устройство для швартовки летательных аппаратов
Классы МПК: | B64F1/00 Оборудование на аэродромах или палубах авианосцев B64B1/66 устройства для причаливания |
Автор(ы): | Илларионов Владимир Викторович (RU), Синев Михаил Юрьевич (RU), Тарасов Олег Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-03-29 публикация патента:
10.05.2012 |
Изобретение относится к устройствам для швартовки и касается использования в воздухоплавании летательных аппаратов на необорудованных стоянках для закрепления на различных грунтах. Устройство для швартовки летательных аппаратов содержит якорь с элементами сцепления с грунтом и якорный трос. Трос крепится одним концом за проушину якоря, а другим - к гондоле дирижабля, в нижней его части. Якорь устанавливают в направитель, прикрепленный к стволу и выполненный в виде полой трубы. Направитель имеет паз для перемещения проушины якоря. На противоположном конце ствола устанавливают патронник с затвором и ударно-спусковым механизмом, а между якорем и патронником внутри ствола установлен поршень-толкатель с возможностью перемещения внутри ствола и направителя. Поршень-толкатель служит для передачи усилия пороховых газов на якорь и его перемещения. Достигается сокращение времени, повышение эффективности швартовки летательных аппаратов, возможности закрепления якоря на различных грунтах, повышение безопасности пилотов и пассажиров. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство для швартовки летательных аппаратов, содержащее якорь с элементами сцепления с грунтом и якорный трос, который крепится за проушину якоря, отличающееся тем, что якорь устанавливают в направитель, прикрепленный к стволу и выполненный в виде полой трубы внутренним диаметром dн dя, где dя - диаметр якоря, и имеющий паз для перемещения проушины якоря, на противоположном конце ствола устанавливают патронник с затвором и ударно-спусковым механизмом, а между якорем и патронником внутри ствола установлен поршень-толкатель с возможностью перемещения внутри ствола и направителя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для швартовки и предназначено для использования в воздухоплавании летательных аппаратов на необорудованных стоянках для закрепления на различных грунтах, а также в других областях техники.
Известно устройство (якорь), содержащее упорные плиты, на которых выполнены элементы сцепления с грунтом, эластичную емкость, заключенную между упорными плитами, внутренняя полость которой связана через арматуру с источником сжатого газа, смонтированным на самом якоре, и якорный канат [A.M.Быков. Описание изобретения к авторскому свидетельству СССР № 404704, кл. B64F 1/16, 12.04.1974. Якорь].
Однако это устройство не может крепиться на различные виды грунтов непосредственно с борта летательного аппарата, например с гондолы дирижабля, что приводит к увеличению времени швартовки и вызывает необходимость члену экипажа покидать борт летательного аппарата.
Наиболее близкими к заявленному техническому решению являются причальные устройства: тросы, канаты, ручные и электрические лебедки, которые предусматривались на борту летательных аппаратов [Б.Г.Броуде. Воздухоплавательные летательные аппараты. М.: Машиностроение, 1976. - 140 c. - C.133].
Однако эти устройства не обеспечивают быструю и эффективную швартовку летательных аппаратов, особенно в случаях их аварийной посадки.
Техническим результатом предлагаемого устройства является сокращение времени, повышение эффективности швартовки летательных аппаратов и возможности закрепления якоря на различных грунтах и как следствие - повышение безопасности пилотов и пассажиров.
Сущность изобретения заключается в том, что устройство для швартовки летательных аппаратов содержит якорь с элементами сцепления с грунтом и якорный трос, который крепится за проушину якоря. Якорь устанавливают в направитель, прикрепленный к стволу и выполненный в виде полой трубы внутренним диаметром dн dя, где dя - диаметр якоря, и имеющий паз для перемещения проушины якоря. На противоположном конце ствола устанавливают патронник с затвором и ударно-спусковым механизмом, а между якорем и патронником внутри ствола установлен поршень-толкатель с возможностью перемещения внутри ствола и направителя.
На фигуре 1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства для швартовки летательных аппаратов, на фигуре 2 - детали устройства.
Устройство состоит из ствола 1, поршня-толкателя 2, патронника 3, затвора 4, направителя 5, втулки-амортизатора 6, ударно-спускового механизма 10. На якоре 7 имеются грунтозацепы для повышения сцепления с грунтом (не показаны) и проушина 8 для крепления троса, другой конец которого крепится к гондоле дирижабля. В направителе 5 выполнен паз 9 для проушины 8 якоря 7. Устройство устанавливается на борту летательного аппарата, например на гондоле дирижабля, в нижней его части.
Ствол предназначен для перемещения поршня-толкателя под усилием пороховых газов. Поршень-толкатель служит для передачи усилия пороховых газов на якорь и его перемещения. Направитель предназначен для установки якоря и направления его движения. Втулка-амортизатор служит для остановки поршня-толкателя в случае, если к моменту полного заглубления якоря поршень не остановился из-за большой избыточной энергии выстрела. Назначение патронника и ударно-спускового механизма ясно из их названия.
Устройство работает следующим образом. При снижении летательного аппарата и касании его гондолы грунта по команде пилота (например, при нажатии пилотом на рычаг) срабатывает ударно-спусковой механизм. Выстреливает патрон, находящийся в патроннике 3, закрытом затвором 4. Образовавшиеся при этом пороховые газы давят на поршнь-толкатель 2, который разгоняется по стволу 1 и воздействует на якорь 7, находящийся в направителе 5. Якорь 7, двигаясь по направителю 5 и увлекая за собой трос, который одним концом прикреплен к его проушине 8, а другим - к гондоле дирижабля, заглубляется в грунт. Трос натягивается и передает нагрузку на якорь. Удерживающая способность якоря может быть увеличена за счет применения специальной формы якоря. Торможение и остановка поршня и якоря осуществляется за счет сопротивления материала грунта. Если к моменту полного заглубления якоря поршень не остановился (большая избыточная энергия выстрела), он останавливается за счет втулки-амортизатора 6, которая установлена в расточке направителя 5.
Предлагаемое устройство для швартовки обеспечит быструю и наиболее эффективную швартовку летательного аппарата, что сокращает время его посадки, повышает безопасность пилотов и пассажиров летательного аппарата, особенно в случаях аварийной посадки на необорудованные стоянки в экстремальных метеорологических условиях, когда требуется немедленная остановка (торможение) летательного аппарата.
Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из общедоступных сведений неизвестно устройство для швартовки, основанное на поршневом принципе забивки якоря за счет энергии расширяющихся пороховых газов.
Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, так как поршневой принцип забивки якоря за счет энергии расширяющихся пороховых газов обеспечивает наиболее эффективную швартовку летательного аппарата.
Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как для его реализации могут быть использованы промышленно выпускаемые детали. Например, ствол, патронник, ударно-спусковой механизм могут быть выполнены по типу [Б.Г.Трубников. Огнестрельное оружие. Словарь-справочник. - СПб: НРК "Амфора", 2004. - 430 с.].
Класс B64F1/00 Оборудование на аэродромах или палубах авианосцев
Класс B64B1/66 устройства для причаливания