жидкостный ракетный двигатель
Классы МПК: | F02K9/56 управление F02K9/80 отличающиеся управлением величиной и направлением тяги |
Автор(ы): | Вовчаренко Константин Иванович (RU), Гольба Анатолий Викторович (RU), Ефимочкин Александр Фролович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро химавтоматики" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-12-07 публикация патента:
20.05.2012 |
Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). ЖРД содержит в своем составе камеру сгорания с размещенным на головке последней подшипником, имеющим подвижную и неподвижную сферические опорные поверхности для восприятия тяги и управления вектором тяги посредством качания двигателя, при этом радиус опорной сферической поверхности подшипника выбран из условия выполнения неравенства:
где l - допустимое поперечное смещение конструкции двигателя при его отклонении на угол относительно исходного положения; - требуемый максимальный угол поворота двигателя; - расчетный угол, определяемый как:
Н - конструктивная высота двигателя, определяемая как расстояние от плоскости среза сопла камеры до верхней точки сферической поверхности опорного узла;
R - радиус сферической поверхности опорного узла;
r - размер, характеризующий расположение критичного элемента конструкции камеры, с точки зрения обеспечения зазоров, от ее продольной оси. Изобретение обеспечивает уменьшить радиальное смещение критичных элементов двигателя при его отклонении. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. ЖРД, содержащий в своем составе камеру сгорания с размещенным на головке последней подшипником, имеющим подвижную и неподвижную сферические опорные поверхности для восприятия тяги и управления вектором тяги посредством качания двигателя, отличающийся тем, что радиус опорной сферической поверхности подшипника выбран из условия выполнения неравенства
где l - допустимое поперечное смещение конструкции двигателя при его отклонении на угол относительно исходного положения;
- требуемый максимальный угол поворота двигателя;
- расчетный угол, определяемый как
Н - конструктивная высота двигателя, определяемая как расстояние от плоскости среза сопла камеры до верхней точки сферической поверхности опорного узла;
R - радиус сферической поверхности опорного узла;
r - размер, характеризующий расположение критичного элемента конструкции камеры, с точки зрения обеспечения зазоров, от ее продольной оси.
2. ЖРД по п.1, отличающийся тем, что подшипник имеет в зазоре между подвижной и неподвижной сферическими поверхностями полость, сообщенную с трубопроводом подачи под давлением газа или жидкости, например компонента топлива.
3. ЖРД по п.1, отличающийся тем, что в зазор между подвижной и неподвижной сферическими поверхностями вмонтирован сепаратор с шариками.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Большинство современных ЖРД осуществляет функцию управления ракетным блоком по тангажу и рысканью путем отклонения двигателя (или камеры двигателя) по осям, перпендикулярным оси ракетного блока.
Известны ЖРД с узлом подвески, который устанавливается на головке камеры и представляет собой сферический подшипник, использующий для уменьшения трения антифрикционное покрытие, позволяющий качать двигатель во всех плоскостях. Так спроектированы ЖРД RL10A3-3, F-1, LRBA (см. «Иностранные авиационные и ракетные двигатели». ЦИАМ, 1971 г.).
При этом радиус сферической части подшипника выбирается из соображений ограничений удельной нагрузки на поверхности сферы и крутящего момента, необходимого для преодоления силы трения, но всегда ограничен так, что центр вращения (ось поворота) размещается в габаритах узла подвеса, т.е. выше головки камеры.
Так спроектирован ЖРД США J-2 (см. «Иностранные авиационные и ракетные двигатели». ЦИАМ. 1967 г.) - прототип.
Недостатком прототипа с вышеупомянутым сферическим узлом подвеса является большое радиальное смещение при отклонении (качании) двигателя (камеры) в нижней части конструкции (в основном среза сопла камеры) из-за большего удаления этой части конструкции от центра вращения оси камеры, что во многих случаях, например, при размещении нескольких двигателей в одном отсеке ракеты с ограниченным поперечным габаритом, затрудняет выполнение компоновки двигательной установки с соблюдением всех требований по обеспечению гарантированных зазоров между качающимися элементами двух рядом расположенных двигателей, а также двигателя и неподвижными элементами отсека.
Сказанное поясняется с помощью фиг.1, где приняты следующие обозначения:
1 - ось ракетного блока;
2 - ось двигателей (камер сгорания);
3 - контур конструктивных элементов двигателя, максимально удаленных от оси двигателя (критичных элементов конструкции двигателя);
4 - контур конструктивных элементов ракетного блока, максимально приближенных к конструктивным элементам двигателей (критичных элементов конструкции ракеты);
а - зазор между критичными элементами конструкции двигателя и конструкции ракеты (указанный зазор изменяется в диапазоне от максимального до минимального уровней в процессе качания двигателей в поворотных узлах подвеса);
б - зазор между критичными элементами конструкции двух рядом расположенных двигателей (указанный зазор также изменяется в процессе качания двигателей за счет радиальных перемещений этих элементов).
Целью предлагаемого изобретения является разработка конструкции ЖРД, которая позволяет уменьшить или даже свести к нулю радиальное смещение критичных элементов конструкции двигателя (камеры) при его отклонении. Поставленная цель достигается тем, что ЖРД, состоящий в своем составе камеру с размещенным на головке последней подшипником, имеющим подвижную и неподвижную сферические опорные поверхности для восприятия тяги и управления вектором тяги посредством качания двигателя, согласно предлагаемому изобретению радиус опорной сферической поверхности подшипника выбран из условия выполнения неравенства:
где
l - допустимое поперечное смещение конструкции нижней части двигателя (камеры) при его отклонении на угол относительно исходного положения;
- требуемый максимальный угол поворота двигателя (камеры);
- расчетный угол, определяемый как:
Н - конструктивная высота двигателя, определяемая как расстояние от плоскости среза сопла камеры до верхней точки сферической поверхности опорного узла;
R - расчетный радиус сферической поверхности опорного узла;
r - размер, характеризующий расположение критичного элемента конструкции камеры (с точки зрения обеспечения зазоров) от ее продольной оси.
Геометрические обозначения и сущность изобретения пояснены на фиг.1, где приняты следующие дополнительные обозначения:
5 - камера двигателя;
6 - сферическая опора (подвижная);
7 - сферическая опора (неподвижная);
8 - рама;
9 - рулевые приводы (два привода во второй плоскости качания не показаны);
10, 10' - продольная ось камеры в исходном и отклоненном положении соответственно;
11, 11' - конструктивный элемент, максимально удаленный в поперечном направлении от продольной оси камеры (критичный элемент) в исходном и отклоненном положении соответственно;
Ц.В. - центр вращения.
Конструкция работает следующим образом. На раме 8 ракетного отсека жестко крепится опора 7, внутренняя поверхность которой выполнена с радиусом кривизны R, подбираемым из условия максимально допустимого отклонения среза сопла при качании двигателя. Ответная деталь опора 6, имеющая наружный сферический профиль, эквидистантный профилю вышеупомянутой детали, крепится к головке камеры двигателя. К кронштейнам камеры 5 пристыкованы рулевые приводы, представляющие собой гидравлические цилиндры, которые перемещают камеру (двигатель), обеспечивая качание (отклонение) двигателя в любой плоскости.
Рулевые приводы выполняют также функцию удержания двигателя после сборки его совместно с рамой 8 и опорой 7. Они же воспринимают и «обратную тягу», которая возникает после выключения двигателя.
До запуска двигатель удерживается в исходном положении рулевыми приводами. После запуска тяга двигателя прижимает его подвижной сферической опорой 6 к неподвижной сферической опоре 7.
Эта сферическая пара представляет собой своеобразный подшипник, по которому перемещается головка камеры при работе рулевых машин.
Для уменьшения трения в сферической паре возможны различные конструкторские решения:
- размещение между ними в сепараторе множества шариков;
- нанесение на детали сферической пары антифрикционного покрытия (например, «Афтала»);
- организацией в зазоре подшипника между подвижной и неподвижной сферическими поверхностями полости, сообщенной с трубопроводом подачи под давлением газа или жидкости, например, компонента топлива.
Выбор указанным способом радиуса 6 сферической части опорного узла гарантирует, что при отклонении камеры (двигателя) на угол будет соблюдено следующее условие: поперечное смещение конструкции двигателя не будет превышать допустимое l. В предельном, случае например, если критичным компоновочным элементом является выходная часть сопла, то уменьшать l можно вплоть до нуля, выбирая R=H, т.е. размещая геометрический центр качания камеры в плоскости среза сопла.
Класс F02K9/80 отличающиеся управлением величиной и направлением тяги