механизм автоматического переключения передач
Классы МПК: | F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них F16H59/02 устройства переключения F16H3/00 Зубчатые передачи с переменной скоростью или с реверсированием |
Патентообладатель(и): | Шмаков Анатолий Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-13 публикация патента:
10.05.2012 |
Изобретение относится к механизмам автоматического переключения передач в зависимости от момента нагрузки ведомого вала. Механизм автоматического переключения передач содержит ведущий вал (1). На ведущем валу (1) жестко закреплены планшайбы (2) со спиральным пазом (3), по которому движется палец кривошипа (4), пружина (5), которая прикреплена одним концом к пальцу кривошипа (4), а другим - к валу (1). На ведущий вал (1) и одна на другую свободно насажены втулки (6) с возможностью свободного вращения одна относительно другой и каждая относительно вала. На части наружных цилиндрических поверхностей втулок (6) имеются зубчатые венцы (7). Каждая втулка (6) имеет на торце, обращенном к планшайбе, выступ (8). Достигается автоматическое изменение передаточного отношения. 3 ил.
Формула изобретения
Механизм автоматического переключения передач, содержащий ведущий вал с жестко закрепленными на нем планшайбами со спиральным пазом, пружиной, одним концом прикрепленной к валу, а другим - к пальцу кривошипа, расположенного в спиральном пазу с возможностью перемещения, и набор втулок с зубчатыми венцами на части наружной цилиндрической поверхности, насаженных одна на другую и на ведущий вал с возможностью свободного вращения одна относительно другой и относительно вала, причем каждая втулка на торце, обращенном к планшайбам, имеет выступ.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, станкостроении, а также в других системах и объектах, где требуется автоматическое изменение частоты вращения ведомого вала в зависимости от момента нагрузки на нем при постоянной частоте вращения приводного двигателя.
Наиболее близким по технической сущности является автоматический вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, установленные на них шкивы, каждый из которых выполнен в виде подвижного и неподвижного в осевом направлении диска, цилиндрическую пружину, установленную на ведущем валу для поджатия подвижного диска шкива в осевом направлении, охватывающий шкивы клиновой ремень и автоматический регулятор передаточного отношения, установленный на ведомом валу, причем автоматический вариатор снабжен исполнительным механизмом, автоматический регулятор передаточного отношения выполнен в виде храповой муфты, состоящей из двух половин с наклонными зубьями, одна из которых жестко связана с подвижным диском, а вторая - с исполнительным механизмом (патент РФ № 2039901, F16H 9/18).
Недостатком этого вариатора является невысокий диапазон регулирования передаточного числа.
Задачей предлагаемого изобретения является автоматизация изменения передаточного отношения от двигателя к исполнительному механизму, увеличение передаваемой мощности и расширение диапазона регулирования передаточного числа.
Технический результат достигают тем, что на ведущем валу жестко закрепляют планшайбу, которая имеет спиральный паз, по которому свободно перемещается подпружиненный палец кривошипа и набор втулок, которые насажены на ведущий вал со свободным вращением на нем и относительно одна другой, на части наружной цилиндрической поверхности которых нарезаны зубчатые венцы. На каждой втулке на торце, обращенной к планшайбе, есть выступ.
На фиг.1 изображен общий вид механизма автоматического переключения передач, на фиг.2 - планшайба, на фиг.3 - набор втулок.
Механизм автоматического переключения передач содержит ведущий вал 1. На ведущем валу 1 жестко закреплены планшайбы 2 со спиральным пазом 3, по которому движется палец кривошипа 4, пружину 5, которая прикреплена одним концом к пальцу кривошипа 4, а другим - к валу 1. На вал 1 и одна на другую свободно насажены втулки 6 с возможностью свободного вращения одна относительно другой и каждая относительно вала. На части наружных цилиндрических поверхностей втулок 6 имеются зубчатые венцы 7. Каждая втулка 6 имеет на торце, обращенном к планшайбе, выступ 8.
Работа механизма автоматического переключения передач осуществляется следующим образом. При вращении ведущего вала 1 планшайбы 2 срезом паза 3 приводят в движение подпружиненный палец кривошипа 4, который упирается в выступ 8 одной из втулок 6 и тем самым приводит ее во вращение, которое передается на шестерню ведомого вала (не показан).
При возрастании нагрузки палец кривошипа 4, преодолевая сопротивление пружины 5, смещается по спиральному пазу 3 к центру планшайб 2.
При снижении нагрузки пружина 5 выводит палец кривошипа 4 на периферию планшайб 2. При смещении палец кривошипа 4 в свободной от выступа зоне переходит в зацепление с другой из набора втулок 6. При помощи зубчатого венца 7 одна из втулок 6, состоящая в зацеплении с пальцем кривошипа 4, осуществляет передачу вращения на шестерни ведомого вала. Остальные втулки вращаются свободно.
В механизме автоматического переключения передач могут быть использованы одна и более планшайб.
Технический результат использования изобретения заключается в автоматизации изменения передаточного отношения от двигателя к исполнительному механизму, увеличении передаваемой мощности и расширении диапазона регулирования передаточного числа.
Устройство может быть изготовлено на стандартном оборудовании в условиях производства.
Класс F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них
Класс F16H59/02 устройства переключения
Класс F16H3/00 Зубчатые передачи с переменной скоростью или с реверсированием