отвердителя аминного типа, и дополнительным клеем, отличающийся тем, что в отвердитель наряду с нелетучим растворителем диоктилсебацинатом вводится фталимид, а в качестве дополнительного клея используется подслой на основе поливинилбутираля.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники, конкретно к зарядам твердого ракетного топлива вкладного типа, состоящим из пучка топливных трубок или элементов другого профиля, скрепленных с дном камеры двигателя с помощью крепящего состава с образованием полимерного диска или шайбы.
Известен заряд твердого ракетного топлива с диаметром пучка топливных трубок более 50 мм, прикрепленных к дну камеры с помощью крепящего состава, включающего в себя герметик Виксинт У-2-28 на основе кремнийорганических соединений и подслоя типа П-11 по ТУ 38.3003-04-06-90 на основе элементоорганических соединений в нефрасе. Указанный крепящий состав, имеющий хорошие эластичность и адгезию к металлу, при использовании его в зарядах твердого ракетного топлива для крепления пучка топливных трубок диаметром более 50 мм (80-100 мм) в полимерной шайбе и самой шайбы к дну двигателя не обеспечивает его нормальной работоспособности. Это происходит по причине недостаточной прочности самой полимерной шайбы, в результате чего происходит выров из нее некоторых топливных трубок, а следовательно, и нарушение стабильности работы самого заряда.
Известен заряд по патентам Франции № 2439174 или № 2181178 (прототип), в котором пучок топливных трубок прикреплен крепящим составом, например полиуретаном, к дну двигателя. Полученный при этом полимерный диск или шайба (зависит от воспламенителя - торцевой или стержневой) эластичен, но не обладает достаточной адгезией к металлу. Поэтому для обеспечения надежного крепления полимерного диска или шайбы с пучком топливных трубок к металлическому дну двигателя дополнительно используется клей. Но даже при использовании клея надежность данного крепления в таких зарядах с пучком топливных трубок диаметром более 50 мм (более напряженных), а следовательно, и надежная работоспособность самих зарядов в процессе эксплуатации с более высокими летными перегрузками не обеспечивается. В этом случае прочность крепления топливных, а именно пороховых, трубок полученным полимерным диском или шайбой и крепление самого диска или шайбы к дну камеры двигателя недостаточны. Кроме того, в полиуретановой композиции, состоящей из каучуковой (смоляной) части и отвердителя, образующей при их смешении и заливке в дно двигателя полимерный диск или шайбу, в последнем могут присутствовать легколетучие растворители, которые нежелательны при применении в зарядах топливных трубок из пироксилиновых порохов на основе легколетучих растворителей (эфиры, спирты).
Поэтому при создании зарядов твердого ракетного топлива с диаметрами пучка топливных трубок более 50 мм, а именно 80-100 мм, более «напряженных» или «нагруженных», одной из главных задач будет обеспечение надежной прочности пучка топливных трубок крепящим составом, образующим после заливки в дно диск или шайбу, и креплений их к дну двигателя.
Задачей настоящего изобретения является создание заряда твердого ракетного топлива с диаметром пучка топливных трубок более 50 мм, а именно 80-100 мм и более, включающего в себя дно двигателя, пучок топливных (пороховых) трубок, крепящий состав и дополнительный клей между крепящим составом и дном, обеспечивающих надежную работоспособность заряда в процессе эксплуатации с повышенными летными перегрузками за счет обеспечения надежной прочности и целостности крепления топливных трубок между собой и пучка трубок к дну двигателя даже на основе летучих растворителей, таких как, например, порохов пироксилиновых.
Поставленная задача решается таким образом, а именно: в заряде твердого ракетного топлива с пучком трубок, например, из пороха пироксилинового диаметром более 50 мм, а именно 80-100 мм и более, используется крепящий состав, образующий после заливки полимерный диск или шайбу, например из полиуретана, состоящего из смоляной части с аминным отвердителем и дополнительного клея, в отвердитель наряду с нелетучим растворителем диоктилсебацинатом вводится фталимид, а в качестве дополнительного клея используется подслой на основе поливинилбутираля.
Предлагаемый заряд представлен на чертеже и включает в себя дно двигателя 1, пучок пороховых трубок 2, крепящий состав 3 и дополнительный клей на основе поливинилбутираля 4.
Сборка заряда производится следующим образом: дно двигателя смазывается дополнительным клеем - подслоем на основе поливинилбутираля, высушивается, после чего на него заливается полимерный крепящий состав из полиуретана, в отвердитель которого наряду с диоктилсебацинатом введен фталимид, в крепящий состав после его выравнивания производится постановка пучка топливных пороховых трубок выровненным торцом.
Работа заряда заключается в поджигании через воспламенитель пучка топливных пороховых трубок, которые с целью обеспечения заданной скорости (дальности, давления) сгорают полностью до крепящего состава, обеспечивающего надежное крепление трубок как между собой, так и к дну двигателя.
Заряд с обозначенным крепящим составом, имеющим физико-механические характеристики р - предельное напряжение на растяжение при разрыве 9÷16 кН/см2 и отлс - предельное напряжение на отслаивание 6-10 МПа·см, - относительное удлинение 400-600%, превышающие в 1,5-2 раза штатные, обеспечил надежность крепления топливных трубок из пироксилиновых трубок заряда твердого ракетного топлива в интервале температур от +50°С до -50°С, обеспечив заданные скорости нового изделия «Вампир» (диаметр пучка ~80-90 мм) в требуемых пределах скоростей полета.
Класс F02K9/36 опоры топливных зарядов